Дело № 2а-31/2022
УИД 76RS0001-01-2021-000953-23
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
03 февраля 2022 года г. Любим Любимский районный суд Ярославской области в составе
председательствующего судьи Рябкова А.В.
при секретаре судебного заседания Баевой Н.А.
с участием прокурора Носковой А.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению прокурора Любимского района Ярославской области к Администрации Воскресенского сельского поселения Ярославской области о признании недействующими пп. 3, 4, 5, 9, 10, 13, 16, 24 п. 3.3 Раздела 3 Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Предоставление земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, в аренду без торгов», утвержденного постановлением администрации Воскресенского сельского поселения 29 марта 2016 года N 62 ( в редакции постановления от 05.07.2017 № 114), в связи с несоответствием их требованиям статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации
у с т а н о в и л:
прокурор Любимского района Ярославской области обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации Воскресенского сельского поселения Ярославской области о признании недействующими пп. 3, 4, 5, 9, 10, 13, 16, 24 п. 3.3 Раздела 3 Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Предоставление земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, в аренду без торгов», утвержденного постановлением администрации Воскресенского сельского поселения 29 марта 2016 года N 62 ( в редакции постановления от 05.07.2017 № 114), в связи с несоответствием их требованиям статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации
В обоснование исковых требований указал, что при осуществлении правового мониторинга нормативной правой Воскресенского сельского поселения Любимского муниципального района изучен Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Предоставление земельного участка в аренду без торгов», утвержденный постановлением Администрации Воскресенского сельского поселения 29.03.2016 № 62 (в редакции постановления от 05.07.2017 №114).
Вопросы предоставления земельных участков в аренду без торгов урегулированы Земельным кодексом Российской Федерации.
Статьей 39.16 ЗК РФ предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для принятия решения об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Проверкой установлено, что исчерпывающий перечень оснований отказа в предоставлении муниципальной услуги предусмотренный пункт Административного регламента, не в полной мере соответствует требованиям действующей редакции ЗК РФ.
Согласно подпункту 3 статьи 39.16 ЗКРФ основания отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, без проведения торгов является основание - если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок образован в результате раздела земельного участка, предоставленного садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу, за исключением случаев обращения с таким заявлением члена этого товарищества (если такой земельный участок является садовым или огородным) либо собственников земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд (если земельный участок является земельным участком общего назначения).
Действующая редакция подпункта 3 пункта 3.3 раздела 3 Административного регламента указанным требованиям не соответствует.
Согласно подпункту 4 статьи 39.16 ЗК РФ для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, без проведения торгов является основание - если на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев, если на земельном участке расположены сооружения (в том числе сооружения, строительство которых не завершено), размещение которых допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекты, размещенные в соответствии со статьей 39.36 настоящего Кодекса, либо с заявлением о предоставлении земельного участка обратился собственник этих здания, сооружения, помещений в них, этого объекта незавершенного строительства, а также случаев, если подано заявление о предоставлении земельного участка и в отношении расположенных на нем здания, сооружения, объекта незавершенного строительства принято решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями и в сроки, установленные указанными решениями, не выполнены обязанности, предусмотренные частью 11 статьи 55.32 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Действующая редакция подпункта 4 пункта 3.3 раздела 3 Административного регламента указанным требованиям не соответствует.
Согласно подпункту 5 статьи 39.16 ЗК РФ для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, без проведения торгов является основание - если на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев, если на земельном участке расположены сооружения (в том числе сооружения, строительство которых не завершено), размещение которых допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекты, размещенные в соответствии со статьей 39.36 настоящего Кодекса, либо с заявлением о предоставлении земельного участка обратился правообладатель этих здания, сооружения, помещений в них, этого объекта незавершенного строительства.
Действующая редакция подпункта 5 пункта 3.3 раздела 3 Административного регламента указанным требованиям не соответствует.
Согласно подпункту 9 статьи 39.16 ЗК РФ для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, без проведения торгов является основание - если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой с другим лицом заключен договор о комплексном развитии территории, или земельный участок образован из земельного участка, в отношении которого с другим лицом заключен договор о комплексном развитии территории, за исключением случаев, если такой земельный участок предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении такого земельного участка обратилось лицо, уполномоченное на строительство указанных объектов.
Действующая редакция подпункта 9 пункта 3.3 раздела 3 Административного регламента указанным требованиям не соответствует.
Согласно подпункту 10 статьи 39.16 ЗК РФ для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, без проведения торгов является основание - если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок образован из земельного участка, в отношении которого заключен договор о комплексном развитии территории, и в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка обратилось лицо, с которым заключен договор о комплексном развитии территории, предусматривающий обязательство данного лица по строительству указанных объектов.
Действующая редакция подпункта 10 пункта 3.3 раздела 3 Административного регламента указанным требованиям не соответствует.
Согласно подпункту 13 статьи 39.16 ЗК РФ для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, без проведения торгов является основание - если в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, опубликовано и размещено в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 39.18 настоящего Кодекса извещение о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.
Действующая редакция подпункта 13 пункта 3.3. раздела 3 Административного регламента указанным требованиям не соответствует.
Согласно подпункта 16 статьи 39.16 ЗК РФ для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, без проведения торгов является основание - если площадь земельного участка, указанного в заявлении о предоставлении земельного участка садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу, превышает предельный размер, установленный пунктом 6 статьи 39.10 настоящего Кодекса.
Действующая редакция подпункта 16 пункта 3.3. раздела 3 Административного регламента указанным требованиям не соответствует.
Согласно подпункту 24 статьи 39.16 ЗК РФ для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, без проведения торгов является основание - если границы земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
Действующая редакция подпункта 24 пункта 3.3 раздела 3 Административного регламента указанным требованиям не соответствует.
В адрес Администрации Воскресенского сельского поселения прокуратурой района направлялись нормотворческие информации, в том числе 20.01.2021 о необходимости внесения изменений в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2020 № 479-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в Федеральный закон №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
Однако изменения до настоящего времени в Административный регламент не внесены, проекты о внесении изменений на сайте муниципального образования не размещены, в прокуратуру района не направлялись.
Указанный муниципальный нормативный правовой акт является действующим, подлежит применению в отношении неопределенного круга лиц, желающих получить земельный участок на территории поселения без проведения торгов.
Административный регламент размещен на сайте муниципального образования http ://voskr-poselenie.ru в разделе «Муниципальные услуги и функции» - «Административные регламенты».
Нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в рамках исполнения полномочий, предусмотренных Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
Применение на практике оспариваемых положений указанного муниципального нормативного правового акта влечет нарушение прав граждан на получение земельных участков в аренду в порядке и на условиях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, Федеральному закону от - 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Кроме того, в соответствии со статьей 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта, в том числе принятого референдумом субъекта Российской Федерации или местным референдумом, не действующим полностью или в части в суд может обратиться прокурор в пределах своей компетенции.
В соответствии с частью 3 статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
Право на обращение прокурора в суд возникает не в силу наличия у него права на иск в материальном смысле, а в силу обязанности защиты государственных и общественных интересов.
Прокурор просит признать недействующими пп. 3, 4, 5, 9, 10, 13, 16, 24 п. 3.3 Раздела 3 Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Предоставление земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, в аренду без торгов», утвержденного постановлением администрации Воскресенского сельского поселения 29 марта 2016 года N 62 ( в редакции постановления от 05.07.2017 № 114), в связи с несоответствием их требованиям соответственно пунктов 3, 4, 5, 9, 10, 13, 16, 24 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании прокурор исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель административного ответчик в судебное заседание не явился, предоставлено письменное заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя и о признании административных исковых требований в полном объеме.
С учетом позиции прокурора судом определено о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика.
Прокурор в заседании полагала необходимым принять признание административного иска административным ответчиком и удовлетворить административный иск в полном объеме.
Суд, заслушав прокурора, полагавшую возможным принять признание административного иска ответчиком, пришел к следующему выводу.
Согласно ст. 46 КАС РФ административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично.
При этом суд согласно ч. 7 ст. 46 КАС РФ рассматривает административное дело по существу только в случаях, предусмотренных частями 5 и 6 статьи 46 КАС РФ.
В силу ст. 65 КАС РФ обстоятельства, которые признаны стороной и на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, принимаются судом в качестве фактов, не требующих дальнейшего доказывания. Признание стороной обстоятельств может быть изложено в устной или письменной форме. Факт признания стороной обстоятельств, а также содержание сделанного в устной форме признания стороной обстоятельств заносится в протокол судебного заседания и удостоверяется подписями сторон или подписью стороны. Изложенное в письменной форме признание стороной обстоятельств приобщается к материалам административного дела. Если обстоятельства, признанные и удостоверенные сторонами или стороной в порядке, установленном настоящей статьей, приняты судом, они не подлежат проверке в ходе производства по административному делу.
Статьей 157 КАС РФ предусмотрено, что заявление о признании административного иска административным ответчиком, его представителем заносятся в протокол судебного заседания и подписываются административным истцом, административным ответчиком или обеими сторонами, их представителями. Изложенные в письменной форме заявление о признании административного иска приобщаются к административному делу, о чем указывается в протоколе судебного заседания. При допустимости признания административного иска суд разъясняет последствия признания административного иска.
Административный ответчик административные исковые требования, поддержанные прокурором, признал полностью, признание административного иска выражено добровольно, осознанно, изложено в предоставленном суду письменном заявлении, оно не противоречит закону и не нарушает охраняемые законом интересы других лиц. Оснований к отказу в принятии признания иска административным ответчиком (ч. 4 ст. 157) не имеется, т.е. не имеется оснований продолжения рассмотрения дела по существу.
В связи с изложенным суд принимает признание административного иска административным ответчиком и считает возможным удовлетворить административные исковые требования прокурора.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд
р е ш и л:
административное исковое заявление прокурора Любимского района Ярославской области удовлетворить.
Признать недействующими подпункты 3, 4, 5, 9, 10, 13, 16, 24 п. 3.3 Раздела 3 Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Предоставление земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, в аренду без торгов», утвержденного постановлением администрации Воскресенского сельского поселения 29 марта 2016 года N 62 ( в редакции постановления от 05.07.2017 № 114), в связи с несоответствием их требованиям соответственно пунктов 3, 4, 5, 9, 10, 13, 16, 24 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд сторонами в апелляционном порядке через Любимский районный суд Ярославской области в течение 1 месяца со дня принятия судом решения.
Судья Рябков А.В.