ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3185/2017 от 18.12.2017 Центрального районного суда г.Тулы (Тульская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 декабря 2017 года г. Тула

Центральный районный суд г. Тулы в составе:

Председательствующего судьи Жигулиной М.А.,

при секретаре Ломакиной А.А.,

с участием административного истца Ходыревой Ю.В., представителя административного истца по доверенности Руденского А.Б., представителя административного ответчика администрации г. Тулы по доверенности Русаева Е.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-3185/17 по административному иску Ходыревой Ю.В., действующей также в интересах несовершеннолетнего ФИО1 к администрации г. Тулы о признании незаконным постановления об отказе в признании молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий, возложении обязанности в целях устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и его несовершеннолетнего ребенка, принять решение о признании молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий,

у с т а н о в и л:

Ходырева Ю.В., действующая также в интересах несовершеннолетнего ФИО1, обратились в суд с административным иском, впоследствии дополненным, к администрации г. Тулы о признании незаконным постановления об отказе в признании молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий, обязании признать молодую семью нуждающейся в улучшении жилищных условий.

В обоснование административного иска указала, что ее молодая семья состоит из двух человек: истицы и ее сына ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Они с сыном на основании договора найма жилого помещения временно занимают комнату площадью 8,3 кв.м в <адрес> по <адрес>, там же временно зарегистрированы по месту пребывания. Других жилых помещений в собственности и пользовании не имеют.

Оспариваемым постановлением от 11.09.2017 года ей было отказано в признании ее семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий, по основаниям, предусмотренным п. 2 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса РФ (представлены документы, которые не подтверждают права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях). Устно ей также было разъяснено, что причиной отказа явилось отсутствие у нее постоянной регистрации по месту жительства.

Полагает, что данный отказ нарушает ее жилищные права, поскольку регистрация или отсутствие таковой как административный акт не может являться основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан.

Просила признать незаконным постановление администрации г. Тулы от 11.09.2017 года об отказе в признании молодой семьи Ходыревой Ю.В. нуждающейся в улучшении жилищных условий и обязать административного ответчика в целях устранения допущенных прав и законных интересов административного истца принять решение о признании ее молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий.

В судебном заседании:

административный истец Ходырева Ю.В., действующая также в интересах несовершеннолетнего ФИО1, ее представитель по доверенности Руденский А.Б., административный иск поддержали по приведенным в нем основаниям, просили удовлетворить.

Представитель административного ответчика Администрации г. Тулы по доверенности Русаев Е.Ю. административный иск не признал, просил отказать в удовлетворении исковых требований. В обоснование возражений указал, что полномочия администрации г. Тулы в части порядка признания молодых семей нуждающимися в улучшении жилищных условий определены административным регламентом предоставления муниципальной услуги «Признание молодых семей участниками подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в муниципальном образовании город Тула» муниципальной программы муниципального образования город Тула «Развитие физической культуры, спорта и повышение эффективности реализации молодежной политики», утвержденным постановлением администрации г. Тулы №1066 от 24.04.2012 года.

Пункт 3 данного регламента критерии отнесения молодой семьи к категории лиц, на которых распространяется действие указанной программы, и отвечающим ее требованиям.

Одним из признаков молодой семьи, на которую может распространять действие указанной программы является ее постоянное проживание в Тульской области.

На момент обращения Ходыревой Ю.В. с заявлением о признании ее молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий с целью включения в указанную программу, данных о постоянной регистрации по месту жительства в отношении Ходыревой Ю.В. не имелось, иных документов, подтверждающих ее постоянное проживание на территории Тульской области, представлено не было, что и послужило основанием для отказа в удовлетворении заявления.

Считает отказ обоснованным и отвечающим требованиям закона и подзаконных нормативных актов, регламентирующих вопросы признания молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Выслушав стороны, исследовав письменные доказательства, допросив свидетелей ФИО2, ФИО3, суд приходит к следующему.

Статья ст. 7 Конституции Российской Федерации, провозглашает, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливаются гарантии социальной защиты со стороны государства (ч.1 ст. 38 Конституции Российской Федерации).

В частности, одним из основных начал жилищного законодательства определена необходимость обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами прав на жилище, беспрепятственного осуществления, вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (ч. 1 ст. 1 Жилищного кодекса РФ).

Часть 2 ст. 40 Конституции РФ определяет, что органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

В целях реализации данной конституционной обязанности Постановлением Правительства Российской Федерации 17.12.2010 года №1050 была утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2011-2015 годы. В ее состав включена подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей», приложением № 3 которой являются Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования. В соответствии с названными правилами организационные мероприятия по реализации данной программы на муниципальном уровне предусматривают: формирование списков молодых семей для участия в подпрограмме.

Постановление Правительства РФ от 17.12.2010 года № 1050 (в ред. от 20.05.2017 года) «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2015 - 2020 годы» предусматривает, что социальная выплата будет предоставляться органом местного самоуправления, принявшим решение об участии молодой семьи в подпрограмме, за счет средств местного бюджета, предусмотренных на реализацию мероприятий подпрограммы, в том числе за счет субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации, в соответствии с Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, приведенными в приложении № 4 к подпрограмме.

Органами местного самоуправления будет осуществляться предоставление социальных выплат молодым семьям в соответствии с Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, приведенными в приложении № 4 к подпрограмме.

В Правилах под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1.03.2005 года, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1.03.2005 года по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (пункт 7).

Постановлением правительства Тульской области от 19.11.2013 года №660 «Об утверждении государственной программы Тульской области «Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения Тульской области» предусмотрено, что данная программа направлена на реализацию в Тульской области подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 года № 1050.

Кроме того, Постановлением администрации г. Тулы от 01.12.2015 года №6043 в свою очередь утверждена муниципальная программа муниципального образования город Тула «Развитие физической культуры, спорта и повышение эффективности реализации молодежной политики» в рамках которой - Подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей в муниципальном образовании город Тула», целью которой является поддержка в решении жилищной проблемы молодых семей, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий. Финансирование программы осуществляется за счет денежных средств федерального, регионального и местного бюджетов.

Задачей данной подпрограммы является предоставление молодым семьям -участникам подпрограммы социальных выплат на приобретение жилья экономкласса или строительство жилого дома экономкласса.

Период реализации программы и подпрограммы установлен с 2016 по 2020 годы.

Постановлением администрации г. Тулы от 18.03.2010 года № 903 (ред. от 07.08.2017 года) «Об утверждении Положения об организации работы по реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в муниципальном образовании город Тула» муниципальной программы муниципального образования город Тула «Развитие физической культуры, спорта и повышение эффективности реализации молодежной политики» определено, что участницей Подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного и более детей, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из 1 молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и 1 или более детей, соответствующая следующим условиям: а) возраст каждого из супругов либо 1 родителя в неполной семье не превышает 35 лет; б) молодая семья признана нуждающейся в улучшении жилищных условий; в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты. (п. 1.2 Положения).

В соответствии с п. 2.1. названного Положения применительно к Положению под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются: молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года; другие молодые семьи, признанные администрацией города Тулы по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 1.03.2005 года по основаниям, которые установлены ст. 51 Жилищного кодекса РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

К заявлению о признании нуждающейся молодой семьи в соответствии с требованиями п. 2.7 указанного Положения прилагаются следующие документы:

1) документы, подтверждающие состав семьи;

2) выписка из домовой книги и копия лицевого счета по месту жительства;

3) документы, подтверждающие право пользования жилым помещением, занимаемым членами молодой семьи (договор либо иной документ, подтверждающий право пользования жилым помещением);

4) выписка из Единого государственного реестра недвижимости об общедоступных сведениях о зарегистрированных правах на объект недвижимости;

5) справка из органа, осуществляющего государственный технический учет и техническую инвентаризацию объектов градостроительной деятельности, о наличии (отсутствии) у членов молодой семьи жилого помещения на территории Тульской области;

6) справка из органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о наличии (отсутствии) у членов молодой семьи жилого помещения.

Документы, указанные в пунктах 4 - 6, запрашиваются комитетом имущественных и земельных отношений администрации города Тулы в рамках межведомственного взаимодействия.

В соответствии с п. 2.8. Положения по результатам рассмотрения представленных документов комиссией по жилищным вопросам принимается решение о признании или отказе в признании молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий или необходимости проверки представленных сведений (получения информации от иных органов и организаций). В случае необходимости дополнительной проверки документов решение комиссии откладывается до получения необходимой информации, о чем заявитель информируется в течение 3 рабочих дней.

Отказ в признании молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий допускается в случае (п. 2.14), если:

- не представлены в полном объеме предусмотренные в пункте 2.3 настоящего Положения документы;

- представлены недостоверные документы и сведения;

- ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе, за исключением случаев, если отсутствие таких запрашиваемых документа или информации в распоряжении таких органов или организаций подтверждает право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;

- представлены документы, которые не содержат оснований для признания молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий;

- не истек предусмотренный ст. 53 Жилищного кодекса РФ срок;

- молодая семья не соответствует требованиям, указанным в п. 1.2 настоящего Положения;

- ранее реализовано право на улучшение жилищных условий с использованием социальных выплат (субсидий) или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета, бюджета Тульской области, бюджета муниципального образования город Тула.

Решение об отказе в признании молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий должно быть мотивированным и может быть обжаловано в судебном порядке (п. 2.15 Положения).

Порядок признания нуждающимися в улучшении жилищных условий предусмотрен нормами федерального жилищного законодательства. В частности, в соответствии с подп. 1, 2 п. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются, в том числе, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.

В соответствии с протоколом от 25.08.2017 года заседания комиссии по жилищным вопросам при администрации г. Тулы заявление Ходыревой Ю.В. рассматривалось в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в муниципальном образовании город Тула» муниципальной программы муниципального образования город Тула «Развитие физической культуры, спорта и повышение эффективности реализации молодежной политики».

Из материалов дела следует, что Ходыревой Ю.В. при обращении в администрацию г. Тулы с заявлением о признании ее молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий вышеприведенные требования п. 2.7 Положения об организации работы по реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в муниципальном образовании город Тула» муниципальной программы муниципального образования город Тула «Развитие физической культуры, спорта и повышение эффективности реализации молодежной политики» выполнила.

Заявление подано ею 9.08.2017 года в орган, к компетенции которого отнесено разрешение данного вопроса, - Администрацию г. Тулы (п. 2.3 Положения).

Из представленных наряду с заявлением документов следует, что Ходырева (до брака – ФИО) Ю.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеет несовершеннолетнего сына ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Ее брак с ФИО6, заключенный ДД.ММ.ГГГГ, расторгнут решением мирового судьи судебного участка <адрес> от 2.10.2014 года. Запись акта о расторжении брака произведена 16.05.2017 года.

Решением <данные изъяты> от 9.10.2017 года по иску ФИО4, ФИО5 к Ходыревой Ю.В. о признании утратившей и не приобретшей право пользования жилым помещением, снятии с регистрационного учета, исковые требования удовлетворены. Ходырева Ю.В. признана утратившей право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес> и не приобретшей право пользования указанным жилым помещением с момента регистрации в нем по месту жительства ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с договором найма жилого помещения, заключенным между ФИО2 и Ходыревой Ю.В. ДД.ММ.ГГГГ нанимателю Ходыревой Ю.В. и члену ее семьи сыну ФИО1 собственником жилого помещения – <адрес>ФИО2 предоставлено жилое помещение – комната площадью 8,3 кв.м ( на поэтажном плане) на срок 5 лет (до 29.06.2021 года).

Ходырева Ю.В. и ее сын ФИО1 зарегистрированы в указанном жилом помещении по месту пребывания на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что следует из свидетельств и от ДД.ММ.ГГГГ, выданных федеральной миграционной службой.

Согласно данным из Единого реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по состоянию на июль 2017 года отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на недвижимое имущество за Ходыревой Ю.В., несовершеннолетним ФИО1

В соответствии со справкой ФГУП «РОСТЕХИНВЕНТАРИЗАЦИЯ – Федеральное БТИ» в архивах учреждения по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ также отсутствуют сведения о недвижимом имуществе и зарегистрированных на него правах за Ходыревой Ю.В.

В соответствии с оспариваемым решением администрации г. Тулы (постановлением от 11.09.2017 года) принятым по результатам рассмотрения 25.08.2017 года комиссией по жилищным вопросам при администрации г. Тулы заявления Ходыревой Ю.В. и приложенных к нему документов, заявителю отказано в признании ее молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий на основании п. 2 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса РФ, поскольку представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся.

Порядок рассмотрения заявления Ходыревой Ю.В. и срок принятия решения по нему, предусмотренный п. 2.13 Положения) административным ответчиком соблюдены.

Между тем, как следует из объяснений представителя административного ответчика, Ходыревой Ю.В. отказано в связи с тем, что представленные ею документы не содержат сведений о месте ее постоянного проживания (постоянной регистрации по месту жительства). По мнению административного ответчика, место постоянного жительства может подтверждаться как актом органа, осуществляющего регистрацию по месту жительства, так и вступившим в законную силу решением суда, установившим конкретный юридический факт постоянного проживания по определенному адресу.

Анализируя доводы сторон, суд принимает во внимание, что в соответствии со ст. 20 Гражданского кодекса РФ (далее ГК РФ) местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей или опекунов.

В силу ст. 2 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации» регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации - государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных настоящим Законом сведений о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания, регистрации граждан Российской Федерации по месту жительства, снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрационный учет граждан Российской Федерации имеет уведомительный характер и отражает факты прибытия гражданина Российской Федерации в место пребывания или место жительства, его нахождения в указанном месте и убытия гражданина Российской Федерации из места пребывания или места жительства.

Согласно ст. 3 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 года № 5242-1 граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан; регистрация, в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства (Постановления от 4.04.1996 года № 9-П и от 2.02.1998 года № 4-П, определения от 13.07.2000 года №185-О и от 6.10.2008 года № 169-О-П).

Конституционной Суд Российской Федерации также неоднократно указывал, что понятие места жительства и связанные с ним права и обязанности гражданина, определяются комплексом норм, закрепленных в Гражданском кодексе РФ, Законе РФ от 25.06.1993 года № 5242-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» и других нормативных актах; место жительства гражданина может быть установлено судом на основе различных юридических фактов, не обязательно связанных с регистрацией его компетентными органами (постановления от 24.11.1995 года № 14-П, от 4.04.1996 года № 9-П, от 15.01.1998 года № 2-П и от 2.02.1998 года №4-П, от 2.06.2011 года № 11-П; определения от 5.10.2000 года № 199-О, от 4.03.2004 года №146-О, от 6.10.2008 года № 619-О-П, от 13.10.2009 года № 1309-О-О, от 17.11.2011 года № 1597-О-О, от 5.06.2012 года № 1059-О и др.).

Из положений приведенных норм следует, что регистрация не определяет понятия «место жительства», и не является обязательным признаком постоянного проживания в определенном месте.

Согласно Правилам регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 года № 713, местом жительства является место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), социального найма либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда). Местом пребывания является место, где гражданин временно проживает - гостиница, санаторий дом отдыха, пансионат, кемпинг, больница и другое, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина.

Таким образом, федеральное законодательство не предусматривает в качестве условия допуска к участию в программе по обеспечению жильем молодых семей регистрацию граждан по месту пребывания или жительства на территории субъекта РФ, в том числе в течение какого-либо определенного срока.

Иные нормативно-правовые акты, в том числе органов местного самоуправления, принятые по вопросам реализации жилищных прав граждан не могут противоречить федеральному законодательству и законодательству субъектов РФ, принятому по вопросам жилищного правового регулирования.

При изложенных обстоятельствах позиция административного ответчика, ставящая возможность признания молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в зависимость от вида регистрации (по месту жительства, по месту пребывания) и срока такой регистрации не соответствует ч. 2 ст. 3 Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» и нарушает права административного истца и ее сына при реализации жилищных прав, обеспечиваемых подпрограммой «Обеспечение жильем молодых семей в муниципальном образовании город Тула» муниципальной программы муниципального образования город Тула «Развитие физической культуры, спорта и повышение эффективности реализации молодежной политики», а именно – права на включение в число участников названной подпрограммы и получения субсидии.

Из представленных заявителем в Администрацию г. Тулы заявления и документов, следует, что своим местом жительства с июня 2016 года заявитель избрал <адрес>у). Документами, содержащими сведения, опровергающие данное обстоятельство, и с очевидностью свидетельствующими о том, что данный адрес местом постоянного жительства истца и ее сына не является, администрация г. Тулы на момент принятия оспариваемого решения не располагала.

Из решения <данные изъяты> от 9.10.2013 года, представленного в администрацию г. Тулы следует, что суд пришел к выводу, что Ходырева Ю.В. с июля 2008 года по октябрь 2013 года фактически проживала по месту жительства своего мужа (<адрес>), где также проживл и был зарегистрирован их сын ФИО1 Органом местного самоуправления данное обстоятельство во внимание не принято.

При наличии сведений о расторжении брака Ходыревой Ю.В. Администрацией г.Тулы не учтены положения ст.ст. 24, 54, 55, 60 Семейного кодекса РФ, и не проверен факт наличия (отсутствия) судебного постановления либо соглашения родителей об определении места жительства несовершеннолетнего ребенка, отцом которого является бывший супруг Ходыревой Ю.В. – ФИО6

Сведений о том, что Ходырева Ю.В. проживала или имела регистрацию за пределами Тульской области, представленные ею в Администрацию г. Тулы документы не содержат.

При таких обстоятельствах вывод о том, что Ходыревой Ю.В. представлены документы, которые не подтверждают ее право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, является необоснованным.

Из указанных документов, напротив следует, что у Ходыревой Ю.В. неполная молодая семья, состоящая из 1 молодого родителя, не достигшего 35 лет, являющегося гражданином Российской Федерации, и 1 несовершеннолетнего ребенка, местом жительства которой назван г. Тула. Члены данной семьи не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.

В ходе рассмотрения настоящего административного спора, судом также установлено, что Ходырева Ю.В. с июля 2008 года по 2014 год фактически проживала по месту жительства своего супруга ФИО6 (<адрес>), где регистрации по месту пребывания или жительства не имела. В указанный период место ее регистрации неоднократно изменялось в пределах <адрес>, что следует из решения <данные изъяты> от 9.10.2013 года, отметок о регистрационном учете в паспорте Ходыревой Ю.В.

С января 2013 года жилое помещение по месту фактического проживания Ходыревой Ю.В., ее несовершеннолетнего сына ФИО1 и бывшего супруга ФИО6 принадлежит ФИО7, ФИО8 на основании решения <данные изъяты><данные изъяты> от 21.12.2012 года. Доказательство тому, что Ходырева Ю.В., ее сын ФИО1 являются членами семьи указанных собственников не представлено.

Представленными трудовым договором от 16.06.2016 года, заключенным между Ходыревой Ю.В. и <данные изъяты>, трудовой книжкой Ходыревой Ю.В., справкой <данные изъяты> от 7.12.2017 года подтверждается факт работы Ходыревой Ю.В. и обучения ФИО1 в г. Туле с середины 2016 года.

Из объяснений Ходыревой Ю.В., ее представителя Руденского А.Б., показаний свидетелей ФИО2, ФИО3 следует, что с июня 2016 года Ходырева Ю.В. с сыном ФИО1 фактически проживают по адресу: <адрес>, в комнате, предоставленной им на основании вышеупомянутого договора найма жилого помещения от 29.06.2016 года.

Данные обстоятельства свидетельствуют о наличии с середины 2016 года устойчивой связи (в том числе, правовой) Ходыревой Ю.В. и ее несовершеннолетнего сына ФИО1 с местом проживания в г. Тула.

Указанные обстоятельства могли быть проверены и установлены административным ответчиком при применении п. 2.8 Положения об организации работы по реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в муниципальном образовании город Тула» муниципальной программы муниципального образования город Тула «Развитие физической культуры, спорта и повышение эффективности реализации молодежной политики» о дополнительной проверке документов. Вместе с тем таких действий административным ответчиком не совершено.

Доказательств законности и обоснованности принятого решения об отказе в признании молодой семьи Ходыревой Ю.В. нуждающейся в улучшении жилищных условий с целью включения в состав участников подпрограммы «Обеспечение молодых семей в муниципальном образовании г. Тула», его обоснованности и соответствия нормативно-правовым актам, регулирующим спорные правоотношения административным ответчиком вопреки требованиям ст. 62, ч. 11 ст. 226 КАС РФ не представлено.

Оценив представленные доказательств в их совокупности, по правилам ст.ст. 60, 61, 84 КАС РФ, суд находит обращение Ходыревой Ю.В. в орган местного самоуправления по месту своего жительства для постановки на учет в качестве нуждающихся правомерным.

По мнению суда, правовых оснований для отказа в принятии семьи Ходыревой Ю.В. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и признания участником муниципальной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в муниципальном образовании г. Тула» по п. 2 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса РФ с учетом представленных заявителем документов у административного ответчика не имелось.

Вместе с тем, поскольку оценка документов на предмет соблюдения иных условий, предусмотренных законом для признания молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий, в отношении Ходыревой Ю.В. и ее несовершеннолетнего ребенка отнесена к компетенции административного ответчика и им в полном объеме не проведена, суд находит не подлежащим удовлетворению требование административного истца о возложении на администрацию г. Тулы обязанности по принятию решения о признании молодой семьи Ходыревой Ю.В. нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

р е ш и л:

административный иск Ходыревой Ю.В., действующей также в интересах несовершеннолетнего ФИО1, к администрации г. Тулы о признании незаконным постановления об отказе в признании молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий, возложении обязанности в целях устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и его несовершеннолетнего ребенка, принять решение о признании молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий, удовлетворить частично.

Признать незаконным постановление администрации г. Тулы от 11.09.2017 года об отказе в признании молодой семьи Ходыревой Ю.В. нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Возложить на администрацию г. Тулы обязанность рассмотреть заявление о признании молодой семьи Ходыревой Ю.В. нуждающейся в улучшении жилищных условий в установленном законом порядке.

В оставшейся части в удовлетворении исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд города Тулы в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья: