Дело № 2а-3197/2022 УИД 76RS0014-01-2022-002257-94 изг. 26.07.2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 июля 2022 года г. Ярославль
Кировский районный суд г.Ярославля в составе:
председательствующего судьи Барышевой В.В.,
при секретаре Ляминой К.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Ярославле административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 (личность установлена как ФИО1) к Управлению по вопросам миграции Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ярославской области, Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ярославской области о признании бездействия незаконным, понуждении к признанию лицом без гражданства,
установил:
ФИО1 обратился с административным исковым заявлением к УВМ УМВД России по ЯО о признании бездействия незаконным, понуждении к признанию истца лицом без гражданства. В обоснование заявленных требований ссылается на то, что в августе 2019 года он обратился в УВМ УМВД России по ЯО с заявлением об установлении личности на основании ст. 10.1 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» ( далее Закон № 115-ФЗ). До настоящего времени решение об установлении его личности УВМ УМВД России по ЯО не принято, что нарушает его права, в связи с чем административный истец просит обязать УВМ УМВД России по ЯО выдать ему заключение об установлении личности, обязать ответчика признать его ФИО1 ( ФИО2) ДД.ММ.ГГГГ г.р., лицом без гражданства.
Судом к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено УМВД России по ЯО.
Административный истец, представитель административного истца в судебное заседание не явились, от представителя административного истца поступило письменное ходатайство об отложении рассмотрения дела в связи с невозможностью явки в судебное заседание. Поскольку период отсутствия представителя истца на территории Российской Федерации, указанный в ходатайстве об отложении рассмотрения дела, является длительным, что не отвечает интересам административного судопроизводства, уважительности причин неявки в судебное заседание стороной истца не представлено, суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившегося истца, представителя, извещенных о месте и времени рассмотрения дела.
Представитель административного ответчика УМВД России по ЯО по доверенности ФИО3 против удовлетворения требований административного искового заявления возражала, указывая на то, что 15.10.2019 ФИО1 обратился в УВМ УМВД России по ЯО с заявлением об установлении личности в соответствии со ст. 10.1 Закона № 115-ФЗ, указал, что он является уроженцем , приложил копию свидетельства о рождении, выданного ДД.ММ.ГГГГ городским отделом ЗАГС . В рамках проведенной проверки при рассмотрении заявления было установлено совпадение отпечатков пальцев рук ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., с отпечатками пальцев рук ФИО4 Пишрафт, ДД.ММ.ГГГГ г.р. ФИО1 пояснил, что в 2010 году в целях бесплатного обучения в РУДН им был оформлен паспорт гражданина Исламской Республики Афганистан на имя ФИО4 Пишрафт, ДД.ММ.ГГГГ г.р. В дальнейшем указанный паспорт им был утрачен. В целях установления личности и определения правового статуса ФИО1 ответчиком были направлены запросы в Секцию интересов Грузии Посольства Швейцарии в Российской Федерации о принадлежности ФИО1 к гражданству Грузии, в консульский отдел Посольства Азербайджанской Республики в Российской Федерации о регистрации ФИО1 на территории Азербайджанской Республики, поскольку ФИО1 сообщил сведения о проживании на территории Азербайджанской Республики с 1978 по 1991 годы, в компетентный орган Исламской Республики Афганистан относительно въезда ФИО1 на территорию Российской Федерации и документирования истца паспортом Исламской Республики Афганистан. По состоянию на 15.01.2020, на дату окончания срока рассмотрения заявления ФИО1 ответы на запросы не поступили, в связи с чем 15.01.2020 года было принято решение об установлении личности ФИО1 по имеющимся сведениям. 16.01.2020 ФИО1 направлено уведомление о результатах рассмотрения заявления. 22.01.2020 ФИО1 выданы справки для проезда в компетентные органы Азербайджанской Республики, Исламской Республики Афганистан. 26.02.2020 в адрес УВМ УМВД России по ЯО поступил ответ из Секции интересов Грузии Посольства Швейцарии в Российской Федерации, из которого следует, что акт о рождении ФИО1 не обнаружен, предположительно представленное свидетельство о рождении является поддельным. 02.06.2020 в адрес УВМ УМВД России по ЯО поступил ответ из Консульского Отдела Посольства Азербайджанской Республики в Российской Федерации о том, что информация о регистрации на территории страны ФИО1.ДД.ММ.ГГГГ г.р., и ФИО4 Пишрафта, ДД.ММ.ГГГГ г.р., отсутствует, также они не документировались удостоверением личности и общегражданским паспортом Азербайджанской Республики. 22.02.2021 ФИО1 повторно обратился в УВМ УМВД России по ЯО с заявлением об установлении личности по вновь открывшимся обстоятельствам. В качестве документа, подтверждающего личность заявителя, ФИО1 представлено национальное удостоверение личности (Тазкера) № №, выданное Отделом статистики и регистрации Населения Министерства Внутренних Дел Исламской Республики Афганистан. В соответствии со ст. 27 Федерального закона № 154-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Консульский устав Российской Федерации» предусмотрена консульская легализация иностранных официальных документов: процедура, предусматривающая удостоверение подлинности подписи, полномочия лица, подписавшего документ, подлинности печати или штампа, которыми скреплен представленный документ, и соответствия данного документа законодательству государства пребывания. Поскольку национальное удостоверение личности представлено ФИО1 без легализации в целях получения необходимых сведений ответчиком напарвлен запрос об оказании содействия в получении необходимых сведений в консульский отдел Посольства Исламской Республики Афганистан. Поскольку до истечения срока, предусмотренного для проведения проверки по зявлению, ответа не поступили, достоверность представленных ФИО1 сведений не подтверждена, ФИО1 подготовлена справка по результатам рассмотрения заявления. 25.06.2021 ФИО1, указанную справку получил, с результатами рассмотрении заявления ознакомлен. 15.10.2021 ФИО1, обратился с заявлением в ОВМ ОМВД России по Фрунзенскому городскому району с заявлением об установлении личности по вновь открывшимся обстоятельствам. В п.4 заявления ФИО1 указал, что считает себя лицом без гражданства, представил справку № 1004, выданную 28.06.2021 Консульским Отделом Посольства Исламской Республики Афганистан в г. Москве, из которой следует, что ФИО1 Азиз, ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженец , паспорт гражданина Афганистана в Консульском Отделе Посольства Исламской Республики Афганистан в г. Москве не получал. При этом сведений об отсутствии принадлежности к гражданству Исламской Республики Афганистан представленная справка не содержит. В ходе рассмотрения заявления ФИО1 от 15.10.2021 произведен анализ информации о порядке оформления на территории Исламской Республики Афганистан документов, удостоверяющих факт рождения, личность, принадлежность к гражданству Исламской Республики Афганистан. Проверкой установлено, что Тазкера представляет собой документ, удостоверяющий личность и подтверждающий гражданство Исламской Республики Афганистан внутри страны. Паспорт гражданам Афганистана выдается с целью совершения поездок за пределы страны. Таким образом, национальное удостоверение личности ( Тазкера) №, выданное 09.02.2016 Отделом статистики и регистрации Населения Министерства Внутренних Дел Исламской Республики Афганистан на имя ФИО1, является документом, удостоверяющим личность владельца и подтверждающим гражданство Исламской Республики Афганистан. Следовательно, оснований для признания ФИО1, лицом без гражданства не имеется. 14.04.2022 заключением установлена личность ФИО1 21.04.2022 ФИО1 по указанному им адресу направлено уведомление о явке в ОВМ ОМВД по Фрунзенскому городскому району г. Ярославля для ознакомления с заключением.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд полагает требования административного искового заявления необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Согласно ч. 1 ст. 10.1 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» установление личности иностранного гражданина, незаконно находящегося на территории Российской Федерации и не имеющего действительного документа, удостоверяющего личность, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международным договором Российской Федерации, осуществляется по инициативе федерального органа исполнительной власти в сфере миграции или его территориального органа либо по заявлению иностранного гражданина об установлении личности.
Установление личности иностранного гражданина осуществляется на основании решения руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере миграции или его территориального органа в соответствии с процедурой, определяемой настоящей статьей.
Исходя из п. п. 1 - 4 ч. 4 указанной статьи, в целях установления личности иностранного гражданина территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции вправе требовать от иностранного гражданина предоставления в письменной форме информации, необходимой для установления его личности;
проводить соответствующие проверки, опрашивать лиц, указанных иностранным гражданином в качестве свидетелей, по месту жительства или месту пребывания иностранного гражданина, а также проводить его опознание по свидетельским показаниям;
использовать сведения об иностранных гражданах, содержащиеся в государственной информационной системе миграционного учета;
использовать дактилоскопическую информацию, полученную при проведении государственной дактилоскопической регистрации.
В соответствии с ч. 12 указанной статьи закона, если по результатам проведенных проверок, опроса свидетелей и опознания подтвердится достоверность персональных данных иностранного гражданина, указанных им, территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере миграции составляется заключение об установлении личности иностранного гражданина, которое подписывается руководителем территориального органа. Подлинники документов, представленных иностранным гражданином в целях проведения процедуры установления личности, возвращаются иностранному гражданину. Копия заключения территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции об установлении личности иностранного гражданина вручается данному иностранному гражданину по его просьбе.
Как следует из ч.13 ст. 10.1 Закона № 115-ФЗ срок проведения процедуры установления личности иностранного гражданина не должен превышать три месяца. В случае непоступления из дипломатических представительств или консульских учреждений иностранных государств в Российской Федерации, международных организаций ответов на запросы территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел срок проведения процедуры установления личности иностранного гражданина может быть однократно продлен по решению руководителя указанного территориального органа, но не более чем на три месяца.
В случае непоступления ответов в течение времени, на которое продлен срок проведения процедуры установления личности иностранного гражданина, заключение об установлении личности иностранного гражданина выносится на основании данных, имеющихся ко времени истечения этого срока.
Материалами дела подтверждено, что обращения административного истца рассмотрены административным ответчиком УВМ УМВД России по ЯО в установленный ч.13 ст. 10.1 Закона № 115-ФЗ срок, об утверждении заключений об установлении личности иностранного гражданина на основании неполно установленных сведений ФИО1 в установленном порядке был уведомлен, что подтверждается уведомлениями о необходимости явки для ознакомления с заключениями об установлении личности от 16.01.2020, 14.01.2022, распиской ФИО1 от 25.06.2021.
Таким образом, незаконного бездействия, выразившегося в нарушении сроков рассмотрения обращений ФИО1 об установлении личности, административным ответчиком не допущено.
Поскольку материалами дела, в том числе разъяснениями Посольства Исламской Республики Афганистан руководителям органов ЗАГС исполнительной власти субъектов Российской Федерации от 01.12.2009 № 16-1948, установлено, что документом, удостоверяющим личность и принадлежность к гражданству Исламской Республики Афганистан внутри Исламской Республики Афганистан является Тазкера, ФИО1 09.02.2016 года Отделом статистики и регистрации Населения Министерства Внутренних Дел Исламской Республики Афганистан выдано национальное удостоверение личности (Тазкера) №, административным ответчиком правомерно сделан вывод о наличии у ФИО1 гражданства Исламской Республики Афганистан, что исключает признании административного истца лицом без гражданства.
При указанных обстоятельствах в удовлетворении требований административного истца должно быть отказано.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении требований административного искового заявления Пешроу Амира Абдулазиза, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца , отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд в течение одного месяца со дня вынесения мотивированного решения через Кировский районный суд г. Ярославля.
Судья: В.В.Барышева