Дело № 2а-3198/18
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ г. Чебоксары
Московский районный суд города Чебоксары Чувашской Республики под председательством судьи Кулагиной З.Г., при секретаре Леонтьевой А.Н., с участием административного истца ФИО3, представителя административного ответчика ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску ФИО3 к Государственной жилищной инспекции Чувашской Республики о признании предписаний незаконными и их отмене,
у с т а н о в и л:
ФИО3 обратился в суд с административным иском с учётом уточнения о признании незаконным предписания № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ, выданные государственным инспектором Государственной жилищной инспекции Чувашской Республики незаконным и их отмене.
Административный иск мотивирован тем, что ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>ФИО1 было составлено предписание №, в соответствии с которым ему было предписано узаконить в установленном порядке выполнение работы по перепланировке и переустройству входного узла в нежилое помещение <адрес> либо привести планировку в первоначальное проектное решение, со сроком выполнения до ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>ФИО1 было составлено предписание №, в соответствии с которым ему было предписано узаконить в установленном порядке выполнение работы по перепланировке и переустройству входного узла в нежилое помещение № <адрес> либо привести планировку в первоначальное проектное решение, со сроком выполнения до ДД.ММ.ГГГГ. Считает, что эти предписания являются незаконными и необоснованными и подлежащими отмене. Переустройство и перепланировка нежилого помещения выполнены в соответствии с проектом, разработанным <данные изъяты> имеющим свидетельства о допуске к определенным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. Собственниками многоквартирного дома было дано согласие на восстановление существующего дверного проёма с устройством входного узла со стороны главного фасада дома, который был заложен в ходе эксплуатации нежилого помещения. Переустройство и перепланировка нежилого помещения № не затрагивает несущие конструкции. Устройство пандуса осуществлено в соответствии с требованиями ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». ДД.ММ.ГГГГ в ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Чувашской Республике» была внесена запись регистрации о данной перепланировке и переустройстве. Считает, что переустройство и перепланировка входного узла в нежилое помещение <адрес> им было осуществлено в соответствии с требованиями закона, прошло экспертизу при государственной регистрации.
В судебном заседании административный истец ФИО3 административный иск поддержал по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель Государственной жилищной инспекции Чувашской Республики ФИО4 в удовлетворении административного иска просила отказать, пояснив суду, что административным истцом пропущен трёхмесячный срок на обжалование предписания Государственной жилищной инспекции Чувашской Республики № от ДД.ММ.ГГГГ, что является основанием для отказа в иске административному истцу. Переустройство и перепланировка входного узла в нежилое помещение <адрес> им было осуществлено в нарушение требований ст. 26 ЖК РФ и ст. 51 Градостроительного кодекса РФ.
Представитель администрации города Чебоксары в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Выслушав административного истца, представителя административного ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст. 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность.
В соответствии с ч. 1 ст. КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из положений ч. 2 ст. 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.
В силу ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо (ч.2 ст. 62 КАС РФ).
Судом установлено, что ФИО3 является собственником нежилого помещения <адрес>
ДД.ММ.ГГГГ собственник нежилого помещения в доме <адрес>ФИО обратился в Государственную жилищную инспекцию Чувашской Республики с заявлением о проведении проверки в отношении собственника нежилого помещения № на предмет законности выполненных работ по перепланировке и переустройству входного узла в нежилое помещение.
На основании данного обращения Государственной жилищной инспекцией Чувашской Республики была проведена проверка, входе мероприятия по контролю было установлено, что в нарушение требований ч. 1 ст. 26 ЖК РФ, ч. 2 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, собственником нежилого помещения <адрес>, самовольно выполнено устройство входного узла, а именно: устройство дверного проёма из помещения в наружу, устройство крыльца с лестницей и пандусом, устройство ограждающих конструкций крыльца (стен, крыши).
По результатам проверки, Государственной жилищной инспекцией Чувашской Республики ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 выдано предписание № с требованием, узаконить в установленном порядке выполненные работы по перепланировке и переустройству входного узла в нежилое помещение <адрес>, либо привести перепланировку в первоначальное проектное положение до ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ Государственной жилищной инспекцией Чувашской Республики было проведено мероприятие по контролю в рамках проверки исполнения предписания № от ДД.ММ.ГГГГ, в ходе проверки установлено, что ранее выявленные нарушения жилищного законодательства не устранены. Собственником нежилого помещения № не представлены к проверке проект устройства входного узла, разрешение органа местного самоуправления о согласовании и акт приемочной комиссии выполненных работ. Планировка входного узла в нежилое помещение № не приведена в первоначальное проектное состояние.
ДД.ММ.ГГГГ Государственной жилищной инспекцией Чувашской Республики выдано предписание № с требованием, узаконить в установленном порядке выполненные работы по перепланировке и переустройству входного узла в нежилое помещение <адрес> либо привести перепланировку в первоначальное проектное положение до ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ч. 2 ст. 25 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
Перепланировка жилых помещений может включать: перенос и разборку перегородок, перенос и устройство дверных проемов, разукрупнение или укрупнение многоквартирных квартир, устройство дополнительных кухонь и санузлов, расширение жилой площади за счет вспомогательных помещений, ликвидацию темных кухонь и входов в кухни через квартиры ли жилые помещения, устройство или переоборудование существующих тамбуров.
В соответствии с положениями Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановления Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 года № 170 под перепланировкой жилого помещения понимается изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Перепланировка жилых помещений может включать: перенос и разборку перегородок, перенос и устройство дверных проемов, разукрупнение или укрупнение многокомнатных квартир, устройство дополнительных кухонь и санузлов, расширение жилой площади за счет вспомогательных помещений, ликвидация темных кухонь и входов в кухни через квартиры или жилые помещения, устройство или переоборудование существующих тамбуров.
Пунктом 4 ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что выдача разрешения на строительство не требуется, а случае изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом.В соответствии со ст. ст. 209, 289, 290 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование, а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения. Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.
Согласно п.п. 1 и 2 ст. 44 ЖК РФ принятие решений о реконструкции многоквартирного дома, а также принятие решений о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе введение ограничений пользования им, относятся к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
В случаях же, когда речь идет об уменьшении размера общего имущества в многоквартирном доме путем его реконструкции или когда реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, то для этого необходимо согласие всех собственников помещений в данном доме (ч.3 ст.36 ЖК РФ).
При проведении перепланировки и переустройства жилых помещений не требуется согласия собственников помещений многоквартирного дома, за исключением случая, установленного с. 2 ст. 40 ЖК РФ, если реконструкция, перепланировка и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно с ч. 1 ст. 26 ЖК РФ переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
Решение о согласовании перепланировки является снованием для осуществления перепланировки жилого помещения с учётом проекта перепланировки (ч. 6 ст. 26 ЖК РФ).
В силу ч. 1 ст. 28 ЖК РФ завершение переустройства и (или) перепланировки жилого помещения подтверждается актом приемочной комиссии.
Акт приемочной комиссии должен быть направлен органом, осуществляющим согласование, в орган или организацию, осуществляющие государственный учет объектов недвижимого имущества (ч. 2 ст. 28 ЖК РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 29 ЖК РФ самовольными являются переустройство и (или) перепланировка жилого помещения, проведенные при отсутствии основания, предусмотренного ч. ст. 26 ЖК РФ или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки.
Как следует из материалов дела, на основании обращения ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ администрацией города Чебоксары ДД.ММ.ГГГГ издано постановление об утверждении градостроительного плана земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>
По заказу собственника помещения № ФИО3 <данные изъяты> разработан проект реконструкции нежилого помещения под магазин товаров первой необходимости по <адрес>. Данный проект согласован <данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ, а также разработана проектная документация на капитальный ремонт входного узла.
Решением внеочередного собрания собственников помещений многоквартирного дома <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ собственнику нежилого помещения № ФИО3 дано разрешение на реконструкцию нежилого помещения №, расположенного в подвале жилого дома № (устройство входа), под магазин товаров первой необходимости передачей во временное пользование земельного участка для устройства входного узла с ежегодной оплатой, а также с присоединением к нежилому помещению 10 кв.м. из общей несущей стены многоквартирного дома для устройства входного узла в магазин товаров первой необходимости.
Данное решение общего собрания собственниками помещений многоквартирного дома в установленные ч. 6 ст. 46 ЖК РФ сроки не обжаловано.
Решением администрации города Чебоксары от ДД.ММ.ГГГГ№ ФИО3 и ФИО2 дано согласие на перепланировку и переустройство нежилого помещения <адрес> в соответствии с предоставленным проектом.
Согласно заключению <данные изъяты>№ от ДД.ММ.ГГГГ переустройство и перепланировка нежилого помещения <адрес> не затрагивает несущие конструкции. Обнаруженные проемы нежилого помещения №, расположенного в подвале кирпичного пятиэтажного дома по <адрес> возможно использовать при устройстве входной группы в помещение № при перепланировке под магазин.
Собственниками нежилого помещения № ФИО3 проведены работы по перепланировке и переустройству нежилого помещения в соответствии с проектом <данные изъяты> и соответствующие изменения были внесены в Единый государственный реестр недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости.
Кроме того, в силу п. 3 ст. 2 Градостроительного кодекса РФ и ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», одним из принципов о градостроительной деятельности является обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.
Устройство пандуса осуществлено в соответствии с требованиями ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», п. 3 ст. 2 Градостроительного кодекса РФ.
Таким образом, административным истцом работы по устройству входного узла в нежилое помещение <адрес> проведены в соответствии с требованиями жилищного и градостроительного кодекса Российской Федерации: с разрешения собственников помещений многоквартирного дома, по согласованию уполномоченным с органом местного самоуправления на основании принятого им решения № от ДД.ММ.ГГГГ и с проектом, разработанным ООО АБ «Классика».
При изложенных обстоятельствах, у административного ответчика оснований для выдачи ФИО3 предписания по устранению установленных ими фактов нарушений жилищного законодательства, не имелось.
Административным ответчиком заявлено о пропуске административным истцом срока подачи заявления об оспаривании предписания № от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом (ч. 7 ст. 219 КАС РФ).
Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (ч. 8 ст. 219 КАС РФ).
В соответствии с ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе соблюдены ли сроки обращения в суд (пункт 2).
Из материалов дела следует, что данное предписание ФИО3 вручено ДД.ММ.ГГГГ.
Вместе с тем, административный иск об оспаривании предписания от ДД.ММ.ГГГГ административным истцом подан ДД.ММ.ГГГГ по истечения трех месяцев, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требования ФИО3 о признании незаконным и отмене предписания № от ДД.ММ.ГГГГ.
Административным истцом о восстановлении пропущенного срока на оспаривание предписания от ДД.ММ.ГГГГ по уважительным причинам не заявлено.
С учётом изложенного, требования административного истца о признании незаконным и отмене предписания № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного государственным инспектором Государственной жилищной инспекции Чувашской Республики подлежат удовлетворению, а требования истца о признании незаконным и отмене предписания № от ДД.ММ.ГГГГ отказу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 286, 290 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Признать незаконным предписание № от ДД.ММ.ГГГГ, выданное государственным инспектором Государственной жилищной инспекции Чувашской Республики ФИО3 незаконным и отменить его.
В удовлетворении административного иска ФИО3 о признании незаконным и отмене предписания № от ДД.ММ.ГГГГ, выданное государственным инспектором Государственной жилищной инспекции Чувашской Республики отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Председательствующий З.Г. Кулагина
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.