ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-31/18 от 19.10.2018 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

Дело № 2а-31/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Верховный Суд Республики Крым в составе

председательствующего судьи Терентьевой Н.А.,

при секретаре Журавской Т.Е.,

с участием прокурора Бирюк Д.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Администрации города Ялта Республики Крым к Совету министров Республики Крым, заинтересованные лица – Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым, Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым, Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Глава Республики Крым Аксенов Сергей Валерьевич, Федеральная служба охраны Российской Федерации, Служба охраны в Крыму Федеральной службы охраны Российской Федерации, Государственное автономное учреждение «Распорядительная дирекция имущества Республики Крым» о признании недействующим в части распоряжения Совета министров Республики Крым от 5 февраля 2015 года № 69-р «Об утверждении перечня особо охраняемых природных территорий регионального значения Республики Крым»,

установил:

05 февраля 2015 года Советом министров Республики Крым принято распоряжение № 69-р «Об утверждении перечня особо охраняемых природных территорий регионального значения Республики Крым», которым утвержден Перечень особо охраняемых природных территорий регионального значения Республики Крым (далее Перечень).

В пункт 10 указанного Перечня в раздел «Ботанические» включен заказник «Южнобережные дубравы» площадью 10,8 га, в раздел «Парки памятники садово – паркового искусства регионального значения» в пункт 30 включен парк памятник садово-паркового искусства «Малый Ливадийский парк» площадью 9,6 га.

Согласно распоряжению Совета министров Республики Крым от 04 августа 2015 года № 679-р «О внесении изменений в распоряжение Совета Министров Республики Крым от 05 февраля 2015 года № 69-р» заказник «Южнобережные дубравы» площадью 10,8 га, парк памятник садово-паркового искусства «Малый Ливадийский парк» площадью 9,6 га, указаны в пункте 10 раздела «Биологические (ботанические)», порядковый номер 30 Приложения и в пункте 30 порядковый номер 187 раздела «Парки памятники садово – паркового искусства регионального значения» Приложения соответственно.

В редакциях распоряжений Совета министров Республики Крым от 10 ноября 2015 года № 1050-р, от 30 августа 2016 года № 1014-р, от 25 апреля 2017 года № 433-р, от 16 мая 2017 года № 501-р заказник «Южнобережные дубравы», площадью 10,8 га, расположенный по адресу: г. Ялта, пгт.Ореанда включен в пункт 10 раздела «Биологические (ботанические)», порядковый номер 31 Приложения и в пункт 30 порядковый номер 187 раздела «Парки памятники садово – паркового искусства регионального значения» Приложения включен парк памятник садово-паркового искусства «Малый Ливадийский парк» площадью 9,6 га, расположенный по адресу: г.Ялта, п. Нижняя Ореанда.

В действующей редакции от 27 марта 2018 года № 253-р распоряжения Совета министров Республики Крым от 05 февраля 2015 года № 69-р «Об утверждении перечня особо охраняемых природных территорий регионального значения Республики Крым» в пункте 10 порядковый номер 32 раздела «Биологические (ботанические)» Перечня особо охраняемых природных территорий регионального значения Республики Крым значится: государственный природный заказник «Южнобережные дубравы» площадью 10,8 га, расположенный по адресу: г. Ялта, пгт. Ореанда, создается на базе ботанического заказника «Южнобережные дубравы», в качестве нормативно правового акта о создании (объявлении) особо охраняемой природной территории указаны Постановление Верховной Рады Автономной Республики Крым от 21 мая 1997 года № 1170-1 и Постановление Верховной Рады Автономной Республики Крым от 22 октября 2003 года № 709-3/03, в пункте 30 порядковый номер 190 раздела «Парки памятники садово –паркового искусства регионального значения» Перечня указан парк памятник садово-паркового искусства «Малый Ливадийский парк» площадью 9,6 га, расположенный по адресу: г. Ялта, п. Нижняя Ореанда, создается на базе парка-памятника садово-паркового искусства «Малый Ливадийский парк», в качестве нормативно правового акта о создании (объявлении) особо охраняемой природной территории указано Постановление Верховной Рады Автономной Республики Крым от 22 октября 2003 года № 709-3/03.

Распоряжение № 69-р, а также распоряжение Совета министров Республики Крым от 04 августа 2015 года № 679-р «О внесении изменений в распоряжение Совета министров Республики Крым от 05 февраля 2015 года № 69-р», распоряжение Совета министров Республики Крым от 10 ноября 2015 года № 1050-р «О внесении изменений в распоряжение Совета министров Республики Крым от 05 февраля 2015 года № 69-р», распоряжение Совета министров Республики Крым от 30 августа 2016 года № 1014-р «О внесении изменений в распоряжение Совета министров Республики Крым от 05 февраля 2015 года № 69-р», распоряжение Совета министров Республики Крым от 25 апреля 2017 года № 433-р «О внесении изменений в распоряжение Совета министров Республики Крым от 05 февраля 2015 года № 69-р», распоряжение Совета министров Республики Крым от 16 мая 2017 года № 501-р «О внесении изменений в распоряжение Совета министров Республики Крым от 05 февраля 2015 года № 69-р», распоряжение Совета министров Республики Крым от 27 марта 2018 года № 253-р «О внесении изменений в распоряжение Совета министров Республики Крым от 05 февраля 2015 года № 69-р» опубликованы на официальном веб-сайте Совета министров Республики Крым www.rk.gov.ru в день издания.

Администрация города Ялта Республики Крым обратилась в Верховный Суд Республики Крым с уточненным административным исковым заявлением к Совету министров Республики Крым о признании распоряжения Совета министров Республики Крым от 5 февраля 2015 года № 69-р «Об утверждении перечня особо охраняемых природных территорий регионального значения Республики Крым» недействующим с момента вступления решения суда в законную силу в части пункта 10 раздела «Ботанические государственные природные заказники регионального значения» и пункта 30 раздела «Парки-памятники садово-паркового искусства регионального значения» Приложения к распоряжению Совета министров Республики Крым от 5 февраля 2015 года № 69-р (в редакции на момент принятия); пункта 30 и пункта 187 Приложения к распоряжению Совета министров Республики Крым от 5 февраля 2015 года № 69-р (в редакции распоряжения Совета министров Республики Крым от 4 августа 2015 года № 679-р) пункта 31 и пункта 188 Приложения к распоряжению Совета министров Республики Крым от 5 февраля 2015 года № 69-р (в редакции распоряжений Совета министров Республики Крым от 10 ноября 2015 года № 1050-р, от 30 августа 2016 года № 1014-р, от 25 апреля 2017 года № 433-р, от 16 мая 2017 года № 501-р); пункта 32 и пункта 190 Приложения к распоряжению Совета министров Республики Крым от 5 февраля 2015 года № 69-р (в редакции распоряжения Совета министров Республики Крым от 27 марта 2018 года № 253-р), как не соответствующих пункту 1 статьи 2, пункту 1 и пункту 4 статьи 22, пункту 1 статьи 24 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» и части 1 статьи 20, части 1 статьи 21 Закона Республики Крым от 10 ноября 2014 года № 5-ЗРК/2014 «Об особо охраняемых природных территориях Республики Крым», ссылаясь на то, что парк памятник садово-паркового искусства «Малый Ливадийский парк» и государственный природный заказник «Южнобережные дубравы» были автоматически объявлены особо охраняемыми природными территориями, в соответствии с законодательством Российской Федерации, при этом указанные территории были созданы в соответствии с законодательством иностранного государства. Указали, что нормы законодательства Российской Федерации, определяющие правовой статус особо охраняемых природных территорий, не тождественны соответствующим нормам законодательства Украины. В частности, различаются режимы хозяйственной деятельности в пределах особо охраняемых природных территорий (законодательством Российской Федерации предусмотрена возможность ограничения деятельности на территории государственного природного заказника, а также предусмотрена возможность установления временного ограничения или запрета деятельности на его территории), установлен различный порядок согласования проектной документации на строительство и реконструкцию объектов. Полагают, что оспариваемые пункты распоряжения являются недействующими, со дня вступления решения в законную силу, как не соответствующие пункту 1 статьи 2, пункту 1 и пункту 4 статьи 22, пункту 1 статьи 24 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» и части 1 статьи 20, части 1 статьи 21 Закона Республики Крым от 10 ноября 2014 года № 5-ЗРК/2014 «Об особо охраняемых природных территориях Республики Крым». Указали, что указанным распоряжением нарушены права административного истца на владение, пользование и распоряжение принадлежащими им земельными участками.

В судебном заседании представитель Администрации города Ялта Республики Крым поддержал заявленные требования.

Представитель ответчика Совета министров Республики Крым, заинтересованного лица - Главы Республики Крым просил исковые требования Администрации города Ялта Республики Крым удовлетворить, указав, что анализ границ ООПТ «Малый Ливадийский парк» 2003 года, заказника «Южнобережные дубравы» и границ, согласно землеустроительному делу 2017 года показывает, что границы были существенным образом изменены, государственная экологическая экспертиза не проводилась.

Представитель Федеральной службы охраны Российской Федерации, Службы охраны в Крыму Федеральной службы охраны Российской Федерации не возражал против удовлетворения административного иска, указав на нарушение своих прав на момент издания распоряжения №69-р при включении в перечень объектов особо охраняемых природных территорий парка памятника садово-паркового искусства «Малый Ливадийский парк» площадью 9,6 га, расположенного по адресу: г. Ялта, п.Нижняя Ореанда, заказника «Южнобережные дубравы» площадью 10,8 га, расположенного по адресу: г. Ялта, пгт. Ореанда.

Представитель Государственного автономного учреждения «Распорядительная дирекция имущества Республики Крым» просил исковые требования Администрации города Ялта Республики Крым удовлетворить, указав, что ограничения, установленные законодательством сделали невозможным проведение работ по содержанию, ремонту, хозяйственному использованию объектов, закрепленных на праве оперативного управления за учреждением, указав на нарушение своих прав, связанных с установленными ограничениями.

Заинтересованное лицо – Глава Республики Крым в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Заинтересованное лицо – Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие. В представленных на исковое заявление пояснениях указали, что при включении парка памятника садово-паркового искусства «Малый Ливадийский парк», заказника «Южнобережные дубравы» в Перечень, не было учтено, что правовой режим особо охраняемых природных территорий определенный законодательством Украины, не является тождественным правовому режиму особо охраняемых природных территорий определенных законодательством Российской Федерации, которое содержит большое количество ограничений в отношении использования земельных участков и объектов недвижимости находящихся в их пределах, что фактически может привести к невозможности использования данных земельных участков, имеющих назначение «обеспечение обороны и безопасности», гостиничное обслуживание, а также невозможности эксплуатации расположенных на этих участках объектов. Полагают исковые требования обоснованными.

Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие. В представленных на исковое заявление пояснениях указали, что при принятии решения о создании ООПТ «Южнобережные дубравы» и ООПТ «Малый Ливадийский парк» Министерство участия не принимало и не являлось разработчиком оспариваемого акта.

Суд с учетом положений пункта 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие надлежаще извещенных неявившихся лиц.

Выслушав в судебном заседании пояснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению, проверив материалы дела, Верховный Суд Республики Крым считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно статье 72 Конституции Российской Федерации обеспечение законности находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Из статьи 76 Конституции Российской Федерации следует, что по вопросам совместного ведения, а также по вопросам, находящимся вне пределов ведения Российской Федерации, субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование. При этом законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.

В силу предписаний части 3 статьи 7 Федерального конституционного закона Российской Федерации от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее - Закон № 6-ФКЗ) Государственный Совет Республики Крым и Совет министров Республики Крым вправе осуществлять собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов, которые не могут противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

Одновременно в статье 12.1 этого же Закона предусмотрено, что до 1 января 2019 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.

Законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено Законом № 6-ФКЗ (часть 1 статьи 23 поименованного Закона).

В силу части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применён этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В соответствии с частью 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.

Пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которому основанием для признания нормативного правового акта не действующим полностью или в части является его несоответствие иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Согласно подпункту 5 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов создания и обеспечения охраны особо охраняемых природных территорий регионального значения.

Совет министров Республики Крым, являясь постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Республики Крым, на основании и во исполнение федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Постановлений Правительства Российской Федерации, Конституции Республики Крым и законов Республики Крым издает постановления и распоряжения, обязательные к исполнению в Республике Крым (часть 2 статьи 81, статья 84 Конституции Республики Крым).

Согласно части 1 статьи 81 Конституции Республики Крым исполнительную власть в Республике Крым осуществляют Глава Республики Крым, Совет министров Республики Крым и иные органы исполнительной власти Республики Крым.

Частью 1 статьи 84 Конституции Республики Крым предусмотрено, что Совет министров Республики Крым на основании и во исполнение федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, настоящей Конституции и законов Республики Крым издаёт постановления и распоряжения.

Постановления и распоряжения Совета министров Республики Крым, принятые в пределах его полномочий, обязательны к исполнению в Республике Крым.

Судом установлено, что 05 февраля 2015 года Советом министров Республики Крым принято распоряжение № 69-р «Об утверждении перечня особо охраняемых природных территорий регионального значения Республики Крым», которым утвержден Перечень особо охраняемых природных территорий регионального значения Республики Крым, в пункт 10 Перечня включен заказник «Южнобережные дубравы» площадью 10,8 га, в пункт 30 - парк памятник садово-паркового искусства «Малый Ливадийский парк» площадью 9,6 га. В редакции распоряжения Совета министров Республики Крым от 04 августа 2015 года № 679-р заказник «Южнобережные дубравы» площадью 10,8 га, расположенный по адресу: г.Ялта, пгт. Ореанда, указан в пункте 10 раздела «Биологические (ботанические)», порядковый номер 30 Приложения и в пункте 30 порядковый номер 187 раздела «Парки памятники садово – паркового искусства регионального значения» Приложения - парк памятник садово-паркового искусства «Малый Ливадийский парк» площадью 9,6 га, расположенный по адресу: г. Ялта, п. Нижняя Ореанда. В редакциях распоряжений Совета министров Республики Крым от 10 ноября 2015 года № 1050-р, от 30 августа 2016 года № 1014-р, от 25 апреля 2017 года № 433-р, от 16 мая 2017 года № 501-р заказник «Южнобережные дубравы» площадью 10,8 га, расположенный по адресу: г. Ялта, пгт. Ореанда включен в пункт 10 раздела «Биологические (ботанические)», порядковый номер 31 Приложения и в пункт 30 порядковый номер 188 раздела «Парки памятники садово – паркового искусства регионального значения» Приложения включен парк памятник садово-паркового искусства «Малый Ливадийский парк» площадью 9,6 га, расположенный по адресу: г. Ялта, п. Нижняя Ореанда.

Пунктом 32 Перечня особо охраняемых природных территорий регионального значения Республики Крым, в действующей редакции распоряжения Совета министров Республики Крым от 05 февраля 2015 года № 69-р «Об утверждении перечня особо охраняемых природных территорий регионального значения Республики Крым» указан в разделе государственные природные заказники: государственный - природный заказник «Южнобережные дубравы» площадью 10,8 га, расположенный по адресу: г. Ялта, пгт. Ореанда, создается на базе ботанического заказника «Южнобережные дубравы» в качестве нормативно правового акта о создании (объявлении) особо охраняемой природной территории указаны Постановление Верховной Рады Автономной Республики Крым от 21 мая 1997 года № 1170-1 и Постановление Верховной Рады Автономной Республики Крым от 22 октября 2003 года № 709-3/03.

Пунктом 190 Перечня особо охраняемых природных территорий регионального значения Республики Крым, в действующей редакции распоряжения Совета министров Республики Крым от 05 февраля 2015 года № 69-р «Об утверждении перечня особо охраняемых природных территорий регионального значения Республики Крым» указан в разделе Парки-памятники садово-паркового искусства регионального значения - парк памятник садово-паркового искусства «Малый Ливадийский парк» площадью 9,6 га, расположенный по адресу: г. Ялта, п. Нижняя Ореанда, создается на базе парка-памятника садово-паркового искусства «Малый Ливадийский парк», в качестве нормативно - правового акта о создании (объявлении) особо охраняемой природной территории указано Постановление Верховной Рады Автономной Республики Крым от 22 октября 2003 года № 709-3/03.

Оспариваемое в части распоряжение является нормативно - правовым актом, так как принято уполномоченным органом, определяет правовой статус заказника регионального значения Республики Крым «Южнобережные дубравы», парка памятника садово-паркового искусства «Малый Ливадийский парк», как особо охраняемых природных территорий, обязательно для неопределенного круга лиц и рассчитано на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений в области организации, охраны и использования.

Из копий протоколов заседания Совета министров Республики Крым от 5 февраля 2015 года следует, что распоряжение от 5 февраля 2015 года № 69-р принято путем согласования и подписания большинством членов Совета министров Республики Крым, а распоряжение от 4 августа 2015 года - непосредственно на заседании Совета Министров при наличии кворума большинством голосов.

Из распоряжения от 05 февраля 2015 года № 69-р «Об утверждении перечня особо охраняемых природных территорий регионального значения Республики Крым» следует, что указанные в нем особо охраняемые природные территории, не были созданы, а были включены в Перечень особо охраняемых природных территорий регионального значения Республики Крым в соответствии с Федеральным конституционным законом от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», Федеральным законом от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», статьями 83, 84 Конституции Республики Крым, статьей 41 Закона Республики Крым от 21 мая 2014 года № 5-ЗРК «О системе исполнительных органов государственной власти Республики Крым», Законом Республики Крым от 10 ноября 2014 года № 5-ЗРК/2014 «Об особо охраняемых природных территориях Республики Крым», то есть, в перечень особо охраняемых природных территорий включены территории признанные таковыми до 18 марта 2014 года.

Из материалов дела следует, что ботанический заказник «Южнобережные дубравы» был образован решением исполнительного комитета Ливадийского поселкового совета народных депутатов г.Ялты Республика Крым № 97 от 08 июня 1994 года «Об образовании заказника «Южнобережные дубравы на территории пос. Ореанда» на площади 20,4 га. Постановлением Верховного Совета Автономной Республики Крым от 21 мая 1997 года №1170-1 заказник «Южнобережные дубравы», площадью 20,4 га, по адресу: г. Ялта, п. Нижняя Ореанда объявлен объектом природно-заповедного фонда местного значения (т.3 л.д.234, т. 4 л.д. 120).

Решением 14 сессии Ливадийского поселкового совета 24-го созыва от 08 июля 2003 года № 42 согласовано уточнение границ ботанического заказника местного значения «Южнобережные дубравы» и определена площадь заказника – 10,8 га.

Пунктом 3 указанного решения согласовано придание парку пансионата «Глициния» площадью 9,6 га статуса парка-памятника садово-паркового искусства местного значения и присвоение ему названия «Малый Ливадийский парк» (т. 4 л.д. 118).

Таким образом, заказник местного значения «Южнобережные дубравы» и парк-памятник садово-паркового искусства местного значения «Малый Ливадийский парк» как территории, признанные особо охраняемыми природными территориями, созданными до 18 марта 2014 года, могут быть включены в Перечень, в соответствии с Федеральным конституционным законом от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» без процедуры создания ООПТ, урегулированной Порядком создания (объявления) особо охраняемых природных территорий регионального значения, утвержденным Постановлением Совета министров Республики Крым от 23 июня 2015 года № 336.

При этом из представленных в материалы дела землеустроительных дел (т.3 л.д. 149-207), публичной кадастровой карты (т.5 л.д.85-87, т.10 л.д.32-41), графических материалов составленных при создании заказника «Южнобережные дубравы» в 1994 году (т.3 л.д. 219, 239, т.9 л.д. 148), парка-памятника садово-паркового искусства местного значения «Малый Ливадийский парк» (т.4 л.д.14, 97-109), пояснений представителя Совета министров Республики Крым, следует, что границы и конфигурация земельных участков ООПТ - ботанический заказник местного значения «Южнобережные дубравы» и парк-памятник садово-паркового искусства местного значения «Малый Ливадийский парк» изменились, в территорию ООПТ вошли новые земельные участки, которые ранее не входили в территорию заказника и парка-памятника, при этом часть территории заказника и парка-памятника признанные до 18 марта 2014 года таковыми, не охватывается зоной ООПТ.

Включение новых территорий, ранее не входивших в территорию заказника «Южнобережные дубравы» и парка памятника садово-паркового искусства «Малый Ливадийский парк» без проведения предусмотренных Федеральным законом от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» и Законом Республики Крым от 10 ноября 2014 года № 5-ЗРК/2014 «Об особо охраняемых природных территориях Республики Крым» мероприятий по созданию объектов особо охраняемых природных территорий не соответствует положениям Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», в порядке которого были включены указанные территории в Перечень объектов.

Границы и конфигурация указанных земельных участков должны соответствовать тем границам и конфигурации, которые были установлены при их создании. Сведений об уточнении, либо изменении указанных границ участков административным ответчиком в материалы дела не представлено.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что при издании оспариваемого Распоряжения были нарушены требования пункта 1 статьи 2, пункта 1 и пункта 4 статьи 22, пункта 1 статьи 24 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» и части 1 статьи 20, части 1 статьи 21 Закона Республики Крым от 10 ноября 2014 года № 5-ЗРК/2014 «Об особо охраняемых природных территориях Республики Крым».

В силу части 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается. Территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку.

В соответствии с частями 2, 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений.

Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.

Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.

В статье 2 Федерального закона от 14 марта 1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» перечислены категории особо охраняемых природных территорий, к которым относятся в том числе государственные природные заказники, природные парки, памятники природы.

В соответствии со статьями 21, 24, 27 Федерального закона от 14 марта 1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» на территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам. На территориях природных парков запрещается деятельность, влекущая за собой изменение исторически сложившегося природного ландшафта, снижение или уничтожение экологических, эстетических и рекреационных качеств природных парков. На территориях памятников природы и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение их сохранности.

Как следует из материалов дела, границы территории заказника «Южнобережные дубравы» имеют наложения с границами земельных участков с кадастровыми номерами 90:25:050701:730, 90:25:050701:722 имеющими вид разрешенного использования – гостиничное обслуживание, 90:25:050701:1111 имеющим вид разрешенного использования – обеспечение обороны и безопасности, 90:25:050701:1032 имеющим вид разрешенного использования – туристическое обслуживание, в границы территории парка-памятника садово-паркового искусства «Малый Ливадийский парк» входит земельный участок с кадастровым номером 90:25:050701:1137 имеющим вид разрешенного использования – туристическое обслуживание.

В соответствии с предоставленными административным истцом выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объекты недвижимости на земельные участки с кадастровыми номерами: 90:25:050701:1111, 90:25:050701:1032, 90:25:050701:722, 90:25:050701:1137, 90:25:050701:730 в разделе 4.1 имеются ограничения в использовании земельных участков, предусмотренные ст. 56, 56.1 ЗК Российской Федерации, в связи с частичным наложением границ земельных участков на границы особо охраняемых природных территорий, установленных распоряжением № 69-р.

Придание территориям, в пределах которых расположены земельные участки, находящиеся в собственности муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, статуса особо охраняемых, с учетом законодательно установленных ограничений, делают невозможным использование указанных земельных участков в соответствии с видом разрешенного использования.

Таким образом, оспариваемые пункты Перечня распоряжения № 69-р нарушают права муниципального образования городского округа Ялты на пользование и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности названного публично - правого образования, и противоречат требованиям статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», поскольку ограничивают право административного истца на владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа.

Кроме того, земельный участок с кадастровым номером 90:25:050701:1111 на основании постановления Администрации города Ялты Республики Крым от 28 сентября 2015 года передан в постоянное пользование Службе охраны в Крыму Федеральной службы охраны Российской Федерации, имеет категорию – земли населенных пунктов и вид разрешенного использования – земли обороны, несовместимого с ограничениями, связанными с нахождением в зоне ООПТ, поскольку указанный вид разрешенного использования включает в себя следующие виды деятельности: «размещение объектов капитального строительства, необходимого для подготовки и поддержания в боевой готовности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов управления ими (размещение военных организаций, внутренних войск, учреждений и других объектов, проведение воинских учений и других мероприятий, направленных на обеспечение боевой готовности воинских частей».

Распоряжением Совета министров Республики Крым от 06 августа 2014 года № 754-р «О передаче имущества» объекты недвижимости: комплекс зданий и сооружений «Глициния» были переданы в безвозмездное пользование Службе охраны в Крыму Федеральной службы охраны Российской Федерации (т. 6 л.д. 84 – 87). Согласно сведениям кадастрового учета на 26 марта 2018 года, правообладателем объектов с кадастровыми номерами 90:25:050701:3370, 90:25:050701:3359, 90:25:050701:3369, 90:25:050701:3367, 90:25:050701:3362, 90:25:050701:3366, 90:25:050701:3364, 90:25:050701:3361, 90:25:050701:3360, 90:25:050701:3380, 90:25:050701:3376, расположенных на земельном участке 90:25:050701:1111 является Служба охраны в Крыму Федеральной службы охраны Российской Федерации. Ранее указанные объекты находились в ведении Управления государственной охраны Украины (т.8 л.д.115-126).

Таким образом, при включении в Перечень объектов надлежало установить, существуют ли на данных территориях на момент принятия соответствующего решения, объекты, наличие которых в соответствии с законом препятствует образованию особо охраняемых природных территорий.

Из Положения, утвержденного приказом Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым от 30 декабря 2016 года № 2731 парк – памятник садово-паркового искусства регионального значения «Малый Ливадийский парк» является особо охраняемой природной территорией регионального значения Республики Крым и находится в управлении Службы охраны в Крыму Федеральной службы охраны Российской Федерации (том 3 л.д. 145-146). До настоящего времени управление не снято, что влечет нарушение прав Федеральной службы охраны Российской Федерации.

Согласно пунктам 1, 3 и 4 статьи 21 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» на территориях природных парков устанавливаются различные режимы особой охраны и использования в зависимости от экологической и рекреационной ценности природных участков. На территориях природных парков запрещается деятельность, влекущая за собой изменение исторически сложившегося природного ландшафта, снижение или уничтожение экологических, эстетических и рекреационных качеств природных парков, нарушение режима содержания памятников истории и культуры. В границах природных парков могут быть запрещены или ограничены виды деятельности, влекущие за собой снижение экологической, эстетической, культурной и рекреационной ценности их территорий.

Распоряжением Совета министров Республики Крым от 23 декабря 2014 года № 1481-р было создано Государственное автономное учреждение «Распорядительная дирекция имущества Республики Крым». Указанным распоряжением, в перечень имущества закрепляемого на праве оперативного управления за Государственным автономным учреждением «Распорядительная дирекция имущества Республики Крым» и переданного от Службы охраны в Крыму Федеральной службы охраны Российской Федерации согласно Приложению № 1 в редакции от 25 мая 2018 года закреплены: имущество резиденции № 1 «Глициния», расположенное по адресу: Республика Крым, г. Ялта, пгт Ореанда, домовладение № 12а, в том числе:

сооружения противооползневые (подпорные стены (26 - 30, 33, 39 - 42, 46, 69, 72, 78 - 86, 92 - 95, 97, 99, 101, 104 - 106, 110 - 111, 115, 119, 122 - 123, 126 - 127, 136, 144, 147, 151, 153, 157 - 158, 165, 168 - 171, 173, 175 - 176, 178 - 180, 187 - 188, 190 - 191, 193 - 195, 199, 201, 216, 218, 220 - 223, 226, 229 - 230, 234, 236 - 237, 239, 254, 266 - 268, 270 - 271, 276 - 280, 282 - 284, 304, 324 - 328, 330, 335, 345, 347, 353)) протяженностью 2563,0 м;

сооружения противооползневые (подпорные стены (1 - 7, 10)) протяженностью 183,0 м;

иное сооружение (пожарный резервуар ФСО), объем 100 куб. м;

иное сооружение (385 резервуар) объем 100 куб. м;

иное сооружение (387 резервуар) объем 100 куб. м;

иное сооружение (388 резервуар) объем 100 куб. м;

иное сооружение (389 резервуар) объем 100 куб. м;

иное сооружение (384 резервуар) объем 100 куб. м;

иное сооружение (383 резервуар) объем 100 куб. м;

иное сооружение (386 резервуар) объем 100 куб. м;

иное сооружение (390 резервуар) объем 100 куб. м;

нежилое здание (котельная) площадью 555,8 кв. м, кадастровый номер 90:25:050701:1929;

нежилое здание (трансформаторная подстанция) площадью 49,2 кв. м, кадастровый номер 90:25:050701:1935;

иное сооружение канализационно-насосная станция (КНС) площадью застройки 60,3 кв. м;

нежилое здание (трансформаторная подстанция (№ 2)) площадью 58,8 кв. м;

нежилое здание (трансформаторная подстанция (№ 1)) площадью 137,2 кв. м;

нежилое здание (котельная (№ 1)) площадью 26,9 кв. м.

Материалами дела подтверждено, что вышеперечисленные объекты, за исключением объектов с кадастровыми номерами: 90:25:050701:1940, 90:25:050701:3341-90:25:050701:3344, 90:25:050701:3348, 90:25:050701:3367 находятся в границах парка-памятника «Малый Ливадийский парк», а объекты с кадастровыми номерами: 90:25:050701:1940, 90:25:050701:3341-90:25:050701:3344, 90:25:050701:3348, 90:25:050701:3367 в границах заказника «Южнобережные дубравы».

На находящемся в собственности Республики Крым земельном участке с кадастровым номером 90:25:080301:834 располагаются основные объекты пансионата «Глициния».

С учетом фактически сложившегося хозяйственного использования названных выше объектов недвижимости, а также установленным для использования данных объектов видом разрешенного использования земельных участков с кадастровым номером 90:25:050701:1111 (земли обороны), 90:25:080301:834 (гостиничное обслуживание), нахождение в зоне ООПТ указанных объектов недвижимости приводит к невозможности их использования.

Кроме того, за Государственным автономным учреждением «Распорядительная дирекция имущества Республики Крым» на праве оперативного управления закреплены берегоукрепительные сооружения (объекты с кадастровыми номерами 90:00:000000:415, 90:00:000000:215), земельный участок под которыми, согласно сведений Единого государственного реестра недвижимости, частично входит в зону ООПТ парка – памятника «Малый Ливадийский парк».

Согласно пункту 2.2.24 распоряжения Совета министров Республики Крым от 23 декабря 2014 года № 1481-р Государственное автономное учреждение «Распорядительная дирекция имущества Республики Крым» осуществляет проведение текущего ремонта берегоукрепительных и противооползневых сооружений.

В силу пп. 17. п. 2 Критериев классификации гидротехнических сооружений, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.11.2013 №986, берегоукрепительные сооружения отнесены к гидротехническим сооружениям III класса опасности.

Положения оспариваемого распоряжения № 69-р в нарушение положений части 3 статьи 10, части 7 статьи 13 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» препятствуют Государственному автономному учреждению «Распорядительная дирекция имущества Республики Крым» исполнять обязанности, связанные с проведение текущего ремонта берегоукрепительных сооружений.

При таких обстоятельствах, фактическое нахождение земельных участков с кадастровыми номерами 90:25:050701:1111, 90:25:080301:834 и объектов недвижимости и сооружений с кадастровыми номерами: 90:25:050701:722, 90:25:050701:1137, 90:25:050701:730, 90:25:080301:834 90:00:000000:415,90:00:000000:215, 90:25:050701:1715, 90:25:050701:1911, 90:25:050701:1912, 90:25:050701:1916, 90:25:050701:1926- 90:25:050701:1931, 90:25:050701:1935- 90:25:050701:1939, 90:25:050701:1943, 90:25:050701:3352, 90:25:050701:3368, 90:25:050701:3371, 90:25:050701:1940, 90:25:050701:3341-90:25:050701:3344, 90:25:050701:3348, 90:25:050701:3367, 90:25:050701:3370, 90:25:050701:3359, 90:25:050701:3369, 90:25:050701:3367, 90:25:050701:3362, 90:25:050701:3366, 90:25:050701:3364, 90:25:050701:3361, 90:25:050701:3360, 90:25:050701:3380, 90:25:050701:3376, в особо охраняемых природных территориях нарушает права и законные интересы неограниченного круга лиц, имущественные интересы муниципального образования, создает препятствие в обеспечении бесперебойной и безопасной эксплуатации указанных объектов.

Кроме того, комплексного экологического обследования участков территории заказника «Южнобережные дубравы», территории парка-памятника садово-паркового искусства «Малый Ливадийский парк», которые были созданы до принятия Распоряжения от 05 февраля 2015 года, не проводилось.

В соответствии со статьей 8 Закона Республики Крым от 10 ноября 2014 года № 5-ЗРК/2014 «Об особо охраняемых природных территориях Республики Крым» к полномочиям Совета министров Республики Крым в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий относятся утверждение схемы развития и размещения особо охраняемых природных территорий Республики Крым, создание (объявление) особо охраняемых природных территорий регионального значения, утверждение и изменение их границ, площади, определение режима их охраны, утверждение положений об этих территориях, а также изменение их категории и режима особой охраны, наименования и др.

Согласно статье 5 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года №38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» категории земель, к которым отнесены земельные участки, установленные до вступления в силу Федерального конституционного закона, признаются категориями земель, установленными Земельным кодексом Российской Федерации, в частности, земли природно-заповедного фонда и иного природно-заповедного фонда и иного природоохранного назначения вне границ населенного пункта - землями особо охраняемых территорий и объектов.

В случаях и пределах, предусмотренных Федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях», отношения в сфере организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения в Республике Крым регулирует Закон Республики Крым от 10 ноября 2014 года № 5-ЗРК/2014 «Об особо охраняемых природных территориях Республики Крым».

В силу статьи 11Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» управление государственными природными заповедниками осуществляется федеральными государственными бюджетными учреждениями, созданными в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Земельные участки (в том числе земельные участки, на которых располагаются леса) в границах государственных природных заповедников предоставляются федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление государственными природными заповедниками, в постоянное (бессрочное) пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона Республики Крым от 10 ноября 2014 года № 5-ЗРК/2014 «Об особо охраняемых природных территориях Республики Крым» для обеспечения государственного управления особо охраняемыми природными территориями регионального значения могут создаваться специальные подразделения исполнительного органа государственной власти Республики Крым в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения.

Частью 2 Закона определено, что для управления ландшафтно-рекреационными парками, парками-памятниками садово-паркового искусства и зоологическими парками по инициативе исполнительных органов государственной власти Республики Крым, в ведении которых они находятся, по решению Совета министров Республики Крым могут создаваться государственные учреждения Республики Крым.

В состав вышеуказанных государственных учреждений могут входить соответствующие научные подразделения, подразделения службы охраны, хозяйственного и другого обслуживания.

Государственные учреждения осуществляют управление особо охраняемыми природными территориями и объектами в соответствии с положениями о них.

Государственное автономное учреждение Республики Крым «Управление особо охраняемыми природными территориями Республики Крым» зарегистрировано 20 ноября 2015 года Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 9 по Республике Крым (т. 3 л.д. 128).

В силу пункта 2.2.1 Устава учреждение осуществляет оперативное управление, распоряжение, охрану особо охраняемых природных территорий республиканского значения для обеспечения выполнения возложенных на них задач и соблюдения гражданскими и юридическими лицами установленного в них режима особой охраны.

Согласно пунктам 2.2.16 и 2.2.17 Устава государственного автономного учреждения «Управление особо охраняемыми природными территориями Республики Крым», утвержденного Министерством экологии и природных ресурсов Республики Крым 17 ноября 2015 года, Управление подготавливает и вносит в Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым предложения и соответствующие материалы по образованию новых, ликвидации либо изменении границ и положений особо охраняемых природных территорий республиканского значения, а также обеспечивает подготовку и разработку схем зонирования особо охраняемых природных территорий республиканского значения. Подготавливает и вносит на рассмотрение Учредителю предложения и соответствующие материалы на предоставление особо охраняемых природных территорий республиканского значения или отдельных видов природных ресурсов и земельных участков на этих территориях в использование.

Судом установлено, что, несмотря на имеющиеся у Учреждения полномочия по управлению особо охраняемыми природными территориями, расположенными на всей территории Республики Крым, учреждению с целью реализации ими полномочий, заказник регионального значения Республики Крым «Южнобережные дубравы», парк – памятник садово-паркового искусства регионального значения «Малый Ливадийский парк» не передавались и в Перечень особо охраняемых природных территорий, утвержденный Советом министров Республики Крым от 19 октября 2015 года № 981, не включены.

Кроме того, из заключения Прокуратуры Республики Крым от 28 декабря 2016 года следует, что в нарушение ч.ч.6,8 ст.22, ч.2 ст. 24 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ, ч.4 ст.1, ч.2 ст.14 Закона Республики Крым от 10.11.2014 № 5-ЗРК/2014 Положение о заказнике не содержит сведения, в ведении какого ведомства находится заказник регионального значения Республики Крым «Южнобережные дубравы», кем будет осуществляться управление заказником, обеспечение его функционирования и организации охраны его территории. Указанный проект подлежит доработке (т. 3 л.д. 245-246).

Также, в силу пункта 6 статьи 2 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» органы государственной власти субъектов Российской Федерации согласовывают решения о создании особо охраняемых природных территорий регионального значения, об изменении режима их особой охраны с:

а) уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды;

б) федеральными органами исполнительной власти в области обороны страны и безопасности государства, если предполагается, что в границах особо охраняемых природных территорий будут находиться земли и другие природные ресурсы, предоставленные для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.

Из пояснений заинтересованных лиц - Службы охраны в Крыму Федеральной службы охраны Российской Федерации, Министерства экологии Республики Крым, Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым следует, что включение в Перечень особо охраняемых природных территорий регионального значения объектов: заказника регионального значения Республики Крым «Южнобережные дубравы», парка – памятника садово-паркового искусства регионального значения «Малый Ливадийский парк» с ними не согласовывалось.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что при издании оспариваемого Распоряжения были нарушены требования Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» и Закона Республики Крым от 10 ноября 2014 года № 5-ЗРК/2014 «Об особо охраняемых природных территориях Республики Крым».

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлениях от 25 апреля 1995 года № 3-П от 15 июля 1999 года № 11-П, от 11 ноября 2003 года № 16-П, от 21 января 2010 года № 1-П, правовая норма должна отвечать общеправовому критерию формальной определенности, вытекающему из принципа равенства всех перед законом и судом, поскольку такое равенство может быть обеспечено лишь при условии ясности, недвусмысленности нормы, ее единообразного понимания и применения всеми правоприменителями. Неопределенность правовой нормы ведет к ее неоднозначному пониманию и, следовательно, к возможности ее произвольного применения, а значит - к нарушению принципа равенства всех перед законом и судом.

Оспариваемые пункты Распоряжения от 05 февраля 2015 года по содержанию, не отвечают общеправовому критерию формальной определенности, ясности, недвусмысленности нормы, ее единообразного понимания и применения всеми правоприменителями, ведет к ее неоднозначному пониманию.

Принимая во внимание разъяснения пункта 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения удами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», согласно которым нормативный правовой акт или его часть могут быть признаны недействующими с того времени, когда они вошли в противоречие с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу, суд считает подлежащими удовлетворению заявленные исковые требования.

Руководствуясь статьями 175 - 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Республике Крым

решил:

признать не действующими с момента вступления в законную силу решения суда пункт 10 раздела «Ботанические» и пункт 30 раздела «Парки-памятники садово-паркового искусства регионального значения» Приложения к распоряжению Совета министров Республики Крым от 5 февраля 2015 года № 69-р «Об утверждении перечня особо охраняемых природных территорий регионального значения Республики Крым», пункт 30 раздела «Биологические (ботанические)» и пункт 187 раздела «Парки памятники садово – паркового искусства регионального значения Приложения к распоряжению Совета министров Республики Крым от 5 февраля 2015 года № 69-р (в редакции распоряжения Совета министров Республики Крым от 4 августа 2015 года № 679-р) пункт 31 раздела «Биологические (ботанические) и пункт 188 раздела «Парки памятники садово – паркового искусства регионального значения» Приложения к распоряжению Совета министров Республики Крым от 5 февраля 2015 года № 69-р (в редакции распоряжений Совета министров Республики Крым от 10 ноября 2015 года № 1050-р, от 30 августа 2016 года № 1014-р, от 25 апреля 2017 года № 433-р, от 16 мая 2017 года № 501-р); пункт 32 раздела «Биологические (ботанические)» и пункт 190 раздела «Парки памятники садово – паркового искусства регионального значения», Приложения к распоряжению Совета министров Республики Крым от 5 февраля 2015 года № 69-р (в редакции распоряжения Совета министров Республики Крым от 27 марта 2018 года № 253-р), как не соответствующие пункту 1 статьи 2, пункту 1 и пункту 4 статьи 22, пункту 1 статьи 24 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» и части 1 статьи 20, части 1 статьи 21 Закона Республики Крым от 10 ноября 2014 года № 5-ЗРК/2014 «Об особо охраняемых природных территориях Республики Крым».

Сообщение о принятии судом настоящего решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в официальном печатном издании, в котором был опубликован нормативный правовой акт.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья: подпись Н.А. Терентьева

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>