ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-31/2018 от 06.03.2018 Овюрского районного суда (Республика Тыва)

Дело № 2а-31/2018

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

06 марта 2018 года с. Хандагайты

Овюрский районный суд Республики Тыва в составе:

судьи Банзай Ю.З.,

при секретаре Кан-оол Ш.А.,

административного истца, помощника прокурора Овюрского района ККК.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Овюрского района Республики Тыва в интересах неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения сумона «Дус-Дагский» Овюрского района Республики Тыва о признании незаконным бездействия,

установлено:

Прокурор Овюрского района Республики Тыва обратился в суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения сумона «Дус-Дагский» Овюрского района Республики Тыва о признании незаконным бездействия, указав, что прокуратурой района проведена проверка исполнения органами местного самоуправления Овюрского района бюджетного законодательства. Проверкой установлено, что администрацией сельского поселения сумон «Дус-Дагский» порядок принятия решений о разработке муниципальных программ, о формировании и реализации указанных программ не разработан. По факту нарушения абз. 3 ч. 1 ст. 179 БК РФ 30.11.2017 за № 7-643в/17 и.о. прокурора <адрес> и.о. председателя администрации сельского поселения сумон «Дус-Дагский» Овюрского района ННН. внесено представление, которое получено последним 12.12.2017. Данное представление не рассмотрено по настоящее время. Уведомления о времени и месте рассмотрения представления в прокуратуру района не поступали. С целью контроля за устранением нарушений 08.02.2018 г. за № 7-643в/17 председателю администрации сельского поселения сумон «Дус-Дагский» Овюрского района прокурором района направлено требование о предоставлении копий принятого муниципального правового акта (либо его проекта для проведения правовой экспертизы) о порядке утверждения и разработки муниципальных программ. Ответ на требование не представлен. 19.02.2018 у заместителя председателя администрации сельского поселения сумон «Дус-Дагский» Овюрского района ЕЕЕ. отобрано объяснение, согласно которому и.о. председателя администрации сельского поселения сумон «Дус-Дагский» ННН. в настоящее время он свои обязанности не исполняет. 10.02.2018 объявлен конкурс на замещение должности председателя администрации, конкурс объявлен до 06.03.2018. В настоящее время должность председателя администрации никто не занимает. О представлении она не знала, Тувет-оол М.В. ей данное представление не показывал. После увольнения прием передачу документов, ценностей не осуществил. Они ответов на представления прокурора, в том числе, на это не нашли. Порядок разработки и реализации муниципальных программ не разрабатывался, не принимался. Тем самым, требование об устранении нарушения абз. 3 ч. 1 ст. 179 БК РФ, изложенное в представлении и.о. прокурора Овюрского района от 30.11.2017 № 7-643в/17, по настоящее время администрацией сельского поселения сумон «Дус-Дагский» Овюрского района не исполнено. Отсутствие урегулированного порядка принятия решений о разработке и реализации муниципальных программ в нарушение абз. 3 ч. 1 ст. 179 БК РФ, может повлечь неэффективную реализацию данных программ, несвоевременное составление проекта местного бюджета. Указанное влечет нарушение прав неопределенного круга лиц - жителей сельского поселения сумон «Дус-Дагский» и лиц, пребывающих на территории сумона, точный перечень которых в рамках судебного заседания установить невозможно, на своевременное и эффективное исполнение администрацией сельского поселения сумон «Дус-Дагский» своих публично-правовых обязательств.

Просит суд признать незаконным бездействие Администрации сельского поселения сумона «Дус-Дагский» Овюрского района РТ по не принятию мер по устранению нарушений, изложенных в представлении и.о. прокурора Овюрского района от 30.11.2017 г. № 7-643в/17, а также обязать администрацию сельского поселения сумона «Дус-Дагский» Овюрского района РТ разработать порядок принятия решений о разработке и реализации муниципальных программ сельского поселения сумон «<данные изъяты>» Овюрского района Республики Тыва.

В судебном заседании административный истец – помощник прокурора Овюрского района РТ ККК. заявленные требования поддержала по указанным в административном иске основаниям и просила удовлетворить в полном объеме.

Надлежащим образом извещенный представитель административного ответчика Администрации сельского поселения сумона «Дус-Дагский» Овюрского района РТ в суд не явился, об уважительности причин не сообщил, ходатайств не представил.

В соответствии с ч.2 ст.150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лица, извещенного надлежащим образом и не явившегося в судебное заседание.

Выслушав административного истца и изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

В силу ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно ч. 1 ст. 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) государственные программы Российской Федерации, государственные программы субъекта Российской Федерации, муниципальные программы утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.

В соответствии с абзацем 3 ч. 1 ст. 179 БК РФ порядок принятия решений о разработке государственных программ Российской Федерации, государственных программ субъекта Российской Федерации, муниципальных программ и формирования и реализации указанных программ устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования.В соответствии с ч. 2 ст. 172 БК РФ составление проектов бюджетов основывается, в том числе, на государственных и муниципальных программах. Кроме того, на органы местного самоуправления федеральным законодательством возложены обязанности по решению многих вопросов местного значения, в том числе, посредством принятия муниципальных программ.

На основании ч. 1 ст. 49 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации» экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований.

На основании ч.1 ст.51 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Согласно ч.ч.1-3 ст.52 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет). Составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации. Бюджетные полномочия муниципальных образований устанавливаются Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Таким образом, вышеуказанными нормами законодательства разработка порядка решений о разработке муниципальных программ, их формирования и реализации как части бюджетного процесса отнесено к компетенции местных администраций муниципальных образований.

Как усматривается из материалов дела, а именно представления и.о. прокурора Овюрского района РТ от 30 ноября 2017 г. № 7-643в/17, прокуратурой района проведена проверка исполнения органами местного самоуправления Овюрского района бюджетного законодательства. Установлено, что администрацией сельского поселения сумон «Дус-Дагский» порядок принятия решений о разработке муниципальных программ, о формировании и реализации указанных программ не разработан. Таким образом, и.о. председателю администрации сельского поселения сумон «Дус-Дагский» было внесено представление об устранении обозначенного выше нарушения федерального законодательства.

Согласно почтового уведомления представление получено и.о. председателя администрации сельского поселения сумон «Дус-Дагский» Овюрского района ННН. 12.12.2017 г. лично, о чем имеется его подпись.

В связи с не направлением ответа на указанное представление, 08 февраля 2018 г. за № 7-643в/17 и.о. председателя администрации сельского поселения «Дус-Дагский» Овюрского района направлено требование о предоставлении сведений об устранении нарушений по представлению от 30.11.2017 г. № 7-643в/17.

Однако направленное заказным письмом требование возвратилось, так как и.о. председателя администрации не работает, в администрации отказались в получении.

Из объяснения заместителя председателя администрации сельского поселения сумон «Дус-Дагский» ЕЕЕ. от 19.02.2018 года следует, что и.о. председателя администрации сельского поселения сумон «Дус-Дагский» ННН. в настоящее время он свои обязанности не исполняет. С 25 декабря 2017 года он ушел с работы. 10.02.2018 объявлен конкурс на замещение должности председателя администрации, конкурс объявлен до 06.03.2018. В настоящее время должность председателя администрации никто не занимает. О представлении от 30.11.2017 № 7-643в/17 она не знала, ННН. ей данное представление не показывал. О его деятельности относительно принятия и утверждения положения о порядке разработки и реализации муниципальных программ она не слышала, не видела. После увольнения прием передачу документов, ценностей не осуществил. Они ничего не нашли в его бумагах, ответов на представления прокурора, в том числе, на это не было. Порядок разработки и реализации муниципальных программ не разрабатывался, не принимался.

До настоящего времени представление и.о. прокурора района от 30 ноября 2017 г. № 7-643в/17 не исполнено. Иного суду не представлено.

Следовательно, бездействие Администрации сельского поселения сумон «Дус-Дагский» по принятию мер по разработке порядка принятия решений о разработке и реализации муниципальных программ сельского поселения, свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления возложенных на него обязанностей.

Кроме того, суд соглашается с доводами истца о том, что бездействие администрации влечет нарушение прав, свобод и законных интересов граждан, проживающих на территории сельского поселения «Дус-Дагский» на своевременную и эффективную реализацию данных программ, своевременное составление проекта местного бюджета администрацией сельского поселения сумон «Дус-Дагский» в рамках публично-правовых обязательств в сфере бюджетного процесса.

При таких обстоятельствах, административное исковое заявление подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление прокурора Овюрского района Республики Тыва в интересах неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения сумона «Дус-Дагский» Овюрского района Республики Тыва о признании незаконным бездействия удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации сельского поселения сумона «Дус-Дагский» Овюрского района Республики Тыва, выразившееся в не принятии мер по устранению нарушения закона, изложенного в представлении и.о. прокурора Овюрского района от 30.11.2017 г. № 7-643в/17.

Обязать администрацию сельского поселения сумона «Дус-Дагский» Овюрского района Республики Тыва разработать порядок принятия решений о разработке и реализации муниципальных программ сельского поселения сумон «Дус-Дагский» Овюрского района Республики Тыва.

Обязать администрацию сельского поселения сумона «Дус-Дагский» Овюрского района Республики Тыва сообщить об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, по истечении четырех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва в течение месяца со дня принятия решения путем подачи апелляционной жалобы через Овюрский районный суд.

Судья Ю.З. Банзай