ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3203/2023 от 02.11.2023 Пермского районного суда (Пермский край)

Копия

Дело № 2а-3203/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

02 ноября 2023 года город Пермь

Пермский районный суд Пермского края в составе

председательствующего судьи Макаровой Н.В.,

при секретаре Поварницыной Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску индивидуального предпринимателя Соловьевой Т.А. к административным ответчикам начальнику отделения – старшему судебному приставу Отделения судебных приставов по Пермскому району Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю Пузачевой А.С., заместителю начальника – старшего судебного пристава Отделения судебных приставов по Пермскому району Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю Быковой Т.А., судебному приставу – исполнителю Отделения судебных приставов по Пермскому району Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю Хардиной А.В., судебному приставу – исполнителю Отделения судебных приставов по Пермскому району Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю Кольцовой К.С., заместителю руководителя Главного управления Федеральной службы судебных приставов России по Пермскому краю Кылосовой Е.Н., Главному управлению Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю о признании незаконным бездействия начальника отделения – старшего судебного пристава и судебного пристава – исполнителя, возложении обязанности по устранению допущенных нарушений,

УСТАНОВИЛ:

Индивидуальный предприниматель Соловьева Т.А. обратилась к административным ответчикам начальнику отделения – старшему судебному приставу Отделения судебных приставов по Пермскому району Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю Пузачевой А.С., судебному приставу – исполнителю Отделения судебных приставов по Пермскому району Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю Набиуллиной В.В., заместителю руководителя Главного управления Федеральной службы судебных приставов России по Пермскому краю Кылосовой Е.Н. о признании незаконным бездействия, возложении обязанности по устранению допущенных нарушений:

о признании незаконным бездействия судебного пристава – исполнителя Набиуллиной В.В., выразившегося в не предоставлении ответа по существу вопросов, поставленных в обращении от 15 июня 2023 года (регистрационный номер 2816449019);

о возложении на судебного пристава – исполнителя Набиуллину В.В. обязанности по рассмотрению обращения от 15 июня 2023 года и предоставлению ответа по существу поставленных вопросов о ходе исполнительного производства; обязанности по проведению коррекции сведений о взыскателе в системе ПК АИС для корректной работы портала ЕГПУ;

о признании незаконным бездействия начальника отделения – старшего судебного пристава Пузачевой А.С., выразившегося в неосуществлении своевременного и надлежащего контроля за исполнением должностных обязанностей судебным приставом – исполнителем;

о признании незаконным бездействия начальника отделения – старшего судебного пристава Пузачевой А.С., выразившегося в не рассмотрении жалобы взыскателя (регистрационный номер 2884906859), и возложении обязанности по рассмотрению данной жалобы по существу посредством вынесения постановления.

Определением Пермского районного суда Пермского края от 16 августа 2023 года к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено Главное управление Федеральной службы судебных приставов России по Пермскому краю.

Определением Пермского районного суда Пермского края от 07 сентября 2023 года к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены судебный пристав – исполнитель Отделения судебных приставов по Пермскому району Главного управления Федеральной службы судебных приставов России по Пермскому краю Хардина А.В. и заместитель начальника отделения – старшего судебного пристава Отделения судебных приставов по Пермскому району Главного управления Федеральной службы судебных приставов России по Пермскому краю Быкова Т.А. (л.д.21).

Определением Пермского районного суда Пермского края от 02 октября 2023 года к участию в деле в качестве административного ответчика привлечен судебный пристав – исполнитель Отделения судебных приставов по Пермскому району Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю Кольцова К.С. (л.д.125).

В обоснование административного иска индивидуальный предприниматель Соловьева Т.А. указала, что в Отделении судебных приставов по Пермскому району ГУФССП по России по Пермскому краю было возбуждено исполнительное производство № 32767/22/59034-ИП в отношении должника Фроловой И.В. о взыскании денежной суммы. Она как взыскатель обратилась с заявлением о предоставлении информации о ходе исполнительного производства через портал «Государственные услуги» 15 июня 2023 года. В ответ на данное обращение она получила уведомление судебного пристава – исполнителя Набиуллиной В.В. от 23 июня 2023 года, которым ей отказано в предоставлении информации о ходе исполнительного производства. В связи с не предоставлением информации через портал «Государственные услуги» ею подана жалоба на бездействие судебного пристава – исполнителя. В ответ на данное обращение начальник отделения Пузачева А.С. сообщила, что ответ об отказе в предоставлении информации сформировался автоматически, поскольку система идентифицирует заявителя как сторону исполнительного производства, а обращение было подано физическим лицом. Не получив информацию о ходе исполнительного производства, 10 июля 2023 года она подала жалобу на бездействие начальника отделения судебных приставов по Пермскому району в Главное управление ФССП по Пермскому краю (регистрационный номер 2884906859). В жалобе она просила о признании незаконным бездействия начальника отделения, выразившегося в отсутствии контроля за исполнением судебным приставом – исполнителем обязанностей и не предоставлении информации о ходе исполнительного производства. В ответ на данное обращение она получила постановление заместителя руководителя Главного управления ФССП России по Пермскому краю от 18 июля 2023 года, которым в рассмотрении жалобы по существу отказано; сообщено, что поданная жалоба направлена для рассмотрения по существу в Отделение судебных приставов по Пермскому району. Она не получила ответ на жалобу (регистрационный номер 2884906859) в форме постановления, не имеет доступа для получения сведений о ходе исполнительного производства на портале ЕГПУ через аккаунт физического лица, ни через аккаунт индивидуального предпринимателя. Таким образом, некорректное внесение данных взыскателя, допущенное должностными лицами службы судебных приставов, лишает её права знакомиться с информацией о ходе исполнительного производства. Соответственно, судебный пристав – исполнитель, старший судебный пристав допустили бездействие при исполнении возложенных на них обязанностей, выразившиеся в не принятии мер по обеспечению реализации права взыскателя на получение информации, в не осуществлении контроля за исполнением указаний. Бездействие должностных лиц службы судебных приставов нарушает права взыскателя.

Административный истец индивидуальный предприниматель Соловьева Т.А. в судебное заседание не явилась, извещена о времени и месте судебного разбирательства, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Административные ответчики заместитель руководителя Главного управления Федеральной службы судебных приставов России по Пермскому краю Кылосова Е.Н., начальник отделения – старший судебный пристав Отделения судебных приставов по Пермскому району Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю Пузачева А.С., заместитель начальника отделения – старшего судебного пристава Отделения судебных приставов по Пермскому району Главного управления Федеральной службы судебных приставов России по Пермскому краю Быкова Т.А., судебный пристав – исполнитель Отделения судебных приставов по Пермскому району Главного управления Федеральной службы судебных приставов России по Пермскому краю Хардина А.В., судебный пристав – исполнитель Отделения судебных приставов по Пермскому району Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю Кольцова К.С. в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте судебного разбирательства.

Административный ответчик Главное управление Федеральной службы судебных приставов России по Пермскому краю не направило представителя в судебное заседание, извещено о времени и месте судебного разбирательства.

Административный ответчик судебный пристав – исполнитель Отделения судебных приставов по Пермскому району Главного управления ФССП России по Пермскому краю Набиуллина В.В. прекратила служебные отношения с Федеральной службой судебных приставов, что следует из сообщения Отделения судебных приставов по Пермскому району ГУФФП по Пермскому краю (л.д.20).

Заинтересованное лицо Фролова И.В. в судебное заседание не явилась, извещена о времени и месте судебного разбирательства (извещалась по последнему известному месту жительства).

Изучив материалы административного дела, материалы исполнительного производства, суд установил следующие обстоятельства.

В силу статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие – либо обязанности.

Постановления старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава – исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса (статья 360 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

На основании части 1 статьи 121 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.

Согласно статье 2 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

Из статьи 10 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» следует:

старший судебный пристав возглавляет подразделение судебных приставов территориального органа принудительного исполнения (часть 1);

старший судебный пристав:

организует работу подразделения судебных приставов;

обеспечивает принятие мер по своевременному и полному исполнению судебными приставами-исполнителями судебных актов, актов других органов и должностных лиц, утверждает постановления судебных приставов-исполнителей в случаях, предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве»;

организует розыск должника, его имущества или розыск ребенка, розыск на основании судебного акта по гражданскому делу гражданина - ответчика и (или) ребенка, межгосударственный розыск лиц, осуществляемый в соответствии с международными договорами Российской Федерации;

издает указания и распоряжения по вопросам организации деятельности подразделения судебных приставов;

имеет право отменить или изменить не соответствующее требованиям законодательства Российской Федерации решение должностного лица подразделения судебных приставов;

является распорядителем денежных средств, находящихся на депозитном счете службы судебных приставов, открытом подразделению территориального органа принудительного исполнения;

осуществляет в пределах своей компетенции контроль в установленной сфере деятельности;

при осуществлении контроля за принудительным исполнением судебных актов, актов других органов и должностных лиц совершает отдельные исполнительные действия;

осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом, Федеральным законом «Об исполнительном производстве», Федеральным законом «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.

В силу статьи 12 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав – исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов: получает необходимую информацию, объяснения и справки; входит в помещения и хранилища, занимаемые должниками или принадлежащие им, производит осмотры указанных помещений и хранилищ; арестовывает, изымает, передает на хранение и реализует арестованное имущество; налагает арест на денежные средства и иные ценности должника, находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях; вызывает граждан и должностных лиц по исполнительным документам, находящимся в производстве.

В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» судебный пристав обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.

Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» решения по вопросам исполнительного производства, принимаемые судебным приставом-исполнителем, главным судебным приставом Российской Федерации, главным судебным приставом субъекта (главным судебным приставом субъектов) Российской Федерации, старшим судебным приставом и их заместителями (далее также - должностное лицо службы судебных приставов) со дня направления (предъявления) исполнительного документа к исполнению, оформляются постановлениями должностного лица службы судебных приставов.

В силу части 1 статьи 36 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом – исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, за исключением требований, предусмотренных частями 2 – 6.1 настоящей статьи.

В пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» разъяснено, что неисполнение требований исполнительного документа в срок, предусмотренный названным Законом, само по себе не может служить основанием для вывода о допущенном судебным приставом – исполнителем незаконном бездействии. Бездействие судебного пристава – исполнителя может быть признано незаконным, если он имел возможность совершить необходимые исполнительные действия и применить необходимые меры принудительного исполнения, направленные на полное, правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа в установленный законом срок, однако не сделал этого, чем нарушил права и законные интересы стороны исполнительного производства. Например, незаконным может быть признано бездействие судебного пристава-исполнителя, установившего отсутствие у должника каких – либо денежных средств, но не совершившего всех необходимых исполнительных действий по выявлению другого имущества должника, на которое могло быть обращено взыскание, в целях исполнения исполнительного документа (в частности, не направил запросы в налоговые органы, в органы, осуществляющие государственную регистрацию имущества и (или) прав на него, и т.д.). Бремя доказывания наличия уважительных причин неисполнения исполнительного документа в установленный законом срок возлагается на судебного пристава – исполнителя.

Исходя из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными принимается, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Таким образом, в силу положений закона для признания решения, действия (бездействия) должностного лица, в том числе судебного пристава-исполнителя, старшего судебного пристава, незаконным необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя.

В силу статьи 10 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» старший судебный пристав обязан контролировать деятельность названного судебного пристава-исполнителя и принимать своевременно меры, направленные на устранение допускаемых этим судебным приставом-исполнителем нарушений закона, а также прав и свобод участников исполнительного производства.

Таким образом, для установления ненадлежащего исполнения старшим судебным приставом своих должностных обязанностей, в том числе ненадлежащей организации с его стороны работы судебного пристава – исполнителя по исполнительному производству или об отсутствии контроля с его стороны за деятельностью судебного пристава – исполнителя, необходимо установить, что судебным приставом – исполнителем были допущены какие – либо нарушения закона и нарушения прав и законных интересов административного истца, которые связаны или обусловлены каким-либо бездействием старшего судебного пристава.

Оспаривая бездействие должностных лиц службы судебных приставов, административный истец указывает на то, что он как взыскатель не получил информацию о ходе исполнительного производства посредством федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», в том числе в течение срока, установленного статьёй 126 Федерального закона «Об исполнительном производстве».

Согласно статье 8 Федеральный закон от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

В силу части 1 статьи 12 Федеральный закон от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

В соответствии с частью 1 статьи 50 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» стороны исполнительного производства вправе знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии, представлять дополнительные материалы, заявлять ходатайства, участвовать в совершении исполнительных действий, давать устные и письменные объяснения в процессе совершения исполнительных действий, приводить свои доводы по всем вопросам, возникающим в ходе исполнительного производства, возражать против ходатайств и доводов других лиц, участвующих в исполнительном производстве, заявлять отводы, обжаловать постановления судебного пристава-исполнителя, его действия (бездействие), а также имеют иные права, предусмотренные законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве.

На основании статьи 50.1 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» информационное взаимодействие сторон исполнительного производства с Федеральной службой судебных приставов и ее территориальными органами в электронном виде, а именно информирование лица, являющегося стороной исполнительного производства, о ходе принудительного исполнения исполнительного документа, в том числе о совершаемых исполнительных действиях и принимаемых мерах принудительного исполнения, направление лицу, являющемуся стороной исполнительного производства, постановлений, иных документов Федеральной службы судебных приставов, судебного пристава-исполнителя и иных должностных лиц службы судебных приставов, подача заявлений, ходатайств, объяснений, отводов и жалоб должностному лицу службы судебных приставов, а также получение результатов их рассмотрения (далее - информационное взаимодействие), может осуществляться посредством Единого портала государственных и муниципальных услуг в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Информационное взаимодействие может осуществляться с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия лицами, участвующими в исполнительном производстве, информационные системы которых подключены к единой системе межведомственного электронного взаимодействия в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 1). Вид электронной подписи и требования к форматам заявлений, ходатайств, объяснений, отводов и жалоб в форме электронного документа, а также результатов их рассмотрения в форме электронного документа определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, и федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности.

Из статьи 126 Федерального закона «Об исполнительном производстве» следует, что жалоба, поданная в порядке подчиненности, должна быть рассмотрена должностным лицом службы судебных приставов, правомочным рассматривать указанную жалобу, в течение десяти дней со дня ее поступления.

Требования для формы и содержания жалобы, поданной в порядке подчиненности, установлены статьёй 124 Федерального закона «Об исполнительном производстве».

В силу части 1 статьи 124 Федерального закона «Об исполнительном производстве», жалоба на постановление Федеральной службы судебных приставов, а также на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) подается на бумажном носителе или в форме электронного документа. Жалоба на бумажном носителе должна быть подписана лицом, обратившимся с ней, или его представителем. К жалобе, подписанной представителем, должны прилагаться доверенность или иной документ, удостоверяющий полномочия представителя. Полномочия представителей сторон исполнительного производства при подаче жалобы в форме электронного документа оформляются и подтверждаются в соответствии со статьей 54 настоящего Федерального закона

Согласно части 2 статьи 124 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в жалобе должны быть указаны: должность, фамилия, инициалы должностного лица службы судебных приставов, постановление, действия (бездействие), отказ в совершении действий которого обжалуются, или наименование, дата и номер обжалуемого постановления Федеральной службы судебных приставов; фамилия, имя, отчество гражданина или наименование организации, подавших жалобу, место жительства или место пребывания гражданина либо местонахождение организации; основания, по которым обжалуется постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие), отказ в совершении действий; требования лица, подавшего жалобу.

Из Письма Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации от 25 мая 2018 года № 00153/18/65008-ИС «О направлении методических рекомендаций» и пунктов 2.1.1 и 2.1.2 Методических рекомендаций об организации работы по рассмотрению жалоб на постановления, действия (бездействие) должностных лиц федеральной службы судебных приставов, поданных в порядке подчиненности, следует, что жалобой, поданной в порядке подчиненности, является жалоба в форме электронного документа, поданная взыскателем, должником или их представителем посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия или федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)»; жалоба в письменной форме, содержащая требование по обжалованию постановления должностного лица службы судебных приставов, указанного в частях 1 – 3 статьи 123 Закона № 229-ФЗ, действия (бездействия), связанного с исполнением исполнительного документа.

Под исполнением исполнительного документа понимаются действия должностных лиц службы судебных приставов, на которых в соответствии с требованиями Федерального закона от 21 июля 1997 года № 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации», Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», а также должностными регламентами возложено непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению требований исполнительного документа.

В соответствии со статьёй 64.1 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» заявления, ходатайства лиц, участвующих в исполнительном производстве, могут быть поданы на любой стадии исполнительного производства (часть 1). Заявления, ходатайства рассматриваются должностными лицами службы судебных приставов в соответствии с их полномочиями, предусмотренными настоящим Федеральным законом (часть 2). В случаях, если должностное лицо службы судебных приставов, получившее заявление, ходатайство, не правомочно их рассматривать, указанное должностное лицо обязано в трехдневный срок направить заявление, ходатайство должностному лицу службы судебных приставов, правомочному их рассматривать, уведомив об этом в письменной форме лицо, подавшее заявление, ходатайство (часть 4). Если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должностное лицо службы судебных приставов рассматривает заявление, ходатайство в десятидневный срок со дня поступления к нему заявления, ходатайства и по результатам рассмотрения выносит постановление об удовлетворении полностью или частично либо об отказе в удовлетворении заявления, ходатайства или в случаях, указанных в части 5.1 настоящей статьи, направляет уведомление (часть 5). В случае поступления заявления, ходатайства, не содержащих просьб о совершении конкретных исполнительных действий, применении мер принудительного исполнения в рамках исполнительного производства, должностное лицо службы судебных приставов рассматривает их в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (часть 5.1). Копия постановления об удовлетворении полностью или частично либо об отказе в удовлетворении заявления, ходатайства не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляется заявителю, должнику, взыскателю, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ (часть 7).

В Отделении судебных приставов по Пермскому району Главного управления Федеральной службы судебных приставов России по Пермскому краю 21 марта 2022 года на основании исполнительного листа Пермского районного суда Пермского края по делу № 2-3621/2021 возбуждено исполнительное производство № 32767/22/59023-ИП о взыскании с Фроловой И.В. задолженности в размере 13 285 рублей 84 копеек в пользу взыскателя индивидуального предпринимателя Соловьевой Т.А., что подтверждается постановлением о возбуждении исполнительного производства, материалами исполнительного производства (л.д.28-125).

Для рассмотрения заявлений (жалоб) в электронном виде, поступающих в Федеральную службу судебных приставов, используется Автоматизированная информационная система (АИС).

Приказом Федеральной службы судебных приставов России от 17 февраля 2023 года № 81 утверждён Административный регламент Федеральной службы судебных приставов по предоставлению государственной услуги «Предоставление информации по находящимся на исполнении исполнительным производствам в отношении физического и юридического лица».

В силу пункта 1 указанного Административного регламента настоящий Административный регламент устанавливает порядок и стандарт предоставления государственной услуги «Предоставление информации по находящимся на исполнении исполнительным производствам в отношении физического и юридического лица».

Административным регламентом установлены следующие правила оказания государственной услуги:

услуга предоставляется физическим лицам, юридическим лицам (далее - заявители), указанным в таблице 1 приложения № 1 к настоящему Административному регламенту (пункт 2);

услуга должна быть предоставлена заявителю в соответствии с вариантом предоставления Услуги (далее - вариант) (пункт 3);

вариант определяется в соответствии с таблицей 2 приложения № 1 к настоящему Административному регламенту, исходя из общих признаков заявителя, а также из результата предоставления Услуги, за предоставлением которой обратился указанный заявитель.

при обращении заявителя за предоставлением информации о ходе исполнительного производства результатами предоставления Услуги являются:

а) уведомление о ходе исполнительного производства (электронный документ);

б) уведомление об отказе в предоставлении информации об исполнительном производстве (электронный документ);

в) уведомление об отсутствии исполнительного производства (электронный документ).

Формирование реестровой записи в качестве результата предоставления Услуги не предусмотрено. Документ, содержащий решение о предоставлении Услуги, настоящим Административным регламентом не предусмотрен (пункт 11);

орган власти отказывает заявителю в приеме документов при наличии следующих оснований:

а) личность заявителя не подтверждена;

б) сведения, содержащиеся в заявлении (запросе), недостоверны и (или) представлены не в полном объеме;

в) не представлен документ, подтверждающий полномочия представителя (пункт 19).

при обращении заявителя за предоставлением информации о ходе исполнительного производства Услуга предоставляется в соответствии со следующими вариантами:

Вариант 5: физическое лицо, заявитель самостоятельно;

Вариант 6: физическое лицо, лицо, действующее от имени заявителя на основании доверенности;

Вариант 7: юридическое лицо, заявитель самостоятельно;

Вариант 8: юридическое лицо, лицо, действующее от имени заявителя на основании доверенности (пункт 32);

результатом предоставления варианта 5 Услуги являются:

а) уведомление о ходе исполнительного производства (электронный документ);

б) уведомление об отказе в предоставлении информации об исполнительном производстве (электронный документ);

в) уведомление об отсутствии исполнительного производства (электронный документ) (пункт 112);

исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с законодательными или иными нормативными правовыми актами для предоставления Услуги, которые заявитель вправе представить по собственной инициативе, - документы, удостоверяющие личность заявителя (один из документов по выбору заявителя):

а) паспорт гражданина Российской Федерации;

б) иной документ, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации;

в) иной документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина (лица без гражданства) (пункт 118);

способами установления личности (идентификации) заявителя при взаимодействии с заявителями являются:

а) посредством Федеральной государственной информационной системы "Единая система межведомственного электронного взаимодействия" - усиленная квалифицированная электронная подпись должностного лица;

б) посредством Единого портала – усиленная квалифицированная электронная подпись, простая электронная подпись;

в) в МФЦ – документ, удостоверяющий личность (пункт 119);

орган власти отказывает заявителю в приеме документов при наличии следующего основания – личность заявителя не подтверждена (пункт 120);

способы получения результата предоставления Услуги:

а) посредством Федеральной государственной информационной системы "Единая система межведомственного электронного взаимодействия", предусмотренной постановлением Правительства Российской Федерации от 08.09.2010 № 697 «О единой системе межведомственного электронного взаимодействия» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, № 38, ст. 4823; 2022, № 29, ст. 5498), посредством Единого портала, в МФЦ - уведомление о ходе исполнительного производства;

б) посредством Федеральной государственной информационной системы «Единая система межведомственного электронного взаимодействия», предусмотренной постановлением Правительства Российской Федерации от 08.09.2010 № 697 «О единой системе межведомственного электронного взаимодействия» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, № 38, ст. 4823; 2022, № 29, ст. 5498), посредством Единого портала, в МФЦ – уведомление об отказе в предоставлении информации об исполнительном производстве;

в) посредством Федеральной государственной информационной системы "Единая система межведомственного электронного взаимодействия", предусмотренной постановлением Правительства Российской Федерации от 08.09.2010 N 697 "О единой системе межведомственного электронного взаимодействия" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 38, ст. 4823; 2022, N 29, ст. 5498), посредством Единого портала, в МФЦ – уведомление об отсутствии исполнительного производства (пункт 126).

Согласно Руководству пользователя. Рассмотрение обращений ГУ» Автоматизированной информационной системы уведомление заявителя происходит с учётом результатов поиска исполнительного производства в реестре исполнительных производств по реквизитам заявителя (пункт 4.1 раздела 4); если заявитель является физическим лицом и взыскателем, поиск исполнительного производства осуществляется по реквизитам «ФИО», «Дата рождения» (пункт 4.2 раздела 4); если заявитель является физическим лицом и взыскателем, то для поиска исполнительного производства сравниваются реквизиты «ФИО», «Дата рождения» взыскателя в карточке исполнительного производства (пункт 5.2 раздела 5) (л.д.141-201).

Посредством федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» Соловьева Т.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающая по адресу: <адрес>, направила 15 июня 2023 года заявление (регистрационный номер 2816449019) о предоставлении информации о ходе исполнительного производства № 32767/22/59023-ИП.

Данное обращение зарегистрировано в Автоматизированной информационной системе ФССП России (АИС) 16 июня 2023 года; в системе определён срок дачи ответа на обращение – не позднее 23 июня 2023 года, что подтверждается распечаткой регистрации обращения (л.д.202-203).

В ответ на данное обращение от 15 июня 2023 года (регистрационный номер 2816449019) уведомлением судебного пристава – исполнителя Отделения судебных приставов по Пермскому району ГУФССП России по Пермскому краю Набиуллиной В.В. от 23 июня 2023 года отказано в представлении Соловьевой Т.А. информации о ходе исполнительного производства (л.д.13).

В качестве причины отказа в представлении указано, что заявитель Соловьева Т.А. не является стороной исполнительного производства или её представителем.

Посредством федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» Соловьева Т.А., направила 27 июня 2023 года заявление (жалобу) (регистрационный номер 2842576150) по исполнительному производству № 32767/22/59023-ИП.

Данное обращение зарегистрировано в Автоматизированной информационной системе ФССП России (АИС) 27 июня 2023 года; в системе определён срок дачи ответа на обращение – не позднее 06 июля 2023 года, что подтверждается распечаткой регистрации обращения (л.д.204).

Согласно постановлению начальника отделения – старшего судебного пристава Отделения судебных приставов по Пермскому району ГУФССП России по Пермскому краю Пузачевой А.С. от 06 июля 2023 года отказано в удовлетворении жалобы Соловьевой Т.А. о бездействии судебного пристава – исполнителя (регистрационный номер 2842576160); действие судебного пристава – исполнителя Набиуллиной В.В. признано правомерным.

В обоснование выводов, содержащихся в данном постановлении, указано, что взыскателем по исполнительному производству в отношении должника Фроловой И.В. является индивидуальный предприниматель Соловьева Т.А., жалоба подана физическим лицом Соловьевой Т.А.; при данных обстоятельствах система не идентифицирует заявителя как взыскателя по исполнительному производству и автоматически формирует ответ об отказе в предоставлении информации (л.д.45, 205).

Данный ответ на жалобу направлен заявителю Соловьевой Т.А. 06 июля 2023 года через федеральную государственную информационную систему «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», что подтверждается соответствующей распечаткой (л.д.206, 208).

Посредством федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» Соловьева Т.А. направила 10 июля 2023 года в Главное управление Федеральной службы судебных приставов России по Пермскому краю жалобу в порядке подчинённости (регистрационный номер 2884906859) (л.д.8).

Согласно данному обращению Соловьева Т.А. выразила несогласие в связи с отказом в предоставлении информации о ходе исполнительного производства (уведомлением от 23 июня 2023 года), просила признать незаконным бездействие судебного пристава – исполнителя в не предоставлении информации, незаконным бездействие старшего судебного пристава, выразившегося в отсутствии контроля за исполнением обязанностей судебным приставом – исполнителем, возложении обязанности по представлению сведений о ходе исполнительного производства, внесении изменений в сведения о взыскателе в системе ПК АИС.

Из сообщения административного истца и распечаток следует, что обращение от 15 июня 2023 года (регистрационный номер 2816449019) и обращение от 10 июля 2023 года (регистрационный номер 2884906859) по исполнительному производству № 32767/22/59034-ИП поданы заявителем Соловьевой Т.А. посредством использования учётной записи физического лица (личного кабинета физического лица) в федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (л.д.135-139).

Оценивая установленные обстоятельства, суд находит, что формально взыскателем по исполнительному производству является индивидуальный предприниматель, в силу административного регламента индивидуальный предприниматель не поименован как определённый субъект правоотношений, имеющий возможность запрашивать сведения о ходе исполнительного производства.

Сопоставляя сведения о взыскателе, содержащемся в исполнительном листе, выданном для принудительного исполнения судебного постановления, и сведения о взыскателе, содержащиеся в постановлениях, вынесенных по исполнительному производству № 32767/22/59023-ИП, суд находит их соответствующими друг другу.

Таким образом, суд считает, что не идентификация Автоматизированной информационной системой ФССП России Соловьевой Т.А. как взыскателя при подаче обращение в электронном виде не обусловлено неправомерными действиями (бездействием) судебного пристава – исполнителя при внесении неправильных сведений о взыскателе; формирование Автоматизированной информационной системы ФССП России отказа в предоставлении информации о ходе исполнительного производства из – за несовпадения сведений, указанных в поданном заявлении, со сведениями о взыскателе, содержащимися в Банке данных исполнительных производств, не находится в причинно – следственной связи с действиями (бездействием) судебного пристава – исполнителя; в силу обязанностей, установленных законом, судебный пристав – исполнитель не обязан проводить настройку (техническое обслуживание) Автоматизированной информационной системы ФССП России.

В данном случае судебному приставу – исполнителю, получившему обращение по исполнительному производству, надлежало дать ответ о совершённых исполнительных действиях и мерах принудительного исполнения, что и было им выполнено в рамках уведомления от 23 июня 2023 года.

Суд находит, что несогласие административного истца с содержанием направленного ответа от 23 июня 2023 года не свидетельствует о допущенном судебном приставом – исполнителем бездействии, так как ответ на обращение от 15 июня 2023 года дан в срок, установленный законом.

Суд находит, что данное уведомление (действие судебного пристава – исполнителя), о котором административному истцу стало известно 23 июня 2023 года, фактически Соловьевой Т.А. в установленный десятидневный срок не оспорено, поскольку настоящий административный иск подан 11 августа 2023 года.

При таком положении суд находит, что не имеется правовых оснований признания уведомления от 23 июня 2023 года незаконным и для возложения на судебного пристава – исполнителя обязанности по внесению изменений (корректировке) сведений о взыскателе, содержащихся в Банке данных исполнительных производств.

Постановлением заместителя руководителя Главного управления ФССП России по Пермскому краю Кылосовой Е.Н. от 18 июля 2023 года отказано в рассмотрении жалобы Соловьевой Т.А. от 10 июля 2023 года по существу; данная жалоба направлена начальнику отделения – старшему судебному приставу Отделения судебных приставов по Пермскому району ГУФССП России по Пермскому краю Пузачевой А.С. для принятия решения (л.д.11).

Согласно сообщению Главного управления ФССП России по Пермскому краю, распечатке из системы указанное постановление направлено заявителю Соловьевой Т.А. 19 июля 2023 года через систему электронного документооборота.

Из распечатки из Автоматизированной информационной системе ФССП России (АИС), сообщения подразделения службы судебных приставов следует, что 19 июля 2023 года Главное управление ФССП России по Пермскому краю направило в Отделение судебных приставов по Пермскому району ГУФССП России по Пермскому краю жалобу Соловьевой Т.А. от 10 июля 2023 года для рассмотрения по существу через систему электронного документооборота; поступление данного обращения зарегистрировано 20 июля 2023 года; в системе АИС определён срок дачи ответа на обращение – не позднее 18 августа 2023 года; передавая обращение Соловьевой Т.А. для рассмотрения по существу Главное управление ФССП России по Пермскому краю определило направляемое обращение как иной входящий документ; в системе электронного документооборота невозможно изменить классификацию входящего документа.

Постановлением исполняющей обязанности начальника отделения – старшего судебного пристава Отделения судебных приставов по Пермскому району ГУФССП России по Пермскому краю Быковой Т.А. от 18 августа 2023 года отказано в удовлетворении жалобы Соловьевой Т.А. на действия (бездействие) судебного пристава – исполнителя Набиуллиной В.В., выразившегося в не предоставлении ответа по исполнительному производству № 32767/22/59023-ИП.

В обоснование вывода, содержащегося в данном постановлении, указано, что судебный пристав – исполнитель может предоставить доступ к электронным документам или отказать в предоставлении информации. Жалоба подана физическим лицом Соловьевой Т.А., взыскателем по исполнительному производству является индивидуальный предприниматель Соловьева Т.А.; поэтому система не идентифицирует заявителя как взыскателя по исполнительному производству и автоматически формирует ответ об отказе в предоставлении информации (л.д.45, 205).

Копия данного постановления направлена взыскателю Соловьевой Т.А. почтовой связью 05 сентября 2023 года, что следует из распечатки из Автоматизированной информационной системе ФССП России (АИС).

Суд находит, что в силу положений статей 64.1 и 124 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве по своему содержанию жалоба Соловьевой Т.А. от 10 июля 2023 года фактически не является обращением, подлежащим рассмотрению в течение десяти дней, поскольку заявитель Соловьева Т.А. фактически не оспаривала определённых исполнительных действий, совершённых судебным приставом – исполнителем, и (или) их не совершения, в том числе не оспаривает вынесенного постановления.

Соответственно, суд считает, что такое обращение могло быть рассмотрено в тридцатидневный срок, установленный Федеральным законом от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Из полученных доказательств следует, что на указанную жалобу в тридцатидневный срок заместитель начальника отделения – старшего судебного пристава Отделения судебных приставов по Пермскому району ГУФССП России по Пермскому краю подготовил ответ в форме постановления, который направлен заявителю (административному истцу) и получен им 12 сентября 2023 года.

Таким образом, учитывая, что обращение административного истца (жалоба от 10 июля 2023 года) фактически рассмотрено по существу, на данное обращение дан ответ, который получен заявителем (административным истцом).

Из справки от 06 сентября 2023 года, подготовленной судебным приставом – исполнителем Кольцовой К.С., и сопроводительного письма, реестра почтовых отправлений, распечатки об отправлениях из системы АИС следует, что информация о ходе исполнительного производства № 32767/22/59023-ИП (сообщение о совершённых исполнительных действиях и применённых мерах принудительного исполнения) направлена взыскателю Соловьевой Т.А. почтовой связью; заявителю сообщено о направлении в службу технической поддержки запроса об исправлении неполадок при информировании в электронном виде (л.д.31-32, 210-214).

Анализируя полученные доказательства, суд находит, что заявителю Соловьевой Т.А. фактически представлена запрошенная ею информация о ходе исполнительного производства № 32767/22/59023-ИП иным способом, то есть на бумажном носителе (в неэлектронной форме), фактическое направление ответов на обращения административного истца осуществлено после истечения установленного тридцатидневного срока.

В силу положений закона решение о признании действий (бездействия) незаконным должно быть направлено на восстановление прав административного истца, поскольку признавая действие (бездействие) незаконным, суд принимает решение об обязании административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению (пункт 1 части 2 статьи 227).

Административный истец Соловьева Т.А. не представила доказательства, свидетельствующих о наступлении для неё неблагоприятных последствий в связи с длительным предоставлением информации о ходе исполнительного производства, в том числе неполучением такой информации в электронном виде.

Следовательно, при установлении факта предоставления административному истцу запрошенной информации сам по себе факт несвоевременного направления административному истцу ответов на заявления (обращения) безусловно не свидетельствует о незаконном бездействии, допущенном должностными лицами службы судебных приставов, либо незаконности их действий в отсутствие способа восстановления нарушенного права, равно как и фактических данных о наступлении для лица, обратившегося в суд, таких неблагоприятных последствий, как нарушение прав, свобод и законных интересов или воспрепятствование к их реализации, незаконное возложение каких-либо обязанностей.

Суд считает, что старший судебный пристав не допускал в отношении административного истца каких – либо самостоятельных нарушений, выразившихся в отсутствии контроля деятельностью судебного пристава – исполнителя и за своевременным разрешением обращений, учитывая, что суд не установил незаконного бездействия (действия) судебного пристава – исполнителя, которые привели к нарушению прав и законных интересов административного истца; обращение административного истца, направленное из территориального органа службы судебных приставов, рассмотрено.

Таким образом, учитывая, что обращения административного истца фактически рассмотрены по существу (на данные обращения даны ответы), суд не находит правовых оснований для признания незаконными действий (бездействия) должностных лиц службы судебных приставов.

Соответственно, не имеется правовых оснований для удовлетворения требований административного истца и возложения на административных ответчиков обязанности по устранению допущенных нарушений посредством совершения определённых действий.

Руководствуясь статьями 175 – 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Административные исковые требования индивидуального предпринимателя Соловьевой Т.А. к административным ответчикам начальнику отделения – старшему судебному приставу Отделения судебных приставов по Пермскому району Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю Пузачевой А.С., заместителю начальника – старшего судебного пристава Отделения судебных приставов по Пермскому району Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю Быковой Т.А., судебному приставу – исполнителю Отделения судебных приставов по Пермскому району Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю Хардиной А.В., судебному приставу – исполнителю Отделения судебных приставов по Пермскому району Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю Кольцовой К.С., заместителю руководителя Главного управления Федеральной службы судебных приставов России по Пермскому краю Кылосовой Е.Н., Главному управлению Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю о признании незаконным бездействия начальника отделения – старшего судебного пристава и судебного пристава – исполнителя, возложении обязанности по устранению допущенных нарушений оставить без удовлетворения.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Пермский районный суд Пермского края в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Решение принято в окончательной форме 10 ноября 2023 года.

Судья (подпись)

Копия верна:

Судья Н.В. Макарова

Подлинник решения подшит в административном деле № 2а-3203/2023

Пермского районного суда Пермского края

УИД 59RS0008-01-2023-003271-42