ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3207/2022 от 12.10.2022 Первоуральского городского суда (Свердловская область)

КОПИЯ УИД: 66RS0044-01-2022-004207-82

Дело 2а-3207/2022

Мотивированное решение изготовлено 12 октября 2022 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

04 октября 2022 года город Первоуральск Свердловской области

Первоуральский городской суд Свердловской области

в составе председательствующего судьи Теплоухова П.В.,

при секретаре судебного заседания Марковой С.Н,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-3207/2022 по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации № 30 по Свердловской области к Марченко ФИО4 о взыскании недоимки по налогу, пени,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 30 по Свердловской области /далее по тексту МИФНС России № 30 по Свердловской области, Инспекция/ обратилась с административным исковым заявлением к Марченко Л.А. о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2019,2020 г.г. в размере 12778 руб., пени по транспортному налогу за период с 02.12.2020 по 14.12.2021 в размере 97, 69 руб; по налогу на имущество физических лиц за 2019, 2020 г.г. в размере 4674 руб., пени по налогу на имущество физических лиц за период с 92.12.2020 по 14.12.2021 в размере 17,81 руб., недоимки по земельному налогу за 2019,2020 в размере 64 руб., пени по земельному налогу за период с 02.12.2020 по 14.12.2021 в размере 0, 49 руб.

В обоснование заявленных требований указано, что в виду наличия в собственности Марченко Л.А. объектов налогообложения, административный ответчик является плательщиком транспортного, земельного налога и налога на имущество физических лиц за 2019, 2020 г.г. С целью предоставления административному ответчику возможности уплатить указанные суммы налога в добровольном порядке, в его адрес заказной почтой было направлено налоговое уведомление, которое ответчиком исполнено не было, в связи с чем в адрес Марченко Л.А. выставлено требование об оплате недоимки по налогу, оставленное без добровольного удовлетворения, что послужило основанием для обращения к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа, а после его отмены, с указанным административным исковым заявлением в суд.

Административный истец МИФНС России № 30 по Свердловской области о проведении судебного заседания извещен, о чем в деле имеется расписка, просил о рассмотрении заявленного иска в отсутствии его представителя /л.д. 4, 28/.

Административный ответчик Марченко Л.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте проведения судебного заседания извещена надлежащим образом путем направления почтовой корреспонденции адресу: <адрес> конверт возвращен в адрес суда в связи с истечением сроков хранения. Возражений относительно заявленного иска, ходатайств от административного ответчика в суд не поступило.

Суд считает возможным рассмотреть заявленный административный иск в отсутствии неявившихся сторон.

Суд, исследовав письменные материалы дела, материалы приказного производства, считает заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению в части по следующим основаниям.

Конституция Российской Федерации в статье 57 устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение содержится также в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (пункт 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации).

В силу пункта 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог устанавливается названным Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с данным Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Согласно статье 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 указанного Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

Согласно статье 72 Налогового кодекса Российской Федерации способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов являются пени.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная этой статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах сроки.

В силу пунктов 3, 5 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах дня уплаты налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.

Таким образом, уплата пеней является дополнительной обязанностью налогоплательщика в случае уплаты налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах сроки.

Порядок налогообложения имущества физических лиц на территории Российской Федерации в спорный период регулировался главой 32 Налогового кодекса Российской Федерации.

Налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса (статья 400 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 1 статьи 401 указанного Кодекса объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: жилой дом; квартира, комната; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Согласно п. 1 ст. 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 Налогового Кодекса Российской Федерации.

Как следует из представленных выписок ЕГРП, сведений ОГИБДД по г. Первоуральску Марченко Л.А. в 2019; 2020 г.г. (12\12 месяцев) являлась собственником автомобиля <данные изъяты> в 2019 года (12\12месяцев) собственником <данные изъяты> доли в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, в 2020 году собственником <данные изъяты> доли в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, (1\12 месяцев); (6\12месяцев) иное строение по адресу: г. Первоуральск, кадастровый ; (12\12 месяцев) жилого дома по адресу: <адрес>; в связи с чем является плательщиком транспортного налога, земельного налога и налога на имущество физических лиц.

В адрес налогоплательщика Марченко Л.А. заказной почтой направлено почтовое уведомление от 01.09.2021 № 39692995, направленное в адрес налогоплательщика через личный кабинет налогоплательщика, получено им /л.д.6,7/, уведомление от 03.08.2020 № 40403133 с указанием сумм и сроков оплаты, направленное в адрес налогоплательщика заказной почтой / л.д.8-уведомление, л.д. 9 почтовый реестр/

Вместе с тем, обязанность по уплате вышеуказанных налогов Марченко Л.А. исполнена не была, в связи с чем на основании статей 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым органом также заказной почтой направлено:

- требование № 44492 от 15.12.2021 об оплате транспортного, земельного, имущественного налога за 2020 год, пени сроком добровольного исполнения до 20.01.2022/л.д.10/;

-требование № 6851 от 25.02.2021 об оплате транспортного, земельного, имущественного налога за 2019 год, пени сроком добровольного исполнения до 02.04.2021/л.д.12.

Пунктом 6 ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрены способы передачи физическому лицу требования об уплате налога: лично под расписку, по почте заказным письмом, через личный кабинет налогоплательщика.

В материалы дела представлено заявление Марченко Л.А. на получение доступа к личному кабинету налогоплательщика, регистрационная карта для получения доступа к личному кабинету /л.д. 19/, подтверждающие согласие налогоплательщика на получении информации через личный кабинет налогоплательщика.

По настоящему делу Инспекцией представлена информация о выгрузке требования об уплате пени по налогу в личном кабинете налогоплательщика Марченко Л.А., о чем суду представлен скриншот о получении требования № 44492-18.12.2021, требования № 6851-26.02.2021 / л.д.14/.

Требование об уплате налога, пени административным ответчиком в добровольном порядке в установленный срок также не исполнено, что послужило основанием для обращения 16.05.2022 административного истца к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа. Судебный приказ 2а-1847/2022 от 24.05.2022 отменен определением суда от 20.06.2022 в связи с поступившими возражениями налогоплательщика Марченко Л.А. Обращение в суд с настоящим иском последовало 08.08.2022.

Согласно абзацу 2 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Суд приходит к выводу о взыскании с Марченко Л.А. недоимки по транспортному налогу за 2020 год в размере 6389 руб., пени по транспортному налогу за период с 02.12.2021 по 14.12.2021 в размере 20, 76 руб., недоимку по земельному налогу за 2020 год в размере 32 руб., пени по земельному налогу за период с 02.12.2021 по 14.12.2021 в размере 0,10 руб., недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2020 год в размере 4376 руб., пени по налогу на имущество физических лиц за период с 02.12.2021 по 14.12.2021 в размере 14,22 руб., всего в размере 10832,08 руб.

Поскольку обращение в суд о взыскании недоимки по налогу в порядке приказного производства поступило в суд 16.05.2022, следовательно, шестимесячный срок для принудительного взыскания по требованию № 6851 от 25.02.2021 сроком добровольного исполнения до 02.04.2021, предусмотренный ст. 48 НК РФ, пропущен, в связи с чем суд отказывает в удовлетворении заявленных требований о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2019 год в размере 6389 руб., пени по транспортному налогу в размере 76, 93 руб., налогу на имущество физических лиц за 2019 год в размере 298 руб., пени по налогу на имущество физических лиц в размере 3, 59 руб., недоимки по земельному налогу за 2019 год в размере 32 руб., пени по земельному налогу в размере 0, 39 руб.

В оставшейся части заявленные требования (о взыскании налогов за 2019 год) подлежат оставлению без удовлетворения ввиду пропуска налоговым органом срока для обращения в суд за их принудительным взысканием, поскольку 6-месячный срок, подлежащий исчислению со дня истечения срока на добровольное исполнение требования об уплате налога, которое в свою очередь должно было быть выставлено не позднее, чем через 3 месяца после истечения установленного законом срока для оплаты налога – 01.12.2020, то есть – до 01.03.2021, при этом самым ранним из выставленных явилось требование от 15.12.2021, что превышает вышеуказанный срок более, чем на 9 месяцев и создает необоснованную и искусственную затянутость срока в данной части, что не соответствует требованиям закона и не может быть допустимым, возлагая на налогоплательщика обязанность по оплате налога, срок на принудительное взыскание которого налоговым органом пропущен по неуважительным причинам

Ввиду частичного удовлетворения заявленных требований при освобожденности административного истца от уплаты государственной пошлины при обращении в суд с административного ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 433, 28 руб.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 289, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации № 30 по Свердловской области к Марченко Ларисе ФИО5 о взыскании недоимки по налогу, пени, – удовлетворить частично.

Взыскать с Марченко ФИО6, <данные изъяты> недоимку по транспортному налогу за 2020 год в размере 6389 руб., пени по транспортному налогу за период с 02.12.2021 по 14.12.2021 в размере 20, 76 руб., недоимку по земельному налогу за 2020 год в размере 32 руб., пени по земельному налогу за период с 02.12.2021 по 14.12.2021 в размере 0,10 руб., недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2020 год в размере 4376 руб., пени по налогу на имущество физических лиц за период с 02.12.2021 по 14.12.2021 в размере 14,22 руб., всего в размере 10832 (десять тысяч восемьсот тридцать два) рубля 08 копеек.

В остальной части заявленные требования оставить без удовлетворения.

Взыскать с Марченко ФИО7 в доход местного бюджета государственную пошлину 433 (четыреста тридцать три) рубля 28 копеек.

Решение может быть обжаловано в Свердловском областном суде путем подачи жалобы через Первоуральский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий: подпись П.В. Теплоухов