РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УИД 25GV0001-01-2020-000456-11
Владивостокский гарнизонный военный суд в составе председательствующего судьи Француза В.Г., при секретаре судебного заседания Коршуновой В.А., с участием административного истца и представителя руководителя ВСУ СК России по ТОФ ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску военнослужащего ВСУ СК России по ТОФ ФИО2 об оспаривании приказов врио руководителя ВСУ СК России по ТОФ от 29 сентября 2020 года № 434-к о снижении размера премии и от 21 октября 2020 года № 483-к о привлечении к дисциплинарной ответственности,
установил:
ФИО2 обратился в военный суд с административным иском, в котором просил признать незаконными приказы врио руководителя ВСУ СК России по ТОФ от 29 сентября 2020 года № 434-к и от 21 октября 2020 года № 483-к о привлечении к дисциплинарной ответственности.
В обоснование своих требований административный истец указал, что приказом врио руководителя ВСУ СК России по ТОФ от 29 сентября 2020 года № 434-к ему снижен размер премии за выполнение особо важных и сложных задач за сентябрь 2020 года до 6% за то, что приказы и распоряжения руководителя ВСУ СК России по ТОФ, изданные в мае 2020 года, до заместителей руководителя ВСУ СК России по ТОФ доведены только в сентябре 2020 года. При этом ему инкриминируется отсутствие контроля за действием сотрудников, на которых возложена обязанность по доведению вышеуказанных документов, и снижен размер премии, который не предусмотрен к выплате военным следователям. Кроме того, приказом того же должностного лица от 21 октября 2020 года № 483-к ему объявлен выговор за направление отчетов по форме 1-ЕМ за сентябрь 2020 года в военную прокуратуру ТОФ без ведома врио руководителя СК России по ТОФ и составления сопроводительного письма. При этом им направлялась электронная версия отчетов для предварительного согласования и только после предварительной сверки с прокуратурой ТОФ отчеты на бумажном носителе вместе с препроводительным письмом были представлены врио руководителю ВСК России по ТОФ для направления прокурору ТОФ.
В судебном заседании ФИО2 настаивал на заявленных требованиях изложив доводы, аналогичные указанным в административном иске, а также пояснив, что им в прокуратуру ТОФ курирующему прокурору направлялись не статистические отчеты за сентябрь 2020 года, а статистические данные для предварительной сверки в электронном виде, что не требовало сопроводительного письма, поэтому никаких самовольных действий по направлению статистических отчетов он не совершал. Формально срок представления отчетов был пропущен, но не по его вине.
Представитель административного ответчика ФИО1 возражал против требований административного истца, считая их необоснованными, так как, по его мнению, ФИО2 не выполнил возложенные на него обязанности по контролю за доведением приказов и распоряжений руководителя ВСУ СК Росси по ТОФ, ошибка в названии премии в приказе 434-к, размер которой был уменьшен ФИО2, является технической ошибкой, допущенной исполнителем при составлении проекта приказа, статистические отчеты были направлены военному прокурору ТОФ без сопроводительного письма и с нарушением сроков их представления по вине административного истца, что установлено в ходе служебного разбирательства.
Выслушав доводы сторон, изучив представленные доказательства, военный суд приходит к следующему.
Так в суде было установлено, что приказом врио руководителя ВСУ СК России по ТОФ ФИО1 от 29 сентября 2020 года № 434-к «О привлечении к ответственности» следователю по особо важным делам указанного Управления ФИО2 за невыполнение им своих должностных обязанностей, регламентированных пунктом 5 приказа ВСУ СК России по ТОФ от 18 сентября 2018 года № 25-орг, выразившихся в отсутствии контроля за обработкой документов сотрудниками части документационного обеспечения ВСУ СК России по ТОФ, снижен размер премии за выполнение особо важных и сложных задач за сентябрь 2020 года до 6%.
Приказом этого же должностного лица от 21 октября 2020 года № 483-к за нарушение требований Инструкции по составлению отчетности по формам федерального статистического наблюдения № 1-Е и 1-ЕМ, утвержденных приказом Генерального прокурора РФ от 22 декабря 2017 года № 858, абзацев 12 и 25 пункта 5 приказа ВСУ СК России по ТОФ от 18 сентября 2018 года № 25-орг, выразившихся в нарушении порядка составления и представления в вышестоящий орган статистических отчетов ВСУ СК России по ТОФ за сентябрь 2020 года, а также в нарушении порядка мониторинга СМИ и представлении результатов указанного мониторинга, объявлен «выговор».
Согласно п. 5 приказа ВСУ СК России по ТОФ от 18 сентября 2018 года № 25-орг ФИО2 помимо иных мероприятий обязан осуществлять непосредственную организацию контроля за прохождением, исполнением и систематизацией нормативно-правовых актов СК России и ГВСУ СК России, решений коллегии и оперативных совещаний военных следственных органов СК России, выполнением плановых мероприятий, других документов организационно-распорядительного характера и содержащихся в них поручений в соответствии с руководящими документами СК России и ГВСУ СК России, он отвечает за непосредственное составление сводной статистической отчетности по установленным формам, ежедневный мониторинг средств массовой информации (далее - СМИ) о размещаемых сведениях, касающихся деятельности ВСУ СК России по ТОФ, а также публикаций по наиболее актуальным проблемам укрепления законности в Вооруженных Силах и других воинских формированиях, а также выступлениях критического характера для доклада руководству управления.
Регламентом ВСУ СК России по ТОФ, утвержденным приказом руководителя указанного управления от 8 декабря 2017 года № 3-орг, определено, что поступившие служебные документы представляются руководителю Управления, его первому заместителю и заместителю в соответствии с их компетенцией и рассматриваются ими, как правило, в день поступления.
Срок нахождения документов на ознакомлении в структурных подразделениях ВСУ СК России по ТОФ не должен превышать 3 суток.
Положением о части документационного обеспечения ВСУ СК России по ТОФ, утвержденного приказом руководителя Управления от 11 августа 2017 года № 14-орг, установлено, что основными функциями части документационного обеспечения являются прием, обработка, регистрация, учет входящих документов, передача их для доклада руководству ВСУ СК России по ТОФ и в структурные подразделения Управления.
Контроль и координацию деятельности части документационного обеспечения осуществляет заместитель руководителя Управления.
Согласно приказу Следственного комитета РФ от 21 декабря 2016 г. № 151 «Об утверждении порядка обеспечения военнослужащих военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации денежным довольствием и отдельными выплатами» утвержден Порядок обеспечения военнослужащих военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации денежным довольствием и отдельными выплатами.
Пунктом 52 этого Порядка определено, что премия за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей выплачивается военнослужащим в соответствии с приказом Следственного комитета от 05 декабря 2012 года № 77 "О порядке выплаты военнослужащим, замещающим должности в военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации, премии за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей и ее размерах"
Премия выплачивается ежемесячно одновременно с выплатой денежного довольствия в месяц, следующий за месяцем, за который выплачивается премия, и в декабре - за декабрь текущего года.
Премия выплачивается на основании приказов руководителей военных следственных управлений окружного звена - в отношении военнослужащих, замещающих должности в военных следственных управлениях окружного звена и военных следственных Отделах (отделениях) по объединениям, соединениям, гарнизонам и других военных следственных отделах (отделениях) Следственного комитета, приравненных к следственным отделам (отделениям) Следственного комитета по районам, городам.
В приказах о выплате премии указываются воинские должности, воинские звания, фамилии, имена, отчества военнослужащих и размеры выплачиваемой им премии.
Премия устанавливается в размере: до 25 процентов оклада денежного содержания в месяц; 5 процентов оклада денежного содержания в месяц - военнослужащим, имеющим неснятое дисциплинарное взыскание на 1-е число месяца, в котором выплачивается премия, а в декабре - на 1 декабря текущего года.
Конкретный размер премии определяется в зависимости от качества и эффективности исполнения военнослужащими служебных (должностных) обязанностей в период, за который производится выплата премии. В случае установления военнослужащим размера премии, отличного от максимального размера, в приказе указывается основание для установления такого размера.
Из копии служебной карточки ФИО2 следует, что он имеет только одно дисциплинарное взыскание в виде «выговора», наложенное на него 21 октября 2020 года.
Постановлением Правительства РФ от 5 декабря 2011 года № 993 «О выплате военнослужащим премии за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей и ежегодной материальной помощи" (вместе с "Правилами выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, премии за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей", "Правилами выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежегодной материальной помощи")» определено, что размеры премии в зависимости от качества и эффективности исполнения военнослужащими должностных обязанностей и порядок ее выплаты устанавливаются Министром обороны Российской Федерации, руководителями федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, - соответственно в отношении военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, Генеральным прокурором Российской Федерации - в отношении военнослужащих органов военной прокуратуры, Председателем Следственного комитета Российской Федерации - в отношении военнослужащих военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации.
Приказом врио руководителя ВСУ СК России по ТОФ от 1 октября 2020 года № 443-к премия ФИО2 за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей за сентябрь 2020 года установлена в размере 6% на основании приказа от 29 сентября 2020 года № 434-к.
Согласно приказу СК РФ от 3 февраля 2015 года № 11 (ред. от 13.01.2016, с изм. от 15.02.2018) решение о назначении служебной проверки имеют право принимать руководители главных следственных управлений и следственных управлений Следственного комитета по субъектам Российской Федерации и приравненных к ним специализированных (в том числе военных) следственных управлений и следственных отделов Следственного комитета (далее - следственные органы Следственного комитета) либо лица, на которых возложено исполнение их обязанностей: в отношении подчиненных работников, за исключением первого заместителя и заместителей руководителей таких следственных органов, или по их обращениям, а также в связи с происшествиями с их участием.
В отношении сотрудников военных следственных органов Следственного комитета, имеющих воинские звания, при наличии оснований, предусмотренных подпунктами 1, 2 и 4 пункта 2 настоящей Инструкции, служебная проверка не назначается, а проводится разбирательство в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
Приказом Генеральной прокуратуры РФ от 22 декабря 2017 года № 858 определено предоставлять сведения об основных показателях следственной работы следственных органов СК России за январь – отчетный период года (нарастающим итогом) соответствующему прокурору до 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом и Следственному комитету РФ до 12 числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Согласно пунктам 6 - 8 Инструкции по составлению отчетности по формам федерального статистического наблюдения № 1-Е, 1-ЕМ (утверждена указанным приказом) отчеты по формам N 1-Е и 1-ЕМ составляются на всех уровнях, а также формируются в вышестоящих органах каждым ведомством самостоятельно по своим разделам, подписываются руководителем следственного органа или органа дознания и представляются на бумажном носителе и в электронном виде соответствующему надзирающему прокурору. В целях обеспечения полноты и достоверности указанных в них сведений в соответствии с полномочиями, предусмотренными статьями 37, 221, 222, 226 УПК РФ, отчеты должны проверяться и подписываться соответствующим надзирающим прокурором. После подписания прокурором отчет представляется самостоятельно каждым органом (подразделением) в соответствующий вышестоящий орган по подчиненности. Без подписи прокурора отчет является недействительным, подлежит возврату и не может включаться в сводные отчеты по субъекту Российской Федерации и в целом по Российской Федерации.
При несовпадении сферы деятельности органа предварительного расследования и надзирающего прокурора составляется несколько отчетов согласно компетенции надзирающих прокуроров, каждый из которых незамедлительно представляется на подпись соответствующему надзирающему прокурору. Допускается направление и возврат подписанного отчета посредством факсимильной связи и электронной почты. Единый сводный отчет (при необходимости его составления) подписывается прокурором по месту дислокации органа предварительного расследования с обязательным представлением копий отчетов, подписанных соответствующими надзирающими прокурорами (п.6).
Отчеты представляются с сопроводительным письмом, в котором при необходимости даются пояснения либо указываются внесенные исправления с объяснением их причин, а также отражаются сведения о возникших при формировании отчета неустранимых разногласиях между руководителем органа предварительного расследования и надзирающим прокурором с изложением позиций каждой из сторон и приложением копий подтверждающих процессуальных документов (п.7).
Датой представления отчета считается дата его поступления на бумажном носителе в соответствующий орган, указанный на титульном листе бланка отчета (п.8).
Подпунктом «в» пункта 1 приказа СК России от 05 мая 2014 года № 35 (ред. от 25.07.2016) "О полномочиях руководителей следственных органов и учреждений Следственного комитета Российской Федерации по привлечению сотрудников к дисциплинарной ответственности" руководителям военных следственных управлений Следственного комитета по военным округам, флотам и других военных следственных управлений Следственного комитета, приравненных к главным следственным управлениям и следственным управлениям Следственного комитета по субъектам Российской Федерации, даны полномочия применять дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, строгий выговор и предупреждение о неполном служебном соответствии - к подчиненным сотрудникам, в том числе назначенным на должность Председателем Следственного комитета.
Распоряжением Главного военного следственного управления СК России от 15 марта 2016 года № 25 сотрудники следственных управлений и военных следственных управлений окружного звена, ответственным за взаимодействие со СМИ, обязаны незамедлительно докладывать соответствующему руководителю в случае распространения в СМИ сведений о преступлениях, отнесенных к подследственности военных следственных органов Следственного комитета, - для решения вопроса о проведении процессуальной проверки.
Сотрудники военных следственных управлений окружного звена, ответственные за взаимодействие со СМИ, результаты мониторинга после согласования с соответствующим руководителем незамедлительно посредством электронной почты обязаны направлять в организационно-аналитическое управление ГВСУ.
Из заключения по результатам разбирательства от 23 сентября 2020 года следует, что в ВСУ СК России по ТОФ на момент проведения разбирательства не все сотрудники Управления ознакомились с более полутора десятками различных документов и распоряжений, поступившими с марта по сентябрь 2020 года. При этом виновными в сложившейся ситуации признана главный специалист части документационного обеспечения ВСУ СК России по ТОФ, а также ФИО2, который не осуществлял контроль за прохождением и исполнением документов.
Из заключения по материалам разбирательства от 19 октября 2020 года следует, что ФИО2 грубо нарушил сроки представления отчетов ВСУ СК России по ТОФ за сентябрь 2020 года, с его стороны отсутствовал должный мониторинг СМИ и сведений, касающихся деятельности ВСУ СК России по ТОФ, опубликованных в СМИ. Так было установлено, что отчетность о деятельности ВСУ СК России по ТОФ за сентябрь 2020 года направлена в ГВСУ СК России с электронного почтового ящика закрытого сегмента 12 октября 2020 года до утверждения её уполномоченным лицом без соответствующего сопроводительного письма. После утверждения отчетности ФИО1 15 октября 2020 года, указанные документы в ГВСУ СК России не направлялись. 10 октября 2020 года было зарегистрировано происшествие с участием военнослужащего ТОФ (самоубийство командира одной из воинских частей). 12 октября 2020 года информация о происшествии и о работе на месте происшествия сотрудников ВСО СК России по гарнизону Владивосток появилась на информационных ресурсах сети Интернет. ФИО2 о размещении в СМИ информации, касающейся деятельности ВСУ СК России по ТОФ, до врио руководителя ВСУ СК России по ТОФ не довел. При этом, указанная информация без согласования с названным должностным лицом была доведена до должностных лиц пресслужбы ГВСУ СК России.
На основании анализа исследованных доказательств и приведенных нормативных актов суд приходит к выводу, что приказ врио руководителя ВСУ СК России по ТОФ от 29 сентября 2020 года № 434-к «О привлечении к ответственности» ФИО2 является незаконным и подлежит отмене, так как такой вид ответственности, как снижение премии, в том числе и непредусмотренной к выплате для военнослужащих военного Следственного комитета России, не предусмотрен ни Дисциплинарным уставом ВС РФ, ни вышеуказанными Постановлением Правительства РФ и приказами СК России. При этом довод представителя ответчика ФИО1 о том, что в оспариваемом приказе в названии премии допущена техническая ошибка, суд находит несостоятельным, так как данная ошибка не была устранена к рассмотрению дела в суде, а так же, как было указано выше, названное взыскание в действующем законодательстве отсутствует. Кроме того, контроль за деятельностью части документационного обеспечения, согласно приказу руководителя Управления от 11 августа 2017 года № 14-орг, осуществляет заместитель руководителя Управления, то есть ФИО2 привлечен к ответственности за невыполнение обязанностей, которые возложены на другое должностное лицо.
Вместе с тем, суд считает, что оснований для признания незаконным приказа от 21 октября 2020 года № 483-к в части объявления ФИО2 дисциплинарного взыскания в виде «выговора» не имеется, поскольку, как было установлено разбирательством, ФИО2 нарушил срок составления и представления руководителю ВСУ СК России по ТОФ отчетных документов и порядок их направления в ГВСУ СК России (без утверждения руководителем и без сопроводительного письма). При этом довод административного истца о том, что срок направления отчетных документов нарушен административным ответчиком, суд находит несостоятельным, так как доказательств своевременной подготовки отчетов и предоставления их на подпись административному ответчику ФИО2 суду не представлено. Кроме того, административным истцом нарушен порядок взаимодействия со СМИ, поскольку информация о происшествии была им направлена в ГВСУ без доведения до врио руководителя ВСУ СК России по ТОФ и согласования с ним.
На основании изложенного суд приходит к выводу о необходимости частичного удовлетворения требований административного истца.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, военный суд,
решил:
Административный иск ФИО2 об оспаривании приказов врио руководителя ВСУ СК России по ТОФ от 29 сентября 2020 года № 434-к о снижении размера премии и от 21 октября 2020 года № 483-к о привлечении к дисциплинарной ответственности удовлетворить частично.
Признать приказ врио руководителя ВСУ СК России по ТОФ от 29 сентября 2020 года № 434-к незаконным и обязать ответчика в десятидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу его отменить.
ФИО2 в удовлетворении требования о признании незаконным приказа врио руководителя ВСУ СК России по ТОФ от 21 октября 2020 года № 483-к и возложении на ответчика обязанности его отменить – отказать.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 и пунктом 9 статьи 227 КАС РФ сообщить об исполнении настоящего решения в суд и административному истцу в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тихоокеанский флотский военный суд через Владивостокский гарнизонный военный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, то есть с 11 января 2021 года.
Судья В.Г. Француз