ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-319/2018 от 31.12.2018 Волосовского районного суда (Ленинградская область)

дело № 2а-319/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Волосово 04 июня 2018 года

Волосовский районный суд Ленинградской области в составе:

судьи Бурловой И.П.,

при секретаре Аветисян Э.С.,

с участием представителя административного ответчика Комитета по природным ресурсам Ленинградской области, ФИО1, действующей по доверенности №1/2018-200 от 21.03.2018, выданной сроком по 31.12.2018,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Ленинградского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к Комитету по природным ресурсам Ленинградской области о признании бездействия незаконным и обязании совершить определенные действия,

установил:

Ленинградский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в Волосовский районный суд с административным исковым заявлением к Комитету по природным ресурсам Ленинградской области, указав, что в ходе проведенной проверки реализации Комитетом по природным ресурсам Ленинградской области полномочий и функций в области организации, охраны использования особо охраняемых природных территорий регионального значения, установлено следующее: на территории Волосовского района Ленинградской области расположен комплексный памятник природы регионального значения <данные изъяты>, который учрежден Решением Исполнительного комитета Ленинградского областного совета депутатов трудящихся от ДД.ММ.ГГГГ «О создании заказников и признании памятниками природы ценных природных объектов на территории Ленинградской области». Данный государственный памятник природы не поставлен на кадастровый учет, сведения о нем как об особо охраняемой природной территории в государственном кадастре недвижимости отсутствуют.

Кроме того, невыполнение действий по постановке указанного объекта на государственный кадастровый учет противоречит требованиям федерального законодательства и нарушает права граждан на получение сведений из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) о расположении зон с особыми условиями, что может привести к нарушениям требований земельного законодательства и законодательства об особо охраняемых природных территориях в части предоставления физическим и юридическим лицам в собственность, аренду, пользование или владение земельных участков в границах существующих особо охраняемых природных территорий, что в свою очередь может повлечь причинение вреда уникальной природе государственного природного заказника в связи с использованием данных территорий не по целевому назначению.

В связи с чем просит признать бездействие Комитета по природным ресурсам Ленинградской области по предоставлению в орган государственного кадастрового учета документов, содержащих необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы территории особо охраняемой природной территории – комплексного памятника природы «Истоки реки Оредеж в урочище Донцо» для постановки его на кадастровый учет, незаконным.

Обязать Комитет по природным ресурсам Ленинградской области представить в орган, осуществляющий государственный кадастровый учет документы, содержащие необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы особо охраняемой природной территории регионального значения Ленинградской области - комплексного памятника природы «Истоки реки Оредеж в урочище Донцо» для постановки его на государственный кадастровый учет, в течение 12 месяцев, со дня вступления решения в законную силу.

В ходе судебного разбирательства определением суда от 15 мая 2018 года, на основании положений ч.2 ст. 47 КАС РФ, к участию в административном деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление Росреестра по Ленинградской области, права и обязанности которого могут быть затронуты при разрешении настоящего дела.

Административный истец Ленинградский межрайонный природоохранный прокурор, действующий в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, а также заинтересованное лицо Управление Росреестра по Ленинградской области, явка которых не признана судом обязательной, в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом надлежащим образом.

В силу ч. 6 ст.226 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела.

Представитель административного ответчика Комитета по природным ресурсам Ленинградской области, ФИО1, действующая по доверенности (л.д. 56), в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований Ленинградского межрайонного природоохранного прокурора, представила возражения относительно заявленных административных исковых требований в письменной форме (л.д.59-69).

Выслушав пояснения представителя административного ответчика, изучив и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии с частью 4 статьи 218 КАС Российской Федерации в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с Федеральным законом от 14.03.1995 г. N ЗЗ-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.

Статьей 58 Федерального закона "Об охране окружающей среды" установлено, что природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории.

В соответствии со ст. 25 Федерального закона от 14.03.1995 № ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» памятники природы - уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения.

В соответствии с ч. 2, 3 ст. 26 указанного Федерального закона, природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы регионального значения, а территории, занятые ими, - особо охраняемыми природными территориями регионального значения соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников природы, находящихся в их ведении.

До 01 января 2017 года ст. 1, 10, 15 Федерального закона от 24.07.2007 № 221- ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» устанавливалось требование о наличии в государственном кадастре сведений, в том числе, о зонах с особыми условиями использования территории, к которым относятся и особо охраняемые природные территории. Также устанавливалась обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления предоставлять в орган кадастрового учета документы, содержащие необходимые для внесения в кадастр недвижимости сведения о таких землях.

С 01 января 2017 года порядок ведения государственного кадастра недвижимости регулируется положениями Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», в п. 7 ст. 1 которого указано, что под государственным кадастровым учетом недвижимого имущества – подразумевается внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.

Согласно ч. 1,4 ст. 5. Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» каждый объект недвижимости, имеет неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации кадастровый номер, присваиваемый органом регистрации прав.

Границы зон с особыми условиями использования территорий, а также особо охраняемых природных территорий, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости, имеют неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации идентификационный реестровый номер, присваиваемый органом регистрации прав.

В ходе судебного заседания установлено, что на территории Волосовского района Ленинградской области расположен комплексный памятник природы регионального значения «<данные изъяты>», который учрежден Решением Исполнительного комитета Ленинградского областного совета депутатов трудящихся от 29.03.1976 № 145 «О создании заказников и признании памятниками природы ценных природных объектов на территории Ленинградской области».

Указанный памятник природы не подлежал учету в государственном кадастре недвижимости, сведения о нем как об особо охраняемой природной территории в государственном кадастре недвижимости отсутствуют, что подтверждается сообщением председателя Комитета по природным ресурсам Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.9-10).

Постановлением Правительства Ленинградской области от 26.12.1996 № 494 «О приведении в соответствие с новым природоохранным законодательством РФ существующей сети особо охраняемых природных территорий Ленинградской области» утвержден Паспорт особо охраняемой природной территории «<данные изъяты>» (далее - Паспорт), которым определена его площадь - <данные изъяты> га и границы.

В соответствии с п. 6 Паспорта, государственное управление в области охраны и использования особо охраняемой природной территории осуществляет Комитет по природным ресурсам Ленинградской области.

Охрану памятника природы осуществляет уполномоченный орган исполнительной власти Ленинградской области (п. 14 Паспорта).

В соответствии с Положением о Комитете по природным ресурсам Ленинградской области, утвержденным постановлением Правительства Ленинградской области от 31.07.2014 № 341, комитет по природным ресурсам Ленинградской области (далее - Комитет) является отраслевым органом исполнительной власти Ленинградской области, осуществляющим в пределах своей компетенции государственное управление й реализацию полномочий и функций Ленинградской области в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, лесных отношений, -отношений недропользования по участкам недр, распоряжение которыми относится к компетенции Ленинградской области, водных отношений, отношений в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения, охраны атмосферного воздуха, а также обеспечения радиационной безопасности, экологической экспертизы, безопасности гидротехнических сооружений, использования атомной энергии (п. 1.1).

В сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды Комитет осуществляет полномочия по управлению в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения (п. 1.2).

В сфере отношений в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий: готовит предложения Правительству Ленинградской области о создании ООПТ регионального значения, об утверждении положений (паспортов) ООПТ регионального значения и о внесении изменений в них, о совершенствовании правового регулирования в области организации, охраны и использования ООПТ регионального значения; осуществляет обеспечение функционирования ООПТ регионального значения, в том числе информационное, инфраструктурное, эколого-просветительское, природоохранное; ведет государственный кадастр ООПТ регионального и местного значения; согласовывает деятельность, осуществление которой планируется в границах ООПТ регионального значения, в случаях, установленных действующим законодательством и др. (п. 3.4).

Таким образом, административный ответчик Комитет по природным ресурсам Ленинградской области, являясь отраслевым органом исполнительной власти Ленинградской области, осуществляющим в пределах своей компетенции государственное управление и реализацию полномочий и функций Ленинградской области в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, не предоставил в орган государственного кадастрового учета документы, содержащие необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы территории особо охраняемой природной территории – комплексного памятника природы <данные изъяты>» для постановки его на кадастровый учет.

Анализируя вышеизложенное, принимая во внимание приведенные выше нормы права, установленные обстоятельства, исходя из необходимости соблюдения прав человека на благоприятные условия жизни, суд находит законными и обоснованными заявленные требования прокурора.

По мнению суда, бездействие Комитета по природным ресурсам Ленинградской области по предоставлению в орган государственного кадастрового учета документов, содержащих необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы территории особо охраняемой природной территории – комплексного памятника природы «Истоки реки Оредеж в урочище Донцо» для постановки его на кадастровый учет, нарушает права граждан на получение сведений из ЕГРН о расположении зон с особыми условиями, что может повлечь причинение вреда уникальной природе государственного памятника природы в связи с использованием данных территорий не по целевому значению.

Учитывая, что требования прокурора направлены на обеспечение реализации комитетом по природным ресурсом Ленинградской области своих полномочий в сфере отношений в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий и на защиту прав неопределенного круга лиц, суд находит административное исковое заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению.

На основании ч.3 ст. 227 КАС РФ суд устанавливает срок для совершения действий, указанных в решении суда. Учитывая мнение административного истца, административного ответчика, принцип разумности, суд устанавливает срок для исполнения решения суда - 12 месяцев, со дня вступления решения в законную силу.

В соответствии со ст. 333.36 НК РФ, от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются прокуроры – по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, а также государственные органы, выступающие по делам в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-177, 227 КАС РФ суд,

решил:

Административный иск Ленинградского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, удовлетворить.

Признать бездействие Комитета по природным ресурсам Ленинградской области по предоставлению в орган государственного кадастрового учета документов, содержащих необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы территории особо охраняемой природной территории – комплексного памятника природы «<данные изъяты> для постановки его на кадастровый учет, незаконным.

Обязать Комитет по природным ресурсам Ленинградской области представить в орган, осуществляющий государственный кадастровый учет документы, содержащие необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы особо охраняемой природной территории регионального значения Ленинградской области - комплексного памятника природы «<данные изъяты>» для постановки его на государственный кадастровый учет, в течение 12 месяцев, со дня вступления решения в законную силу.

Сообщить в течение одного месяца, с момента исполнения решения суда, об исполнении данного решения в суд и административному истцу в лице Ленинградского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ленинградский областной суд, через Волосовский районный суд Ленинградской области в течение месяца со дня его принятия.

Судья: