Решение
Именем Российской Федерации
12 февраля 2021 г. г. Махачкала
Махачкалинский гарнизонный военный суд в составе председательствующего Потелова К.С., при секретаре судебного заседания Махрамове Э.М., с участием административного истца ФИО1, его представителя ФИО2, а также представителя административных ответчиков – командира войсковой части № и заместителя командира этой же воинской части по тылу – <данные изъяты> ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело № 2а-31/2021 по административному исковому заявлению представителя административного истца ФИО2, поданному в интересах бывшего военнослужащего войсковой части №<данные изъяты> ФИО1 об оспаривании действий командира войсковой части № и заместителя командира этой же воинской части по тылу, связанных с отказом в выплате компенсации за наем (поднаем) жилого помещения,
установил:
ФИО2 обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах ФИО1, в котором просил:
- признать незаконным отказ заместителя командира войсковой части № по тылу <данные изъяты> ФИО4 в выплате ему денежной компенсации за наем жилого помещения в период с 1 февраля 2017 г. по 31 декабря 2019 г.;
- обязать командира войсковой части № произвести выплату ФИО1 денежной компенсации за наем жилого помещения в период с 1 февраля 2017 г. по 31 декабря 2019 г.;
- взыскать с войсковой части № судебные расходы в размере 300 руб., связанные с уплатой государственной пошлины при обращении в суд.
В обоснование требований ФИО2 указал, что ФИО1 уволен с военной службы и исключен из списков личного состава с 24 января 2017 г. с оставлением в списках нуждающихся в жилых помещениях.
В октябре 2020 г. ФИО1 обратился к командиру войсковой части с рапортами о выплате ему компенсации за наем (поднаем) жилого помещения за период с 1 февраля 2017 г. по 31 декабря 2019 г.
Ответами заместителя командира войсковой части № по тылу <данные изъяты> ФИО4 от 27 октября 2020 г. ФИО1 отказано в выплате компенсации в связи с тем, что до 2020 года он не обращался с заявлениями о выплате компенсации за прошедший период, а основанием для данной выплаты является волеизъявление лица, выраженное в форме рапорта (заявления), с приложением документов, подтверждающих основание выплаты.
Анализируя положения ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и положения постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. № 909, ФИО2 указал, что указанные нормы действующего законодательства не предусматривают волеизъявление граждан на получение компенсации за наем жилого помещения.
В судебном заседании административный истец и его представитель поддержали заявленные требования и доводы, изложенные в административном исковом заявлении.
При этом административный истец указал, что в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2019 г. № 1517, которым внесены изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. № 909, решение о выплате компенсации за наем жилого помещения гражданам, уволенным с военной службы в войсках национальной гвардии Российской Федерации, принимается органом управления, оперативно-территориальным объединением, соединением, воинской частью и организацией войск национальной гвардии Российской Федерации, в которых указанные граждане состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, при этом данное положение закона действует с 7 декабря 2019 г. и распространяется на правоотношения, возникшие с 5 апреля 2016 г.
В связи с указанными обстоятельствами в октябре 2020 г. он обратился к командиру войсковой части № с рапортами о выплате ему соответствующей компенсации за период с 1 февраля 2017 г. по 31 декабря 2019 г., предоставив договора найма жилого помещения. До октября 2020 г. он не обращался в какие-либо уполномоченные органы с соответствующими заявлениями и рапортами, а также не предоставлял договоры найма жилого помещения, поскольку не знал о том, что ему может быть выплачена компенсация за наем жилого помещения.
Представитель административного истца ФИО2 поддержал доводы административного истца, а также указал, что, по его мнению, должностные лица воинской части должны самостоятельно контролировать вопросы выплаты компенсации за наем жилого помещения в отношении военнослужащих, уволенных с военной службы с оставлением в списках нуждающихся в получении жилых помещений.
Представитель административных ответчиков ФИО3 просил отказать в удовлетворении административного искового заявления, поскольку компенсация за наем жилого помещения носит характер ежемесячной выплаты и осуществляется со дня обращения за данной выплатой.
Выслушав объяснения административного истца, его представителя, представителя административных ответчиков, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В судебном заседании установлено, что ФИО1 проходил военную службу по контракту в войсковой части № и приказом командира данной воинской части от 22 декабря 2016 г. № 33 уволен в отставку на основании подп. «в» ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», что подтверждается выпиской из соответствующего приказа.
Из решения жилищной комиссии войсковой части №, оформленного протоколом от 29 мая 2015 г. № 9-15, следует, что в период прохождения военной службы ФИО1 был признан нуждающимся в получении жилых помещений.
Приказом командира войсковой части № от 23 января 2017 г. № 12, с учетом внесенных в него изменений приказом от 6 февраля 2017 г. № 26, ФИО1 исключен из списков личного состава войсковой части № с 24 января 2017 г. с оставлением в списках очередников до обеспечения жильем, что подтверждается выпиской из приказа командира войсковой части № от 6 февраля 2017 г. № 26.
Как следует из рапортов ФИО1, поступивших в войсковую часть № 19 октября 2020 г., административный истец обратился к командиру войсковой части № с просьбой выплатить ему компенсацию за наем жилого помещения за период с 1 февраля 2017 г. по 31 декабря 2019 г., предоставив договоры найма жилого помещения, из содержания которых следует, что в период с 1 февраля по 31 декабря 2017 г., с 1 января по 31 декабря 2018 г., а также с 1 января по 31 декабря 2019 г. ФИО5 являлся нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.
Из содержания ответов заместителя командира войсковой части № по тылу <данные изъяты> ФИО4 от 27 октября 2020 г. следует, что административному истцу отказано в выплате компенсации за наем жилого помещения за период 2017, 2018 и 2019 годов в связи с тем, что основанием для выплаты является волеизъявление лица, а до 2020 года ФИО1 не обращался с соответствующими заявлениями, в связи с чем ему не положена данная компенсация за период, предшествующий его обращению.
Оценивая действия административных ответчиков, суд приходит к выводу о том, что они являются законными, а при их оценке суд руководствуется следующими нормативными правовыми актами.
В соответствии с п. 14 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» гражданам, уволенным с военной службы и состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающим с ними членам их семей выплачивается ежемесячная денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений за счет средств федерального бюджета в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
Согласно пп. 2 и 3 Положения о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. № 909, решение о выплате денежной компенсации гражданам, уволенным с военной службы в войсках национальной гвардии Российской Федерации и состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и членам их семей, принимается органом управления, оперативно-территориальным объединением, соединением, воинской частью и организацией войск национальной гвардии Российской Федерации, в которых указанные граждане состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, при этом выплата данной компенсации осуществляется ежемесячно на основании договора найма (поднайма) жилья, заключенного в письменной форме, в размере, предусмотренном договором, но не более установленных размеров.
Из совокупности приведенных нормативных правовых актов следует, что для граждан, уволенных с военной службы и необеспеченных жилым помещением в установленном законом порядке, предусмотрена социальная гарантия в виде компенсации расходов, понесенных ими за наем жилых помещений. При этом данная выплата осуществляется ежемесячно на основании предоставленного в орган военного управления договора найма жилого помещения.
Таким образом, выплата компенсации за наем жилого помещения носит заявительный характер, а основанием для начала производства данной выплаты является волеизъявление лица, выраженное в форме заявления (рапорта) с приложением к нему соответствующего договора.
С учетом указанных обстоятельств суд приходит к выводу о том, что выплата указанной компенсации за периоды, предшествовавшие обращению военнослужащего с соответствующим заявлением, действующим законодательством не предусмотрена.
На основании изложенного суд считает несостоятельными доводы ФИО1 и его представителя ФИО2 о том, что нормы действующего законодательства не предусматривают волеизъявление граждан на получение компенсации за наем жилого помещения, а также доводы о том, что должностные лица воинской части должны самостоятельно контролировать вопросы выплаты компенсации за наем жилого помещения в отношении военнослужащих, уволенных с военной службы с оставлением в списках нуждающихся в получении жилых помещений.
Как установлено в судебном заседании, в период с 1 февраля 2017 г. по 31 декабря 2019 г. ФИО1 не обращался с заявлением о выплате ему компенсации за наем жилого помещения ни к командиру войсковой части №, ни в Центр финансового обеспечения Министерства внутренних дел по Республике Дагестан, уполномоченный до 7 декабря 2019 г. принимать решения по выплате компенсации за наем жилого помещения военнослужащим, уволенным с военной службы из войск национальной гвардии Российской Федерации.
Указанные обстоятельства подтверждаются пояснениями самого административного истца, данными в судебном заседании, справкой помощника начальника квартирно-эксплуатационной службы по жилищному обеспечению войсковой части №<данные изъяты> ФИО6 от 4 февраля 2021 г. № 481, показаниями ФИО6, данными им в судебном заседании, а также справкой начальника Центра финансового обеспечения Министерства внутренних дел по Республике Дагестан от 10 июля 2020 г. № 7/1091.
Каких-либо объективных причин, препятствовавших административному истцу обратиться с заявлениями к командиру войсковой части № или в Центр финансового обеспечения Министерства внутренних дел по Республике Дагестан в указанный период времени, при рассмотрении дела судом не установлено, а доказательств наличия таких причин административным истцом и его представителем суду не представлено.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что действия административных ответчиков, связанные с отказом в выплате ФИО1 компенсации за наем жилого помещения за период с 1 февраля 2017 г. по 31 декабря 2019 г., являются законными и обоснованными, а требования ФИО1 и его представителя ФИО2 не подлежат удовлетворению.
Поскольку административное исковое заявление не подлежит удовлетворению, то в соответствии с ч. 1 ст. 103 и ч. 1 ст. 111 КАС РФ судебные расходы по делу следует отнести на счет административного истца, в связи с чем требования ФИО1 и его представителя ФИО2 о взыскании с войсковой части № судебных расходов в размере 300 руб., связанных с уплатой государственной пошлины при обращении в суд, также не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 175-180 и 227 КАС Российской Федерации, военный суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления представителя административного истца ФИО2, поданного в интересах бывшего военнослужащего войсковой части №<данные изъяты> ФИО1, отказать.
Судебные расходы по делу отнести на счет административного истца.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Южного окружного военного суда через Махачкалинский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий К.С. Потелов