Дело № 2а-3206/2021
45RS0026-01-2020-016106-73,
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 апреля 2021 года г. Курган
Курганский городской суд Курганской области в составе судьи Петровой М.В.,
рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению ИФНС России по г. Кургану к ФИО1 о взыскании недоимки,
УСТАНОВИЛ:
ИФНС России по г. Кургану обратилось в суд с административным исковым заявлением к ФИО1 о взыскании недоимки.
В обоснование административного иска указано, что ФИО1 зарегистрирован в качестве адвоката с 19.08.2015, является собственником имущества, указанного в налоговых уведомлениях.
Должнику были направлены требования об уплате налога от 11.07.2019 № 68809, от 05.11.2019 № 98559, которые до настоящего времени не исполнены.
Просит взыскать с ответчика авансовые платежи по налогу на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со ст. 227 НК РФ, в размере 2821 руб., пени на авансовые платежи по налогу на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со ст. 227 НК РФ, в размере 12,79 руб. за период с 16.10.2019 по 04.11.2019; пени по налогу на имущество физических лиц за 2017 г. в размере 145,31 руб. за период с 04.12.2018 по 04.06.2019, пени по земельному налогу в размере 9,81 руб. за период с 04.12.2018 по 04.06.2019; пени на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017, в размере 128,28 руб., на общую сумму 3117 руб. 19 коп.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 291 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное дело рассматривается в порядке упрощенного (письменного) производства, так как указанная в административном исковом заявлении общая сумма задолженности по обязательным платежам и санкциям не превышает двадцать тысяч рублей.
08.02.2021 судом в адрес сторон направлено определение о рассмотрении административного иска в порядке упрощенного (письменного) производства, в котором разъяснена возможность представления письменных возражений и порядок обжалования судебного решения.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии с ч. 2 ст. 286 КАС Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы (ч. 6 ст. 289 КАС РФ).
В силу ст.57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно п. 2 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
В соответствии с п. 1 ст. 45 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик либо в случаях, установленных настоящим Кодексом, участник консолидированной группы налогоплательщиков вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
Пунктом 2 статьи 45 Налогового кодекса РФ закреплено, что если иное не предусмотрено пунктом 2.1 настоящей статьи, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.
В силу статьи 15 НК РФ земельный налог относится к числу местных налогов. Данный налог регламентирован положениями главы 31 Налогового кодекса Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, в соответствии с ними же вводится в действие и прекращает действовать и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (статья 387 НК РФ).
Согласно ч. 1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 указанного кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
В соответствии с ч. 1 ст. 393 НК РФ налоговым периодом по уплате земельного налога является календарный год.
Согласно ч. 1 ст. 227 НК РФ исчисление и уплату налога в соответствии с настоящей статьей производят следующие налогоплательщики: физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты и другие лица, занимающиеся в установленном действующим законодательством порядке частной практикой.
Налогоплательщики, указанные в пункте 1 настоящей статьи, самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном статьей 225 настоящего Кодекса (ч. 2 ст. 227 НК РФ).
Налогоплательщики, указанные в пункте 1 настоящей статьи, обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в сроки, установленные статьей 229 настоящего Кодекса (ч. 5 ст. 227 НК РФ).
Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная в соответствии с налоговой декларацией с учетом положений настоящей статьи, уплачивается по месту учета налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом (ч. 6 ст. 227 НК РФ).
В соответствии с п. 7 ст. 227 НК РФ (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) в случае появления в течение года у налогоплательщиков, указанных в п. 1 настоящей статьи (в том числе адвокатов), доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности или от занятия частной практикой, налогоплательщики обязаны представить налоговую декларацию с указанием суммы предполагаемого дохода от указанной деятельности в текущем налоговом периоде в налоговый орган в пятидневный срок по истечении месяца со дня появления таких доходов. При этом сумма предполагаемого дохода определяется налогоплательщиком.
Исчисление суммы авансовых платежей производится налоговым органом. Расчет сумм авансовых платежей на текущий налоговый период производится налоговым органом на основании суммы предполагаемого дохода, указанного в налоговой декларации, или суммы фактически полученного дохода от указанных в п. 1 настоящей статьи видов деятельности за предыдущий налоговый период с учетом налоговых вычетов, предусмотренных ст. 218 и 221 настоящего Кодекса (п. 8 ст. 227 НК РФ (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений)).
Согласно п. 9 ст. 227 НК РФ (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) авансовые платежи уплачиваются налогоплательщиком на основании налоговых уведомлений:
1) за январь - июнь - не позднее 15 июля текущего года в размере половины годовой суммы авансовых платежей;
2) за июль - сентябрь - не позднее 15 октября текущего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей;
3) за октябрь - декабрь - не позднее 15 января следующего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей.
Материалами дела установлено, что ФИО1 является плательщиком НДФЛ от осуществления адвокатской деятельности. Ответчиком была представлена налоговая декларация за 2018 год, согласно которой сумма налога, подлежащего уплате, составила 4 888 руб. По данным налогового органа ответчиком не уплачен авансовый платеж в размере 2821 руб., по сроку уплаты до 15.10.2019.
ФИО1 является собственником: земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый №; квартиры, расположенной по адресу: <адрес>; жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.
Налогоплательщик в силу п. 6 ст. 58 Налогового кодекса РФ обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налогом уведомлении.
В силу положений ч. 2 ст. 69 Налогового кодекса РФ требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
В установленный срок ФИО1 не оплатил налог, в связи с чем, истцом должнику было направлены требования об уплате налога от 11.07.2019 № 68809 в срок до 06.11.2019, от 05.11.2019 № 98559 в срок до 24.12.2019. Ответчик в установленные сроки требование не исполнил.
На основании п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В суд налоговый орган обратился 03.03.2020. Мировым судьей судебного участка № 47 судебного района г. Кургана 06.03.2020 вынесен судебный приказ о взыскании с ФИО1 в пользу ИФНС России по г. Кургану задолженности, однако в связи с возражением ответчика, определением мирового судьи судебного участка № 47 судебного района г. Кургана от 25.06.2020 судебный приказ отменен.
Согласно п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Курганский городской суд исковое заявление поступило 22.12.2020. Срок обращения в суд не пропущен.
Из материалов дела следует, что административным ответчиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок, обязанность по уплате авансовых платежей, страховых взносов, земельного налога и налога на имущество не была выполнена, в связи с чем, были начислены пени.
В силу ч. 1 ст. 75 Налогового кодекса РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.
Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ.
Конституционный Суд РФ в Определении от 17 февраля 2015 г. № 422-0 отметил, что принудительное взыскание налога с физического лица по общему правилу возможно лишь в судебном порядке, в течение ограниченных сроков, установленных законодательством (п. 2 ст. 48 НК РФ). С учетом изложенного, необходимость уплаты пени с причитающихся с налогоплательщика сумм налога и уплаченных с нарушением установленных сроков, не предполагают возможность начисления пени на суммы тех налогов, право на взыскание, которых налоговым органом утрачено. Это обусловлено тем, что пени по своей природе носят акцессорный характер и не могут быть взысканы в отсутствие обязанности по уплате суммы налога, равно как и при истечении сроков на ее принудительное взыскание.
Таким образом, обязанность по уплате пени является не самостоятельной, а обеспечивающей (акцессорной) обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога. Исполнение обязанности по уплате пеней, подлежащих принудительному взысканию в том же порядке, что и задолженность, на которую они начислены, не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога.
Дополнительное обязательство не может существовать отдельно от главного.
Между тем, административным истцом, наделенным властно-публичными функциями, по настоящему административному делу не представлено никаких доказательств существования основного обязательства для начисления пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование. Из представленного расчета пени на сумму 128,28 руб. не усматривается, за какой период и на какую сумму недоимки начислены пени.
Таким образом, поскольку имеющимися в деле доказательствами факт несвоевременной уплаты административным ответчиком страховых взносов не подтвержден, не подтверждены и никак не обоснованы периоды, за которые начислены суммы пени по задолженностям разных лет, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований в части взыскания пени на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017, в размере 128,28 руб.
Расчет пени по земельному налогу, налогу на имущество, авансовым платежам по НДФЛ судом проверен и признан верным. Из карточек «Расчеты с бюджетом» следует, что авансовый платеж по НДФЛ, земельный налог и налог на имущество ответчиком в установленные законом сроки не были оплачены.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований и взыскании задолженности по авансовым платежам по налогу на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со ст. 227 НК РФ, в размере 2821 руб., пени на авансовые платежи по налогу на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со ст. 227 НК РФ, в размере 12,79 руб. за период с 16.10.2019 по 04.11.2019; пени по налогу на имущество физических лиц за 2017 г. в размере 145,31 руб. за период с 04.12.2018 по 04.06.2019, пени по земельному налогу в размере 9,81 руб. за период с 04.12.2018 по 04.06.2019., на общую сумму 2988 руб. 91 коп.
Согласно части 1 статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
В связи с чем, с ответчика ФИО1 в доход бюджета муниципального образования – город Кургана подлежит взысканию государственная пошлина в размере 400 руб.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования ИФНС России по г. Кургану к ФИО1 о взыскании недоимки удовлетворить частично.
Взыскать с ФИО1 в пользу ИФНС России по городу Кургану задолженность по авансовым платежам по налогу на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со ст. 227 НК РФ, в размере 2821 руб., пени на авансовые платежи по налогу на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со ст. 227 НК РФ, в размере 12,79 руб. за период с 16.10.2019 по 04.11.2019; пени по налогу на имущество физических лиц за 2017 г. в размере 145,31 руб. за период с 04.12.2018 по 04.06.2019, пени по земельному налогу в размере 9,81 руб. за период с 04.12.2018 по 04.06.2019., на общую сумму 2988 руб. 91 коп.
В удовлетворении остальной части исковых требований – отказать.
Взыскать с ФИО1 в доход бюджета муниципального образования – город Курган государственную пошлину в сумме 400 руб.
Суд по ходатайству заинтересованного лица выносит определение об отмене решения суда, принятого им в порядке упрощенного (письменного) производства, и о возобновлении рассмотрения административного дела по общим правилам административного судопроизводства, если после принятия решения поступят возражения относительно применения порядка упрощенного (письменного) производства лица, имеющего право на заявление таких возражений, или новые доказательства по административному делу, направленные в установленный законом срок, либо если в течение двух месяцев после принятия решения в суд поступит заявление лица, не привлеченного к участию в деле, свидетельствующее о наличии оснований для отмены решения суда, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 310 КАС РФ.
Решение может быть обжаловано в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения в Курганский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Курганский городской суд.
Судья
Курганского городского суда М.В. Петрова