ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-318/20 от 19.06.2020 Дубровского районного суда (Брянская область)

УИД 32RS0007-01-2020-000233-39

Дело №2а-318/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 июня 2020 года пос. Дубровка

Дубровский районный суд Брянской области в составе

председательствующего Ерохиной И.В.,

при секретаре Ананенко О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации Рогнединского района Брянской области к Отделу судебных приставов по Рогнединскому и Дубровскому районам УФССП России по Брянской области, судебному приставу-исполнителю Отдела судебных приставов по Рогнединскому и Дубровскому районам УФССП России по Брянской области ФИО1, УФССП России по Брянской области об уменьшении размера исполнительского сбора,

у с т а н о в и л:

Решением Дубровского районного суда Брянской области от 04.08.2016г. удовлетворены исковые требования Брянского природоохранного прокурора Брянской области в интересах неопределенного круга лиц жителей Рогнединского района к администрации Рогнединского района Брянской области о принятии комплекса мер по ликвидации и рекультивации полигона твердых бытовых отходов. Суд обязал администрацию Рогнединского района Брянской области принять комплекс мер по ликвидации и рекультивации полигона твердых бытовых отходов, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 32:21:0230103:26, общей площадью 15 500 кв.м, примерно в 8 км от ориентира по направлению на северо-восток, ориентир автодорога Рогнедино-Дубровка.

Данное решение вступило в законную силу 9 сентября 2016г.

На основании выданного судом 12.09.2016г. исполнительного листа серии ФС ДД.ММ.ГГГГ постановлением судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов по Рогнединскому и Дубровскогому районам УФССП России по Брянской области ФИО1 в отношении должника администрации Рогнединского района Брянской области возбуждено исполнительное производство -ИП и предоставлено 5 дней для добровольного исполнения требований исполнительного листа.

На основании определений Дубровского районного суда Брянской области от 23.01.2017г. и 15.06.2017г. должнику администрации Рогнединского района Брянской области предоставлены отсрочки исполнения решения суда от 04.08.2016г. на срок до 1 мая 2017 года, затем до 31 декабря 2018 года.

В связи с неисполнением должником в установленный для добровольного исполнения срок требований исполнительного документа, в рамках исполнительного производства судебным приставом-исполнителем Отдела судебных приставов по Рогнединскому и Дубровскогому районам УФССП России по Брянской области ФИО1 27 марта 2020 года вынесено постановление о взыскании с администрации Рогнединского района Брянской области исполнительского сбора в размере 50 000 руб.

Администрация Рогнединского района Брянской области, полагая указанное постановление незаконным ввиду того, что администрацией принимались все необходимые меры для надлежащего исполнения решения суда, однако исполнить судебное решение не позволяет финансовое положение должника, обратилась в суд с заявлением об уменьшении размера исполнительского сбора, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов по Рогнединскому и Дубровскогому районам УФССП России по Брянской области ФИО1 от 27 марта 2020 года, но не более чем на одну четверть от установленного размера исполнительского сбора.

Административным истцом администрацией Рогнединского района Брянской области, представителями административных ответчиков Отдела судебных приставов по Рогнединскому и Дубровскому районам УФССП России по Брянской области, УФССП России по Брянской области, судебным приставом-исполнителем Отдела судебных приставов по Рогнединскому и Дубровскому районам УФССП России по Брянской области ФИО1, заинтересованным лицом Брянским природоохранным прокурором представлены ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие.

Учитывая, что лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, их явка обязательной не является, судом обязательной не признавалась, представили ходатайства о рассмотрении дела в свое отсутствие, в соответствии с ч.7 ст.150 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.

Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст.105 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

В соответствии с ч.1 ст.112 Федерального закона №229-ФЗ исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.

Согласно ч.2 ст.112 названного Федерального закона исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в ч.1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (ч.3 ст.112).

При этом должник вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (ч.6 ст.112 названного Закона). С учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств суд вправе отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с ч.3 данной статьи (ч.7).

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30.07.2001 №13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (ст.ст.49, 50, 52-54, 55 Конституции Российской Федерации).

Согласно разъяснениям, содержащимся в п.74 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 №50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного ч.3 ст.112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.

Размер взыскания должен отвечать критерию соразмерности и применяться с соблюдением принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированного, с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.

В случае подтверждения должником того факта, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано уважительными причинами, исполнительский сбор может быть уменьшен в порядке, предусмотренном ст.112 ФЗ «Об исполнительном производстве».

При этом уменьшение судом размера исполнительского сбора не влечет за собой признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным. Это постановление считается измененным соответствующим образом (ч.9 ст.112 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).

Как следует из материалов дела, решением Дубровского районного суда Брянской области от 04.08.2016г. удовлетворены исковые требования Брянского природоохранного прокурора Брянской области в интересах неопределенного круга лиц жителей Рогнединского района Брянской области к администрации Рогнединского района Брянской области о принятии комплекса мер по ликвидации и рекультивации полигона твердых бытовых отходов. Суд обязал администрацию Рогнединского района Брянской области принять комплекс мер по ликвидации и рекультивации полигона твердых бытовых отходов, расположенного на земельном участке с кадастровым общей площадью <данные изъяты> кв.м, примерно в 8 км от ориентира по направлению на северо-восток, ориентир автодорога Рогнедино-Дубровка.

Данное решение вступило в законную силу 9 сентября 2016г.

Согласно ч.2 ст.13 ГПК РФ, вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

На основании выданного судом 12.09.2016г. исполнительного листа серии ФС ДД.ММ.ГГГГ постановлением судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов по Рогнединскому и Дубровскогому районам УФССП России по Брянской области ФИО1 в отношении должника администрации Рогнединского района Брянской области возбуждено исполнительное производство -ИП.

В соответствии с ч.1 ст.6 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.

Копия постановления о возбуждении исполнительного производства -ИП от 05.10.2016г. получена должником администрацией Рогнединского района Брянской области 10.10.2016 года.

14.10.2016г. судебным приставом-исполнителем Отдела судебных приставов по Рогнединскому и Дубровскогому районам УФССП России по Брянской области ФИО1 в адрес администрации Рогнединского района Брянской области направлено требование о предоставлении в 7-дневный срок со дня получения данного требования информации, подтверждающей исполнение требований исполнительного документа, выданного на основании решения Дубровского районного суда Брянской области от 04.08.2016г.

На указанное требование администрацией Рогнединского района Брянской области предоставлена информация о мерах, принятых к исполнению решения Дубровского районного суда Брянской области от 04.08.2016г.

Постановлениями судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов по Рогнединскому и Дубровскогому районам УФССП России по Брянской области ФИО1 от 27.10.2016г., от 15.11.2016г., от 06.12.2016г. отложены исполнительные действия по исполнительному производству -ИП на срок с 27.10.2016г. по 11.11.2016г., с 15.11.2016г. по 29.11.2016г., с 06.12.2016г. по 20.12.2016г.

На основании определений Дубровского районного суда Брянской области от 23.01.2017г. и 15.06.2017г. должнику администрации Рогнединского района Брянской области предоставлены отсрочки исполнения решения суда от 04.08.2016г. на срок до 1 мая 2017 года, затем до 31 декабря 2018 года.

13.08.2019г. судебным приставом-исполнителем ФИО1 в адрес администрации Рогнединского района Брянской области направлено повторное требование о предоставлении в 10-дневный срок со дня получения данного требования информации, подтверждающей исполнение требований исполнительного документа.

20.08.2019г. администрацией Рогнединского района Брянской области предоставлена информация о мерах, принятых к исполнению решения Дубровского районного суда Брянской области от 04.08.2016г., в которой содержится просьба об отложении исполнительских действий на 10 дней.

Постановлением судебного пристава-исполнителя ФИО1 от 21.08.2019г. отложены исполнительные действия по исполнительному производству -ИП на срок с 21.08.2019г. по 04.09.2019г.

27.02.2020г. судебным приставом-исполнителем ФИО1 в адрес администрации Рогнединского района Брянской области направлено требование о предоставлении в 7-дневный срок со дня получения данного требования информации, подтверждающей исполнение требований исполнительного документа, выданного на основании решения Дубровского районного суда Брянской области от 04.08.2016г.

На указанное требование 05.03.2020г. администрацией Рогнединского района Брянской области предоставлена информация о мерах, принятых к исполнению решения Дубровского районного суда Брянской области от 04.08.2016г.

В связи с неисполнением требований исполнительного документа 27 марта 2020 года судебным приставом-исполнителем Отдела судебных приставов по Рогнединскому и Дубровскогому районам УФССП России по Брянской области ФИО1 вынесены постановления о взыскании с администрации Рогнединского района Брянской области исполнительского сбора в размере 50 000 рублей и установлении должнику нового срока для исполнения требований исполнительного документа до 10.04.2020 года.

При этом, судебным приставом-исполнителем установлено, что исполнительный документ должником в срок, установленный для добровольного исполнения, не исполнен. Администрацией Рогнединского района не представлено доказательств о выполнении действий по исполнению решения Дубровского районного суда от 04.08.2016г., а также надлежащим образом не подтверждено, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа, произошло по уважительным причинам либо было вызвано чрезвычайными или объективно непредотвратимыми обстоятельствами, независящими от должника.

Указанное постановление получено администрацией Рогнединского района Брянской области 06.04.2020г.

Таким образом, в судебном заседании установлено и материалами дела подтверждено, что администрация Рогнединского района Брянской области надлежащим образом уведомлена о вынесенном судебным приставом-исполнителем постановлении о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.

Из материалов дела следует, что администрацией Рогнединского района Брянской области предпринимаются меры, направленные на исполнение решения суда от 04.08.2016г., а именно: произведены работы по ликвидации твердых бытовых отходов и рекультивации земельного участка, исследованию почвы и подземных вод на полигоне ТБО, мероприятия по рекультивации полигона ТБО включены также на 2021 год в региональную программу «Обращение с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Брянской области», источником финансирования которой является федеральный бюджет, заключен муниципальный контракт на разработку проектной документации объекта «Рекультивация полигона ТБО в Рогнединском районе Брянской области», для чего выделены денежные средства в размере 300 000 руб., разработан план мероприятий (дорожная карта), срок проведения которого установлен до мая 2021 года, подана заявка для решения вопроса о включении полигона ТБО в государственный реестр объектов накопленного вреда в Минприроды РФ. Показатели исследований почвы, подземных вод, проведенных ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в <адрес>) на полигоне ТБО оказались в рамках допустимых отклонений от норм.

Однако, до настоящего времени решение суда от 04.08.2016г. не исполнено.

При указанных обстоятельствах, суд считает, что у судебного пристава-исполнителя имелись основания для взыскания с администрации Рогнединского района Брянской области исполнительского сбора, поскольку должник в установленный срок не исполнил в полном объеме требования исполнительного документа.

Суд соглашается с тем, что взыскание исполнительского сбора является законным и обоснованным, постановление судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов по Рогнединскому и Дубровскогому районам УФССП России по Брянской области ФИО1 о взыскании с администрации Рогнединского района Брянской области исполнительского сбора в размере 50 000 рублей вынесено в пределах предоставленных ей полномочий в соответствии с требованиями Закона об исполнительном производстве, при этом права и законные интересы должника нарушены не были.

Вместе с тем, суд принимает во внимание, что администрацией Рогнединского района Брянской области принимались меры по исполнению решения суда, о чем свидетельствует переписка административного истца с Отделом судебных приставов по Рогнединскому и Дубровскогому районам УФССП России по Брянской области с предоставлением в подтверждение своей позиции документов, что свидетельствует о том, что обязанность по доказыванию обстоятельств, имеющих значение для дела, им выполнялась.

Таким образом, суд приходит к выводу, что административным истцом были совершены действия, направленные на исполнение судебного акта.

Иное означало бы наложение на должника денежного взыскания без учета таких существенных обстоятельств, как степень вины.

При таких обстоятельствах, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, принятие должником мер, направленных на исполнение требований исполнительного документа, суд считает, что исполнительский сбор, установленный судебным приставом-исполнителем в рамках исполнительного производства -ИП, подлежит уменьшению на ?, то есть до суммы 37 500 рублей.

Следовательно, к взысканию с администрации Рогнединского района подлежит исполнительский сбор в размере 37 500 рублей.

С учетом изложенного, суд полагает необходимым удовлетворить административные исковые требования администрации Рогнединского района Брянской области, изменить в постановлении судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов по Рогнединскому и Дубровскогому районам УФССП России по Брянской области ФИО1 от 27.03.2020г. сумму взысканного исполнительского сбора с 50 000 рублей на 37 500 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Административные исковые требования администрации Рогнединского района Брянской области к Отделу судебных приставов по Рогнединскому и Дубровскому районам УФССП России по Брянской области, судебному приставу-исполнителю Отдела судебных приставов по Рогнединскому и Дубровскому районам УФССП России по Брянской области ФИО1, УФССП России по Брянской области об уменьшении размера исполнительского сбора удовлетворить.

Изменить в постановлении судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов по Рогнединскому и Дубровскогому районам УФССП России по Брянской области ФИО1 от 27 марта 2020 года сумму взысканного исполнительского сбора с 50 000 (пятидесяти тысяч) рублей на 37 500 (тридцать семь тысяч пятьсот)рублей.

Считать подлежащей взысканию с администрации Рогнединского района Брянской области сумму исполнительского сбора в размере 37 500 (тридцати семи тысяч пятисот) рублей.

Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд в течение месяца через Дубровский районный суд Брянской области.

Председательствующий по делу И.В. Ерохина