Дело № 2а-319/2020
УИД 44RS0023-01-2020-000457-62
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Макарьевский районный суд Костромской области в составе:
председательствующего судьи Борисова А.С.,
при секретаре Малушковой Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации Макарьевского муниципального района Костромской области к ОСП по Макарьевскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Костромской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
установил:
Муниципальное образование администрация Макарьевского муниципального района Костромской области обратилась в суд с административным исковым заявлением об освобождении от исполнительского сбора, взысканного постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенного в рамках исполнительного производства № от ДД.ММ.ГГГГ. В обоснование требований указывают, что на основании решения Макарьевского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по административному делу № 2а-421/2018, вступившему в законную силу 24.11.2018, на основании которого администрация городского поселения г.Макарьев Макарьевского муниципального района Костромской области обязана в срок до 01.07.2019 года осуществить комплекс мер по ликвидации несанкционированных свалок, расположенных по адресам: на расстоянии 120 метров от административного здания № 28 по ул.Дорожная г. ФИО1; в овраге у дома № 25 по ул. Северная г. ФИО1; в овраге у дома №16 микрорайона Северный г. ФИО1.
Постановлением о возбуждении указанного исполнительного производства № от ДД.ММ.ГГГГ должнику – администрации городского поселения г. Макарьев Макарьевского муниципального района Костромской области предоставлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований судебного пристава-исполнителя. В указанный срок требования добровольно не исполнены.
28.08.2019 решением Макарьевского районного суда Костромской области должник - администрация городского поселения город Макарьев Макарьевского муниципального района заменен на должника - администрация Макарьевского муниципального района Костромской области.
Судебным приставом-исполнителем ОСП по Макарьевскому району УФССП по Костромской области вынесено постановление № от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании с администрации Макарьевского муниципального района Костромской области исполнительского сбора в размере 50000 рублей за неисполнение вышеуказанного исполнительного документа в установленный для добровольного исполнения срок.
Истец полагает, что оснований для взыскания исполнительского сбора не имеется, поскольку решение не было исполнено в пятидневный срок ввиду следующих обстоятельств.
В целях исполнения решения суда в соответствии с решением Совета депутатов городского поселения город Макарьев от ДД.ММ.ГГГГ№ «О бюджете городского поселения город Макарьев на 2020 год и на плановый период 2012 и 2022 годов» в бюджете городского поселения город Макарьев Костромской области запланированы денежные средства на ликвидацию несанкционированных свалок в размере 300 000 рублей, а именно: на 2020 год - 100 000 рублей; на 2021 год - 100 000 рублей; на 2022 год - 100 000 рублей.
ДД.ММ.ГГГГ за № администрацией Макарьевского муниципального района в адрес <...>» направлено предложение о сотрудничестве, а именно использование отходов производства, указанных в решении по делу № 2а- 421/2018.
Письмом ДД.ММ.ГГГГ за № направлено предложение в адрес <...>, о возможности использования в технологическом процессе вышеуказанных отходов производства.
Учитывая введены ограничительные меры в период с 30 марта по 30 апреля 2020 года в соответствии с Указом Президента РФ от 02.04.2020 № 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", ввиду отсутствия заинтересованности вышеуказанных предприятий по данному вопросу, администрацией района ДД.ММ.ГГГГ№ направлена заявка региональному оператору <...> о заключении договора по вывозу и дальнейшей утилизации вышеуказанных отходов производства.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес администрации района <...> направлен проект договора №.
ДД.ММ.ГГГГ между администрации Макарьевского муниципального района и <...> заключен договор № оп оказанию услуг по сбору, вывозу и размещению ТКО.
Согласно акту о совершении исполнительных действий от ДД.ММ.ГГГГ несанкционированная свалка по адресу <...> частично убрана, путем вывоза отходов на полигон в г. Шарья.
В соответствии со статьей 41 Федерального закона от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» администрация является юридическим лицом в организационно-правовой форме муниципального казенного учреждения.
В силу пункта 5 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации заключение и оплата казенным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено указанным Кодексом, и с учетом принятых и неисполненных обязательств.
Исполнение требования исполнительного документа возможно на основании муниципальных контрактов на изготовление технической документации, заключение которых требует соблюдения установленных процедур, порядка и сроков.
Административный истец полагает, что администрацией Макарьевского муниципального района Костромской области не допущено виновное противоправное бездействие, так как должником своевременно предпринимались меры по надлежащему исполнению исполнительного документа, а решение суда было не исполнено в установленный срок в связи с обстоятельствами, не зависящими от должника.
Должник в лице администрации Макарьевского муниципального района Костромской области предпринимал все зависящие от него меры для надлежащего исполнения обязательства.
Таким образом, в течение установленного судебным - приставом исполнителем срока реальное исполнение администрацией Макарьевского муниципального района Костромской области решения суда было невозможно по уважительным причинам, отсутствовала реальная возможность для своевременного исполнения решения суда вследствие объективных обстоятельств.
В судебное заседание административный истец своего представителя не направил, представил заявление, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие, административные исковые требования поддерживает.
Административный ответчик судебный пристав-исполнитель ОСП по Макарьевскому району УФССП по Костромской области ФИО2 в судебное заседание не явилась, представила заявление с просьбой рассмотреть дело в ее отсутствие, в удовлетворении заявленных требований просила отказать.
Представитель административного ответчика УФССП по Костромской области по доверенности ФИО3 в судебное заседание не явилась, представила заявление с просьбой рассмотреть дело в ее отсутствие, в удовлетворении заявленных требований просила отказать.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 121 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.
Административное исковое заявление об оспаривании постановлений должностного лица службы судебных приставов, его действий (бездействия) рассматривается в порядке, предусмотренном Главой 22 КАС РФ.
В силу пункта 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Из анализа указанного положения следует, что суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято, либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и права, либо свободы гражданина не были нарушены.
Порядок наложения взыскания в виде исполнительского сбора на должника в случае неисполнения требований исполнительного документа в установленные сроки предусмотрен положениями ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
Задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций (статья 2 Закона об исполнительном производстве).
Частью 11 ст. 30 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» определено, что если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 данного Закона.
Срок для добровольного исполнения в соответствии с ч. 12 ст. 30 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено Законом.
В силу ч. 1 ст. 105 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
В соответствии с ч. 1 и ч. 2 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, и устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении названного срока, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной относительно правовой природы исполнительского сбора, взыскиваемого с должника в рамках исполнительного производства органом принудительного исполнения, приведенной в постановлении от 30.07.2001 № 13-П по делу о проверке конституционности положений пп. 7п. 1 ст. 7, п. 1 ст. 77 и п. 1 ст. 81 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» этот сбор представляет собой административную санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Полномочие судебного пристава от имени государства налагать названное взыскание на должника в предусмотренных законом случаях признано направленным на обеспечение установленного им публично-правового порядка принудительного исполнения судебных и иных актов, и воплощающим конституционно значимый публично-правовой интерес государства и общества в осуществлении эффективного правосудия в целях защиты и восстановления нарушенных прав.
Судом установлено и следует из материалов дела, что вступившим в законную силу решением Макарьевского районного суда Костромской области от 23.10.2018 по делу № 2а-421/2018 администрация городского поселения г.Макарьев Макарьевского муниципального района Костромской области обязана в срок до 01.07.2019 осуществить комплекс мер по ликвидации несанкционированных свалок, расположенных по адресам: на расстоянии 120 метров от административного здания № 28 по ул. Дорожная г. ФИО1; в овраге у дома № 25 по ул.Северная г. ФИО1; в овраге у дома № 16 микрорайона Северный г. ФИО1.
Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Макарьевскому району УФССП по Костромской области возбуждено исполнительное производство № от ДД.ММ.ГГГГ, должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований судебного пристава-исполнителя.
28.08.2019 решением Макарьевского районного суда Костромской области должник - администрация городского поселения город Макарьев Макарьевского муниципального района заменен на должника - администрация Макарьевского муниципального района Костромской области.
В связи с неисполнением в указанный срок требований исполнительного документа постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Макарьевскому району УФССП по Костромской области № от ДД.ММ.ГГГГ с должника взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей.
Исследовав представленные суду должником доказательства суд полагает доводы администрации Макарьевского муниципального района Костромской области о невозможности исполнения решения суда в пятидневный срок и об отсутствии вины должника в неисполнении исполнительного документа основанными на представленных материалах.
В целях исполнения решения суда в соответствии с решением Совета депутатов городского поселения город Макарьев от ДД.ММ.ГГГГ№ «О бюджете городского поселения город Макарьев на 2020 год и на плановый период 2012 и 2022 годов» в бюджете городского поселения город Макарьев Костромской области запланированы денежные средства на ликвидацию несанкционированных свалок в размере 300 000 рублей, а именно: на 2020 год - 100 000 рублей; на 2021 год - 100 000 рублей; на 2022 год - 100 000 рублей.
ДД.ММ.ГГГГ за № администрацией Макарьевского муниципального района в адрес <...> направлено предложение о сотрудничестве, а именно использование отходов производства, указанных в решении по делу № 2а- 421/2018, расположенных в 120 м. от административного здания № 28 по ул.Дорожной, г. ФИО1.
Письмом ДД.ММ.ГГГГ за № направлено предложение в адрес <...> о возможности использования в технологическом процессе вышеуказанных отходов производства.
ДД.ММ.ГГГГ№ направлена заявка региональному оператору <...> о заключении договора по вывозу и дальнейшей утилизации вышеуказанных отходов производства.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес администрации района <...> направлен проект договора №.
ДД.ММ.ГГГГ между администрации Макарьевского муниципального района и <...> заключен договор № оп оказанию услуг по сбору, вывозу и размещению ТКО.
Согласно акту о совершении исполнительных действий от ДД.ММ.ГГГГ несанкционированная свалка по адресу <...> частично убрана, путем вывоза отходов на полигон в г. Шарья.
В соответствии со статьей 41 Федерального закона от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» администрация является юридическим лицом в организационно-правовой форме муниципального казенного учреждения.
В силу пункта 5 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации заключение и оплата казенным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено указанным Кодексом, и с учетом принятых и неисполненных обязательств.
Исполнение требования исполнительного документа возможно на основании муниципальных контрактов на изготовление технической документации, заключение которых требует соблюдения установленных процедур, порядка и сроков.
Должник вправе обратиться в суд с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (ч. 6 ст.112 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).
В соответствии с ч. 7 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Общие основания ответственности за нарушение обязательства предусмотрены в статье 401 ГК РФ.
В силу п. 1 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Согласно п. 75 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», должники (кроме субъектов предпринимательской деятельности) могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения, содержащегося в исполнительном документе, требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора (п. 74).
Системное толкование приведенных норм права в совокупности с обстоятельствами настоящего дела позволяют суду сделать вывод о необходимости удовлетворения заявленных требований администрации Макарьевского муниципального района Костромской области.
При определении степени вины администрации Макарьевского муниципального района Костромской области в неисполнении решения суда, суд оценивает представленные в материалы дела доказательства, подтверждающие произведенные администрацией действия по исполнению судебного акта, а также свидетельствующие о дефиците местного бюджета, что свидетельствует о сложном финансовом положении администрации Макарьевского муниципального района Костромской области.
Администрация Макарьевского муниципального района Костромской области представила доказательства, подтверждающие, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами, и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне ее контроля, при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от нее в целях надлежащего исполнения обязанности по исполнению исполнительного документа.
При таких обстоятельствах требования административного истца подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд,
решил:
Административное исковое заявление муниципального образования – администрации Макарьевского муниципального района Костромской области удовлетворить.
Освободить администрацию Макарьевского муниципального района Костромской области от взыскания исполнительского сбора по постановлению судебного пристава-исполнителя ОСП по Макарьевскому району УФССП по Костромской области № от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенного в рамках исполнительного производства № от ДД.ММ.ГГГГ в размере 50000 рублей.
Решение может быть обжаловано апелляционном порядке в Костромской областной суд через Макарьевский районный суд Костромской области в течение месяца со дня принятия в мотивированном виде.
Судья: подпись
Копия верна. Судья А.С. Борисов
В мотивированном виде решение принято 14.08.2020