68RS0027-01-2020-000443-68
дело № 2а-319/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 июня 2020 года г. Уварово Тамбовской области
Уваровский районный суд Тамбовской области в составе:
председательствующего судьи Сибилевой О.Е., при секретаре Нечаевой Ю.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России № 3 по Тамбовской области к ФИО1 о взыскании пени по земельному налогу в сумме 5899 рублей 37 копеек, пени по налогу на имущество в сумме 10243 рублей 22 копеек,
У С Т А Н О В И Л:
Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы России № 3 по Тамбовской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к ФИО1 о взыскании пени по земельному налогу в сумме 5899 рублей 37 копеек, пени по налогу на имущество в сумме 10243 рублей 22 копеек.
В обоснование иска указано, согласно п. 1 ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками налога признаются обладатели земельных участков на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. На основании п. 1 ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог. В соответствии с п. 4 ст. 391 НК РФ налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими ведение государственного земельного кадастра, органами, осуществляющими регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и органами муниципальных образований. Согласно сведениям, представленным органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на землю Межрайонной ИФНС России № 3 по Тамбовской области о плательщиках земельного налога, ФИО1 имеет (имела) в собственности, пользовании: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, размер доли в праве– 0/1; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес> размер доли в праве – 0/1; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, размер доли в праве -0/1; с ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, размер доли в праве – 0/1; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, размер доли в праве – 0/1. Согласно ст. 57 Конституции РФ, п. 1 ст. 23 НК РФ каждый обязан платить законно установленные налоги. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в установленный срок. В соответствии со ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации, за просрочку уплаты налога за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога начисляется пеня. Согласно указанной статьи, пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трёхсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. К тому же функция пени состоит в том, чтобы компенсировать государству или муниципальному образованию убытки, которые они несут в связи с неуплатой (несвоевременной уплатой) соответствующих налогов и сборов. На основании вышеизложенного, ФИО1 начислены пени по земельному налогу в сумме 5899 руб. 37 коп., а именно: - начислены пени по земельному налогу в сумме 3906 руб. 63 коп. за несвоевременную уплату земельного налога за ДД.ММ.ГГГГ в сумме 143308 руб. 00 коп., по сроку уплаты ДД.ММ.ГГГГ, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; начислены пени по земельному налогу в сумме 1992 руб. 74 коп. за несвоевременную уплату земельного налога за 2017 ДД.ММ.ГГГГ в сумме 55534 руб. 00 коп. по сроку уплаты ДД.ММ.ГГГГ, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Налогоплательщику на сумму задолженности было выставлено требование № от ДД.ММ.ГГГГ, в котором предложено в добровольном порядке уплатить сумму недоимки в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Требование налогового органа не исполнено и до настоящего времени сведений об уплате задолженности в Инспекцию не поступило. С 01 января 2015 года налог на имущество физических лиц регулируется главой 32 НК РФ, на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним в электронном виде. Налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 НК РФ. На основании пункта 1 статьи 401 НК РФ установлено, что объектом налогообложения налогом на имущество физических лиц признается расположенное в пределах муниципального образования, следующее имущество: жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение. До 01.01.2017 налоговая база определялась в отношении каждого объекта налогообложения как его инвентаризационная стоимость, исчисленная с учетом коэффициента-дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 01 марта 2013 года. Министерством экономического развития Российской Федерации, Приказом от 29.10.2014 №685 «Об установлении коэффициентов-дефляторов на 2015 год», установлен коэффициент-дефлятор, необходимый в целях применения главы 32 «Налог на имущество физических лиц» Налогового кодекса Российской Федерации, равный 1,147. Министерством экономического развития Российской Федерации, Приказом от 20.10.2015 № 772 «Об установлении коэффициентов-дефляторов на 2016 год», установлен коэффициент-дефлятор, необходимый в целях применения главы 32 «Налог на имущество физических лиц» Налогового кодекса Российской Федерации, равный 1,329. В соответствии с положениями статьи 402 и 403 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости. Налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 01 января года, являющегося налоговым периодом. Налоговым периодом признается календарный год. Законом Тамбовской области от 25.11.2016 №17-З «Об установлении единой даты начала применения на территории Тамбовской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости» определена единая дата начала применения на территории Тамбовской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения – 01 января 2017 года. Кадастровая стоимость объектов недвижимости (зданий, строений, сооружений, объектов незавершенного строительства), расположенных на территории Тамбовской области, по состоянию на 01.01.2016 утверждена приказом комитета по управлению имуществом Тамбовской области от 07.11.2016 №611 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков), расположенных на территории Тамбовской области». Кадастровая стоимость объектов недвижимости (зданий, строений, сооружений, объектов незавершенного строительства) опубликована: - на «Официальном интернет-портале правовой информации» (pravo.gov.ru), на сайте сетевого издания «Тамбовская жизнь» (tamlife.ru), на официальном сайте комитета по управлению имуществом Тамбовской области (uprim.tmbreg.ru). Информация о кадастровой стоимости объектов недвижимости также размещена на сайте Росреестра (rosreestr.ru). Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщик уплачивает налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления. На основании вышеизложенного и согласно сведениям, представленным органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ФИО1 имеет (имела) в собственности: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ иное строение, помещение и сооружение, кадастровый №, расположенное по адресу: <адрес> размер доли в праве -0/1; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, квартиру кадастровый №, расположенную по адресу: <адрес>, размер доли в праве – 0/1; с ДД.ММ.ГГГГ иное строение, помещение и соображение, кадастровый №, расположенное по адресу: <адрес>, размер доли в праве – 1/1; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ гараж, кадастровый №, расположенный по адресу: <адрес>, размер доли в праве – 0/1; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ квартиру, кадастровый №, расположенную по адресу: <адрес>, размер доли в праве – 0/1; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,квартиру, кадастровый №, расположенную по адресу: <адрес>, размер доли в праве – 0/1; с ДД.ММ.ГГГГ иное строение, помещение, сооружение, кадастровый №, расположенное по адресу: <адрес> размер доли в праве – 1/1; с ДД.ММ.ГГГГ иное строение, помещение, сооружение, кадастровый №, расположенное по адресу: <адрес>, размер доли в праве – 1/1; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ квартиру, кадастровый №, расположенную по адресу: <адрес>, размер доли в праве – 0/1; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ жилой дом, кадастровый №, расположенный по адресу: <адрес>, размер доли – 0/1; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ жилой дом, кадастровый №, расположенный по адресу: <адрес>, размер доли в праве – 0/1. Согласно ст. 57 Конституции РФ, п. 1 ст. 23 НК РФ каждый обязан платить законно установленные налоги. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в установленный срок. В соответствии со ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации, за просрочку уплаты налога за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога начисляется пеня. Cогласно указанной статьи пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трёхсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. На основании вышеизложенного, ФИО1 начислены пени по налогу на имущество физических лиц в сумме 10243 руб. 22 коп., а именно: начислены пени по налогу на имущество в сумме 9162 руб. 76 коп. за несвоевременную уплату налога на имущество физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ в сумме 303893 руб. 00 коп., по сроку уплаты ДД.ММ.ГГГГ, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; начислены пени по налогу на имущество в сумме 1080 руб. 46 коп. за несвоевременную уплату налога на имущество физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ в сумме 28088 руб. 00 коп., по сроку уплаты ДД.ММ.ГГГГ, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Налогоплательщику на сумму задолженности было выставлено требование № от ДД.ММ.ГГГГ, в котором предложено в добровольном порядке уплатить сумму недоимки в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Требование налогового органа не исполнено, что послужило основанием для взыскания задолженности в соответствии с положениями ст. 48 НК РФ в судебном порядке. Налоговый орган обратился к мировому судье судебного участка № 2 Уваровского района Тамбовской области с заявлением о вынесении судебного приказа. Мировым судьей судебного участка № 2 Уваровского района Тамбовской области был вынесен судебный приказ № от ДД.ММ.ГГГГ. Должник обратился в суд с возражением относительно исполнения данного судебного приказа. Судебный приказ был отменен (определение об отмене судебного приказа от ДД.ММ.ГГГГ), однако задолженность до настоящего момента не погашена. До настоящего времени сведений об уплате задолженности в Инспекцию не поступило. Согласно пп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции в качестве истцов (административных истцов) освобождаются от уплаты государственной пошлины. На основании вышеизложенного, и ссылаясь на положения п. 9 ст. 7 Закона РФ «О налоговых органах РФ» от 21.03.1991 № 943-1 (в редакции от 17.07.2009) просит взыскать с ФИО1 в доход местного бюджета пени по земельному налогу в сумме 5899 руб. 37 коп., пени по налогу на имущество в сумме 10243 руб. 22 коп.
В судебное заседание представитель административного истца – начальник Межрайонной ИФНС России № 3 по Тамбовской области ФИО2, надлежащим образом извещенный о дате и месте рассмотрения дела не прибыл, в направленном заявлении просил рассмотреть дело без участия представителя административного истца, указав, что задолженность до настоящего времени не погашена, в связи с чем, просил удовлетворить заявленные исковые требования инспекции в полном объеме.
В судебное заседание административный ответчик ФИО1, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, не прибыл, уважительных причин неявки не сообщил, об отложении рассмотрения дела и о рассмотрении дела в свое отсутствие не просил, в связи с чем суд полагает возможным рассмотрение дела в его отсутствие.
Исследовав совокупность представленных документов, суд приходит к следующим выводам.
В силу статьи 57 Конституции Российской Федерации, статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации, каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Согласно статье 45 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с пунктом 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Плательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом (п. 1 ст. 388 НК РФ).
В силу пункта 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
В соответствии с пунктом 4 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими ведение государственного земельного кадастра, органами, осуществляющими регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и органами муниципальных образований.
Из представленных административным истцом документов усматривается, что ФИО1 на праве собственности в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ принадлежали: земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>; в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>; в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>; в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>; с ДД.ММ.ГГГГ принадлежит земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>
На основании указанного, ФИО1 был начислен земельный налог за ДД.ММ.ГГГГ в общей сумме 143308 рублей, за ДД.ММ.ГГГГ в размере 55534 рублей и направлено налоговое уведомление № по сроку уплаты ДД.ММ.ГГГГ. Налог уплачен ДД.ММ.ГГГГ частично в сумме 33094 рублей, в связи с чем пенеобразующей недоимкой составила сумма в размере 110214 рублей
В соответствии со ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Из представленных в материалы дела сведений налогового органа следует, что пенеобразующей недоимкой по земельному налогу за ДД.ММ.ГГГГ является: недоимка в размере 110214 рублей, послужившая основанием для начисления пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 3906 рублей 63 копеек.
Пенеобразующей недоимкой по земельному налогу за ДД.ММ.ГГГГ является недоимка в размере 55534 рублей, послужившая основанием для начисления пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 1992 рублей 74 копеек.
До 01 января 2015 года вопросы уплаты налога на имущество физических лиц регулировались, в том числе Законом Российской Федерации от 09 декабря 1991 года № 2003-I «О налогах на имущество физических лиц».
В силу статьи 1 Закона Российской Федерации от 09 декабря 1991 года № 2003-I «О налогах на имущество физических лиц» плательщиками налогов на имущество физических лиц признаются физические лица – собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.
На основании статьи 2 указанного Закона, объектами налогообложения признаются следующие виды имущества: жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 5 Закона Российской Федерации от 09 декабря 1991 года № 2300-1 «О налогах на имущество физических лиц» налог исчисляется на основании данных об инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года. Порядок расчета такой стоимости устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления кадастрового учета и кадастровой деятельности.
За имущество, признаваемое объектом налогообложения, находящееся в общей долевой собственности нескольких собственников, налог уплачивается каждым из собственников соразмерно их доле в этом имуществе. В целях настоящего Закона инвентаризационная стоимость доли в праве общей долевой собственности на указанное имущество определяется как произведение инвентаризационной стоимости имущества и соответствующей доли.
Судом установлено, что ФИО1 является собственником жилого дома, кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес>; жилого дома, кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес>; здания кузницы, кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес>; производственного здания, кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес>, здания теплой стоянки, кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес> гаража, кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес>; здания механизированной мойки, кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес> квартиры кадастровый №, расположенной по адресу: <адрес>.
Налоговым уведомлением № от ДД.ММ.ГГГГ по сроку уплаты ДД.ММ.ГГГГ начислен налог на имущество физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ на жилой дом по адресу: <адрес> (налоговая база 335946 руб., доля в праве 1, налоговая ставка 2,0 %, количество месяцев в 2014 году – 12) в размере 6719, 00 руб., на жилой дом по адресу: <адрес> (налоговая база 209255 руб., доля в праве 1, налоговая ставка 2,0%, количество месяцев 2014 году – 12) в размере 4185, 00 руб., на здание по адресу: <адрес> (налоговая база 862422 руб., доля в праве 1, налоговая ставка 2,0%, количество месяцев в 2014 году – 12) в размере 17248 руб.; на здание по адресу: <адрес>, (налоговая база 7372 197 руб., доля в праве 1, налоговая ставка 2,0%, количество месяцев в 2014 году – 12) в размере 147444 руб., на здание по адресу: <адрес><адрес>налоговая база 5705 278 руб., доля в праве 1, налоговая ставка 2,0%, количество месяцев в 2014 году – 12) в размере 114106 руб., на здание по адресу: <адрес> (налоговая база 2128 680 руб., доля в праве 1, налоговая ставка 2,0%, количество месяцев в 2014 году – 4) в размере 14191 руб.
Налоговым уведомлением № от ДД.ММ.ГГГГ по сроку уплаты ДД.ММ.ГГГГ начислен налог на имущество физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ на здание по адресу: <адрес> (налоговая база 1610420 руб., доля в праве 1, налоговая ставка 0,50%, количество месяцев в 2017 году – 12) в размере 8052 руб.; на здание по адресу: <адрес> (налоговая база 11964566 руб., доля в праве 1, налоговая ставка 0,50%, количество месяцев в 2017 году – 12) в размере 2393 руб., на здание по адресу: <адрес> (налоговая база 18507914 руб., доля в праве 1, налоговая ставка 0,50%, количество месяцев в 2017 году – 12) в размере 92540 руб., на здание по адресу: <адрес> (налоговая база 2825 155 руб., доля в праве 1, налоговая ставка 0,50%, количество месяцев в 2017 году – 12) в размере 14126 руб.; на здание по адресу: <адрес> (налоговая база 14219224 руб., доля в праве 1, налоговая ставка 0,50%, количество месяцев в 2017 году – 12) в размере 71096 руб.; на квартиру по адресу: <адрес> (налоговая база 951957 руб., доля в праве 1/3, налоговая ставка 0,30%, количество месяцев в 2017 году – 12) в размере 952 руб.; на квартиру по адресу: <адрес> (налоговая база 908 920руб., доля в праве 5/24, налоговая ставка 0,30%, количество месяцев в 2017 году – 1) в размере 47 руб.
На основании указанного, ФИО1 был начислен налог на имущество физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ в общей сумме 303 893 рублей, за ДД.ММ.ГГГГ в размере 189 206 рублей и направлены налоговое уведомление №, № по сроку уплаты ДД.ММ.ГГГГ. Налог уплачен ДД.ММ.ГГГГ частично в сумме 192166 руб. 65 коп., в связи с чем пенеобразующей недоимкой по налогу на имущество физических лиц за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составила сумма в размере 7693,56 руб., за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составила сумма в размере 111726,35 руб.
Вместе с тем начисленный налог на имущество физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ в сумме 189206 рублей по сроку уплаты ДД.ММ.ГГГГ уменьшен на сумму 161118 рублей, в связи с чем пенеобразующей недоимкой по налогу на имущество физических лиц за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составила сумма в размере 28088 руб.
Из представленных налоговым органом в суд сведений налогового обязательства ФИО1 по налогу на имущество физических лиц следует, что недоимка по налогу на имущество физических лиц уплачивалась налогоплательщиком несвоевременно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статьей 69 и 70 НК РФ.
В соответствии с пунктом 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 10 календарных дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов являются пени (ст. 72 НК РФ).
В соответствии с п. 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пени исчисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога и сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
В силу пункта 5 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пени уплачиваются единовременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Таким образом, начисление пеней непосредственно связано с несвоевременной уплатой налогов в бюджет, поскольку пунктом 1 статьи 72 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно отмечал (Постановление от 17 декабря 1996 года № 20-П), Определение от 08 февраля 2007 года № 381-О-П), что по смыслу статьи 57 Конституции Российской Федерации налоговое законодательство состоит из обязанности налогоплательщика уплатить определенный налог, установленный законом; неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству, полным возмещение ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога; поэтому к сумме собственно не внесенного в срок налога (недоимки) законодатель вправе добавить дополнительный платеж – пеню как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок.
Поскольку принудительное взыскание налога с физического лица по общему правилу возможно лишь в судебном порядке, в течение ограниченных сроков, установленных законодательством (частью 2 статьи 48 Налогового кодекса РФ), как указал Конституционный Суд Российской Федерации в своем определении от 17 февраля 2015 года № 422-О оспариваемые законоположения, предполагающие необходимость уплаты пени с причитающихся с налогоплательщика сумм налога и уплаченных с нарушением установленных сроков, предполагают возможность начисления пени на суммы тех налогов, право на взыскание которых налоговым органом не утрачено. Это обусловлено тем, что пени по своей природе носят акцессорный характер и не могут быть взысканы в отсутствие обязанности по уплате суммы налога, равно как и при истечении сроков на ее принудительное взыскание.
В связи с неисполнением обязанности по уплате пени, на основании ст. ст. 69-70 Налогового кодекса Российской Федерации, ФИО1 было выставлено требование № от ДД.ММ.ГГГГ, в котором предложено в добровольном порядке уплатить пеню по земельному налогу, по налогу на имущество физических лиц в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Факт направления указанного требования подтверждается представленным реестром заказной корреспонденции (л.д. 6).
Данных об уплате административным ответчиком вышеуказанной задолженности пени по земельному налогу и пени по налогу на имущество физических лиц суду не представлено.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемый денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В силу пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом. В силу п. 3 названной статьи НК РФ в порядке искового производства требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов может быть предъявлено не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Судебным приказом мирового судьи судебного участка № 2 Уваровского района Тамбовской области от ДД.ММ.ГГГГ с ФИО1 взыскана задолженность по пени по земельному налогу за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 5899 рублей 37 копеек, задолженность по пени по налогу на имущество физических лиц за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 14409 рублей 57 копеек.
Указанный судебный приказ определением мирового судьи судебного участка № 2 Уваровского района Тамбовской области от ДД.ММ.ГГГГ отменен (л.д.51).
Срок уплаты пени по требованию № от ДД.ММ.ГГГГ, а именно, пени по налогу на имущество физических лиц в размере 14409,57 руб., пени по земельному налогу в размере 5899,37 руб. был определен до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 6). Судебный приказ о взыскании с ФИО1, в том числе указанных сумм пени отменен ДД.ММ.ГГГГ, с настоящим административным исковым заявлением налоговый орган обратился ДД.ММ.ГГГГ, то есть в пределах шестимесячного срока, установленного пунктом 2 статьи 48 Налогового кодекса РФ, частью 2 статьи 286 КАС РФ.
Административному ответчику направлялась копия административного искового заявления, однако от ФИО1 в суд не поступили возражения относительно образовавшейся задолженности, не опровергнут расчёт указанных сумм пени.
Суд согласен с расчетом задолженности пени по налогу на имущество физических лиц и земельному налогу за ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ в отношении налогоплательщика ФИО1, представленным административным истцом, поскольку он произведён в соответствии с требованиями закона, арифметически верен, административным ответчиком не оспорен. Суд принимает во внимание тот факт, что административным ответчиком приняты меры к частичному погашению задолженности по пени по налогу на имущество физических лиц и пени по земельному налогу, что свидетельствует о согласии с наличием взыскиваемой задолженности.
Поскольку административным ответчиком не представлено доказательств, подтверждающих уплату задолженности пени по налогу на имущество физических лиц и пени по земельному налогу в размерах, установленных судом, административное исковое заявление предъявлено в суд в установленные законом сроки, суд на основании вышеизложенного и совокупности исследованных доказательств, полагает административные исковые требования подлежащими удовлетворению.
Доказательств того, что налогоплательщик ФИО1 уплатила суммы налога на имущество физических лиц и земельного налога в установленный в уведомлении и требованиях срок, административным ответчиком суду не представлено. Таким образом, начисление пени на указанные налоги является обоснованным и подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со статьей 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взыскиваемые суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
В соответствии со ст. 103 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с ответчика ФИО1 следует взыскать государственную пошлину в доход федерального бюджета в сумме 645 рублей 70 копеек, так как истец освобожден от её уплаты по закону.
Руководствуясь статьями 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России № 3 по Тамбовской области к ФИО1 о взыскании пени по земельному налогу в сумме 5899 рублей 37 копеек, пени по налогу на имущество в сумме 10243 рублей 22 копеек, - удовлетворить.
Взыскать с ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения <адрес>, зарегистрированной по адресу: <адрес> доход бюджета муниципального образования городской округ – г. Уварово Тамбовской области пени по налогу на имущество физических лиц за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 10243 (девять тысяч двести сорок три) рублей 22 копеек, пени по земельному налогу за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 5899 (пять тысяч восемьсот девяносто девять) рублей 37 копеек.
Взыскать с ФИО1 в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 645 рублей 70 копеек.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тамбовский областной суд через Уваровский районный суд Тамбовской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий:
Судья О.Е. Сибилева