УИД 38RS0003-01-2021-003546-72
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Братск 15 декабря 2021 года
Братский городской суд Иркутской области в составе:
председательствующего судьи Павловой Т.А.,
при секретаре судебного заседания Сюртуковой А.В.,
с участием административного истца – представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 23 по Иркутской области Дмитриевой Э.А., действующей на основании доверенности от 06.12.2021 № 08-13-04/003534,
административного ответчика Моцной Ж.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-3205/2021 по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 23 по Иркутской области к Моцной Жанне Николаевне о взыскании задолженности по обязательным платежам,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 23 по Иркутской области (далее по тексту МИФНС № 23 по Иркутской области) обратилась в суд с административным иском к административному ответчику Моцной Ж.Н. о взыскании задолженности по обязательным платежам в общем размере 17080,63 руб., в том числе: по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017, за период 2017 года в размере 4119,11 руб., по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с 01.01.2017, за период 2017 года в размере 12961,52 руб.
В обоснование предъявленного административного иска указано, что Моцная Ж.Н. состояла на налоговом учете в Инспекции ФНС России по Центральному округу г. Братска Иркутской области. В период с 16.03.2007 по 21.05.2018 была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.
В соответствии со ст. 419 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту НК РФ), индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, являются плательщиками страховых взносов.
Индивидуальные предприниматели являются плательщиками фиксированных страховых взносов па пенсионное и медицинское страхование независимо от ведения предпринимательской деятельности, при этом страховые взносы подлежат уплате в инспекцию по месту жительства индивидуального предпринимателя (ст. ст. 419, 431, 432 НК РФ).
Размер страховых взносов, уплачиваемых плательщиками, не производящие выплат и иных вознаграждений физическим лицам установлен ст. 430 НК РФ.
Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года.
В соответствии с п. 5 ст. 430 НК РФ, в случае прекращения предпринимательской либо иной профессиональной деятельности в течение расчетного периода, соответствующий фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате за этот расчетный период и определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
Уплата страховых взносов осуществляется не позднее 15 календарных дней, с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя.
Моцной Ж.Н. не исполнены обязательства по оплате страховых взносов за налоговый период 2017 года. Суммы страховых взносов на расчетный период 2017 года подлежали уплате в срок не позднее 09.01.2018, срок уплаты - 09.01.2018, в связи с выходным днем 31.12.2017.
Индивидуальные предприниматели уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование за себя в фиксированном размере.
Фиксированные размеры страховых взносов по ОПС, ОМС для плательщиков (включая глав КФХ), не производящих выплаты физическим лицам, установленные на 2017 год:
- сумма фиксированных страховых взносов на ОПС - 23400,00 руб.;
- сумма фиксированных страховых взносов на ОМС - 4590,00 руб.
По состоянию на текущую дату Моцной Ж.Н. страховые взносы за 2017 год не оплачены, числится задолженность:
- по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с 01.01.2017): налог исчислен в размере 23400,00 руб. (требование об уплате от 24.01.2018 № ***).
В связи с частичной оплатой задолженности 03.06.2019 на сумму 10438,48 руб., задолженность подлежащая взысканию составляет 12961,52 руб.
- страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017: налог исчислен в размере 4590,00 руб. (требование об уплате от 24.01.2018 № ***).
В связи с частичной оплатой задолженности 03.06.2019 на сумму 470,89 руб., задолженность подлежащая взысканию составляет 4119,11 руб.
В соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Моцная Ж.Н. является пользователем Личного кабинета налогоплательщика для физических лиц с 22.06.2015 и по настоящее время.
Для действующих предпринимателей, получение от налогового органа документов и передача в налоговый орган документов предусмотрено через Интернет-сервис «Личный кабинет индивидуального предпринимателя».
Инспекцией в соответствии со ст. 69 НК РФ направлено заказным письмом по почте требование об уплате налога от 24.01.2018 № ***.
Поскольку должник в период образования задолженности являлась индивидуальным предпринимателем, соответственно, взыскание задолженности производилось в порядке ст.46, 47 НК РФ.
Инспекцией в соответствии со ст. 46 НК РФ были вынесены решения о взыскании задолженности за счет денежных средств № *** от 15.02.2018, № *** от 07.04.2015.
В соответствии со ст. 47 НК РФ Инспекцией было вынесено постановление о взыскании задолженности за счет имущества №№ *** от 26.03.2018.
Исполнительные производства окончены без исполнения требований, содержащихся в постановлениях налогового органа в соответствии со ст. 46 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», исполнительные документы возвращены взыскателю.
Согласно приказу ФССП России № 49, ФНС России № ММВ-7-6/55@ от 19.02.2014 «О переходе Федеральной службы судебных приставов и Федеральной налоговой службы на безбумажный документооборот по исполнительному производству» организован с 21.02.2014 переход на безбумажный документооборот по исполнительному производству между Федеральной службой судебных приставов и Федеральной налоговой службой, в связи с чем, все постановления Федеральной службы судебных приставов о возбуждении/окончании исполнительного производства направляются в электронном виде и отражаются в информационном ресурсе налогового органа.
Информация об окончании исполнительных производств отражается на сайте ФССП r38.fssp.gov.ru.
На основании вышеизложенного решения налогового органа о взыскании налога, взносов и пени с административного ответчика, ранее имевшего статус индивидуального предпринимателя, а так же постановления службы судебных приставов о возбуждении/окончании исполнительного производства направляются в электронном виде.
Решения налогового органа о взыскании задолженности с административного ответчика задолженности по налогам и сборам подлежат полному исполнению или окончанию в связи с невозможностью взыскания службой судебных приставов в рамках Федерального закона № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
В соответствии с п.1, 3, 4, 5 ст. 46 ФЗ Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительный документ, по которому взыскание не производилось или произведено частично, возвращается взыскателю:
- если невозможно установить местонахождение должника, его имущества, либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях, за исключением случаев, когда настоящим Федеральным законом предусмотрен розыск должника или его имущества;
- если у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными.
В соответствии с п. 5 ст. 46 Федерального закона № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в случае возвращения взыскателю исполнительного документа в соответствии с пунктом 4 части 1 настоящей статьи взыскатель вправе повторно предъявить для исполнения исполнительные документы, указанные в частях 1, 3, 4 и 7 статьи 21 настоящего Федерального закона, не ранее шести месяцев со дня вынесения постановления об окончании исполнительного производства и о возвращении взыскателю исполнительного документа, а другие исполнительные документы не ранее двух месяцев либо до истечения указанного срока в случае предъявления взыскателем информации об изменении имущественного положения должника.
Возвращение взыскателю исполнительного документа не является препятствием для повторного предъявления исполнительного документа к исполнению в пределах срока, установленного ст. 21 Федерального закона № 229-ФЗ.
Согласно п. 6.1 ст. 21 Закона об исполнительном производстве оформленные в установленном порядке акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств без приложения документов, указанных в части 6 настоящей статьи, могут быть предъявлены к исполнению в течение шести месяцев со дня их вынесения.
Названный срок прерывается предъявлением исполнительного документа к исполнению. После перерыва течение срока предъявления исполнительного документа к исполнению возобновляется. Время, истекшее до прерывания срока, в новый срок не засчитывается (п. 1 ч. 1 и ч. 2 ст. 22 Закона об исполнительном производстве).
Учитывая изложенное, повторное предъявление к исполнению постановления о взыскании налога, сбора, пени, штрафа, процентов за счет имущества, вынесенное в соответствии со ст. 47 НК РФ, не возможно, по причине истечения срока для предъявления исполнительного документа к исполнению.
Во исполнение п. 5 ст. 46 Федерального закона № 229-ФЗ Инспекция считает необходимым обратиться с настоящим заявлением о выдаче исполнительного документа для повторного предъявления в службу судебных приставов.
Согласно п. 4 ст. 21 Федерального закона № 229-ФЗ исполнительные документы, содержащие требования о взыскании периодических платежей, могут быть предъявлены к исполнению в течение всего срока, на который присуждены платежи, а также в течение трех лет после окончания этого срока.
В связи с тем, что должник на настоящий момент не является индивидуальным предпринимателем, а обязанности по уплате налогов, возникших в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, не исполнены, то во исполнение п. 5 ст. 46 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ Инспекция обратилась с настоящим заявлением о выдаче исполнительного документа для повторного предъявления в службу судебных приставов.
В рамках ст. 47 Налогового кодекса Российской Федерации повторно постановление о взыскании задолженности не может быть принято в связи с утратой налогоплательщиком статуса индивидуального предпринимателя.
В судебном заседании административный истец – представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 23 по Иркутской области Дмитриева Э.А. требования административного иска поддержала, пояснив, что оснований для предъявления иска в суд у налогового органа не было, так как задолженность была взыскана судебными приставами в полном объеме. Правом отказа от заявленных административных исковых требований она не обладает.
В судебном заседании административный ответчик Моцная Ж.Н. с исковыми требованиями не согласилась, суду пояснила, что в мае 2018 года прекратила деятельность качестве индивидуального предпринимателя. Задолженность по страховым взносам была взыскана с неё в принудительном порядке службой судебных приставов. Оснований для предъявления данных требований налоговый орган не имеет.
Выслушав административного истца – представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 23 по Иркутской области Дмитриеву Э.А., административного ответчика Моцную Ж.Н., изучив доводы и основания административного иска, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
Статьей 57 Конституции Российской Федерации, ст. 3 и п.п. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ предусмотрена обязанность налогоплательщика платить установленные законом налоги и сборы.
Согласно ст. 3 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом.
В ст. 23 НК РФ предусмотрена обязанность налогоплательщиков уплачивать установленные законом налоги, выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах.
Положения закона об уплате страховых взносов закреплены в главе 34 НК РФ.
Нормы Налогового кодекса Российской Федерации в данном судебном решении применяются на момент возникших правоотношений.
Согласно ст. 19 НК РФ налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги, сборы, страховые взносы.
В силу требований ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.
Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
Обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается:
- с уплатой налога и (или) сбора в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом;
- со смертью физического лица - налогоплательщика или с объявлением его умершим в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации,
- с ликвидацией организации-налогоплательщика после проведения всех расчетов с бюджетной системой Российской Федерации в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса;
- с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора.
Статьей 45 НК РФ установлено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный в соответствии с настоящим Кодексом. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Если иное не предусмотрено пунктом 2.1 настоящей статьи, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» устанавливает основы государственного регулирования обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, регулирует правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования, а также определяет правовое положение субъектов обязательного пенсионного страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного пенсионного страхования.
Статьей 3 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» установлено, что к обязательным платежам относятся страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.
В соответствии с п. 2 ст. 14 Федерального Закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный Фонд.
Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование - обязательные платежи, которые уплачиваются в Пенсионный фонд Российской Федерации и целевым назначением которых является обеспечение прав граждан на получение обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию, включая индивидуально возмездные обязательные платежи, персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение накопительной пенсии и иных выплат за счет средств пенсионных накоплений.
Федеральный закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, в том числе определяет правовое положение субъектов обязательного медицинского страхования и участников обязательного медицинского страхования, основания возникновения их прав и обязанностей, гарантии их реализации, отношения и ответственность, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения.
Согласно п. 6 ст. 3 Федерального Закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» страховые взносы на обязательное медицинское страхование - обязательные платежи, которые уплачиваются страхователями, обладают обезличенным характером и целевым назначением которых является обеспечение прав застрахованного лица на получение страхового обеспечения.
В соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" и Федеральным законом от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" с 01.01.2017 полномочия по администрированию страховых взносов переданы от Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации в налоговые органы и все положения, касающиеся порядка исчисления и уплаты страховых взносов, включены в главу 34 «Страховые взносы» Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст. 419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования:
1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями;
2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).
Если плательщик относится одновременно к нескольким категориям, указанным в пункте 1 настоящей статьи, он исчисляет и уплачивает страховые взносы отдельно по каждому основанию.
В соответствии с п. 3 ст. 420 НК РФ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, признается осуществление предпринимательской либо иной профессиональной деятельности в случае, предусмотренном абзацем третьим подпункта 1 пункта 1 статьи 430 настоящего Кодекса, объектом обложения страховыми взносами также признается доход, полученный плательщиком страховых взносов и определяемый в соответствии с пунктом 9 статьи 430 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 423 НК РФ расчетным периодом признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года.
В силу п. 14 ч. 1 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе предъявлять в суды общей юрисдикции, Верховный Суд Российской Федерации или арбитражные суды иски (заявления) о взыскании недоимки, пеней и штрафов за налоговые правонарушения в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Согласно ч. 1 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях применительно к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность, указал, что, учитывая цели обязательного пенсионного страхования и социально-правовую природу страховых взносов, их предназначение, отнесение индивидуальных предпринимателей к числу лиц, которые подлежат обязательному пенсионному страхованию, и возложение на них в связи с этим обязанности по уплате страховых взносов само по себе не может расцениваться как не согласующееся с требованиями Конституции Российской Федерации. Напротив, оно направлено на реализацию принципа всеобщности пенсионного обеспечения, вытекающего из ее статьи 39 (часть 1), тем более что индивидуальные предприниматели подвержены, по существу, такому же социальному страховому риску в связи с наступлением предусмотренного законом страхового случая, как и лица, работающие по трудовому договору. Уплата страховых взносов обеспечивает формирование их пенсионных прав, приобретение права на получение трудовой пенсии (Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.2010 № 1009-О-О и от 23.10.2010 № 1189-О-О).
В соответствии со ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту КАС РФ) органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций. Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Анализируя представленные в судебном заседании доказательства, в их совокупности, суд считает установленным, что Моцная Ж.Н. состояла на учете в ИФНС России по Центральному округу г. Братска Иркутской области. В период времени с 16.03.2007 по 21.05.2018 осуществляла деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, что подтверждается Выпиской из ЕГРИП, и не опровергается административным ответчиком.
Согласно приказу УФНС России по Иркутской области от 20.07.2021 № 07-02-09/136@ «О реорганизации инспекций и переименовании» Инспекция Федеральной налоговой службе по Центральному округу г. Братска Иркутской области переименована в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 23 по Иркутской области.
Согласно расчету по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщикам страховых взносов, Моцная Ж.Н. являлась страхователем по обязательному пенсионному страхованию и обязана была уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и фонд обязательного медицинского страхования в установленные законом сроки. Однако свои обязательства не выполнила, в связи с чем за Моцной Ж.Н. имелась задолженность в общем размере 17080,63 руб., в том числе:
- по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017, за период 2017 года в размере 4119,11 руб.,
- по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с 01.01.2017, за период 2017 года в размере 12961,52 руб.
В связи с неуплатой взносов и пени в установленные законом сроки, административным истцом в соответствии со ст. 69 и ст. 70 НК РФ в течение трех месяцев со дня выявления недоимки в адрес налогоплательщика направлено требование об уплате страхового взноса и пени от 24.01.2018 № *** на сумму взносов в размере 27990,00 руб., пени в размере 1045,16 руб., по сроку исполнения требования – 13.02.2018.
Требование направлено в адрес административного ответчика заказным письмом через отделение почты России. Требование по уплате задолженности по страховым взносам и пени административным ответчиком не исполнено было в срок.
Поскольку на счетах Моцной Ж.Н. для погашения задолженности оказалось недостаточно денежных средств, налоговым органом вынесено решение о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках, а также электронных денежных средств № *** от 15.02.2018 на сумму 29035,16 руб. по требованию от 24.01.2018 № ***
В соответствии со ст. 47 НК РФ инспекцией было вынесено постановление о взыскании задолженности за счет имущества должника № *** от 26.03.2018 на сумму 29035,16 руб.
На основании указанных решений, Братским МОСП по ОПИ УФССП России по Иркутской области вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства в отношении Моцной Ж.Н.
Постановлением судебного пристава – исполнителя Братского МОСП по ОПИ УФССП Росси по Иркутской области от 19.09.2018 исполнительное производство окончено в связи с фактическим исполнением исполнительного документа.
Статьями 46, 47 НК РФ, положения которых применяются также при взыскании страховых взносов, регламентирован порядок взыскания налога за счет имущества, в том числе за счет денежных средств индивидуального предпринимателя в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога.
В соответствии со ст. 46 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства (драгоценные металлы) на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках и его электронные денежные средства, за исключением средств на специальных избирательных счетах, специальных счетах фондов референдума (пункт 1). Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления на бумажном носителе или в электронной форме в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя (пункт 2). Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока (пункт 3).
Кроме того, положениями п. 1 ст. 47 НК РФ предусмотрено, что в случае, предусмотренном п. 7 ст. 46 настоящего Кодекса, налоговый орган вправе взыскать налог за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 46 настоящего Кодекса.
Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя производится по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа путем направления на бумажном носителе или в электронной форме в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об исполнительном производстве», с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение двух лет со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Как следует из материалов административного дела, административным ответчиком в установленный срок поименованного выше требования явилось основанием для принятия в порядке статей 46, 47 НК РФ налоговым органом решений и последующее предъявление к взысканию в Братский МОСП по ОПИ УФССП России по Иркутской области постановления о взыскании задолженности за счет имущества налогоплательщика.
Таким образом, налоговым органом были приняты меры, предусмотренные статьями 46, 47 НК РФ для принудительного взыскания задолженности с Моцной Ж.Н.
На основании постановления о взыскании задолженности за счет имущества должника в отношении Моцной Ж.Н. Братским МОСП по ОПИ УФССП России по Иркутской области было возбуждено исполнительное производство, которое окончено в связи с его фактическим исполнением.
Налоговый орган реализовал свое право на взыскание задолженности по налогам и пени. Принятые налоговым органом акты имеют силу судебного решения, в установленном законом порядке они предъявлены к исполнению в Братский МОСП пор ОПИ УФССП России по Иркутской области. Принятие судом решения при наличии вынесенных налоговым органом актов, имеющих силу судебного решения, предъявленных в орган, осуществляющий принудительное взыскание и исполнение судебных и иных актов, законом не предусмотрено, равно как и не предусмотрено законом повторное взыскание недоимки по налогам и пени.
Административный истец не воспользовался своим правом на отказ от заявленных административных исковых требований в виду их взыскания в полном объеме, следовательно, суд разрешает данный спор по существу. При таких обстоятельствах суд полагает, что правовых оснований для удовлетворения административных исковых требований МИФНС России № 23 по Иркутской области о взыскании с Моцной Ж.Н. задолженности по страховым взносам и пени в общей сумме 17080,63 руб. у суда не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении административных исковых требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 23 по Иркутской области, предъявленных к Моцной Жанне Николаевне о взыскании задолженности в общем размере 17080,63 руб., в том числе:
- по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017, за период 2017 года в размере 4119,11 руб.,
- по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с 01.01.2017, за период 2017 года в размере 12961,52 руб. – отказать.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Братский городской суд Иркутской области в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения суда.
Судья Т.А. Павлова
Мотивированное решение составлено 29 декабря 2021 года.