Дело № 2а-31/2022
УИД 02RS0008-01-2021-001517-04
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Усть-Кокса 17 января 2022 года
Усть-Коксинский районный суд Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи Шатиной С.Н.,
при секретаре Плащенко И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Усть-Коксинского района Республики Алтай к сельской администрации Верх-Уймонского сельского поселения Усть-Коксинского района Республики Алтай о признании незаконным бездействия в части неоказания муниципальных услуг в электронной форме, возложении обязанности организовать оказание услуг в электронной форме,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Усть-Коксинского района Республики Алтай обратился в суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц к сельской администрации Верх-Уймонского сельского поселения Усть-Коксинского района о признании незаконным бездействия в части неоказания муниципальных услуг в электронной форме, возложении обязанности в течение 2 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда организовать оказание услуг в электронной форме, мотивируя, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства об организации предоставления государственных и муниципальных услуг. В ходе проверки установлено, что сельской администрацией Верх-Уймонского сельского поселения оказываются муниципальные услуги, вместе с тем возможность получения муниципальных услуг в электронной форме с помощью портала государственных и муниципальных услуг Российской Федерации не обеспечена. По результатам проверки в адрес главы администрации 31.05.2021 г. внесено представление, которое признано обоснованным, однако меры, направленные на устранение выявленных прокуратурой района нарушений, до настоящего времени ответчиком не приняты, предоставление муниципальных услуг в электронной форме не обеспечено, в том числе не обеспечено оказание таких услуг, как выдача справки о составе семьи, присвоение (уточнение) адресов объектов недвижимого имущества на территории сельского поселения, предоставление муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам и налоговым агентам по вопросам применения муниципальных нормативных правовых актов о налогах и сборах, принятие решения о подготовке документации по планировке территории, предоставление разрешения на осуществление земляных работ. Возможность получения муниципальных услуг в электронном виде предусмотрена законодателем для минимизации непосредственных контактов заявителей и муниципальных служащих. Отсутствие возможности получения муниципальных услуг в электронном виде может повлечь за собой коррупционные проявления. Бездействие административного ответчика нарушает права неопределенного круга получателей муниципальных услуг, создает административные барьеры для реализации прав граждан и создает условия для нарушения прав субъектов предпринимательской деятельности, предусмотренных законодательством о предоставлении муниципальных услуг. Бездействие органа местного самоуправления, выразившееся в неосуществлении перевода услуг в электронный формат, обеспечивающий возможность заявителей в целях получения услуг предоставлять документы в электронном виде с использованием Единого портала, а также осуществлять мониторинг хода предоставления услуги, нарушает право граждан, субъектов предпринимательской деятельности на возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя.
Старший помощник прокурора Усть-Коксинского района Казанцева М.И. в судебном заседании поддержала заявленные требования в полном объеме.
Представитель административного ответчика сельской администрации Верх-Уймонского сельского поселения Усть-Коксинского района в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще.
На основании ч. 6 ст. 226 КАС РФ, суд рассмотрел дело в отсутствие представителя административного ответчика.
Выслушав старшего помощника прокурора, исследовав материалы административного дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований по следующим основаниям.
На основании ч. 1 ст. 39 КАС РФ, п. 4 ст. 27 Федерального закона от 17.01.1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» Президент Российской Федерации определяет основные направления государственной политики в области противодействия коррупции.
Согласно п. 8 Национальной стратегии противодействия коррупции, утвержденной Указом Президента РФ от 13.04.2010 г. № 460, национальная стратегия противодействия коррупции реализуется, в том числе, по следующему основному направлению, как внедрение в деятельность федеральных органов государственной власти, иных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления инновационных технологий, повышающих объективность и обеспечивающих прозрачность при принятии законодательных (нормативных правовых) актов Российской Федерации, муниципальных правовых актов и управленческих решений, а также обеспечивающих межведомственное электронное взаимодействие указанных органов и их взаимодействие с гражданами и организациями в рамках оказания государственных услуг.
В силу ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия (далее - органы местного самоуправления).
В п. 3 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ определено понятие заявителя, под которым подразумеваются физическое или юридическое лицо (за исключением государственных органов и их территориальных органов, органов государственных внебюджетных фондов и их территориальных органов, органов местного самоуправления) либо их уполномоченные представители, обратившиеся в орган, предоставляющий государственные услуги, или в орган, предоставляющий муниципальные услуги, либо в организации, указанные в частях 2 и 3 статьи 1 настоящего Федерального закона, либо к уполномоченным в соответствии с законодательством Российской Федерации экспертам, указанным в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, или в организации, указанные в пункте 5 настоящей статьи, с запросом о предоставлении государственной или муниципальной услуги, в том числе в порядке, установленном статьей 15.1 настоящего Федерального закона, выраженным в устной, письменной или электронной форме.
Согласно п. 6 ст. 4 Федерального закона от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ, одним из основных принципов предоставления государственных и муниципальных услуг является возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя, за исключением случая, если на основании федерального закона предоставление государственной или муниципальной услуги осуществляется исключительно в электронной форме.
Под предоставлением государственных и муниципальных услуг в электронной форме понимается предоставление государственных и муниципальных услуг с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, включая использование единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг, в том числе осуществление в рамках такого предоставления электронного взаимодействия между государственными органами, органами местного самоуправления, организациями и заявителями. В целях предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме могут использоваться другие средства информационно-телекоммуникационных технологий в случаях и порядке, которые определяются Правительством Российской Федерации (п. 6 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ).
Как установлено в п. 3 ст. 5 Федерального закона от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ, при получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на получение государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя, за исключением случая, если на основании федерального закона предоставление государственной или муниципальной услуги осуществляется исключительно в электронной форме.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны обеспечивать возможность получения заявителем государственной или муниципальной услуги в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя, за исключением случая, если на основании федерального закона предоставление государственной или муниципальной услуги осуществляется исключительно в электронной форме.
В ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ определено, что при предоставлении государственных и муниципальных услуг в электронной форме могут осуществляться:
1) предоставление в установленном порядке информации заявителям и обеспечение доступа заявителей к сведениям о государственных и муниципальных услугах;
2) подача запроса о предоставлении государственной или муниципальной услуги и иных документов, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги, в том числе документов и информации, электронные образы которых ранее были заверены в соответствии с пунктом 7.2 части 1 статьи 16 настоящего Федерального закона, и прием таких запроса о предоставлении государственной или муниципальной услуги и документов органом, предоставляющим государственную услугу, органом, предоставляющим муниципальную услугу, либо подведомственной государственному органу или органу местного самоуправления организацией, участвующей в предоставлении государственной или муниципальной услуги, с использованием информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры, в том числе единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг;
3) получение заявителем сведений о ходе выполнения запроса о предоставлении государственной или муниципальной услуги;
4) взаимодействие органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг;
5) получение заявителем результата предоставления государственной или муниципальной услуги, если иное не установлено федеральным законом;
6) иные действия, необходимые для предоставления государственной или муниципальной услуги.
Требования к предоставлению в электронной форме государственных и муниципальных услуг утверждены постановлением Правительства РФ от 26.03.2016 г. № 236, где в п. 2 указано, что при предоставлении услуг в электронной форме посредством федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее - единый портал), порталов государственных и муниципальных услуг субъектов Российской Федерации (далее - порталы услуг), а также официальных сайтов органов государственной власти и органов местного самоуправления (далее - официальные сайты) заявителю обеспечивается: а) получение информации о порядке и сроках предоставления услуги; б) запись на прием в орган (организацию), многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) для подачи запроса о предоставлении услуги (далее - запрос); в) формирование запроса; г) прием и регистрация органом (организацией) запроса и иных документов, необходимых для предоставления услуги; д) оплата государственной пошлины за предоставление услуг и уплата иных платежей, взимаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - оплата услуг); е) получение результата предоставления услуги; ж) получение сведений о ходе выполнения запроса; з) осуществление оценки качества предоставления услуги; и) досудебное (внесудебное) обжалование решений и действий (бездействия) органа (организации), должностного лица органа (организации) либо государственного или муниципального служащего.
Согласно ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ Единый портал государственных и муниципальных услуг является федеральной государственной информационной системой, обеспечивающей предоставление государственных и муниципальных услуг, а также услуг, указанных в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона, в электронной форме и доступ заявителей к сведениям о государственных и муниципальных услугах, а также об услугах, указанных в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона, предназначенным для распространения с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и размещенным в государственных и муниципальных информационных системах, обеспечивающих ведение соответственно реестров государственных и муниципальных услуг.
В судебном заседании установлено, что сельской администрацией Верх-Уймонского сельского поселения оказываются муниципальные услуги.
В ходе проверки, проведенной прокуратурой Усть-Коксинского района, установлено, что возможность получения муниципальных услуг в электронной форме с помощью портала государственных и муниципальных услуг Российской Федерации административным ответчиком не обеспечена.
31.05.2021 г. по результатам проверки прокуратурой района в адрес главы сельской администрации внесено представление.
Указанное представление административным ответчиком рассмотрено, согласно ответу главы сельской администрации Верх-Уймонского сельского поселения от 30.06.2021 г. сельской администрацией подана заявка на расширение полномочий для работы в АИС «Доверие» и ГИС ГМП.
Вместе с тем меры, направленные на устранение выявленных прокуратурой района нарушений, до настоящего времени административным ответчиком не предприняты, предоставление муниципальных услуг в электронной форме не обеспечено, в том числе не обеспечено оказание таких услуг, как выдача справки о составе семьи, присвоение (уточнение) адресов объектов недвижимого имущества на территории сельского поселения, предоставление муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам и налоговым агентам по вопросам применения муниципальных нормативных правовых актов о налогах и сборах, принятие решения о подготовке документации по планировке территории, предоставление разрешения на осуществление земляных работ, что подтверждается соответствующим актом от 20.12.2021 г.
Возможность получения муниципальных услуг в электронном виде предусмотрена законодателем для минимизации непосредственных контактов заявителей и муниципальных служащих. Отсутствие возможности получения муниципальных услуг в электронном виде может повлечь за собой коррупционные проявления.
Бездействие административного ответчика нарушает права неопределенного круга получателей муниципальных услуг, создает административные барьеры для реализации прав граждан и создает условия для нарушения прав субъектов предпринимательской деятельности, предусмотренных законодательством о предоставлении муниципальных услуг.
Бездействие органа местного самоуправления, выразившееся в неосуществлении перевода услуг в электронный формат, обеспечивающий возможность заявителей в целях получения услуг предоставлять документы в электронном виде с использованием Единого портала, а также осуществлять мониторинг хода предоставления услуги, нарушает право граждан, субъектов предпринимательской деятельности на возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что требования прокурора законны и обоснованы, потому подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ч. 2 ст. 178 КАС РФ, суд принимает во внимание объем и характер действий, которые необходимо совершить административному ответчику для исполнения решения суда, временные затраты на них, существо права неопределенного круга лиц, подлежащего защите, требования разумности сроков исполнения судебного решения.
С учетом времени, необходимого для исполнения решения, суд считает возможным установить срок, в течение которого ответчиком должно быть исполнено решение суда, – в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования прокурора Усть-Коксинского района Республики Алтай в интересах неопределенного круга лиц к сельской администрации Верх-Уймонского сельского поселения Усть-Коксинского района Республики Алтай о признании незаконным бездействия в части неоказания муниципальных услуг в электронной форме, возложении обязанности организовать оказание услуг в электронной форме удовлетворить в полном объеме.
Признать незаконным бездействие сельской администрации Верх-Уймонского сельского поселения Усть-Коксинского района Республики Алтай в части неоказания муниципальных услуг в электронной форме.
Возложить на сельскую администрацию Верх-Уймонского сельского поселения Усть-Коксинского района Республики Алтай обязанность в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать оказание муниципальных услуг в электронной форме.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Алтай путем подачи апелляционной жалобы через Усть-Коксинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья С.Н. Шатина
Мотивированное решение изготовлено 19 января 2022 года.