Дело № 2а-318/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 ноября 2016 года г. Краснознаменск
Краснознаменский районный суд Калининградской области в составе:
председательствующего судьи Бондаренко О.С.,
при секретаре Вислобоковой Л.И.,
с участием заместителя прокурора Краснознаменского района Рогалина А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Краснознаменской территориальной избирательной комиссии о признании недействительным итогов голосования на избирательном участке № по одномандатному избирательному округу № по выборам депутатов окружного Совета депутатов окружного Совета депутатов МО «Краснознаменский городской округ» шестого созыва,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с административным иском о признании недействительными итогов голосования на избирательном участке № по одномандатному избирательному округу № по выборам депутатов окружного Совета депутатов окружного Совета депутатов МО «Краснознаменский городской округ» шестого созыва указав, что 18 сентября 2016 года состоялись выборы депутатов окружного Совета депутатов МО «Краснознаменский городской округ» (далее - местный Совет депутатов) шестого созыва, в которых она участвовала в качестве кандидата в депутаты по одномандатному избирательному округу №. Согласно протоколу участковой избирательной комиссии (далее - УИК №) об итогах голосования по одномандатному избирательному округу № избирательный участок №, избранным депутатом в местный Совет депутатов стала ФИО15, набравшая 113 голосов избирателей, за нее проголосовало 87 избирателей. Считает, что при проведении голосования имели место грубые нарушения:
- непредоставление реестра со списком избирателей, подавших заявки для голосования вне помещения УИК, отказ в предоставлении возможности ее наблюдателю ФИО5 осуществить наблюдение за ходом голосования вне помещения УИК и выезд для голосования вне помещения представителей одной партии может свидетельствовать о возможном нарушении закона, выразившимся в заполнении бюллетеней вместо избирателей.
- согласно оспоренному протоколу УИК № число избирателей, внесенных в список избирателей на момент окончания голосования, составило 556, а число бюллетеней, полученных УИК №, составило 600, в связи с чем число бюллетеней в УИК № не могло превышать число избирателей (556) более, чем на 3 бюллетеня (0,5% от 556). В действительности же превышение составило 44 бюллетеня, или 7,91% (в 16 раз).
- в оспоренном итоговом протоколе УИК № стоит подпись члена комиссии ФИО6, при этом, согласно нагрудному знаку, в день голосования ФИО6 являлась секретарем избирательной комиссии и исполняла обязанности секретаря комиссии, согласно сведениям о составе избирательных комиссий, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГФИО6 не являлась членом УИК №.
Полагает, что вышеуказанные факты свидетельствуют о том, что при проведении голосования ДД.ММ.ГГГГ УИК № был нарушен порядок голосования и установления итогов голосования, а также имело место воспрепятствование наблюдению за проведением голосования и подсчета голосов избирателей, участников референдума. Допущенные нарушения являются существенными, ставят под сомнение итоги голосования и не позволяют с достоверностью узнать реальное волеизъявление избирателей.
Сославшись на п.п. «в» п.9 ст.30, п. 13 ст. 63, п.2 ст. 69, п.п. «б», п.п. «в», п.п. «д», п. 1.2. ст. 77, п. 1.4. ст.77 Федерального закона от 12.06.2002г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 67-ФЗ) просит отменить решение комиссии об итогах голосования на избирательном участке № по одномандатному избирательному округу № по выборам депутатов в окружной Совет депутатов муниципального образования «Краснознаменский городской округ» шестого созыва и признать недействительными итоги голосования на избирательном участке № по одномандатному избирательному округу № по выборам депутатов в окружной Совет депутатов муниципального образования «Краснознаменский городской округ» шестого созыва; обязать Краснознаменскую территориальную избирательную комиссию (с полномочиями окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу № на выборах депутатов в окружной Совет депутатов муниципального образования «Краснознаменский городской округ» шестого созыва) определить новые результаты выборов и установить итоги голосования по округу без учета итогов голосования на избирательном участке № с внесением соответствующих изменений в решение комиссии.
В судебном заседании ФИО1 и ее представитель ФИО2 поддержали административный иск по изложенным в нем основаниям и просили его удовлетворить.
Административный ответчик Председатель Краснознаменской ТИК ФИО3 и его представитель по доверенности ФИО4, с заявленными исковыми требованиями не согласились, сославшись на п.п. «в» п.9 ст. 30, п. 29 ст. 68, п.17 ст. 66 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Постановление N 1-П от ДД.ММ.ГГГГ Конституционного Суда Российской Федерации пояснили, что назначенному кандидатом Полянских - наблюдателю ФИО5 не было отказано в наблюдении за ходом голосования вне помещения, все члены комиссии с правом решающего и совещательного голоса и наблюдатели были проинформированы о выезде на голосование вне помещения, было предложено присутствовать при проведения голосования вне помещения, при этом, все наблюдатели, включая наблюдателя ФИО5, отказались присутствовать при голосовании вне помещения для голосования.
Административный истец не обращалась в Краснознаменскую Территориальную избирательную комиссию (далее Краснознаменская ТИК) за выдачей реестра со списком избирателей, подавших заявки для голосования вне помещения УИК, обратившийся ФИО10 доверенным лицом кандидата в депутаты ФИО1 не являлся, в связи с чем копию реестра не выдали.
Согласно протокола окружной избирательной комиссии о результатах выборов на территории муниципального образования «Краснознаменский городской округ» по одномандатному избирательному округу №, каких либо нарушений при голосовании вне помещения не зафиксировано. Число бюллетеней выданных УИК № составило 600 (шестьсот) штук, исходя из протокола окружной избирательной комиссии о результатах выборов на территории муниципального образования «Краснознаменский городской округ» по одномандатному избирательному округу № количество выданных избирателям бюллетеней в помещение для голосования (203), погашенных бюллетеней (355), выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения (42) соответствует количеству, переданных в УИК № бюллетеней (600).
На основании решения Краснознаменской ТИК № от ДД.ММ.ГГГГФИО6 назначена дополнительно в качестве члена комиссии с решающим голосом в УИК №.
Указанные обстоятельства свидетельствует об отсутствии каких-либо нарушений порядка голосования, установления итогов голосования, по воспрепятствованию наблюдения за проведением голосования и подсчета голосов избирателей, в связи с чем, в удовлетворении исковых требований просит отказать.
Привлеченная к участию в деле, на основании определения Краснознаменского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, в качестве заинтересованного лица ФИО15 в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, каких-либо возражений не представила.
Выслушав лиц, участвовавших в деле, заключение прокурора, полагавшего в удовлетворении административного иска ФИО1 отказать, показания свидетелей, исследовав материалы дела и дав им оценку в соответствии с требованиями законодательства, судом установлено следующее.
В соответствии с ч. 15 ст. 239 КАС РФ, с административным исковым заявлением об отмене решения избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, о результатах выборов, референдума могут обратиться гражданин, зарегистрированный в установленном порядке и участвовавший в выборах в качестве кандидата, избирательное объединение, участвовавшее в выборах и выдвинувшее кандидата или список кандидатов на выборные должности, инициативная группа по проведению референдума и (или) ее уполномоченные представители, в установленных законом случаях прокурор.
Решение комиссии об итогах голосования может быть отменено судом соответствующего уровня, в том числе в случае нарушения порядка голосования и установления итогов голосования, а также нарушения порядка формирования избирательной комиссии, если указанные нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей (пункт 1.2 статьи 77 указанного Федерального закона).
Решение избирательной комиссии о результатах соответствующих выборов может быть отменено судом соответствующего уровня после определения результатов выборов в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 77 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
В соответствии с разъяснениями, содержащимся в п. 39 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 марта 2011 года №5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" основаниями для отмены судом решения соответствующей избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, о результатах выборов, референдума являются нарушения, перечисленные в подпунктах "б", "в", "г" пункта 2, пунктов 3 и 4 статьи 77 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ, при условии, что они не позволяют выявить действительную волю избирателей, участников референдума, а также нарушения, указанные в подпункте "а" пункта 2 статьи 77 данного Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ.
Согласно ч.3 ст. 62 КАС РФ суд при рассмотрении дел по жалобам на нарушение избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ не связан основаниями и доводами заявленных требований и вправе в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным правоотношениям, определять обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дел.
Согласно п.п.в п.9 ст. 30 Федерального закона от 12.06.2002 г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» наблюдатель вправе присутствовать при голосовании избирателей, участников референдума вне помещения для голосования.
Из представленного административным истцом удостоверения следует, что ФИО1 05 августа 2016 года зарегистрирована кандидатом в депутаты окружного Совета депутатов МО «Краснознаменский городской округ» шестого созыва по одномандатному избирательному округу №.
18 сентября 2016 года состоялись выборы депутатов окружного Совета депутатов МО «Краснознаменский городской округ» шестого созыва.
В силу ч. 2 ст. 86 Закона Калининградской области № 231 от 18.03.2008 г. «О муниципальных выборах в Калининградской области» при проведении выборов депутатов представительного органа муниципального образования по одномандатным избирательным округам и главы муниципального образования по единому избирательному округу избранным признается зарегистрированный кандидат, который получил наибольшее число голосов избирателей по отношению к другому кандидату (другим кандидатам).
На основании решения Краснознаменской ТИК №20/140-6 от 21 сентября 2016 года ФИО15 признана избранным депутатом окружного Совета депутатов МО «Краснознаменский городской округ» шестого созыва по одномандатному избирательному округу №, число поданных за нее голосов составило 113, что подтверждается протоколом окружной избирательной комиссии о результатах выборов на территории МО «Краснознаменский городской округ» по одномандатному избирательному округу № от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно списка наблюдателей от избирательного объединения «Местное отделение Политической партии Справедливая Россия в Краснознаменском муниципальном районе Калининградской области» на выборах в окружной Совет депутатов МО «Краснознаменский муниципальный округ» и списка лиц, присутствовавших при проведении голосования, подсчете голосов избирателей и составлении протокола об итогах голосования от 18 сентября 2016 года, ФИО5 являлась наблюдателем и представляющая политическую партию «Справедливая Россия».
Как пояснил представитель административного ответчика все присутствующие на избирательном участке лица: члены комиссии с правом решающего и совещательного голоса и наблюдатели были проинформированы о выезде на голосование вне помещения, было предложено присутствовать при проведения голосования вне помещения, при этом, все наблюдатели, включая наблюдателя ФИО5, отказались присутствовать при голосовании вне помещения.
Указанное обстоятельство подтверждается ответом председателя ФИО14, секретаря ФИО11, члена ФИО6 УИК №, члена комиссии с правом совещательного голоса ФИО12, наблюдателя ФИО13 на запрос Председателя Краснознаменской ТИК в соответствии с поступившим заявлением ФИО1 вх.№ от ДД.ММ.ГГГГ, из чего следует, что голосование вне помещения было назначено на 15 час. ДД.ММ.ГГГГ, о чем за 30 мин. до выезда Председатель УИК №ФИО14 оповестила всех присутствующих лиц, в том числе наблюдателя ФИО5, которая отказалась присутствовать на голосовании вне помещения. По окончании голосования составлен акт о проведении голосования вне помещения, жалоб по нарушениям в день голосования в помещении и вне помещения для голосования не поступало.
Допрошенные в судебном заседании свидетели ФИО14, ФИО6 и ФИО13 показали, что наблюдатель кандидата ФИО1 – ФИО5 добровольно отказалась от участия в ходе голосования вне помещения.
Таким образом, суд приходит к выводу, что наблюдатель ФИО5 добровольно отказалась от своего права присутствовать на голосовании вне помещения в день выборов.
20 сентября 2016 года ФИО1 обратилась в Краснознаменскую ТИК с заявлением о выдаче ей копии реестра, содержащего сведения о поступлении заявлений о голосовании вне помещения; решения комиссии, кто направлен из членов комиссии с правом решающего голоса или иные лица, приложив доверенность на имя ФИО10 наделив его правом представлять ее интересы как кандидата в депутаты по округу № при подаче и получении документов от Краснознаменской ТИК.
Согласно заявления ФИО10 от ДД.ММ.ГГГГ в Краснознаменскую ТИК, последний просил не считать его доверенным лицом кандидата в депутаты по округу № Окружного Совета МО «Краснознаменского городского округа» - ФИО1
ФИО1 в административном иске ссылалась, в том числе и на наличие лишнего количества бюллетеней, что по ее мнению способствует в подтасовке во время подсчета голосов.
В соответствии с п.17 ст. 66 Федерального закона от 12.06.2002 г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» по окончании голосования с использованием каждого переносного ящика для голосования участковая комиссия составляет акт.
Из решения № от ДД.ММ.ГГГГ «О распределении бюллетеней по выборам депутатов окружного Совета депутатов МО «Краснознаменский городской округ» шестого созыва по одномандатным избирательным участкам МО «Краснознаменский городской округ» усматривается, что на УИК № распределено 600 бюллетеней.
Как следует из протокола окружной избирательной комиссии о результатах выборов на территории муниципального образования «Краснознаменский городской округ» по одномандатному избирательному округу № от ДД.ММ.ГГГГ количество выданных избирателям бюллетеней в помещение для голосования (203), погашенных бюллетеней (355), выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения (42).
Согласно вышеуказанного протокола окружной избирательной комиссии о результатах выборов на территории муниципального образования «Краснознаменский городской округ» по одномандатному избирательному округу №, каких либо нарушений при голосовании вне помещения не зафиксировано.
Допрошенные в качестве свидетелей ФИО14 и ФИО6 пояснили, что действительно было выдано 600 бюллетеней, в последствии 44 бюллетеня, выданных излишне были погашены в установленном порядке, после проведения выборов вместе с не использованными в ходе выборов, каких-либо вбросов не было.
Таким образом, суд приходит к выводу, что количество бюллетеней полностью соответствует количеству, переданных в УИК №.
Также в административном иске ФИО1 ссылается на то, что в оспоренном итоговом протоколе УИК № стоит подпись члена комиссии ФИО6, при этом, согласно нагрудному знаку, в день голосования ФИО6 являлась секретарем избирательной комиссии и исполняла обязанности секретаря комиссии, согласно сведениям о составе избирательных комиссий, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГФИО6 не являлась членом УИК №.
В соответствии с п.п. «и,л» п. 10 ст. 23 Федерального закона от 12.06.2002 г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» избирательная комиссия субъекта Российской Федерации: по поручению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации устанавливает нормативы, в соответствии с которыми изготавливаются списки избирателей, участников референдума и другие избирательные документы, а также документы, связанные с подготовкой и проведением референдума; участвует в организации государственной системы регистрации (учета) избирателей, участников референдума и в осуществлении этой регистрации (учета), в формировании и ведении регистра избирателей, участников референдума.
В силу ст. 22 Постановления ЦИК России от 05.12.2012 N 152/1137-6 "О порядке формирования резерва составов участковых комиссий и назначения нового члена участковой комиссии из резерва составов участковых комиссий" ИКС РФ принимает решение о дополнительном зачислении в резерв составов участковых комиссий не позднее чем через 30 дней, а в период избирательной кампании, кампании референдума - 10 дней со дня окончания приема предложений по кандидатурам для зачисления в резерв составов участковых комиссий. Указанное решение размещается на сайте ИКС РФ в сети Интернет.
Из решения Краснознаменской ТИК «О предложении кандидатур для зачисления в резерв составов участковых комиссий» № от ДД.ММ.ГГГГ и приложения к указанному решению следует, что ФИО6 предложена в качестве кандидатуры для зачисления в резерв составов участковых комиссий Краснознаменской ТИК <адрес>.
В соответствии с решением ИК <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительном зачислении в резерв составов участковых комиссий <адрес>» ФИО6 зачислена в резерв составов участковых комиссий Краснознаменской ТИК <адрес>.
Согласно решения Краснознаменской территориальной избирательной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГФИО6 назначена дополнительно в качестве члена комиссии с решающим голосом в УИК №
При таких обстоятельствах, административным истцом ФИО1 не представлено доказательств о нарушении на избирательном участке № по одномандатному избирательному округу № порядка голосования и установления итогов голосования, которые не позволили с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 244 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
ФИО1 отказать в удовлетворении административного искового заявления к Краснознаменской территориальной избирательной комиссии о признании недействительным итогов голосования на избирательном участке № по одномандатному избирательному округу № по выборам депутатов окружного Совета депутатов окружного Совета депутатов МО «Краснознаменский городской округ» шестого созыва.
Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Краснознаменский районный суд в течение 5 дней, со дня изготовления мотивированного решения.
Решение изготовлено 28 ноября 2016 года.
Судья О.С. Бондаренко