ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-318/20 от 15.10.2020 Кировского районного суда (Приморский край)

Дело № 2а-318/2020

25RS0018-01-2020-000895-70

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

пгт. Кировский 15 октября 2020 года.

Кировский районный суд Приморского края в составе:

председательствующего судьи Комова Д.Г.,

при секретаре Трофимец А.Г.,

с участием помощника прокурора Кировского района Приморского края Катановой Е.В.,

представителя административного ответчика – Администрации Кировского муниципального района – Шелкова И.А., действующего по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя административного ответчика – Администрации Кировского городского поселения – Мойсейченко Н.В., действующей по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя административного ответчика–Администрации Горноключевского городского поселения – Шмырина Ф.И., действующего по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Владивостокского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав неопределённого круга лиц – жителей Кировского муниципального района Приморского края к Администрации Кировского муниципального района Приморского края, Администрации Горноключевского городского поселения и Администрации Кировского городского поселения о признании бездействия незаконным и возложении обязанности создания соответствующих требованиям закона мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов, образуемых от частного жилищного фонда населённых пунктов Кировского муниципального района Приморского края,

У С Т А Н О В И Л:

Владивостокский межрайонный природоохранный прокурор обратился в Кировский районный суд с иском в защиту прав неопределённого круга лиц – жителей Кировского муниципального района Приморского края к Администрации Кировского муниципального района Приморского края о признании бездействия незаконным и возложении обязанности создания соответствующих требованиям закона мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов, образуемых от частного жилищного фонда населённых пунктов Кировского муниципального района Приморского края, в котором указал следующее.

Владивостокской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения администрацией Кировского муниципального района Приморского края полномочий в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами.

В ходе проведения указанной проверки было установлено, что на территории Северной технологической зоны, в которую входит муниципальное образование Кировский район, новая система обращения с твёрдыми коммунальными отходами, должна быть введена с ДД.ММ.ГГГГ. Новая система предусматривает, что сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твёрдых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

С ДД.ММ.ГГГГ на территории Приморского края деятельность по оказанию услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами осуществляется региональным оператором краевым государственным унитарным предприятием «Приморский экологический оператор».

На органы местного самоуправления муниципального района возлагаются полномочия по участию в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твёрдых коммунальных отходов (п.п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Эти полномочия отнесены к вопросам местного значения муниципального района.

В ходе осуществления КГУП «ПЭО» с ДД.ММ.ГГГГ полномочий регионального оператора установлено, что в зоне застройки индивидуальными жилыми домами в Кировском муниципальном районе отсутствует организованная система обращения с коммунальными отходами. В ходе проведенной региональным оператором во взаимодействии с администрацией, операторами по обращению с ТКО работы определены места для перспективного создания контейнерных площадок.

Установлено, что в зоне застройки индивидуальными жилыми домами на территории района необходимо создать 54 контейнерных площадки для организации надлежащего обращения с твердыми коммунальными отходами потребителями.

Однако, администрацией Кировского муниципального района Приморского края полномочия по участию в деятельности по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, образуемыми от частного жилищного фонда населённых пунктов муниципального образования, реализованы ненадлежащим образом.

Так, в силу п. 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов и ведения их реестра места (площадки) накопления ТКО создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.

В Приморском крае вопросы накопления ТКО регламентированы Постановлением Администрации Приморского края от 07.11.2017 № 438-па «Об утверждении порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Приморского края».

Учитывая, что Постановлением № 438-па не предусмотрено иное, то создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, образуемых от частного жилищного фонда (в зоне застройки индивидуальными жилыми домами), осуществляется органами местного самоуправления. Исходя из п. 15 Постановления № 438-па технические характеристики мест (площадок) накопления ТКО предполагают наличие покрытия, на которых размещаются контейнеры и бункеры.

На основании п. 9 Правил обращения с ТКО потребитель осуществляют складирование ТКО в местах (площадках) накопления ТКО, определённых договором на оказание услуг по обращению с ТКО, в соответствии со схемой обращения с отходами.

В п. 1 ст. 13.4 Федерального закона № 89-ФЗ предусмотрено, что необходимым условием для складирования ТКО потребителями, является наличие мест (площадок) накопления ТКО, которые должны соответствовать требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства РФ.

В соответствии с поручением Губернатора Приморского края по вопросу организации и оборудованию контейнерных площадок, в том числе с учётом их установки в частном секторе принято решение о выделении денежных средств (дотаций) всем муниципальным образованиям.

Постановлением Правительства Приморского края от 19.03.2020 № 228-пп утверждено распределение дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов муниципальных образований при недостатке собственных доходов местных бюджетов в 2020 году. Кировскому муниципальному району предоставлена дотация в размере 60069,01 тыс. рублей.

По причине отсутствия оборудованных мест (площадок) накопления ТКО выявляются многочисленные факты складирования отходов для их последующего транспортирования на территории, где место погрузки ТКО не предусмотрено, а у регионального оператора отсутствует обязанность транспортирования ТКО в соответствии с периодичностью, установленной санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами в связи с отсутствием контейнерных площадок.

Таким образом, администрацией не обеспечены условия для обращения с ТКО путём создания и содержания мест (площадок) накопления ТКО, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, что препятствует осуществлению региональным оператором своих полномочий указанной сфере.

Следствием этого является создание предпосылок для загрязнения отходами таких компонентов природной среды как земля, почвы.

В адрес главы администрации Кировского муниципального района Владивостокским межрайонным природоохранным прокурором ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении нарушений закона в сфере обращения с отходами производства и потребления, которое рассмотрено ДД.ММ.ГГГГ, вместе с тем меры, направленные на устранение нарушений, не приняты. Из ответа на акт реагирования от ДД.ММ.ГГГГ следовало, что создание контейнерных площадок для сбора ТКО в частном секторе признано невозможным в связи с отсутствием денежных средств.

В силу ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Поскольку бездействие администрации может привести к нарушению права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, безопасные условия проживания, постольку прокурор имеет право на обращение в суд с настоящим заявлением.

С учётом изложенного, Владивостокский межрайонный природоохранный прокурор просил признать незаконным бездействие Администрации Кировского муниципального района, выразившееся в непринятии мер по созданию и содержанию соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов, образуемых от частного жилищного фонда населённых пунктов Кировского муниципального района, а также обязать Администрацию Кировского муниципального района в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу создать соответствующие требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации места (площадки) накопления твёрдых коммунальных отходов, образуемых от частного жилищного фонда населённых пунктов Кировского муниципального района: в сёлах Авдеевка, Антоновка, Архангеловка, Афанасьевка, Большие Ключи, Владимировка, Еленовка, Комаровка, Крыловка, Луговое, Марьяновка, Межгорье, Ольховка, Павло-Федоровка, Подгорное, Преображенка, Родниковый, Руновка, Степановка, Увальное, Уссурка, Хвищанка, Шмаковка, а также пгт. Кировский, кп. Горные Ключи, п. Горный и железнодорожный разъезд Краевский.

Определением Кировского районного суда Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ в силу уточнения исковых требований по заявлению административного истца к участию в деле в качестве административных соответчиков были привлечены Администрация Кировского городского поселения Кировского района Приморского края, а также Администрация Горноключевского городского поселения Кировского района Приморского края.

В этом заявлении, содержащем уточнённые исковые требования, Владивостокский межрайонный природоохранный прокурор просит признать незаконным бездействие Администрации Кировского муниципального района, выразившееся в непринятии мер по созданию и содержанию соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов, образуемых от частного жилищного фонда Горненского, Хвищанского, Крыловского и Руновского сельских поселений и обязать Администрацию Кировского муниципального района в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу создать соответствующие требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации места (площадки) накопления твёрдых коммунальных отходов, образуемых от частного жилищного фонда населённых пунктов Горненского, Хвищанского, Крыловского и Руновского сельских поселений Кировского муниципального района: в п. Горный, в сёлах Хвищанка, Крыловка, Большие Ключи, Владимировка, Марьяновка, Межгорье, Руновка, Антоновка, Афанасьевка, Комаровка, Степановка и железнодорожный разъезд Краевский.

Кроме того, Владивостокский межрайонный природоохранный прокурор просит признать незаконным бездействие Администрации Горноключевского городского поселения, выразившееся в непринятии мер по созданию и содержанию соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов, образуемых от частного жилищного фонда Горноключевского городского поселения и обязать Администрацию Горноключевского городского поселения в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу создать соответствующие требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации места (площадки) накопления твёрдых коммунальных отходов, образуемых от частного жилищного фонда населённых пунктов Горноключевского городского поселения Кировского муниципального района: в курортном посёлке Горные Ключи и в селе Уссурка.

Также Владивостокский межрайонный природоохранный прокурор просит признать незаконным бездействие Администрации Кировского городского поселения, выразившееся в непринятии мер по созданию и содержанию соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов, образуемых от частного жилищного фонда Кировского городского поселения и обязать Администрацию Кировского городского поселения в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу создать соответствующие требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации места (площадки) накопления твёрдых коммунальных отходов, образуемых от частного жилищного фонда населённых пунктов Кировского городского поселения Кировского муниципального района: в пгт. Кировский и в сёлах Авдеевка, Архангеловка, Еленовка, Луговое, Ольховка, Павло-Фёдоровка, Подгорное, Преображенка, Родниковый, Увальное и Шмаковка.

Прокурор Катанова Е.В. в судебном заседании заявленный Владивостокским межрайонным природоохранным прокурором административный иск поддержала, просила его удовлетворить по основаниям, указанным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика – Администрации Кировского муниципального района Приморского края – Шелков И.А. в судебном заседании исковые требования не признал и по существу дал пояснения, аналогичные доводам, изложенным в письменном отзыве на административные исковые требования, из которых следует, что с исковыми требованиями ответчик не согласен, так как у Администрации района большая кредиторская задолженность, у неё нет возможности создать контейнерные площадки.

Представитель административного соответчика – Администрации Кировского городского поселения Приморского края – Мойсейченко Н.В. в судебном заседании исковые требования не признала и по существу дала пояснения, аналогичные доводам, изложенным в письменном отзыве на административные исковые требования, из которых следует, что с административным иском ответчик не согласен, поскольку Администрация Кировского городского поселения разработала схему размещения контейнерных площадок в пгт. Кировский, формируются схемы размещения контейнерных площадок в с. Луговое, с. Родниковый, с. Авдеевка, с. Павло-Фёдоровка, с. Ольховка, с. Увальное, с. Преображенка, с. Еленовка, с. Архангеловка, с. Подгорное и с. Шмаковка. Администрация исполняет полномочия в организации деятельности по накоплению и транспортированию ТКО на территории Кировского городского поселения, при этом каких-либо дотаций на организацию и оборудование контейнерных площадок Администрацией КГП не получено. Однако, в связи с необходимостью выполнения указанных полномочий Администрацией КГП за счёт собственных средств на территории пгт. Кировский организовано 47 контейнерных площадок, о чём направлена информация в КГУП «Приморский экологический оператор» ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ В адрес Министерства ЖКХ Приморского края по СЭД «Практика» ДД.ММ.ГГГГ была направлена информация с обоснованием принятого решения о планируемом размещении мест (площадок) накопления ТКО по 12 населённым пунктам КГП в количестве 60 площадок и размещёнными на них контейнерами в количестве 120 штук.

Поскольку Администрацией Кировского городского поселения ведётся активная работа по организации контейнерных площадок, то в удовлетворении иска следует отказать.

Представитель административного ответчика – Администрации Горноключевского городского поселения Приморского края – Шмырин Ф.И. в судебном заседании исковые требования не признал, просил в их удовлетворении отказать, представил суду письменный отзыв на административное исковое заявление, из которого следует, что согласно Акту проверки от ДД.ММ.ГГГГ, составленному помощником прокурора Кировского района (л.д. 42) следует, что в с. Уссурка имеются места (площадки) накопления твёрдых коммунальных отходов в количестве 10, а в кп. Горные Ключи – в количестве 32. Доказательств отсутствия на территории Горноключевского городского поселения соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов, образуемых от частного жилищного фонда населённых пунктов Горноключевского муниципального образования – в курортном посёлке Горные Ключи и в селе Уссурка в материалах административного дела нет. В данное время на территории Горноключевского городского поселения размещено 70 контейнерных площадок, в том числе 18 контейнерных площадок – по частному сектору.

Представитель заинтересованного лица – Министерства жилищно-коммунального хозяйства и топливных ресурсов Приморского края в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте судебного заседания уведомлён надлежащим образом.

Представитель заинтересованного лица – КГУП «Приморский экологический оператор» в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте судебного заседания уведомлён надлежащим образом, представил в суд письменный отзыв на заявленные административные исковые требования, в котором указал, что недостаточное количество контейнерных площадок, а зачастую и полное их отсутствие в сельских поселениях, увеличивает транспортные расходы операторов по транспортированию ТКО и увеличивают время обслуживания каждого сельского поселения. Кроме того, Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утверждённых постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 г. № 1039, вступили в силу с 01.01.2019 года, а деятельность регионального оператора по обращению с ТКО начата с 01.01.2020, таким образом, у Администрации Кировского муниципального района было достаточно времени для подготовки муниципального района к реформе в области обращения с ТКО и деятельности регионального оператора. Требования административного истца он просит удовлетворить и рассмотреть дело в отсутствие представителя заинтересованного лица.

Рассмотрев материалы административного дела, выслушав пояснения участвующих в судебном заседании лиц, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твёрдых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.

В ст. 7 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определены полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды.

В силу ст. 8 ч. 2 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ (ред. от 07.04.2020 г.) «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с ТКО относятся создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством РФ случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления ТКО и ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО.

Согласно п. 2.1.3 СанПиН 42-128-4690-88 на территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зелёными насаждениями.

Согласно п. 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелёными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта.

Пунктом 6 Порядка накопления твёрдых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Приморского края, утверждённого Постановлением Администрации Приморского края от 07.11.2017 г. № 438-па (ред. от 18.02.2020 г) «Об утверждении порядка накопления твёрдых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Приморского края» организация санитарного содержания земельных участков, на которых располагаются контейнерные площадки, обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления Приморского края в рамках осуществления ими полномочий в области благоустройства в соответствии с положениями Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Пункт 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов и ведения их реестра, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 года № 1039, предусматривают, что места (площадки) накопления твёрдых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.

Согласно пункту 4 Правил обращения с твёрдыми коммунальными отходами, утверждёнными Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 г. № 1156 обращение с твёрдыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твёрдыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, заключённых с потребителями.

Пунктом 10 Правил № 1156, установлено, что в соответствии с условиями договора складирование ТКО осуществляется потребителями следующими способами: а) в контейнеры, расположенные в мусороприёмных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы); б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках; в) в пакеты или другие ёмкости, предоставленные региональным оператором.

В судебном заседании установлено, что на основании п. 22 соглашения об организации деятельности по обращению с твёрдыми коммунальными отходами на территории Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ, заключённого между Департаментом по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края (в настоящее время Министерство) и Краевым государственным унитарным предприятием «Приморский экологический оператор», с ДД.ММ.ГГГГ на территории Приморского края деятельность по оказанию услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами осуществляется региональным оператором.

Из материалов дела следует, что в зоне застройки индивидуальными жилыми домами на территории Кировского района необходимо создать 54 контейнерных площадки для организации надлежащего обращения с ТКО потребителями.

Однако Администрацией Кировского муниципального района не обеспечены условия для обращения с твёрдыми коммунальными отходами, не созданы контейнерные площадки, соответствующие требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

Из письменного отзыва представителя административного ответчика следует, что Администрация Кировского муниципального района не располагает финансовыми средствами для создания контейнерных площадок, так как есть кредиторская задолженность.

При этом, администрация Кировского муниципального района обращалась с просьбой оказать дополнительную финансовую помощь району для строительства контейнерных площадок к Председателю Правительства Приморского края, а также к министру финансов Приморского края, что подтверждается материалами дела.

Вместе с тем, Постановлением Правительства Приморского края от 19.03.2020 г. № 228-пп «Об утверждении распределения дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов муниципальных образований Приморского края в целях финансового обеспечения исполнения расходных обязательств муниципальных образований при недостатке собственных доходов местных бюджетов в 2020 году» утверждено распределение дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов муниципальных образований при недостатке собственных доходов местных бюджетов в 2020 году.

Согласно указанному распределению в Кировский муниципальный район в связи с превышением расчётного объёма первоочередных расходов в объёме плановых доходов бюджетов муниципальных образований выделено 60069,01 тысяч рублей.

Из материалов дела следует, что в целях более эффективного взаимодействия с муниципалитетами, региональный оператор подготовил предложения по строительству 4 типов контейнерных площадок, отвечающих всем правилам и нормам эксплуатации, прошедших государственную экспертизу сметной стоимости и направил в муниципалитеты Приморского края.

При этом, непосредственно контейнеры предоставляет региональный оператор и устанавливаются они, в первую очередь, на вновь возводимые контейнерные площадки частного сектора.

Суд учитывает то, что Правила обустройства мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов и ведения их реестра, утверждённые постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 г. № 1039, вступили в силу с 01.01.2019 года, а деятельность регионального оператора по обращению с ТКО начата с ДД.ММ.ГГГГ, таким образом, у Администрации Кировского муниципального района имелось время для подготовки муниципального района к реформе в области обращения с ТКО и деятельности регионального оператора.

В связи с чем, суд приходит к выводу, что административные исковые требования Владивостокского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределённого круга лиц – жителей Кировского муниципального района Приморского края к Администрации Кировского муниципального района о признании бездействия незаконным и возложении обязанности создания соответствующих требованиям закона мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов, образуемых от частного жилищного фонда населённых пунктов Горненского, Хвищанского, Крыловского и Руновского муниципальных образований Кировского района Приморского края, – подлежат удовлетворению.

Поэтому на Администрацию Кировского муниципального района Приморского края следует возложить указанную обязанность и в виду необходимости изыскания для этого необходимых денежных средств, следует установить срок для выполнения этой обязанности. Суд считает разумным сроком установить дату ДД.ММ.ГГГГ с учётом времени, необходимого для утверждения бюджетов Кировского муниципального района и Приморского края.

Кроме того, в соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 7 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» организация сбора, вывоза бытовых отходов и мусора, организация мероприятий по охране окружающей среды в границах поселения отнесены к вопросам местного значения поселения.

В судебном заседании также установлено, что Администрация Кировского городского поселения исполняет полномочия в организации деятельности по накоплению и транспортированию твёрдых коммунальных отходов на территории Кировского городского поселения, а Администрация Горноключевского городского поселения такие полномочия исполняет на территории Горноключевского городского поселения.

Из представленных Администрацией Кировского городского поселения документов следует, что Администрация Кировского городского поселения дотации на организацию и оборудование контейнерных площадок, в том числе с учётом их установки в частном секторе не получала. При этом, за счёт средств бюджета Кировского городского поселения на территории п. Кировский Администрацией Кировского городского поселения организовано 47 контейнерных площадок и установлено на них 49 контейнеров.

В то же время Администрацией Кировского городского поселения ещё планируется разместить по 12 населённым пунктам Кировского городского поселения места (площадки) накопления ТКО в количестве 60 штук с размещёнными на них контейнерами в количестве 120 штук. Указанная информация была доведена до сведения Министерства жилищно-коммунального хозяйства Приморского края и регионального оператора КГУП «Приморский экологический оператор», что подтверждается представленными копиями писем в их адреса.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что на сегодняшний день не во всех населённых пунктах, входящих в Кировское городское поселение, имеются места (площадки) накопления твёрдых коммунальных отходов, которые образуются от частного жилищного фонда населённых пунктов, соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что административные исковые требования Владивостокского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав неопределённого круга лиц – жителей Кировского муниципального района к Администрации Кировского городского поселения о признании бездействия незаконным и возложении обязанности создания соответствующих требованиям закона мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов, образуемых от частного жилищного фонда населённых пунктов Кировского городского поселения, – следует удовлетворить.

Поэтому на Администрацию Кировского городского поселения Приморского края следует возложить указанную обязанность и в виду необходимости изыскания для этого необходимых денежных средств, следует установить срок для выполнения этой обязанности. Суд считает разумным сроком установить дату ДД.ММ.ГГГГ с учётом времени, необходимого для утверждения бюджетов соответствующих уровней.

Обсуждая административные исковые требования Владивостокского межрайонного природоохранного прокурора к Администрации Горноключевского городского поселения о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по созданию и содержанию соответствующих требованиям закона мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов, образуемых от частного жилищного фонда населённых пунктов Горноключевского городского поселения, суд приходит к выводу о том, что основания для удовлетворения иска в данной части отсутствуют, так как в судебном заседании установлено, что в настоящее время на территории Горноключевского городского поселения размещено 70 контейнерных площадок, в том числе 18 контейнерных площадок, предназначенных для по частного сектора. Согласно Акту проверки от ДД.ММ.ГГГГ, составленному помощником прокурора Кировского района (л.д. 42) следует, что в с. Уссурка имеются места (площадки) накопления твёрдых коммунальных отходов в количестве 10, а в кп. Горные Ключи имеются такие места (площадки) в количестве 32. Других населённых пунктов в этом поселении нет.

Поэтому в удовлетворении исковых требований к Администрации Горноключевского городского поселения следует отказать.

Также суд учитывает то, что административный истец и административные ответчики по данному административному делу освобождены от уплаты государственной пошлины.

Согласно части 3 статьи 114 КАС РФ судебные расходы, понесённые судом в связи с рассмотрением административного дела, в случае, если обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, возмещаются за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 180, ст. 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административные исковые требования Владивостокского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав неопределённого круга лиц – жителей Кировского муниципального района Приморского края к Администрации Кировского муниципального района Приморского края, Администрации Горноключевского городского поселения и Администрации Кировского городского поселения о признании бездействия незаконным и возложении обязанности создания соответствующих требованиям закона мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов, образуемых от частного жилищного фонда населённых пунктов Кировского муниципального района Приморского края, – удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие Администрации Кировского муниципального района Приморского края, выразившееся в непринятии мер по созданию и содержанию соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов, образуемых от частного жилищного фонда населённых пунктов Горненского, Хвищанского, Крыловского и Руновского муниципальных образований Кировского муниципального района.

Обязать Администрацию Кировского муниципального района Приморского края в срок до ДД.ММ.ГГГГ создать соответствующие требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации места (площадки) накопления твёрдых коммунальных отходов, образуемых от частного жилищного фонда населённых пунктов Горненского, Хвищанского, Крыловского и Руновского сельских поселений Кировского муниципального района: в посёлке Горный, в сёлах Хвищанка, Крыловка, Большие Ключи, Владимировка, Марьяновка, Межгорье, Руновка, Антоновка, Афанасьевка, Комаровка, Степановка и железнодорожном разъезде Краевский.

Признать незаконным бездействие Администрации Кировского городского поселения Приморского края, выразившееся в непринятии мер по созданию и содержанию соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов, образуемых от частного жилищного фонда населённых пунктов Кировского городского поселения.

Обязать Администрацию Кировского городского поселения Приморского края в срок до ДД.ММ.ГГГГ создать соответствующие требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации места (площадки) накопления твёрдых коммунальных отходов, образуемых от частного жилищного фонда населённых пунктов Кировского городского поселения Кировского муниципального района: в посёлке Кировский и в сёлах Авдеевка, Архангеловка, Еленовка, Луговое, Ольховка, Павло-Фёдоровка, Подгорное, Преображенка, Родниковый, Увальное и Шмаковка.

В удовлетворении административных исковых требований Владивостокского межрайонного природоохранного прокурора к Администрации Горноключевского городского поселения Приморского края о признании бездействия незаконным и возложении обязанности создания соответствующих требованиям закона мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов, образуемых от частного жилищного фонда населённых пунктов Горноключевского городского поселения, и возложении обязанности создания соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов, образуемых от частного жилищного фонда населённых пунктов Горноключевского городского поселения Кировского муниципального района: в посёлке Горные Ключи и селе Уссурка – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд через Кировский районный суд в течение месяца со дня составления решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение суда составлено 20 октября 2020 года.

Председательствующий: Д.Г. Комов