ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-31/2018 от 09.01.2018 Островского городского суда (Псковская область)

Дело № 2а- 31/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Остров Псковской области **.**. 2018 года

Островский городской суд Псковской области в составе:

председательствующего судьи Мучициной Н.О.,

при секретаре Андреевой И.И.,

с участием: административного (процессуального истца) – заместителя Островского межрайонного прокурора Чугриной Е.Е.,

представителя административного ответчика – Собрания депутатов сельского поселения «Островская волость» Островского района Псковской области в лице главы сельского поселения «Островская волость» ФИО1, действующего на основании решения от **.**.2015 № ** «Об избрании Главы сельского поселения «Островская волость»,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Островского межрайонного прокурора в защиту прав и законных интересов муниципального образования к Собранию депутатов сельского поселения «Островская волость» Островского района Псковской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Островский межрайонный прокурор обратился в суд с административным иском о признании незаконным бездействия Собрания депутатов сельского поселения «Островская волость» Островского района Псковской области, выразившееся в непринятии мер по рассмотрению представления заместителя Островского межрайонного прокурора от **.**.2017 «Об устранении нарушений требований законодательства о противодействии коррупции» о досрочном прекращении полномочий депутата Собрания депутатов сельского поселения «Островская волость» Островского района Псковской области ФИО2, возложении на Собрание депутатов сельского поселения «Островская волость» Островского района Псковской области обязанности рассмотреть указанное представление в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

В обоснование заявленных требований указано, что в ходе проведения Островской межрайонной прокуратурой проверки исполнения законодательства о противодействии коррупции установлено, что депутатами Собрания депутатов сельского поселения «Островская волость» Островского района Псковской области ФИО2, А. В.В., замещающими муниципальные должности, в установленный законом срок не представлены сведения о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также аналогичные сведения в отношении супругов и несовершеннолетних детей за 2015-2016 г.г., в связи с чем, заместителем Островского межрайонного прокурора **.**.2017 Собранию депутатов сельского поселения «Островская волость» Островского района Псковской области внесено представление об устранении нарушений требований законодательства о противодействии коррупции, предложено рассмотреть вопрос о досрочном прекращении полномочий вышеуказанных депутатов на основании ч. 7.1 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Вместе с тем, своевременно представление прокурора административным ответчиком по существу не рассмотрено, решение по результатам его рассмотрения в отношении депутата ФИО2 не принято, чем со стороны представительного органа допущено бездействие. Отмечено, что полномочия депутата А.В.В. прекращены решением Собрания депутатов СП «Островская волость» № ** от **.**.2017 в связи с отставкой по собственному желанию.

В судебном заседании заместитель Островского межрайонного прокурора Чугрина Е.Е. заявленные требования поддержала по доводам, изложенным в административном иске, указала, что в порядке, предусмотренном ст. 24 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», представление административным ответчиком с участием прокурора по существу не рассмотрено.

Представитель административного ответчика ФИО1 в судебном заседании заявленные требования признал частично, по существу пояснил, что внесенное прокурором представление об устранений нарушений от **.**.2017 рассмотрено на 16 сессии первого созыва Собрания депутатов сельского поселения «Островская волость», по итогам которой, решением Собрания полномочия депутата первого созыва избирательного округа № **А.В.В. прекращены в связи с отставкой по собственному желанию с **.**.2017, на депутата представительного органа муниципального образования «Островская волость» ФИО2 возложена обязанность представить в срок до **.**.2017 сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера. **.**.2017 на 18 сессии депутатов первого созыва принято решение не лишать депутата ФИО2 депутатских полномочий. При этом, не оспаривал, что представление рассмотрено на сессии без участия прокурора.

Заинтересованное лицо на стороне административного ответчика ФИО2, привлеченная к участию в административное дело определением суда от **.**.2017, в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена, мотивированной позиции по заявленным требованиям не представила, о причинах неявки не сообщила.

В порядке ст. 150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие заинтересованного лица.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела в целом, суд приходит к следующим выводам.

В силу ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации наделена полномочиями осуществлять от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов.

Согласно ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии с пунктом 7.1 статьи 40 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, иное лицо, замещающее муниципальную должность, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами.

Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами".

Частью 4 статьи 12.1 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» регламентировано, что лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, нарушившие запреты, ограничения и обязанности, установленные частями 1 - 4.1 настоящей статьи, несут ответственность, предусмотренную федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (часть 5 статьи 12.1 вышеприведенного Закона N 273-ФЗ).

На основании ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» граждане, претендующие на замещение должностей муниципальной службы, включенных в соответствующий перечень, муниципальные служащие, замещающие указанные должности, обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Указанные сведения представляются в порядке, сроки и по форме, которые установлены для представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственными гражданскими служащими субъектов Российской Федерации.

Как установлено судом и следует из материалов дела, по итогам выборов депутатов Собрания депутатов сельского поселения «Островская волость» Островского района Псковской области по пяти мандатному избирательному округу № ** ФИО2 **.**.2015 признана избранным депутатом (л.д. 69).

Островской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения депутатами

Собрания депутатов сельского поселения «Островская волость» Островского района Псковской области законодательства о противодействии коррупции, в ходе которой установлено, что депутатами А. В.В., ФИО2 не представлены сведения о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также аналогичные сведения в отношении супругов и несовершеннолетних детей за 2015-2016 г.г.

**.**.2017 по результатам прокурорской проверки соблюдения законодательства о противодействии коррупции, в Собрание депутатов сельского поселения «Островская волость» Островского района Псковской области внесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции, в котором предложено принять меры к устранению допущенных нарушений, причин и условий им способствующих, рассмотреть вопрос о досрочном прекращении полномочий депутатов муниципального образования А.В.В., ФИО2, их допустивших. (л.д. 10-12).

В установленный законом месячный срок решение представительным органом муниципального образования «Островская волость» по перечисленным в представлении прокурора нарушениям, не принято.

Разрешая заявленные требования, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований прокурора.

Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закрепляет законность деятельности и ответственность органов местного самоуправления, депутатов и иных выборных лиц местного самоуправления в качестве принципов местного самоуправления (часть 2 статьи 1, статьи 70 - 72).

Одной из форм ответственности и элементом статуса депутата является предусмотренное названным Федеральным законом досрочное прекращение их полномочий в случаях, установленных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами (пункт 10 части 10 статьи 40 ФЗ N 131).

В соответствии с Уставом Муниципального образования «Островская волость», зарегистрированным в Управлении Минюста РФ по Псковской области **.**.2015, депутат должен соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами (ст. 26 Устава). Полномочия депутата прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции», иными Федеральными законами (ст. 28 Устава). (л.д. 30-52).

Решением Собрания депутатов сельского поселения «Островская волость» от **.**.2016 № ** утверждено Положение о предоставлении депутатами Собрания депутатов сельского поселения «Островская волость» сведений о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также аналогичные сведения в отношении своих супругов и несовершеннолетних детей. (л.д. 20-29).

В соответствии с п. 2 данного Положения, указанные сведения предоставляются депутатами Собрания депутатов не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным, по утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 23.06.2014 N 460 форме.

В силу ч. 11 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» решение представительного органа муниципального образования о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания.

Заявления депутата ФИО2 к Собранию депутатов о невозможности по объективным причинам представить сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в установленный срок, материалы дела не содержат и суду не представлено.

Анализ приведенных правовых положений позволяет суду придти к выводу, что ФИО2, как депутат Собрания депутатов сельского поселения «Островская волость» Псковской области, обладая особым статусом и выполняя определенные публичные муниципальные функции, обязана на основании вышеприведенных правовых положений представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также аналогичные сведения о своем супруге и несовершеннолетних детях.

По смыслу положений части 7.1 статьи 40 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» неисполнение данной обязанности влечет досрочное прекращение полномочий депутата. При этом решение данного вопроса отнесено к исключительной компетенции соответствующего представительного органа муниципальной власти.

На 16 сессии Собрания депутатов сельского поселения «Островская волость» **.**.2017 принято решение о досрочном прекращении полномочий депутата А.В.В. в связи с отставкой по собственному желанию, депутату ФИО2 предложено предоставить сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в срок до **.**.2017, что усматривается из протокола заседания сессии. (л.д. 14-18).

По представлении **.**.2017 депутатом ФИО2 сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в нарушение установленного вышеприведенным Положением срока предоставления таких сведений, административным ответчиком на 18 сессии Собрания депутатов сельского поселения «Островская волость» принято решение от **.**.2017 № ** о не лишении данного лица депутатских полномочий. (л.д. 60-67, 70).

Указанное решение принято Собранием депутатов сельского поселения «Островская волость» без сообщения прокурору о дне заседания в нарушение порядка рассмотрения представления прокурора, установленного ст. 24 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", в чем суд усматривает со стороны административного ответчика допущенное бездействие.

Таким образом, суд приходит к выводу о наличии оснований для признания бездействия Собрания депутатов сельского поселения «Островская волость» Островского района Псковской области, выразившего в непринятии мер по рассмотрению внесенного прокурором представления, незаконным, нарушающим права и законные интересы неопределенного круга лиц на осуществление местного самоуправления через выборные органы местного самоуправления и препятствующим совершенствованию механизма контроля за расходами.

Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, с учетом положений ст. 227 КАС РФ, ст. 24 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» на административного ответчика подлежит возложению обязанность устранить выявленные нарушения, рассмотреть представление прокурора от **.**.2017 в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227-228, 298 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск Островского межрайонного прокурора в защиту прав и законных интересов муниципального образования к Собранию депутатов сельского поселения «Островская волость» Островского района Псковской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности – удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Собрания депутатов сельского поселения «Островская волость» Островского района Псковской области, выразившееся в непринятии мер по рассмотрению представления заместителя Островского межрайонного прокурора от **.**. 2017 года «Об устранении нарушений требований законодательства о противодействии коррупции» о досрочном прекращении полномочий депутата Собрания депутатов сельского поселения «Островская волость» Островского района Псковской области ФИО2 по основанию, предусмотренному ч. 7.1 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и возложить на Собрание депутатов сельского поселения «Островская волость» Островского района Псковской области обязанность в соответствии со ст. 24 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" рассмотреть указанное представление в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

Об исполнении решения суда Собрание депутатов сельского поселения «Островская волость» Островского района Псковской области обязано сообщить прокурору и суду в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Псковский областной суд через Островский городской суд Псковской области, в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме. Мотивированное решение составлено **.**.2018.

Судья Островского городского суда Н.О. Мучицина

Решение не обжаловано, вступило в законную силу.