ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3191/2023 от 16.08.2023 Октябрьского районного суда г. Ставрополя (Ставропольский край)

ОКТЯБРЬСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД ФИО1 СТАВРОПОЛЯ

<адрес>, 355000,

тел./ факс 8(8652) 71-58-98,

подача документов в электронном виде: e-mail: oktyabrsky.stv@sudrf.ru,

официальный сайт: http:// oktyabrsky.stv@sudrf.ru

________________________________________________________________

2а-3191/2023

26RS0-92

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 августа 2023 года ФИО1 Ставрополь

Октябрьский районный суд ФИО1 <адрес> в составе:

председательствующего судьи Строгановой В.В.,

при секретаре судебного заседания ФИО3,

с участием помощника Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора <адрес>ФИО7, представителя административного ответчика ГБУЗ СК «Дирекция особо охраняемых природных территорий <адрес>ФИО4, представителей административного ответчика Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес>ФИО5, ФИО6,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному иску Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора, в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес>, ГБУ СК «Дирекция особо охраняемых природных территорий <адрес>», Администрации Азгирского муниципального округа (заинтересованное лицо Министерство финансов <адрес>) о признании незаконным бездействия и возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Ставропольский межрайонный природоохранный прокурор, в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес>, ГБУ СК «Дирекция особо охраняемых природных территорий <адрес>», Администрации Арзгирского муниципального округа о признании незаконным бездействия и возложении обязанности.

В обоснование заявленных требований указано, что Ставропольской межрайонной природоохранной прокуратурой проведен анализ исполнения законодательства об особо охраняемых природных территориях в границах особо охраняемой природной территории регионального значения - государственного природного заказника краевого значения «Арзгирский», в результате которой в деятельности Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес>, ГБУ СК «Дирекция особо охраняемых природных территорий <адрес>» выявлены нарушения.

Частью 1 статьи 35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» установлено, что охрана территорий природных парков, государственных природных заказников и других особо охраняемых природных территорий осуществляется государственными органами, в ведении которых они находятся, в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п.1 Положения о министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес>, утвержденного Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-п Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> является органом исполнительной власти <адрес>, осуществляющим, кроме прочего, государственное управление и нормативно-правовое регулирование в области охраны окружающей среды, организации и функционирования особо охраняемых природных территорий краевого значения.

Государственный природный заказник краевого значения «Арзгирский» создан постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ на территории <адрес>. Этим же постановлением утверждено Положение о государственном природном заказнике краевого значения «Арзгирский».

Согласно п.2 Порядка согласования проведения массовых мероприятий на особо охраняемых природных территориях краевого значения», утвержденного приказом министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, экологической тропой является специально организованный и обустроенный маршрут, проходящий в границах ООПТ и находящийся в ведении подведомственного министерству ГБУ СК «Дирекция особо охраняемых природных территорий СК».

В нарушение требований ст.5.1 Закона №33-ФЗ, п.2 Порядка проведения массовых мероприятий, п.п.12,22 Положения о Заказнике, министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> места для осуществления и развития экологического туризма (туристско-рекреационные (экологические) тропы на территории Заказника «Арзгирский» не созданы, оценка воздействия на окружающую среду проектов создания и обустройства таких троп не проведена.

В нарушение ст.32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и п.п.4.6 и 4.7 Требований, органом местного самоуправления - администрацией Курского муниципального округа общественные обсуждения по материалам оценки воздействия на окружающую среду по проектам создания и обустройства экологических троп на территории Заказника не проведены. Экологические тропы на территории Заказника в ведение Дирекции не переданы.

В нарушение требований ч.2 ст.5.1 Закона №33-ФЗ, п.п.2,5 Правил определения платы, размер платы за посещение Заказника «Арзгирский» министерством не определен.

В результате проведенного Ставропольской межрайонной природоохранной прокуратурой анализа установлено, что в результате отсутствия утвержденных экологических троп на территории Заказника, рекреационная нагрузка на природные комплексы Заказника является неконтролируемой, стихийной, как пешими туристами, так и в результате незаконного проезда авто-мото-транспорта, для которой характерно вытаптывание и уничтожение травянистой растительности, обустройство грунтовых проездов (накатанной колеи), захламление территории различными бытовыми отходами, что может привести к существенному нарушению состояния существующей экосистемы на территории Заказника.

Свое требование прокурор мотивирует тем, что непринятие ответчиками мер по охране и обеспечению режима особой охраны Заказника, может привести к утрате, причинению вреда природным комплексам, ухудшению экологической обстановки в границах особо охраняемой природной территории, а, соответственно, нарушению прав граждан на благоприятную окружающую среду.

Административный истец просил суд:

-признать незаконным бездействие Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес>, ГБУ «Дирекция особо охраняемых природных территорий <адрес>», выразившееся в непринятии в период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ мер по организации экологического туризма на территории государственного природного заказника краевого значения «Арзгирский», путем создания и оборудования экологических троп;

-возложить на Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес>, ГБУ «Дирекция особо охраняемых природных территорий <адрес>» обязанность в срок не позднее шести месяцев со дня вступления в силу решения суда принять меры по организации экологического туризма на территории государственного природного заказника краевого значения «Арзгирский», путем создания и оборудования экологических троп.

-возложить на администрацию Арзгирского муниципального округа обязанность в срок не позднее одного месяца с момента поступления в администрацию предварительных материалов оценки воздействия на окружающую среду организовать проведение общественных обсуждений по материалам оценки воздействия на окружающую среду по проектам создания и обустройства экологических троп на территории государственного природного заказника краевого значения «Арзгирский».

-возложить на Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> обязанность в срок не позднее трех месяцев со дня вступления в силу решения суда установить размер платы за посещение государственного природного заказника краевого значения «Арзгирский».

Определением суда, отраженным в протоколе судебного заседания от ДД.ММ.ГГГГ, к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Министерство финансов <адрес>.

Представитель административного истца помощник Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора ФИО7 в судебном заседании поддержала требования административного искового заявления, просила суд, удовлетворить их в полном объеме.

Представители административного ответчика Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды СК ФИО6, ФИО5 в судебном заседании возражали против удовлетворения административного иска, ссылаясь на письменные возражения.

Из письменных возражений следует, что в исковом заявлении истец дает определения понятиям «экологическая тропа» и «экологическая инфраструктура», которые соответствуют пунктам 3.3 и 3.4 ФИО10 56642-2021. Однако в этих определениях не указано, что «экологическая тропа» и «экологическая инфраструктура» должны быть расположены на особо охраняемых природных территориях. Также в них не определено, кто должен заниматься их созданием и обустройством.

В настоящее время Правительством Российской Федерации ведется разработка типовых правил организации и осуществления туризма, в том числе обеспечения безопасности туризма на ООПТ, и типового порядка расчета предельно допустимой рекреационной емкости ООПТ при осуществлении туризма. На сегодняшний день такие правовые акты не приняты, проекты правовых актов проходят процедуру общественных обсуждений.

Таким образом, говорить о бездействии министерства, а также обязывать министерство разработать экологические тропы для каждой ООПТ, при отсутствии утвержденных Правительством Российской Федерации Типовых правил осуществления туризма на ООПТ, преждевременно.

Согласно кадастровым сведениям в заказник включены земли лесного фонда – 1269 га, что составляет почти 99 % территории заказника и земли, не прошедшие государственный кадастровый учет, категория которых не установлена -18, 5 га.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Для вовлечения их в хозяйственную деятельность необходимо оформление прав на лесные участки.

Земель, закрепленных за министерством или Дирекцией в заказнике нет.

Из исковых требований прокурора неясно в нарушение каких требований Положения о заказнике, министерство не создало и не благоустроило экотропы для развития экологического туризма.

Также истец указывает на нарушение министерством требований пункта 2 Порядка, который дает определение понятию «экологическая тропа» как специально организованного и обустроенного маршрута, проходящего в границах ООПТ и находящегося в ведении Дирекции. Порядок регламентирует процедуру согласования массовых мероприятий, а не организацию экологического туризма.

Таким образом, пункт 2 Порядка также не содержит прямой нормы, обязывающей министерство или Дирекцию создавать экологические тропы на каждой ООПТ краевого значения.

Истец при подаче заявления не учел тот факт, что в ведении министерства нет заповедников, национальных парков, ботанических садов и иных категорий ООПТ, которые расположены на земельных участках, принадлежащих на праве собственности <адрес> или переданы в постоянное (бессрочное пользование) государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим их управление.

Министерство не является правообладателем земельного участка, расположенного в границе заказника, в связи с чем, установление платы может нарушить права собственников, арендаторов и пользователей земельных участков, расположенных в их границах.

В исковом заявлении истец ссылается на пункт 2 Правил определения платы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил определения платы для физических лиц, не проживающих в населенных пунктах, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий, за посещение особо охраняемых природных территорий и установления случаев освобождения от взимания платы» (далее - Правила определения платы).

Изучив практику субъектов по указанному вопросу, можно отметить, что некоторые субъекты утверждают региональные постановления, определяющие, что на их территории с физических лиц, не проживающих в населенных пунктах, расположенных в границах ООПТ регионального значения, плата за посещение ООПТ регионального значения не взимается. То есть субъекты вправе самостоятельно определять необходимость взимания платы за посещение ООПТ, в зависимости от категорий ООПТ, их особенностей, туристской привлекательности и иных факторов.

В соответствии с пунктом 2 статьи 5.1 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях», на которую также ссылается истец в своем заявлении физические лица, не проживающие в населенных пунктах, расположенных в границах ООПТ, могут посещать такие территории бесплатно или за плату.

Так как указанная статья позволяет гражданам посещать ООПТ, в том числе и бесплатно, считают, что в заказниках и памятниках природы краевого значения, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, на землях лесного фонда, на землях населенных пунктов установление платы за их посещение нецелесообразно и может привести к социальной напряженности населения.

Министерство в целях снижения социальной напряженности, оказания социально-экономической поддержки населению и гостям <адрес>, а также в целях принятия мер поддержки населения в условиях внешнего санкционного давления и негативных социально-экономических последствий пандемии COVID-19 не вводило плату за посещение ООПТ краевого значения.

Отсутствие нормативно-правового акта о взимании платы за посещение ООПТ означает, что граждане имеют право посещать бесплатно ООПТ краевого значения. По мнению министерства, принятие дополнительного нормативно-правового акта не требуется.

Представители административного ответчика ГБУ СК «Дирекция особо охраняемых природных территорий СК» ФИО8 в судебном заседании также возражали против удовлетворения административного иска, представив в суд письменные возражения.

Из письменных возражений следует, что административный истец утверждает, что учреждение бездействовало в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что выразилось в отсутствии экологических троп на территории государственного природного заказника краевого значения «Арзгирский», а также в не установлении платы за посещение Заказника.

В своем исковом заявлении административный истец ссылается на Постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил определения платы для физических лиц, не проживающих в населенных пунктах, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий, за посещение особо охраняемых природных территорий и установления случаев освобождения от взимания платы», однако в этом же постановлении указано, что размер платы за посещение физическими лицами особо охраняемых природных территорий (далее - ООПТ) регионального значения устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В <адрес> таким органом является <адрес>.

<адрес> плата за посещение ООПТ не устанавливалась. Вместе с тем п.2 ст.5.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» установлено, что физические лица, не проживающие в населенных пунктах, расположенных в границах ООПТ, могут посещать такие территории бесплатно или за плату. Так как норма закона содержит слово «или», учреждение трактует данную формулировку как право, а не обязанность.

Учреждение является подвемомственной Министерству организацией, финансируемой из бюджета <адрес> и все доведенные финансовые обязательства направлены на равномерное выполнение возложенных на Учреждение обязательств. Таким образом выполнение исковых требований Межрайонной природоохранной прокуратуры будет являться вмешательством в оперативно-хозяйственную деятельность Учреждения, которая повлечет за собой невозможность выполнения иных функций, в том числе развития эколого-просветительской деятельности, что в свою очередь приведет к нарушению прав и законных интересов граждан Российской Федерации в части касающейся.

Вместе с тем, согласно пункту 2 статьи 26 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» органы прокуратуры не вправе вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность организаций.

Кроме того, учреждение и министерство не смогут выполнять требования государственной программы <адрес> «Охрана окружающей среды», утвержденной Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-п «Об утверждении государственной программы <адрес> «Охрана окружающей среды».

В настоящее время разрабатывается и согласовывается аналогичная программа на период 2024-2025 годы, которая, как и действующая программа, будет содержать подпрограмму «Сохранение и развитие сети особо охраняемых природных территорий краевого значения и биологического разнообразия». Ключевыми точками подпрограммы будут являться надзорная деятельность, сохранение и увеличение численности копытных на ООПТ, мероприятия экологической направленности (экскурсии, выставки, фотовыставки, встречи, экологические уроки).

Экологические мероприятия по большей части проводятся для детского населения и в целях закрепления полученных знаний, а также повышения интереса к теме экологии у детей, учреждением закупается большое количество сувенирной и полиграфической продукции, которая раздается детям в качестве подарков (бумажные пакеты, текстильные сумки, детские рюкзаки, футболки, кружки, блокноты и т.д.). Также за бюджетные средства.

Учреждением за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ было осуществлено 179 закупок, в порядке, предусмотренном Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Из них: транспорт - 92, ООПТ и экопросвещение - 42, общехозяйственные нужды - 42, сувенирная продукция - 4 (закупается только год).

В настоящее время в крае функционируют 3 оборудованные экологические тропы: в природных заказниках «Стрижамент», «Сотниковский» и учебная экологическая тропа на охраняемой озелененной и лесной территории «Эммануэльевское урочище». Продолжается работа по проектированию экологических троп на территории природных заказников «Александровский» в Александровском МО и «Сафонова Дача» в Георгиевском ГО. В границах заказника «Арзгирский» установлено 6 информационных щитов (аншлагов). Стоимость одного аншлага от 10 000 до 10 500 рублей.

Представитель административного ответчика Администрации Арзгирского муниципального округа, извещенный надлежащим образом о дате, месте и времени судебного заседания, в суд не явился, о причинах неявки, которые могут быть признаны судом уважительными, не уведомил, в материалах дела имеется ходатайство о рассмотрении указанного дела в отсутствии представителя.

Представитель заинтересованного лица Министерства Финансов по СК, извещенный надлежащим образом о дате, месте и времени судебного заседания, в суд не явился, о причинах неявки, которые могут быть признаны судом уважительными, не уведомил.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав представленные письменные доказательства, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

На основании пункта 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом» интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно ч.1 ст.219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов, если иной срок не установлен данным Кодексом.

В соответствии со ст.42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Сохранение поверхностных вод, охрана земель и вод является реализацией гарантии конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду.

В силу ч.1 ст.72 Конституции Российской Федерации природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории, охрана памятников истории и культуры находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности определяет Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Согласно п.п.1 и 2 ст.58, п.п.1 и 2 ст.59 Закона об охране окружающей среды, природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории. Хозяйственная и иная деятельность, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду и ведущие к деградации и (или) уничтожению данных природных объектов, запрещаются. Правовой режим охраны природных объектов устанавливается законодательством в области охраны окружающей среды, а также иным законодательством Российской Федерации.

Порядок создания и функционирования особо охраняемых природных территорий регулируется законодательством об особо охраняемых природных территориях.

Отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях».

Особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение и находиться в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления (п.4 ст.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №33-ФЗ).

Особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния. (Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»).

В силу п.3 ст.26 Закона об особо охраняемых природных территориях органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников природы, находящихся в их ведении.

Статьей 5.1 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» установлено, что посещение физическими лицами особо охраняемых природных территорий осуществляется в соответствии с установленным для таких территорий режимом особой охраны.

В соответствии с ч.3 ст.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-кз «Об особо охраняемых природных территориях», особенности, зонирование и режим особой охраны каждой категории особо охраняемых природных территорий краевого значения определяются положением об этой территории, утверждаемым <адрес>.

Судом установлено и следует из материалов дела, что Государственный природный заказник краевого значения «Арзгирский» создан постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ на территории <адрес>.

Этим же постановлением утверждено Положение о государственном природном заказнике краевого значения «Арзгирский».

Согласно п.п.3 п.4 Положения о Заказнике, функционирование заказника обеспечивает государственное учреждение <адрес> «Дирекция особо охраняемых природных территорий <адрес>» за счет средств бюджета <адрес> и других, не запрещенных законодательством Российской Федерации и законодательством <адрес> источников. Государственное управление и государственный контроль в области организации и функционирования заказника осуществляется министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес>.

Ставропольской межрайонной природоохранной прокуратурой проведен анализ исполнения законодательства об особо охраняемых природных территориях в границах особо охраняемой природной территории регионального значения - государственного природного заказника краевого значения «Арзгирский», в результате которой в деятельности Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес>, ГБУ СК «Дирекция особо охраняемых природных территорий <адрес>» выявлены нарушения, а именно на территории государственного природного заказника краевого значения «Арзгирский», отсутствуют оборудованные экологические тропы.

Частью 1 статьи 35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» установлено, что охрана территорий природных парков, государственных природных заказников и других особо охраняемых природных территорий осуществляется государственными органами, в ведении которых они находятся, в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Частью 1 ст.35 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» предусмотрено, что охрана государственных природных заказников осуществляется государственными органами, в ведении которых они находятся.

В соответствии с п.1 Положения о министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес>, утвержденного Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-п (далее - Положение) Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> является органом исполнительной власти <адрес>, осуществляющим, кроме прочего, государственное управление и нормативно-правовое регулирование в области охраны окружающей среды, организации и функционирования особо охраняемых природных территорий краевого значения.

Согласно п.10.16 Положения Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> осуществляет охрану особо охраняемых природных территорий краевого значения, региональный государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий краевого значения в порядке, установленном <адрес>.

Таким образом, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> осуществляет охрану, региональный государственный надзор в области охраны и использования территории Заказника «Арзгирский».

В соответствии с Национальным стандартом Российской Федерации ФИО10 56642-2021. «Туристские услуги. Экологический туризм. Общие требования», утвержденным приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от ДД.ММ.ГГГГ-ст, экологическим туризмом признается деятельность, направленная на организацию путешествий в различных формах природного туризма, ориентированная на изучение природы и культурных достопримечательностей, бережное отношение к природе и содействие в ее сохранении.

Согласно п.3.3. ФИО10 56642-2021, туристско-рекреационная тропа (экологическая тропа) - естественным или искусственным способом образованная (сформированная) полоса движения на местности, используемая для организации движения посетителей по туристско-рекреационному маршруту; обустроенная необходимыми инженерными и навигационными объектами (информационными указателями), применяемая для движения людей (или вьючных животных, верховых лошадей и некоторых других средств передвижения) полоса земли либо поверхность искусственного сооружения - по линии туристско-рекреационного маршрута.

В соответствии с п.3.4 ФИО10 56642-2021 экологическая инфраструктура - это имущественный комплекс, состоящий из транспортных и инженерно-технических коммуникаций, строений, оборудования и снаряжения, целевым предназначением которого является мониторинг и компенсация антропогенного давления на естественные биотопы (природную среду) (например, туалеты (комфорт-центры), системы сбора и вывоза мусора, ограничение доступа человека в зоны «экологической тишины» и т.д.).

Согласно п.2 Порядка согласования проведения массовых мероприятий на особо охраняемых природных территориях краевого значения», утвержденного приказом министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Порядок проведения массовых мероприятий), экологической тропой является специально организованный и обустроенный маршрут, проходящий в границах ООПТ и находящийся в ведении подведомственного министерству ГБУ СК «Дирекция особо охраняемых природных территорий СК».

В соответствии со ст.32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», оценка воздействия на окружающую среду проводится в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, независимо от организационно - правовых форм собственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Требования к материалам оценки воздействия на окружающую среду устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Пунктом 1 Требований к материалам оценки воздействия на окружающую среду, утвержденных приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Требования) установлено, что Материалы оценки воздействия на окружающую среду включают в себя комплект документации, подготовленной при проведении оценки воздействия на окружающую среду планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности.

Материалы оценки воздействия на окружающую среду разрабатываются в целях обеспечения экологической безопасности и охраны окружающей среды, предотвращения и (или) уменьшения воздействия планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и связанных с ней социальных, экономических и иных последствий, а также выбора оптимального варианта реализации такой деятельности с учетом экологических, технологических и социальных аспектов или отказа от деятельности.

В материалах оценки воздействия на окружающую среду обеспечивается выявление характера, интенсивности и степени возможного воздействия на окружающую среду планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности, анализ и учет такого воздействия, оценка экологических и связанных с ними социальных и экономических последствий реализации такой деятельности и разработка мер по предотвращению и (или) уменьшению таких воздействий с учетом общественного мнения.

Материалы оценки воздействия на окружающую среду являются основанием для разработки обосновывающей документации по планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности.

Согласно пункту 3 Требований, Материалы оценки воздействия на окружающую среду должны быть научно обоснованы, достоверны и отражать результаты комплексных исследований прогнозируемых воздействий на окружающую среду и их последствий, выполненных с учетом взаимосвязи различных экологических, социальных и экономических факторов. При подготовке материалов оценки воздействия на окружающую среду заказчик (исполнитель) обеспечивает использование полной, достоверной и актуальной исходной информации, средств и методов измерения, расчетов, оценок, обязательное 4 рассмотрение альтернативных вариантов реализации планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности, в том числе вариант отказа от деятельности, а также участие общественности при организации и проведении оценки воздействия на окружающую среду. При подготовке материалов оценки воздействия на окружающую среду заказчик (исполнитель) исходит из необходимости предотвращения и (или) уменьшения возможных негативных воздействий на окружающую среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий в случае реализации планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности.

В соответствии с пунктами 4.6 и 4.7 Требований в орган местного самоуправления направляется уведомление о проведении общественных обсуждений по предварительным материалам ОВОС, и, соответственно, органом местного самоуправления проводятся общественные обсуждения по объекту общественных обсуждений.

Органом местного самоуправления, на территории которого расположен природный заказник краевого значения «Арзгирский» является администрация Арзгирского муниципального округа <адрес>.

Судом установлено, что в нарушение требований ст.5.1 Закона ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», п.2 Порядка проведения массовых мероприятий, п.п.12,22 Положения о Заказнике, министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> места для осуществления и развития экологического туризма (туристско-рекреационные (экологические) тропы на территории Заказника «Администрации ФИО1 Ставрополя» не созданы, оценка воздействия на окружающую среду проектов создания и обустройства таких троп не проведена.

Также в нарушение ст.32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и п.п.4.6 и 4.7 Требований, органом местного самоуправления - администрацией ФИО1 Ставрополя общественные обсуждения по материалам оценки воздействия на окружающую среду по проектам создания и обустройства экологических троп на территории Заказника «Арзгирский» не проведены. Экологические тропы на территории Заказника «Арзгирский» в ведение Дирекции не переданы.

В соответствии с ч.2 ст.5.1 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», физические лица, не проживающие в населенных пунктах, расположенных в границах ООПТ, могут посещать такие территории бесплатно или за плату.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила определения платы для физических лиц, не проживающих в населенных пунктах, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий, за посещение особо охраняемых природных территорий и установления случаев освобождения от взимания платы (далее - Правила определения платы).

Согласно п.2 Правил определения платы, размер платы устанавливается для каждой особо охраняемой природной территории.

Пунктами 5 и 7 Правил определения платы установлено, что за посещение физическими лицами особо охраняемых природных территорий регионального значения размер платы устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Размер платы для особо охраняемых природных территорий регионального значения составляет не менее 0,5 процента установленной величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации за одно посещение.

Вместе с тем, в нарушение требований ч.2 ст.5.1 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», п.п.2,5 Правил определения платы, размер платы за посещение Заказника «Арзгирский» министерством не определен.

Судом установлено, что в результате отсутствия утвержденных экологических троп на территории Заказника «Арзгирский», рекреационная нагрузка на природные комплексы Заказника «Арзгирский» является неконтролируемой, стихийной, как пешими туристами, так и в результате незаконного проезда авто-мото-транспорта, для которой характерно вытаптывание и уничтожение травянистой растительности, обустройство грунтовых проездов (накатанной колеи), захламление территории различными бытовыми отходами, что может привести к существенному нарушению состояния существующей экосистемы на территории Заказника «Арзгирский».

Суд, с учетом установленных фактических обстоятельств дела, находит требования административного иска Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора законными и подлежащими удовлетворению в полном объеме, поскольку непринятие ответчиками мер по охране и обеспечению режима особой охраны Заказника «Арзгирский», может привести к утрате, причинению вреда природным комплексам, ухудшению экологической обстановки в границах особо охраняемой природной территории, что нарушает интересы неопределенного круга лиц, конституционное право которых на благоприятную окружающую среду, закреплено в статье 42 Конституции РФ.

Руководствуясь ст.ст.175-179,227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора, в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес>, ГБУ СК «Дирекция особо охраняемых природных территорий <адрес>», Администрации Арзгирского муниципального округа о признании незаконным бездействия и возложении обязанности, - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес>, ГБУ «Дирекция особо охраняемых природных территорий <адрес>», выразившееся в непринятии в период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ мер по организации экологического туризма на территории государственного природного заказника краевого значения «Арзгирский», путем создания и оборудования экологических троп.

Возложить на Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес>, ГБУ СК «Дирекция особо охраняемых природных территорий <адрес>» обязанность в срок не позднее шести месяцев со дня вступления в силу решения суда принять меры по организации экологического туризма на территории государственного природного заказника краевого значения «Арзгирский», путем создания и оборудования экологических троп.

Возложить на администрацию Арзгирского муниципального округа обязанность в срок не позднее одного месяца с момента поступления администрацию предварительных материалов оценки воздействия на окружающую среду организовать проведение общественных обсуждений по материалам оценки воздействия на окружающую среду по проектам создания и обустройства экологических троп на территории государственного природного заказника краевого значения «Арзгирский».

Возложить на Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> обязанность в срок не позднее трех месяцев со дня вступления в силу решения суда установить размер платы за посещение государственного природного заказника краевого значения «Арзгирский».

Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Октябрьский районный суд ФИО1 Ставрополя в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья подпись В.В. Строганова