ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-31911/2023 от 19.10.2023 Емельяновского районного суда (Красноярский край)

Дело № 2а-31911/2023

24RS0013-01-2019-002467-90

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п. Емельяново 19 октября 2023 года

Емельяновский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего - судьи Адиканко Л.Г.

при ведении протокола помощником судьи Эндеревой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Центрального банка Российской Федерации к Кредитному потребительскому кооперативу «Биг Фэмили», ФИО13, ФИО2, ФИО14, ФИО15, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО17, ФИО18, ФИО12 о ликвидации Кредитного потребительского кооператива «Биг Фэмили»,

У С Т А Н О В И Л:

Центральный банк Российской Федерации в лице Отделения по <адрес> Сибирского главного управления Центрального Банка Российской Федерации, обратился в суд с административным исковым заявлением к Кредитному потребительскому кооперативу «Биг Фэмили» (далее по тексту – КПК «Биг Фэмили») и ФИО13, в котором просил ликвидировать КПК «Биг Фэмили» (ОГРН 1182468041689, ИНН 2466193584) за нарушение требований ч. 1 статьи 35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 190-ФЗ «О кредитной кооперации», а также обязать указанный кооператив и его учредителя произвести все необходимые действия, связанные с ликвидацией кооператива, в шестимесячный срок.

Заявленные требования мотивированы тем, что КПК «Биг Фэмили» зарегистрирован Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы по <адрес>ДД.ММ.ГГГГ; ОГРН 1182468041689, ИНН 2466193584, и в настоящее время является действующим юридическим лицом. По результатам мониторинга официальных сайтов саморегулируемых организаций в сети Интернет установлено, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, то есть более девяноста дней с даты создания, КПК «Биг Фэмили» не вступил в саморегулируемую организацию, включенную в государственный реестр саморегулируемых организаций кредитных потребительских кооперативов. Данное нарушение зафиксировано актом от ДД.ММ.ГГГГ № ВН-6-16-2-2/21150 о невступлении КПК «Биг Фэмили» в саморегулируемую организацию в сфере финансового рынка. Таким образом, КПК «Биг Фэмили» нарушает требования законодательства Российской Федерации о кредитных потребительских кооперативах в части наличия обязательного членства в саморегулируемой организации кредитных потребительских кооперативов, следовательно, деятельность КПК «Биг Фэмили» нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц и является основанием для его ликвидации.

Дополнив основания заявленных требований, административный истец указал, что с момента создания КПК «Биг Фэмили» не предоставляло обязательную отчетность в Банк России. В целях устранения данного нарушения Банком России в адрес административного ответчика направлялись соответствующие предписания, однако они не исполнены ответчиком, и обязательная отчетность Кооператива в Банке России отсутствует.

В процессе судебного разбирательства к участию в деле в качестве соответчиков привлечены ФИО2, ФИО14, ФИО15, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО16, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО17, ФИО18, ФИО12

Представитель административного истца ФИО21, действуя на основании доверенности, предъявив документ о высшем юридическом образовании, в судебном заседании заявленные требования поддержала, суду пояснила, что КПК «Биг Фэмили» не вступил в саморегулируемую организацию до настоящего времени, Банком России в адрес КПК «Биг Фэмили» были направлены предписания об устранении данных нарушений, однако до настоящего времени членство кооператива в саморегулируемой организации, включенной в реестр саморегулируемых организаций кредитных потребительских кооперативов, не подтверждено. С момента создания КПК «Биг Фэмили» не предоставляло обязательную отчетность в Банк России. В целях устранения данного нарушения Банком России в адрес административного ответчика направлялись соответствующие предписания, однако они не исполнены ответчиком, обязательная отчетность Кооператива в Банке России отсутствует.

Административные ответчики в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещались судом, посредством направления извещений по известным адресам их регистрации.

Представитель заинтересованного лица - МИФНС России по <адрес> в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела был извещен надлежащим образом.

Выслушав представителя административного истца исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно пункту 9.1 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России осуществляет регулирование, контроль и надзор за деятельностью некредитных финансовых организаций в соответствии с федеральными законами.

В статье 76.5 названного Федерального закона № 86-ФЗ установлено, что Банк России проводит проверки деятельности некредитных финансовых организаций, направляет некредитным финансовым организациям обязательные для исполнения предписания, а также применяет к некредитным финансовым организациям предусмотренные федеральными законами иные меры.

В соответствии с пунктом 12 статьи 76.1 Федерального закона № 86-ФЗ лица, осуществляющие деятельность кредитных потребительских кооперативов, признаются некредитными финансовыми организациями.

Согласно пункту 7 части 2 статьи 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 190-ФЗ «О кредитной кооперации» Банк России осуществляет контроль и надзор за соблюдением кредитными кооперативами требований данного Федерального закона, других федеральных законов, нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных актов Банка России с учетом особенностей, установленных статьей 35 данного Федерального закона.

В силу пункта 4 части 3 статьи 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 190-ФЗ «О кредитной кооперации» в отношении кредитных кооперативов Банк России вправе проводить проверки соблюдения установленных финансовых нормативов и соответствия деятельности кредитного кооператива настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам, нормативным правовым актам Российской Федерации и нормативным актам Банка России в порядке, установленном Банком России.

Согласно ч. 1 ст. 35 Федерального закона «О кредитной кооперации» кредитные кооперативы, за исключением кредитных кооперативов второго уровня, вступают в саморегулируемую организацию в сфере финансового рынка, объединяющую кредитные кооперативы, в порядке, предусмотренном Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 223-ФЗ «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка» и принятыми в соответствии с ним нормативными актами Банка России, в течение девяноста дней, следующих за днем наступления одного из следующих событий:

1) получение некоммерческой организацией статуса саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы, при отсутствии до указанного дня саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы (для кредитных кооперативов, созданных на день получения некоммерческой организацией статуса саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы);

2) прекращение своего членства в саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы (при наличии саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы);

3) создание кредитного кооператива (при наличии саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы).

В силу ст. 28 Федерального закона «О кредитной кооперации», кредитный кооператив ведет бухгалтерский учет и представляет бухгалтерскую (финансовую) и статистическую отчетность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка» членство финансовой организации в саморегулируемой организации, вид которой соответствует виду деятельности, осуществляемому такой финансовой организацией, является обязательным в случае наличия саморегулируемой организации соответствующего вида.

В силу части 1 статьи 3 обозначенного Закона к финансовым организациям относятся, в том числе, юридические лица – кредитные потребительские в кооперативы, осуществляющие деятельность в соответствии с Федеральным законом о кредитной кооперации.

В соответствии с подпунктом «г» пункта 9 части 3 статьи 5 Федерального закона «О кредитной кооперации» в случае нарушения установленного ст. 8 Федерального закона «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка» требования об обязательном членстве в саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы, Банк России вправе обращаться в суд с заявлением о ликвидации кредитного кооператива.

Согласно ч. 1 п. 2 статьи 10 Федерального закона № 190-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О кредитной кооперации», кредитный кооператив может быть ликвидирован по решению суда по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

Исходя из п.п. 1, 3 ст. 61 Гражданского кодекса ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам.

Юридическое лицо ликвидируется по решению суда, в том числе, и по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо при отсутствии обязательного членства в саморегулируемой организации или необходимого в силу закона свидетельства о допуске к определенному виду работ, выданного саморегулируемой организацией.

В соответствии с п.п. «г» п. 9 ч. 3 ст. 5 Федерального закона РФ №190-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О кредитной кооперации» Банк России вправе обратиться в суд с заявлением о ликвидации кредитного кооператива в случае, помимо прочего, нарушения установленного Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 223-ФЗ «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка» требования об обязательном членстве в саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы.

В соответствии с ч.ч. 1,2 ст. 62 Гражданского кодекса РФ учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, в течение трех рабочих дней после даты принятия данного решения обязаны сообщить в письменной форме об этом в уполномоченный государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, а также опубликовать сведения о принятии данного решения в порядке, установленном законом.

Учредители (участники) юридического лица независимо от оснований, по которым принято решение о его ликвидации, в том числе в случае фактического прекращения деятельности юридического лица, обязаны совершить за счет имущества юридического лица действия по ликвидации юридического лица. При недостаточности имущества юридического лица учредители (участники) юридического лица обязаны совершить указанные действия солидарно за свой счет.

В силу ч. 9 ст. 63 ГК РФ ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо – прекратившим существование после внесения сведений о его прекращении в единый государственный реестр юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц.

Таким образом, решение суда о ликвидации юридического лица не означает его автоматического исключения из единого государственного реестра юридических лиц, оно является лишь основанием для начала ликвидационных процедур.

В судебном заседании установлено, что КПК «Биг Фэмили» зарегистрирован Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы по <адрес>ДД.ММ.ГГГГ, которому присвоен ОГРН 1182468041689, ИНН 2466193584 и, согласно выписки из ЕГРЮЛ, в настоящее время данный кооператив является действующим юридическим лицом.

Государственный реестр саморегулируемых организаций кредитных потребительских кооперативов размещен на сайте Центрального банка Российской Федерации (http://cbr.ru/).

По результатам мониторинга административным истцом официальных сайтов саморегулируемых организаций в сети Интернет установлено, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ КПК «Биг Фэмили» не вступил в члены саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы, что зафиксировано истцом в акте №ВН-6-16-19876 от ДД.ММ.ГГГГ, представленном в материалы дела.

Таким образом, с момента создания – ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время, то есть, в срок, превышающий девяносто дней, КПК «Биг Фэмили» не вступил ни в одну из саморегулируемых организаций кредитных потребительских кооперативов, что является нарушением кредитным кооперативом положений ч. 3 ст. 35 Федерального закона «О кредитной кооперации».

Доказательств иного административными ответчиками суду не представлено.

В соответствии с Указанием Банка России от ДД.ММ.ГГГГ-У «О формах, сроках и порядке составления и предоставления в Банк России документов, содержащих отчет о деятельности и отчет о персональном составе органов кредитного потребительского кооператива», на КПК «Биг Фэмили» была возложена обязанность составить отчет по форме ОКУД 0420820 «Отчет о деятельности кредитного потребительского кооператива», предоставляемый по окончании календарного года.

В связи с не предоставлением отчетности, Банком России в адрес КПК «Биг Фэмили» ежегодно направлялись предписания с требованиями предоставления вышеуказанной отчетности в соответствии с порядком, установленным Указанием Банка России от ДД.ММ.ГГГГ-У; указанные предписания вручены административному ответчику, однако предписания КПК «Биг Фэмили» не исполнены.

Обстоятельств, указывающих на иное, в деле не имеется и административными ответчиками данные обстоятельства не оспорены.

Более того, из материалов проверки КУСП от ДД.ММ.ГГГГ, проведенной МУ МВД России «Красноярское» по заявлению ФИО15, следует, что опрошенная в ходе проверки ФИО13 показала, что КПК «Биг Фэмили» был создан ошибочно, фактически деятельность кооператив не осуществлял.

Вышеприведенные обстоятельства позволяют суду прийти к выводу о том, что КПК «Биг Фэмили» нарушает требования законодательства Российской Федерации о кредитных потребительских кооперативах в части наличия обязательного членства в саморегулируемой организации кредитных потребительских кооперативов и предоставления обязательной отчетности, следовательно, деятельность КПК «Биг Фэмили» нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц.

Нарушения закона в деятельности административного ответчика в их совокупности являются достаточно существенными для принятия решения о ликвидации кооператива. Данная мера юридической ответственности соразмерна допущенным нарушениям.

При разрешении требований административного истца о возложении на учредителей КПК «Биг Фэмили» обязанности по осуществлению ликвидации кооператива, суд учитывает, что поскольку с момента внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации, юридическое лицо утрачивает правоспособность, прекращает деятельность и органы управления юридического лица утрачивают полномочия, а нереализованные права требования к обществу, погашаются, для соблюдения прав и интересов неопределенного круга лиц, действующим законодательством РФ предусмотрена определенная процедура ликвидации юридического лица.

Согласно ч. 5 ст. 61 ГК РФ решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) или на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительным документом, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица.

Положениями части 3 статьи 11 Федерального закона N 190-ФЗ установлено, что членство в кредитном кооперативе возникает на основании решения органа кредитного кооператива, уполномоченного принимать решение о приеме в члены кредитного кооператива (пайщики) на основании устава кредитного кооператива, а также в иных предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях, со дня внесения соответствующей записи в реестр членов кредитного кооператива (пайщиков). Обязанность вести реестр членов кредитного кооператива (пайщиков) установлена статьей 12 указанного Федерального закона.

Органами кредитного кооператива согласно статье 15 Федерального закона N 190-ФЗ являются общее собрание членов кредитного кооператива (пайщиков), правление кредитного кооператива, единоличный исполнительный орган кредитного кооператива, контрольно-ревизионный орган кредитного кооператива, а также иные органы, предусмотренные настоящим Федеральным законом, уставом кредитного кооператива и внутренними нормативными документами кредитного кооператива.

Согласно раздела 3 Устава КПК «Биг Фэмили», органами управления кооперативом являются общее собрание членов кооператива, правление кооператива; исполнительным органом является председатель кооператива (п. 1 т. 17 Устава), в полномочия которого входит, в том числе, организация и руководство работой Правления (пп. 1 п. 10 ст. 17 Устава), в полномочия которого, в свою очередь, в силу пп. 3 п. 8 ст. 16 Устава входит осуществление подготовки общего собрания членов кооператива, формирование его повестки.

В силу ст. 13 Устава, внеочередное собрание членов кооператива может быть созвано по инициативе Правления кооператива или председателя кооператива.

Из ст. 26 Устава кооператива следует, что кооператив может быль ликвидирован по решению общего собрания членов кооператива, либо по решению суда.

В силу раздела 2 Устава КПК «Биг Фэмили», членами кооператива могут быть признающие Устав и внутренние нормативные документы физические и юридические лица; заявление о принятии в члены кооператива подается в письменной форме в Правление кооператива; членство в кооперативе возникает на основании решения Правления со дня внесения соответствующей записи в реестр членов кооператива (л.д. 26-46 т.1).

Исходя из протокола общего собрания членов КПК «Биг Фэмили» от ДД.ММ.ГГГГ, решение о создании КПК «Биг Фэмили» принято ФИО2, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО17, ФИО18, ФИО12; на данном собрании указанными лицами приняты решения об утверждении устава КПК «Биг Фэмили» (л.д. 47-53 т.1).

Указанным собранием разрешен вопрос об избрании Правления кооператива в составе ФИО2, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО3; единоличным исполнительным органом КПК «Биг Фэмили» - его председателем, избрана ФИО13

По данным выписки из ЕГРЮЛ и по сообщению МИФНС Росси , сведения об учредителях (участниках) КПК «Биг Фэмили» в налоговый орган не предоставлялись и в ЕГРЮЛ соответствующие данные отсутствуют.

Исходя из выписки из ЕГРЮЛ, лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени КПК «Биг Фэмили» является ФИО13 - председатель кооператива.

Данным лицом были представлены заявление и необходимые материалы в налоговой орган для регистрации КПК «Биг Фэмили» в качестве юридического лица, что следует из материалов, представленных МИФНС России по запросу суда.

Из материалов проверки КУСП от ДД.ММ.ГГГГ, проведенной МУ МВД России «Красноярское» по заявлению ФИО15, следует, что опрошенная в ходе проверки ФИО13 показала, что КПК «Биг Фэмили» был создан ошибочно, фактически деятельность кооператив не осуществлял.

Исходя из полномочий председателя кооператива, а также Правления кооператива, которыми они наделены Уставом КПК «Биг Фэмили», данные органы управления кооперативом наделены полномочиями по созыву внеочередного общего собрания членов кооператива с целью рассмотрения вопроса о ликвидации кооператива.

В процессе судебного разбирательства обстоятельств, указывающих на наличие корпоративной связи ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО17, ФИО18, ФИО12 с КПК «Биг Фэмили» не установлено; наличия заявлений указанных лиц о принятии в члены кооператива, решения правления о принятии в члены КПК, судом не установлено; реестр членов кооператива суду не представлен.

Оценивая совокупность установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств, суд находит, что обязанность по совершению действий по ликвидации КПК «Биг Фэмили» следует возложить на единоличный исполнительный орган кооператива ФИО13, а также на членов Правления КПК «Биг Фэмили», которыми, как указано выше, может быть принято решение о проведении внеочередного общего собрания членов кооператива с целью рассмотрения вопроса о ликвидации кооператива.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 178-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Центрального банка Российской Федерации о ликвидации Кредитному потребительскому кооперативу «Биг Фэмили» удовлетворить.

Ликвидировать кредитный потребительский кооператив «Биг Фэмили» ОГРН 1182468041689, ИНН 2466193584.

Возложить обязанности по осуществлению ликвидации Кредитного потребительского кооператива «Биг Фэмили» на ФИО13, ФИО2, ФИО14, ФИО15, ФИО3, обязав произвести все необходимые действия, связанные с ликвидацией кооператива, в шестимесячный срок с даты вступления решения суда в законную силу.

Требования Центрального банка Российской Федерации о возложении обязанности по осуществлению ликвидации Кредитного потребительского кооператива «Биг Фэмили» на ФИО4, ФИО5, ФИО16, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО17, ФИО18, ФИО12, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Красноярский краевой суд через Емельяновский районный суд в течение одного месяца со дня его вынесения.

Председательствующий: подпись.

КОПИЯ ВЕРНА.

Судья Емельяновского районного суда Л.Г. Адиканко