61RS0023-01-2022-004164-91
Дело №2а-3185/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 сентября 2022 года г. Шахты, Ростовской области
Шахтинский городской суд Ростовской области в составе судьи Сухова О.А., при секретаре Ефимовой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС России №12 по Ростовской области к ФИО1 о взыскании задолженности по налогу на имущество за 2020 год и пени, налога на доходы физических лиц,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России №12 по Ростовской области обратилась в Шахтинский городской суд с административным исковым заявлением по следующим основаниям: в соответствии со ст. 400 НК РФ ФИО1 является плательщиком налога на имущество.
На основании ст. 409 НК РФ налоговым органом исчислен налог на имущество за 2020 год в размере 936 руб. по сроку уплаты не позднее 01.12.2021.
Административный ответчик в соответствии с п.2 ст. 228 НК РФ относится к категории налогоплательщиков – физических лиц, которые самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном ст. 225 НК РФ.
02.09.2021 ФИО1 представила налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц (от продажи имущества по адресу: ) за 2020. Общая сумма дохода налогоплательщика, подлежащего налогообложению, составила 315 027 руб. 35 коп., исчисленная сумма налога, подлежащая к уплате в бюджет, - 40 954 руб.
В нарушение п.4 ст. 228 НК РФ налогоплательщиком пропущен срок уплаты налога, а именно: 15.07.2021.
Административному ответчику было направлено налоговое уведомление об уплате налогов за 2020 г. №24561011 от 01.09.2021.
В соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ в порядке досудебного регулирования, административному ответчику направлено требование №29612096 от 13.12.2021 об уплате суммы налога на имущество за 2020. в срок до 14.01.2022, требование №58489 от 16.09.2021 об оплате НДФЛ в срок до 19.10.2021, однако указанные требования в добровольном порядке налогоплательщиком не исполнены.
После истечения установленных в требованиях сроков на основании ст. 48 НК РФ МИФНС №12 по Ростовской области обратилась к мировому судье судебного участка №9 Шахтинского судебного района Ростовской области с заявлением о вынесении судебного приказа.
16.02.2022 по делу №2а-9-200/2022 мировым судьей судебного участка №9 Шахтинского судебного района Ростовской области вынесен судебный приказ, который 03.03.2022 был отменен в связи с поступлением письменных возражений ФИО1 относительно его исполнения.
На основании изложенного, административный истец просил суд взыскать с ФИО1 задолженность по налогу на имущество за 2020 г. в размере 936 руб., пени в размере 3 руб. 04 коп.; по налогу на доходы физических лиц за 2020 г. в сумме 40 954 руб. и пени в сумме 537 руб. 32 коп., а всего на общую сумму 42 430 руб. 56 коп.
Представитель МИФНС России №12 по Ростовской области в судебное заседание не явился, представил ходатайство об уточнении административный исковых требований, просил суд взыскать с ФИО1 задолженность по налогу на имущество за 2020 г. в размере 936 руб., пени в размере 3 руб. 04 коп.; по налогу на доходы физических лиц за 2020 г. в сумме 5 792 руб., а всего в общей сумме 6 731 руб. 04 коп.
Административный ответчик ФИО1 в судебное заседание не явилась, о месте и времени судебного заседания извещена надлежащим образом.
Изучив письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Статьей 57 Конституции Российской Федерации закреплена конституционная обязанность платить законно установленные налоги и сборы.
Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога (пункт 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации).
Исходя из положений пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с пунктом 4 статьи 69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 10 календарных дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
В силу статьи 75 НК РФ исполнение обязанности по уплате налогов и сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки влечет начисление и уплату суммы соответствующих пеней.
В соответствии со статьей 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 НК РФ.
Из материалов дела следует, что на имя ФИО1 с 2016 по 2020 гг. были зарегистрированы объекты недвижимости по адресу: на которые был начислен налог за 2020 год в сумме 936 руб. отраженный в налоговом уведомлении №29612096 от 01.09.2021, с установленным сроком уплаты до 01.12.2021. Однако, налогоплательщик в установленный законодательством срок не исполнил обязанность по уплате налога на имущество физических лиц.
Поскольку налогоплательщиком в установленный срок налог на имущество физических лиц за 2020 г. уплачен не был, в соответствии со ст. 75 НК РФ были начислены пени в размере 3 руб. 04 коп.
В связи с неисполнением обязанности по уплате налога в установленный срок, налоговым органом вынесено требование №80895 от 15.12.2021 об уплате налога на имущество физических лиц и пени, в срок до 18.01.2022.
Согласно пункту 1 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 настоящего Кодекса.
Согласно статье 41 Налогового кодекса Российской Федерации доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая для физических лиц в соответствии с главой 23 "Налог на доходы физических лиц" Кодекса.
Пунктом 1 статьи 207 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 24 Налогового кодекса Российской Федерации налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.
В соответствии со статьей 228 Налогового кодекса Российской Федерации физические лица, получающие другие доходы, при получении которых не был удержан налог налоговыми агентами, самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, и обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию. Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная исходя из налоговой декларации с учетом положений настоящей статьи, уплачивается по месту жительства налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
На основании подпункта 4 пункта 1 статьи 228 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление и уплату налога на доходы физических лиц производят физические лица, получающие другие доходы, при получении которых не был удержан налог налоговыми агентами, за исключением доходов, сведения о которых представлены налоговыми агентами в порядке, установленном пунктом 5 статьи 226 и пунктом 14 статьи 226.1 настоящего Кодекса, - исходя из сумм таких доходов.
Как следует из материалов дела, 02.09.2021 ФИО1 представила в Межрайонную ИФНС России №12 по Ростовской области налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц за 2020 год, в которой был заявлен доход в сумме 315 027 руб. 35 коп. от продажи имущества. Исчисленная сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, составила 40 954 руб.
Налоговый орган, не получив в срок до 15 июля 2021 г. добровольную выплату по налогу на доходы физических лиц, направил требование №58489 от 16.09.2021 об уплате в срок до 19.10.201 налога на доходы физических лиц за 2020 год в размере 40 954 руб. и пени в размере 537 руб. 52 коп.
14.02.2022 на основании заявления МИФНС №12 по Ростовской области мировым судьей судебного участка №9 Шахтинского судебного района Ростовской области был вынесен судебный приказ №2а-9-200/2022 о взыскании с ФИО1 недоимки по уплате налогов и пени, который был отменен 03.03.2022 в связи с поступившими от ФИО1 возражениями относительно его исполнения.
19.07.2022 ФИО1 представлена в МИФНС №12 по Ростовской области уточненная налоговая декларация по форме 3-НДФЛ за 2020 г. с изменением своих налоговых обязательств.
В связи с уточнением налоговых обязательств по НДФЛ за 2020 г., административный истец ставит требование о взыскании с ФИО1 задолженности по налогу на имущество за 2020 г. в размере 936 руб., пени в размере 3 руб. 04 коп.; налогу на доходы физических лиц за 2020 г. в сумме 5 792 руб., а всего в общей сумме 6 731 руб. 04 коп.
Установленные судом обстоятельства свидетельствуют об обоснованности требований административного истца и подлежащих удовлетворению в заявленном размере.
Установлено, что решением Арбитражного суда Ростовской области от 02.12.2020 по делу №А53-31477/20, ФИО1 признана несостоятельной (банкротом) и в отношении нее введена процедура реализации имущества гражданина сроком до 28.04.2021. Финансовым управляющим должника утвержден ФИО5
В ходе рассмотрения настоящего дела финансовым управляющим ФИО1 – ФИО5 было заявлено ходатайство об оставлении требований Межрайонной ИФНС России №12 по Ростовской области без рассмотрения, поскольку все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования, за исключением текущий платежей, указанных в пункте 1 статья 134 настоящего Федерального закона, и требований о признании права собственности, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными ничтожных сделок и о применении последствий их недействительности могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства (ст. 126 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».
Суд отклоняет указанное ходатайство исходя из следующего.
Из положений пунктов 1 и 2 статьи 5 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" следует, что под текущими платежами понимаются, в том числе обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом.
Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов. Кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур, применяемых в деле о банкротстве, не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве.
В данном случае взыскиваемая недоимка по налогам за 2020 год, пени, с учетом даты принятия заявления о признании банкротом ФИО1 – 21.10.2020, относятся к текущим платежам.
Из разъяснений, содержащихся в пункте 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 15.12.2004 N 29 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" следует, что требования налоговых, таможенных и иных органов, в чью компетенцию в силу законодательства входит взимание и взыскание соответствующих сумм платежей, по обязательным платежам, возникшим после принятия заявления о признании должника банкротом и до открытия конкурсного производства, а также по обязательным платежам, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства (текущие платежи), удовлетворяются в установленном законодательством порядке (вне рамок дела о банкротстве).
С учетом положений статьи 5 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", вышеуказанных разъяснений, требования налогового органа о взыскании задолженности, относящейся к текущим платежам, не включенные в реестр требований кредиторов, правомерно заявлены налоговым органом при рассмотрении настоящего административного дела вне рамок дела о банкротстве.
В соответствии с п. 40 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2016 г. N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" в силу части 1 статьи 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
При разрешении коллизий между указанной нормой права и положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации судам необходимо руководствоваться положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации как специального федерального закона, регулирующего отношения, связанные с формированием доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
С учетом бюджетного законодательства уплата государственной пошлины по настоящему делу в размере 400 руб. подлежит в доход местного бюджета.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Взыскать с ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки , ИНН № задолженность по налогу на имущество за 2020 г. в размере 936 руб., пени в размере 3 руб. 04 коп., по налогу на доходы физических лиц за 2020 г. в размере 5 792 руб., а всего - 6 731 руб. 04 коп.
Взыскать с ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки , ИНН № в доход местного бюджета госпошлину в размере 400 руб.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Шахтинский городской суд в течение месяца, начиная с ДД.ММ.ГГГГ.
Судья: