Дело № 2а-3187/2022
УИД: 22RS0068-01-2022-002569-71
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 июня 2022 года г.Барнаул
Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе
председательствующего судьи Васильевой Г.М.,
при секретаре Ширяевой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО2 к ФКУ «Следственный изолятор № 1» УФСИН России по Алтайскому краю, начальнику ФКУ «Следственный изолятор № 1» УФСИН России по Алтайскому краю ФИО1 о признании бездействий незаконными,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратился в суд с административным исковым заявлением, в обоснование которого указал, что ДД.ММ.ГГГГ из следственного изолятора в адрес Конституционного суда Российской Федерации была направлена жалоба № на 19 листах, ДД.ММ.ГГГГ из следственного изолятора в адрес Конституционного суда Российской Федерации была направлена жалоба № на 25 листах, ДД.ММ.ГГГГ из следственного изолятора в адрес Верховного суда Российской Федерации была направлена жалоба № на 11 листах. До даты подачи административного искового заявления (ДД.ММ.ГГГГ) административным истцом не были получены ответы по отправлениям, хотя прошел срок свыше трех месяцев. Административный истец полагает, что администрация следственного изолятора либо не направила либо несвоевременно направила отправления, чем нарушила права административного истца, гарантированные ч.1 ст.21, ч.ч.1 и 2 ст.46, ч.3 ст.50, п. «а» ч.4 ст.125, ст.126 Конституции Российской Федерации, ст.309, ст.314 ГК РФ, ст.126 УПК РФ, п.17 ч.1 ст.17 ФЗ №103. Просит проверить действия (бездействие) административного ответчика на соответствие Конституции РФ, ГК РФ, УПК РФ, ФЗ №103.
На основании изложенного, административный истец просит признать незаконными действия (бездействие) административного ответчика по направлению и (или) ненаправлению, либо бездействие по направлению отправлений.
Судом к участию в деле в качестве административного ответчика привлечен начальник ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Алтайскому краю ФИО1, в качестве заинтересованного лица УФСИН России по Алтайскому краю.
Административный истец ФИО2, участвовавший в судебном заседании посредством видеоконференц-связи, на удовлетворении административных исковых требований настаивал в полном объеме.
Представитель административного ответчика ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Алтайскому краю ФИО5, представитель заинтересованного лица УФСИН России по Алтайскому краю ФИО6 в судебном заседании относительно удовлетворения административных исковых требований возражали.
Административный ответчик начальник ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Алтайскому краю ФИО1 в судебное заседание не явился, извещен надлежаще.
В соответствии с положениями ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), судом определено о рассмотрении административного дела в отсутствие неявившегося участника процесса, извещенного надлежащим образом о проведении судебного заседания.
Выслушав явившихся участников процесса, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
На основании ч.1 ст.19 Конституции Российской Федерации все равны перед законом и судом.
Согласно ч.1, ч.2 ст.46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В силу ч.1 ст.4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии с частью 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление (пункт 1); об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными (пункт 2).
Таким образом, для признания решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями незаконным необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий постановления должностных лиц, их действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
В соответствии с ч.1 ст.219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Учитывая, что административным истцом оспаривается неправомерные действия и бездействия должностных лиц, носящее длящийся характер, процессуальный срок, установленный для защиты прав, административным истцом не пропущен.
Из материалов административного дела усматривается, что приговором Центрального районного суда г.Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ, с учетом апелляционного постановления от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2 осужден по .
В то же время ФИО2 содержится в ФКФИО3-1 УФСИН России по Алтайскому краю с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время в качестве обвиняемого.
Частью 3 ст. 77.1 УИК РФ предусмотрено, что в случаях, предусмотренных частями первой и второй настоящей статьи, осужденные содержатся в следственном изоляторе в порядке, установленном Федеральным законом от 15.07.1995 №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (далее - Федеральный закон «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»), и на условиях отбывания ими наказания в исправительном учреждении, определенном приговором суда.
Порядок и условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации избрана мера пресечения в виде заключения под стражу регулируется Федеральным законом от 15.07.1995 №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (далее также Федеральный закон №103-ФЗ).
Положениями ч.1 ст.15 Федерального закона №103-ФЗ определено, что в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.
Согласно статье 17 Федерального закона №103-ФЗ подозреваемые и обвиняемые имеют право обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами, в том числе в суд, по вопросу о законности и обоснованности их содержания под стражей и нарушения их законных прав и интересов.
Право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления закреплено также Федеральным законом от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Согласно части 1 статьи 74 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации следственные изоляторы выполняют функции исправительных учреждений в отношении осужденных, в частности, в отношении которых приговор суда вступил в законную силу и которые подлежат направлению в исправительные учреждения для отбывания наказания, осужденных, перемещаемых из одного места отбывания наказания в другое, осужденных, оставленных в следственном изоляторе или переведенных в следственный изолятор в порядке, установленном статьей 77.1 настоящего Кодекса.
На основании части 3 статьи 82 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации в исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.
Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 14.10.2005 №189 утверждены Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы (далее – Правила).
Пунктом 91 Правил предусмотрено, что представители администрации ежедневно обходят камеры и принимают от подозреваемых и обвиняемых предложения, заявления и жалобы как в письменном, так и в устном виде. Все поступившие предложения, заявления и жалобы регистрируются в Журнале учета предложений, заявлений и жалоб подозреваемых, обвиняемых и осужденных.
Предложения, заявления и жалобы, адресованные прокурору, в суд или иные органы государственной власти, которые имеют право контроля за местами содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченным по правам человека в субъектах Российской Федерации, уполномоченным по правам ребенка в субъектах Российской Федерации, уполномоченным по защите прав предпринимателей в субъектах Российской Федерации, в Европейский Суд по правам человека, цензуре не подлежат и не позднее следующего за днем подачи предложения, заявления или жалобы рабочего дня направляются адресату в запечатанном пакете (пункт 94 Правил).
Правила документирования и порядок документооборота, обязательные для всех федеральных государственных гражданских служащих, сотрудников, рабочих и служащих уголовно-исполнительной системы, установлены Инструкцией по делопроизводству в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, утвержденной приказом ФСИН России от 10.08.2011 №463 (далее – Инструкция).
В силу пункта 114 Инструкции регистрация отправляемых документов осуществляется службой делопроизводства в журнале учета исходящих документов или в электронной базе данных.
Регистрация отправляемых документов осуществляется в день их подписания (утверждения) или на следующий рабочий день (пункт 116 Инструкции).
В соответствии с пунктом 120 Инструкции обработка документов для отправки почтовой связью осуществляется в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2005 №221 «Об утверждении Правил оказания услуг почтовой связи».
Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2005 года №221 «Об утверждении Правил оказания услуг почтовой связи» утратило силу в связи с утверждением Приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 №234 новых Правил оказания услуг почтовой связи (далее – Правила оказания услуг почтовой связи).
Согласно пункту 10 Правил оказания услуг почтовой связи по совокупности признаков, определяющих порядок и условия приема, обработки, перевозки и доставки (вручения), выделяют простые почтовые отправления (в том числе пересылаемые в форме электронного документа) – принимаемые от отправителя без выдачи ему квитанции и доставляемые (вручаемые) адресату (его уполномоченному представителю) без подтверждения факта получения и регистрируемые (заказные, в том числе пересылаемые в форме электронного документа, обыкновенные, с объявленной ценностью (почтовое отправление, принимаемое с оценкой стоимости вложения, определяемой отправителем) - принимаемые от отправителя с выдачей ему квитанции и вручаемые адресату (его уполномоченному представителю) с его распиской в получении.
В соответствии с пунктом 126 Инструкции простые почтовые отправления передаются в почтовое отделение по реестру (спискам), фиксирующему количество отправленных пакетов.
Из материалов административного дела следует, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ от ФИО2 сотрудником ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Алтайскому краю были приняты жалобы, адресованные в Конституционный суд Российской Федерации на 19 листах, присвоен номер №, и 25 листах, присвоен номер №, соответственно, а ДД.ММ.ГГГГ от ФИО2 сотрудником ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Алтайскому краю была принята жалоба, адресованная в Верховный суд Российской Федерации на 11 листах, присвоен номер №, что подтверждается копией журнала № учета жалоб и заявлений подозреваемых, обвиняемых и осужденных, содержащихся в учреждении (л.д. 15-21).
ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанные жалобы были направлены в Конституционный суд Российской Федерации в и Верховный суд Российской Федерации, что подтверждается копиями реестров на отправку почтовой корреспонденции от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ соответственно.
Оснований не доверять заверенным копиям представленных документов у суда не имеется, объективные данные, свидетельствующие о недостоверных сведениях в журнале учета или реестрах, в материалах дела отсутствуют.
Кроме того, ответом Конституционного Суда Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ на запрос суда подтверждено, что обращения ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ на 19 листах (исх. №) и от ДД.ММ.ГГГГ на 25 листах (исх. №) поступили ДД.ММ.ГГГГ и зарегистрированы за вх. № и №, соответственно. По результатам рассмотрения упомянутых обращений ДД.ММ.ГГГГ Конституционным судом Российской Федерации были приняты определения № и №. Копии указанных определений, а также приложенные к обращениям материалы, были направлены ФИО2ДД.ММ.ГГГГ (трек-№) и ДД.ММ.ГГГГ (трек-№). К ответу на запрос приложены копии определений Конституционного суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ и №, копии списков внутренних почтовых отправлений № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ.
Из ответа АО «Почта России» от ДД.ММ.ГГГГ на запрос суда следует, что:
- почтовое отправление №, принятое ДД.ММ.ГГГГ с адресом: ...., ФИО2, поступило в отделение почтовой связи места вручения ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ вручено по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ уполномоченному представителю ФИО7 (доверенность на хранение в ОПС не передавалась). Информация о вручении отправления ДД.ММ.ГГГГ внесена в программное обеспечение ошибочно. В подтверждение представлена копия накладной №.
- почтовое отправление №, принятое ДД.ММ.ГГГГ с адресом: ...., ФИО2, поступило в отделение почтовой связи места вручения ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ вручено по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ уполномоченному представителю ФИО7 (доверенность на хранение в ОПС не передавалась). Информация о вручении отправления ДД.ММ.ГГГГ внесена в программное обеспечение ошибочно. В подтверждение представлена копия накладной №.
В подтверждение вручения почтовых отправлений с почтовыми идентификаторами №, №ФИО2, представлены копии конвертов с отметками об их вручении ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ соответственно.
Таким образом, имеющимися в материалах дела доказательствами объективно подтверждены факты своевременного направления в Конституционный суд Российской Федерации обращений ФИО2№ на 19 листах, № на 25 листах, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ соответственно.
Кроме того, из ответа Верховного суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ на запрос суда следует, что исходящие номера учреждений, исполняющих наказание, в автоматизированной системе Верховного суда Российской Федерации не регистрируются, в связи с чем предоставить сведения о поступлении обращения ФИО2 за исх. № от ДД.ММ.ГГГГ не представляется возможным.
То обстоятельство, что Верховным судом Российской Федерации не представлено сведений о поступлении жалобы ФИО2 не является основанием для признания действий ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Алтайскому краю по ненаправлению / несвоевременному направлению жалобы административного истца в Верховный суд Российской Федерации незаконными, поскольку невозможность идентификации исходящего номера обращения, присвоенного учреждением, в силу особенностей регистрации входящей корреспонденции в Верховном суде Российской Федерации, не может быть поставлено в вину административному ответчику, исполнившего свою обязанность по направлению жалобы административного истца в установленном законом порядке.
Учитывая изложенное, нарушений в действиях ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по ненаправлению / несвоевременному направлению жалоб административного истца в Конституционный суд Российской Федерации и Верховный суд Российской Федерации не усматривается, административные исковые требования удовлетворению не подлежат.
На основании вышеизложенного, административное исковое заявление ФИО2 о признании действий (бездействий) незаконными удовлетворению не подлежит в полном объёме.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Административный иск ФИО2 оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Г.М. Васильева
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.