Дело № 2а-318/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Предгорный районный суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Предгорного районного суда Поливанова Д.А.,
с участием:
административного истца – старшего помощника прокурора <адрес>ФИО1,
административного ответчика – главы администрации Этокского сельсовета <адрес>ФИО3,
при секретаре судебного заседания ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании 29 января 2018 года в помещении Предгорного районного суда <адрес> гражданское дело по административному исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования <данные изъяты> сельсовета <адрес> о признании бездействий незаконными и возложении обязанности совершить определенные действия,
установил:
<адрес> в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к администрации муниципального образования Этокского сельсовета <адрес> о признании бездействий незаконными и возложении обязанности совершить определенные действия, в котором указывает, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления <адрес> земельного законодательства.
В ходе проверки установлено, что администрацией муниципального образования <данные изъяты> сельсовета <адрес> допущены нарушения требований земельного законодательства и законодательства о государственном кадастре недвижимости.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений отнесено, в том числе установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Согласно части 1 статьи 83 Земельного кодекса Российской Федерации землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.
В соответствии с частью 2 статьи 83 Земельного кодекса Российской Федерации границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий. Границы городских, сельских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам.
Согласно части 2 статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» Единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит из:
реестра объектов недвижимости (далее также - кадастр недвижимости);
реестра прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества (далее также - реестр прав на недвижимость);
реестра сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий, особых экономических зон, охотничьих угодий, территорий опережающего социально-экономического развития, зон территориального развития в Российской Федерации, игорных зон, лесничеств, лесопарков, о Г осударственной границе Российской Федерации, границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о береговых линиях (границах водных объектов), а также сведений о проектах межевания территорий (далее также - реестр границ);
реестровых дел;
кадастровых карт;
книг учета документов.
В соответствии со статьей 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 78-ФЗ «О землеустройстве» карта (план) объекта землеустройства является документом, отображающим в графической и текстовой формах местоположение, размер, границы объекта землеустройства и иные его характеристики.
Карта (план) объекта землеустройства составляется с использованием сведений государственного кадастра недвижимости, картографического материала, материалов дистанционного зондирования, а также по данным измерений, полученных на местности.
Форма карты (плана) объекта землеустройства и требования к ее составлению устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 7 Положения о согласовании и утверждении землеустроительной документации, создании и ведении государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройств, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, схемы землеустройства территорий субъектов Российской Федерации, схемы землеустройства территорий муниципальных образований и других административно - территориальных образований, схемы использования и охраны земель утверждаются соответствующими органами государственной власти и органами местного самоуправления при наличии необходимых согласований.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении формы карты (плана) объекта землеустройства и требований к ее составлению» утверждены: форма карты (плана) объекта землеустройства; требования к составлению карты (плана) объекта землеустройства (далее - Требования).
Согласно пункту 1 Требований, карта (план) объекта землеустройства является документом, отображающим в графической и текстовой формах местоположение, размер и границы объекта землеустройства, а также иные его характеристики.
В соответствии с пунктом 2 Требований карта (план) объекта землеустройства составляется по результатам описания местоположения границ объекта землеустройства либо части (частей) таких границ и (или) установления границ объекта землеустройства либо части (частей) таких границ на местности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Карта (план) объекта землеустройства составляется с использованием сведений государственного кадастра недвижимости, картографического материала, материалов дистанционного зондирования, а также по данным измерений, полученных на местности.
Согласно пункту 3 Требований карта (план) объекта землеустройства составляется лицом, обладающим в соответствии с пунктом 6 статьи 69 Земельного кодекса Российской Федерации правом выполнения работ по землеустройству, в том числе кадастровым инженером.
Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ№ утвержден Порядок описания местоположения границ объектов землеустройства. Данный Порядок определяет правила описания местоположения границ между субъектами Российской Федерации, границ муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон, зон с особыми условиями использования территорий, а также границ частей указанных территорий и зон (далее – объекты землеустройства).
В соответствии с пунктом 3 Методических рекомендаций по проведению межевания объектов землеустройства, утвержденных Росземкадастром ДД.ММ.ГГГГ, межевание объектов землеустройства представляет собой работы по установлению на местности границ муниципальных образований и других административно-территориальных образований, границ земельных участков с закреплением таких границ межевыми знаками и определению их координат.
Согласно статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 78-ФЗ «О землеустройстве» основаниями проведения землеустройства являются:
решения федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления о проведении землеустройства; договоры о проведении землеустройства; судебные решения.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№-р утвержден Комплексный план мероприятий по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований и границах населенных пунктов в виде координатного описания.
Согласно пункту 2 указанного Комплексного плана, предусмотрено мероприятие по обеспечению проведения проектных работ в целях определения границ населенных пунктов.
Вместе с тем, в ходе проверки установлено, что в нарушение указанных требований законодательства должностными лицами муниципального образования Этокского сельсовета в государственный кадастр недвижимости до настоящего времени сведения о границах населенных пунктов муниципального образования Этокского сельсовета <адрес>, в том числе, сведения об установлении или изменении границ зоны с особыми условиями использования территории: об утверждении правил землепользования и застройки; об изменении вида разрешенного использования земельного участка, карту (план) объекта землеустройства, не направлены в орган кадастрового учета.
Отсутствие в государственном кадастре сведений о границах населенных пунктов в муниципальном образовании может привести к даче незаконного согласия должностными лицами органов местного самоуправления на выделение земельных участков под строительство из земель лесного или водного фонда, при этом у органа кадастрового учета будут отсутствовать основания для отказа в проведении государственного кадастрового учета данных земельных участков, кроме того, нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц на получение достоверной информации из государственного кадастра недвижимости о границах населенного пункта, об установлении или изменении границ зоны с особыми условиями использования территорий, об изменении вида разрешенного использования земельных участков.
Неисполнение требований закона является нарушением принципа законности, а соответственно и нарушением интересов РФ и муниципального образования <данные изъяты> сельсовета <адрес>, поскольку одним из основополагающих интересов любого муниципального образования является соблюдение законности на его территории, а также с неизбежностью влечет нарушение интересов неопределенного круга лиц.
Предъявление административного искового заявления в интересах неопределенного круга лиц вызвана тем, что индивидуализировать жителей муниципального образования <данные изъяты> сельсовета <адрес> невозможно, поскольку данный показатель, как в количественном, так и в персональном отношении постоянно изменяется по объективным причинам (поступление новых жителей, создание нового юридического лица, регистрация в качестве индивидуального предпринимателя).
Обратившись в суд, заместитель прокурора просит признать незаконным бездействие администрации муниципального образования <данные изъяты> сельсовета <адрес> в части не принятия мер по внесению сведений о границах населенных пунктов муниципального образования <данные изъяты> сельсовета <адрес> в государственный кадастр недвижимости.
Возложить обязанность на администрацию муниципального образования <данные изъяты> сельсовета <адрес> провести работы по описанию границ населенных пунктов муниципального образования Этокского сельсовета <адрес> и направить результаты данных работ в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес> для внесения сведений о границах населенных пунктов в Государственный кадастр недвижимости в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель административного истца старший помощник прокурора <адрес>ФИО1 в судебном заседании заявленные требования поддержала, просила суду их удовлетворить в полном объеме.
Представитель административного ответчика глава администрации <данные изъяты> сельсовета <адрес>ФИО3 в судебном заседании исковые требования прокурора <адрес> признал в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> в судебное заседание не явились, представив заявление о рассмотрении дела без участия их представителя.
С учетом мнения лиц, участвующих в деле, и в соответствии со ст. 150 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя заинтересованного лица Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства с учетом требований закона об относимости, допустимости и достоверности, а также их значимости для правильного разрешения заявленных требований, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 83 Земельного кодекса Российской Федерации землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.
В соответствии с частью 2 статьи 83 Земельного кодекса Российской Федерации границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий. Границы городских, сельских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам.
Согласно части 2 статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» Единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит из:
- реестра объектов недвижимости (далее также - кадастр недвижимости);
- реестра прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества (далее также - реестр прав на недвижимость);
- реестра сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий, особых экономических зон, охотничьих угодий, территорий опережающего социально-экономического развития, зон территориального развития в Российской Федерации, игорных зон, лесничеств, лесопарков, о Г осударственной границе Российской Федерации, границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о береговых линиях (границах водных объектов), а также сведений о проектах межевания территорий (далее также - реестр границ);
- реестровых дел;
- кадастровых карт;
- книг учета документов.
В соответствии со статьей 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 78-ФЗ «О землеустройстве» карта (план) объекта землеустройства является документом, отображающим в графической и текстовой формах местоположение, размер, границы объекта землеустройства и иные его характеристики.
Карта (план) объекта землеустройства составляется с использованием сведений государственного кадастра недвижимости, картографического материала, материалов дистанционного зондирования, а также по данным измерений, полученных на местности.
Форма карты (плана) объекта землеустройства и требования к ее составлению устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 7 Положения о согласовании и утверждении землеустроительной документации, создании и ведении государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройств, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, схемы землеустройства территорий субъектов Российской Федерации, схемы землеустройства территорий муниципальных образований и других административно - территориальных образований, схемы использования и охраны земель утверждаются соответствующими органами государственной власти и органами местного самоуправления при наличии необходимых согласований.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении формы карты (плана) объекта землеустройства и требований к ее составлению» утверждены: форма карты (плана) объекта землеустройства; требования к составлению карты (плана) объекта землеустройства (далее - Требования).
Согласно пункту 1 Требований, карта (план) объекта землеустройства является документом, отображающим в графической и текстовой формах местоположение, размер и границы объекта землеустройства, а также иные его характеристики.
В соответствии с пунктом 2 Требований карта (план) объекта землеустройства составляется по результатам описания местоположения границ объекта землеустройства либо части (частей) таких границ и (или) установления границ объекта землеустройства либо части (частей) таких границ на местности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Карта (план) объекта землеустройства составляется с использованием сведений государственного кадастра недвижимости, картографического материала, материалов дистанционного зондирования, а также по данным измерений, полученных на местности.
Согласно пункту 3 Требований карта (план) объекта землеустройства составляется лицом, обладающим в соответствии с пунктом 6 статьи 69 Земельного кодекса Российской Федерации правом выполнения работ по землеустройству, в том числе кадастровым инженером.
Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ№ утвержден Порядок описания местоположения границ объектов землеустройства. Данный Порядок определяет правила описания местоположения границ между субъектами Российской Федерации, границ муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон, зон с особыми условиями использования территорий, а также границ частей указанных территорий и зон (далее – объекты землеустройства).
В соответствии с пунктом 3 Методических рекомендаций по проведению межевания объектов землеустройства, утвержденных Росземкадастром ДД.ММ.ГГГГ, межевание объектов землеустройства представляет собой работы по установлению на местности границ муниципальных образований и других административно-территориальных образований, границ земельных участков с закреплением таких границ межевыми знаками и определению их координат.
Согласно статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 78-ФЗ «О землеустройстве» основаниями проведения землеустройства являются:
решения федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления о проведении землеустройства; договоры о проведении землеустройства; судебные решения.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№-р утвержден Комплексный план мероприятий по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований и границах населенных пунктов в виде координатного описания.
Согласно пункту 2 указанного Комплексного плана, предусмотрено мероприятие по обеспечению проведения проектных работ в целях определения границ населенных пунктов.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления <адрес> земельного законодательства.
В ходе проверки установлено, что администрацией муниципального образования <данные изъяты> сельсовета <адрес> допущены нарушения требований земельного законодательства и законодательства о государственном кадастре недвижимости.
Как установлено в судебном заседании должностными лицами муниципального образования <данные изъяты> сельсовета в государственный кадастр недвижимости до настоящего времени сведения о границах населенных пунктов муниципального образования <данные изъяты> сельсовета <адрес>, в том числе, сведения об установлении или изменении границ зоны с особыми условиями использования территории: об утверждении правил землепользования и застройки; об изменении вида разрешенного использования земельного участка, карту (план) объекта землеустройства, не направлены в орган кадастрового учета.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что отсутствие в государственном кадастре сведений о границах населенных пунктов в муниципальном образовании может привести к даче незаконного согласия должностными лицами органов местного самоуправления на выделение земельных участков под строительство из земель лесного или водного фонда, при этом у органа кадастрового учета будут отсутствовать основания для отказа в проведении государственного кадастрового учета данных земельных участков, кроме того, нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц на получение достоверной информации из государственного кадастра недвижимости о границах населенного пункта, об установлении или изменении границ зоны с особыми условиями использования территорий, об изменении вида разрешенного использования земельных участков.
Учитывая, вышеизложенное, суд приходит к выводу, о том, что административное исковое заявление <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Этокского сельсовета <адрес> о признании бездействий незаконными и возложении обязанности совершить определенные действия, подлежит удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, судья
решил:
Административное исковое заявление <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования <данные изъяты> сельсовета <адрес> о признании бездействий незаконными и возложении обязанности совершить определенные действия, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования <данные изъяты> сельсовета <адрес> в части не принятия мер по внесению сведений о границах населенных пунктов муниципального образования Этокского сельсовета <адрес> в государственный кадастр недвижимости.
Возложить обязанность на администрацию муниципального образования <данные изъяты> сельсовета <адрес> провести работы по описанию границ населенных пунктов муниципального образования <данные изъяты> сельсовета <адрес> и направить результаты данных работ в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес> для внесения сведений о границах населенных пунктов в Государственный кадастр недвижимости в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд через Предгорный районный суд в течение одного месяца с момента его изготовления в окончательной форме.
Судья Д.А.Поливанов