ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-31/2016 от 01.07.2016 Костромского областного суда (Костромская область)

дело № 3а-31/2016

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Костромской областной суд в составе:

председательствующего судьи Лукоянова А.Н.,

при секретаре Смирновой Д.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ЗАО «Эдифис» к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Костромской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Костромской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной,

У С Т А Н О В И Л:

Закрытое акционерное общество «Эдифис» (далее - ЗАО «Эдифис», общество) обратилось в суд с названным административным иском, предъявив требования к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Костромской области и администрации Костромской области. В обоснование указало, что на основании договора купли-продажи недвижимого имущества от 06.02.2014 г. общество является собственником имущественного комплекса, расположенного на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью 57 000 кв.м, по <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения предприятия.

Права на земельный участок не оформлены. Однако поскольку использование земли в Российской Федерации является платным, общество обязано уплатить неосновательное обогащение за весь 2015 год. Неосновательное обогащение взыскивается с общества в Арбитражном суде Костромской области Управлением имущественных и земельных отношений администрации г. Костромы (дело № А31-6563/2015). Расчет суммы неосновательного обогащения произведен исходя из кадастровой стоимости земельного участка.

Результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенного пункта, а также средние значения удельных показателей кадастровой стоимости утверждены Постановлением администрации Костромской области от 22.12.2014 г. №543-а. Указанный земельный участок не вошел в массовую оценку, однако поскольку является ранее учтенным, его кадастровая стоимость определена по состоянию на 01.01.2013 г. в сумме 87 573 090 рублей.

Таким образом, указанный размер кадастровой стоимости земельного участка затрагивает права и обязанности общества.

Однако данная стоимость является неверной, так как действительная рыночная стоимость земельного участка 34 827 000 рублей, что подтверждается отчетом № 5607 об оценке рыночной стоимости земельного участка, на который имеется положительное экспертное заключение.

07.09.2015 г. Комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Костромской области (далее - комиссия) принято решение об установлении кадастровой стоимости указанного земельного участка площадью 56 831 кв.м (площадь уменьшилась в связи с уточнением границ земельного участка) в размере рыночной стоимости. Данное решение распространяет своё действие на период с 10 июля 2015 года, то есть с того момента, как была уточнена площадь участка. В связи с уточнением площади земельного участка кадастровая стоимость до изменения площади (до 10.07.2015 г.) стала архивной.

Однако обязанность по оплате неосновательного обогащения сохраняется для общества за весь период 2015 года, поэтому 22.12.2015 г. общество обратилось в комиссию с заявлением о пересмотре архивной кадастровой стоимости, то есть кадастровой стоимости участка до изменения его кадастровых сведений (сведений о площади) - с 01.01.2015 г. по 09.07.2015 г.

Решением комиссии от 25.12.2015 г. обществу отказано в принятии к рассмотрению данного заявления на том основании, что в отношении земельного участка уже было принято решение об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной.

Данное решение ЗАО «Эдифис» оспорило в суде.

Решением Костромского областного суда от 02.03.2016 г. административное исковое заявление ЗАО «Эдифис» удовлетворено, подтверждено право ЗАО «Эдифис» на обращение в комиссию с заявлением об оспаривании кадастровой стоимости земельного участка за архивный период, то есть с 01.01.2015 г. по 09.07.2015 г.

На основании этого решения суда ЗАО «Эдифис» направило в комиссию соответствующее заявление. Однако решением комиссии № 76 от 19.04.2016 г. ЗАО «Эдифис» отказано в пересмотре кадастровой стоимости земельного участка и определении её в размере рыночной стоимости.

Административный истец просит установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 57 000 кв.м, расположенного по <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения предприятия, равной его рыночной стоимости в размере 34 827 000 руб. по состоянию на 01 января 2013 года на архивный период с 01 января 2015 года по 09 июля 2015 года включительно.

К участию в деле в качестве административного ответчика привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Костромской области, в качестве заинтересованного лица - Департамент имущественных и земельных отношений Костромской области. Процессуальное положение администрации Костромской области изменено с административного ответчика на заинтересованное лицо.

В судебном заседании представитель административного истца ЗАО «Эдифис» Малышева О.С., действующая на основании доверенности, заявленные требования поддержала по изложенным в заявлении доводам.

Представитель административного ответчика - Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Костромской области в судебное заседание не явился, просил рассматривать дело в его отсутствие, поддержал доводы, изложенные в отзыве на административное исковое заявление /л.д. 209-212/. В предварительном судебном заседании 10.06.2016 г. представитель ФГБУ «ФКП Росреестра» по Костромской области Андреева Г.В., действующая по доверенности, пояснила (в отзыве на заявление указала), что рассмотрение заявленных требований оставляет на усмотрение суда, полагает, что у административного истца имеется право на пересмотр архивной кадастровой стоимости, при проведении кадастровой оценки земельный участок не вошел в перечень, несмотря на то, что был образован до 01.01.2013 г. В связи с этим рыночная стоимость должна быть определена по состоянию на 01.01.2013 г.

Представитель административного ответчика - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Костромской области, извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, возражений на административный иск не представил.

Представитель заинтересованного лица - Управления имущественных и земельных отношений администрации г. Костромы Пестерова Е.А., действующая на основании доверенности, решение вопроса об удовлетворении заявленных требований оставила на усмотрение суда, суду пояснила, что к представленному административным истцом отчету об оценке рыночной стоимости земельного участка претензий нет. Считает, что административный истец имеет право на пересмотр архивной кадастровой стоимости.

Представитель заинтересованного лица - Департамента имущественных и земельных отношений Костромской области Тулина О.А., действующая на основании доверенности, решение вопроса об удовлетворении заявленных требований оставила на усмотрение суда.

Представитель заинтересованного лица - администрации Костромской области Сельнихин А.Ю., действующий на основании доверенности, решение вопроса об удовлетворении заявленных требований оставил на усмотрение суда.

Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Как видно из материалов дела, ЗАО «Эдифис» на основании договора купли-продажи недвижимого имущества от 06.02.2014 г. является собственником нежилых строений, сооружения, линейных объектов, водопровода, расположенных на земельном участке по <адрес>, с кадастровым номером <данные изъяты> /л.д. 6-15/. Права общества на указанный земельный участок не оформлены /л.д. 16-17/. Согласно кадастровой справке кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2013 г. составляет 87 573 090 руб. /л.д. 18/.

Из вступившего в законную силу решения Костромского областного суда от 02.03.2016 г. по административному делу по административному иску ЗАО «Эдифис» к Управлению Росреестра по Костромской области, Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Костромской области об оспаривании решения комиссии от 25.12.2015 г. о непринятии к рассмотрению заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, обязании принять к рассмотрению заявление и рассмотреть данное заявление по существу, следует, что 10.07.2015 г. в государственный кадастр недвижимости внесены изменения количественных характеристик указанного земельного участка, поскольку в результате проведенного межевания уточнены его границы, вследствие чего площадь участка составила 56 831 кв.м. Решением комиссии от 07.09.2015 г. кадастровая стоимость указанного земельного участка (с площадью 56 831 кв.м) определена в размере рыночной стоимости, установленной в отчете об оценке в размере 45 465 000 рублей.

22.12.2015 г. общество обратилось в комиссию с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, ставшей после изменения количественных характеристик (площади земельного участка) архивной, действовавшей в период с 01.01.2015 г. по 09.07.2015 г.

Решением комиссии от 25.12.2015 г. обществу отказано в принятии вышеуказанного заявления к рассмотрению.

Указанным решением Костромского областного суда признан не соответствующим нормативным правовым актам и нарушающим права ЗАО «Эдифис» отказ Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Костромской области от 25.12.2015 г. в принятии к рассмотрению заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью 57 000 кв.м, расположенного по ДД.ММ.ГГГГ, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения предприятия.

На Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Костромской области возложена обязана принять к рассмотрению заявление ЗАО «Эдифис» о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости указанного земельного участка и рассмотреть данное заявление по существу /л.д. 33-36/.

06 апреля 2016 года ЗАО «Эдифис» в соответствии с вышеуказанным решением суда обратилось в комиссию с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, в котором просило пересмотреть кадастровую стоимость, действовавшую до 10.07.2015 г., то есть до внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об изменении площади земельного участка, уточненной при межевании, и соответственно сведений о новой величине кадастровой стоимости /л.д. 19, 20-21/.

Решением комиссии № 76 от 19.04.2016 г. ЗАО «Эдифис» отказано в пересмотре кадастровой стоимости земельного участка и определении её в размере рыночной стоимости /л.д. 38-41/.

Принимая указанное решение, комиссия исходила из того, что ЗАО «Эдифис» пропущен срок обращения в комиссию, так как сведения об изменении количественной характеристики (площади) земельного участка, повлекшем изменение его кадастровой стоимости, внесены в государственный кадастр недвижимости 10.07.2015 г.

Согласно абзацу 1 статьи 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «Об оценочной деятельности») результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц,в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (абзац 4).

Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде по основаниям недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости или установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, только в случае отклонения комиссией заявления о пересмотре кадастровой стоимости, поданного по соответствующему основанию, либо в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости не рассмотрено комиссией в установленный настоящей статьей срок (абзац 37).

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в суде решение комиссии не является предметом рассмотрения при рассмотрении требований заявителя (абзац 38).

Абзацем 10 названной статьи предусмотрено, что заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в комиссию в период с даты внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости по дату внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки или в соответствии со статьей 24.19 настоящего Федерального закона, но не позднее чем в течение пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости.

Абзацем 5 статьи 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности» предусмотрено, что в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 14 постановления от 30.06.2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» в соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о кадастре при изменении кадастровых сведений ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются (далее - архивные сведения).

Требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).

В случае, если при рассмотрении дела будет установлено, что оспариваемая заявителем архивная кадастровая стоимость на указанную выше дату не подлежит применению, производство по делу прекращается на основании пункта 1 части 2 статьи 134 и статьи 220 ГПК РФ, пункта 3 части 1 статьи 128 и части 2 статьи 194 КАС РФ.

Представленными в материалы дела документами подтверждается, что Управление имущественных и земельных отношений администрации г. Костромы обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании с общества неосновательного обогащения за пользование указанным земельным участком за период с 25.02.2014 г. по 19.06.2015 г. Размер суммы неосновательного обогащения рассчитан истцом исходя из кадастровой стоимости земельного участка, действовавшей до 10.07.2015 г., которая составляла 87 573 090 рублей, стала архивной /л.д. 22-29, 30-32/. Данное дело арбитражным судом не рассмотрено, вопрос о возобновлении производства по делу будет решаться судом 18 июля 2016 года.

Следовательно, архивная кадастровая стоимость затрагивает права ЗАО «Эдифис» как лица, с которого взыскивается неосновательное обогащение, рассчитанное с применением архивной кадастровой стоимости.

Поскольку ЗАО «Эдифис» с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, ставшей после изменения количественных характеристик (площади земельного участка) архивной, первоначально в комиссию обратилось 22.12.2015 г., в силу вышеприведенных правовых норм и разъяснений Пленума Верховного Суда РФ (абзац 4 пункта 25 указанного постановления) за ЗАО «Эдифис» сохраняется право на применение результатов пересмотра вышеуказанной кадастровой стоимости спорного земельного участка на период с 01.01.2015 г. по 09.07.2015 г.

Как следует из отчета № 5607 об оценке рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью 57 000 кв.м, по <адрес>, рыночная стоимость указанного земельного участка по состоянию на 01.01.2013 г. составляет 34 827 000 руб. /л.д. 96-178/.

Согласно статье 11 Закона об оценочной деятельности итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта оценки (далее - отчет).

Отчет не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объекта оценки, а также иные сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете.

Согласно представленному отчету об оценке в рамках сравнительного подхода оценка рыночной стоимости земельного участка проводилась методом сравнения продаж. Для сравнения выбраны четыре объекта-аналога, сопоставимые по своим характеристикам с объектом оценки. Сведения об объектах-аналогах представлены в таблице сравнительного анализа и в приложениях к отчету. Выявленные отличия объектов-аналогов от объекта оценки откорректированы с обоснованием применения каждой поправки. Результаты оценки согласованы. Оценщик обосновал отказ от применения иных подходов.

Отчет об оценке подготовлен лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, имеющим необходимое образование и являющимся членом саморегулируемой организации оценщиков Общероссийской общественной организации «Российское общество оценщиков».

Экспертом Общероссийской общественной организации «Российское общество оценщиков» проведена экспертиза указанного отчета, который признан соответствующим Федеральному закону об оценочной деятельности, федеральным стандартам оценки, о чем составлено заключение № 3615/2-15 /л.д. 179-191/.

Частью 1 статьи 12 Закона об оценочной деятельности предусмотрено, что итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным федеральным законом, признается достоверной, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Учитывая, что каких-либо доказательств, которые опровергали бы заявленную рыночную стоимость указанного земельного участка, свидетельствовали бы о его рыночной стоимости в ином размере, в материалы дела не представлено, административными ответчиками и заинтересованными лицами результаты оценки, содержащиеся в отчете, под сомнение не ставились и не оспаривались, ходатайство о назначении судебной экспертизы с целью установления иной рыночной стоимости земельного участка не заявлено, суд приходит к выводу о законности и обоснованности заявленных требований.

Делая такой вывод, суд также учитывает, что, несмотря на отказ комиссии в пересмотре кадастровой стоимости, вышеуказанный отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка и положительное экспертное заключение на него признаны комиссией соответствующими требованиям действующего законодательства.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 249 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление ЗАО «Эдифис» удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 57 000 кв.м, расположенного по <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения предприятия, равной его рыночной стоимости в размере 34 827 000 (тридцать четыре миллиона восемьсот двадцать семь тысяч) рублей по состоянию на 01 января 2013 года на архивный период с 01 января 2015 года по 09 июля 2015 года включительно.

Датой подачи заявления считать 22 декабря 2015 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Костромского областного суда в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Костромского областного суда А.Н. Лукоянов