УИД № Дело № 2а-9/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 января 2021 года г. Солигалич Костромской области
Чухломский районный суд Костромской области в составе:
председательствующего-судьи Лебедева В.К., при секретаре Козловой С.А.,
с участием представителя административного истца ФИО1, административного ответчика ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Смоленской таможни к ФИО2 о взыскании задолженности по уплате пени в размере <данные изъяты> рублей, начисленных за просрочку по уплате таможенных платежей,
У С Т А Н О В И Л:
Смоленская таможня обратилась в суд с административным иском о взыскании с ФИО2 задолженности по уплате пени в размере <данные изъяты> рублей, начисленных за просрочку по уплате таможенных платежей, указав в исковом заявлении, что 16.11.2018 на Краснинский таможенный пост Смоленской таможни под сопровождением охранного предприятия Республики Беларусь поступил товар - седельный тягач <данные изъяты>, перемещавшийся в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита по транзитной декларации (далее - ТД), оформленной таможенными органами Республики Беларусь №, в адрес получателя - ФИО2 (далее - декларант) (<адрес>
В этот же день, 16.11.2018 г. таможенная процедура таможенного транзита товара, перемещавшегося по ТД №, завершена Краснинским таможенным постом Смоленской таможни.
11.12.2018 года товар - седельный тягач <данные изъяты> помещен под таможенную процедуру таможенного транзита с оформлением ТД № на основании представленных товаросопроводительных документов (<данные изъяты>).
Перевозка указанного товара с использованием ТД № осуществлялась перевозчиком ООО «<данные изъяты>» (далее - перевозчик), отправитель ФИО2, в адрес получателя - <данные изъяты>. Срок таможенного транзита по ЭТД № установлен до 14.12.2018, местом доставки товаров определен МАПП <данные изъяты>.
28.12.2018 г. в Смоленскую таможню поступило письмо Псковской таможни № с сообщением об отсутствии сведений о доставке товара, перемещавшегося по ЭТД №.
В центральной базе данных единой автоматизированной информационной системы таможенных органов информация о завершении таможенной процедуры таможенного транзита товара, направленного по ТД №, отсутствует.
На основании изложенного, по результатам таможенного контроля Смоленской таможней в отношении перевозчика ООО «<данные изъяты>» принято решение от 14.01.2019 № (декларант - ФИО2) об установлении факта недоставки товаров. В адрес ООО «<данные изъяты>» 22.01.2019 г. направлено уведомление о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней от 22.01.2019 г. №.
В результате таможенного контроля также установлено, что между Федеральной таможенной службой (далее - ФТС России) (Кредитор) и ООО «<данные изъяты> (Поручитель) заключен договор поручительства от 24.04.2018 г. № (регистрационный номер №) (далее - договор поручительства).
Одновременно с этим, ФИО2 заключен договор с ООО «<данные изъяты>» на оказание услуг по обеспечению таможенного транзита от 07.12.2018 г.№.
Согласно дополнению от 07.12.2018 г. регистрационный номер № к договору поручительства от 24.04.2018 г. регистрационный номер № декларантом таможенной процедуры таможенного транзита выступает ФИО2, сумма обеспечения таможенных пошлин, налогов - <данные изъяты> руб.
Для организации процедуры взыскания таможенных пошлин, налогов в связи с недоставкой товара, направленного по ТД № в таможенный орган назначения, 14.01.2019 г. сформировано Решение по результатам таможенного контроля №, в котором указаны сведения о нарушителе таможенной процедуры таможенного транзита - перевозчике ООО «<данные изъяты>», и о лице, несущем солидарную ответственность - ООО «<данные изъяты>».
Сведения о декларанте таможенной процедуры таможенного транзита, указанные в ТД № и в дополнение к договору поручительства №, в указанном Решении внести технически не представлялось возможным, в связи с отсутствием соответствующего поля. Сведения, указанные в данном решении, не подлежат редактированию в части указания верной информации о декларанте (ФИО2), заявленной в графе 50 ТД №.
На основании изложенного, уведомление о не уплаченных таможенных платежах от 22.01.2019 г. № направлено в адрес перевозчика ООО «<данные изъяты>» и требования кредитора об уплате денежной суммы от 04.03.2019 № направлены в адрес поручителя ООО «<данные изъяты>».
ООО «<данные изъяты>» требование кредитора — ФТС России об уплате денежной суммы по договору поручительства от 24.04.2018 г. регистрационный номер № в размере <данные изъяты> руб. исполнено в полном объеме.
Однако, решением Центрального таможенного управления (далее - ЦТУ), вынесенным в порядке ведомственного контроля от 08.05.2020 г. №, действия Смоленской таможни, выразившиеся в направлении в адрес перевозчика ООО «<данные изъяты> уведомления о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней от 22.01.2019 г. № признаны неправомерными, то есть совершенными в нарушение подпункта 1 пункта 1 статьи 153 ТК ЕАЭС.
В целях реализации указанного решения ЦТУ таможенным органом в порядке ч. 2 ст. 263 Федерального закона проведен таможенный контроль, по результатам которого принято новое решение от 10.06.2020 г. №.
На основании статьи 73 Федерального закона 02.07.2020 г. в отношении должника - ФИО2 вынесено и направлено уведомление о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей № на сумму <данные изъяты> руб.
Уведомление было направленно заказным письмом от 06.07.2020 г. №, согласно почтовому идентификатору данное письмо вручено ФИО2 16.09.2020 г.
Однако в установленный ч. 19 ст. 73 Федерального закона срок уведомление исполнено не было.
Согласно пункту 1 статьи 55 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов исполняется плательщиком таможенных пошлин, налогов, лицами, которые в соответствии с ТК ЕАЭС, несут с плательщиком таможенных пошлин, налогов солидарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов или, если это предусмотрено законодательством государств-членов, - субсидиарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов.
В соответствии с пунктом 3 статьи 55 ТК ЕАЭС в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов таможенный орган в порядке и сроки, которые устанавливаются законодательством государств-членов, направляет плательщику таможенных пошлин, налогов, а также лицам, которые в соответствии с ТК ЕАЭС несут с плательщиком таможенных пошлин, налогов солидарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов или, если это предусмотрено законодательством государств-членов, - субсидиарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, уведомление о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 статьи 55 ТК ЕАЭС, и случаев, установленных законодательством государств-членов в соответствии с пунктом 5 статьи 55 ТК ЕАЭС.
В силу части 1 статьи 73 Федерального закона от 03.08.2018 г. № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон) уведомление (уточнение к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней представляет собой извещение плательщика и лица, несущего солидарную обязанность, о суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней, не уплаченных в срок, установленный международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании. Такое уведомление должно содержать сведения о плательщике и (или) лице, несущем солидарную обязанность, о суммах подлежащих уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, о наступившем сроке исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов, о суммах пеней и (или) процентов, начисленных по день формирования уведомления (уточнения к уведомлению) либо по день окончания сроков направления такого уведомления (уточнения к уведомлению) включительно (часть 2 статьи 73 Федерального закона).
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 153 ТК ЕАЭС обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в отношении иностранных товаров, помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита, возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом транзитной декларации.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС декларант - это лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары.
Согласно Инструкции о порядке заполнения транзитной декларации, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 289, в графе 50 «Принципал и его уполномоченный представитель, место, дата и подпись» транзитной декларации указывается декларант, его адрес и подпись, место и дата преставления транзитной декларации.
Из представленных документов следует, что в графе 50 ТД № декларантом выступает ФИО2, перевозчиком по данной транзитной декларации является ООО «<данные изъяты>».
С учетом изложенного перевозчик ООО «<данные изъяты>» не является лицом, обязанным уплачивать таможенные пошлины, налоги в отношении седельного тягача регистрационный номер №.
На основании изложенного, решением ЦТУ, вынесенным в порядке ведомственного контроля от 08.05.2020 г. №, действия Смоленской таможни, выразившиеся в направлении в адрес перевозчика ООО «<данные изъяты>» уведомления о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней от 22.01.2019 № признаны неправомерными, то есть совершенными в нарушение подпункта 1 пункта 1 статьи 153ТК ЕАЭС.
В целях реализации указанного решения ЦТУ таможенным органом в порядке ч. 2 ст. 263 Федерального закона проведен таможенный контроль, по результатам которого принято новое решение от 10.06.2020 №.
На основании статьи 73 Федерального закона 02.07.2020 в отношении должника ФИО2 выставлено и направлено уведомление о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей №.
Уведомление было направленно заказным письмом от 06.07.2020 №, согласно почтовому идентификатору вручено ФИО2 16.09.2020 г.
Объектом обложения таможенными пошлинами, налогами являются товары, перемещаемые через таможенную границу Союза, а также иные товары в случаях, предусмотренных ТК ЕАЭС (п. 1 ст. 51 ТК ЕАЭС).
Пунктом 2 статьи 61 ТК ЕАЭС предусмотрено, что при наступлении обстоятельства, указанного в пункте 5 статьи 153 ТК ЕАЭС (недоставка товара), ввозные таможенные пошлины и налоги подлежат уплате в государстве-члене, таможенным органом которого произведен выпуск товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, если иное не установлено абзацем вторым настоящего пункта или пунктом 3 настоящей статьи.
В соответствии с абзацем 1 пункта 1 статьи 69 ТК ЕАЭС таможенные пошлины, налоги взыскиваются таможенным органом, которым произведен выпуск товаров, или иным таможенным органом, определяемым законодательством о таможенном регулировании государства-члена, в котором произведен выпуск товаров, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 2 и 3 указанной статьи.
В силу положений пунктов 2 и 3 статьи 69 ТК ЕАЭС в случаях, в том числе, определенных пунктом 3 статьи 61 ТК ЕАЭС, или при наступлении обстоятельств, указанных в пункте 5 статьи 153 ТК ЕАЭС, таможенные пошлины, налоги взыскиваются таможенным органом государства-члена, в котором таможенные пошлины и налоги подлежат уплате или на территории которого выявлены такие обстоятельства.
Согласно пункту 3 статьи 74 Федерального закона, факт нарушения норм международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и (или) законодательства о таможенном регулировании, влекущее наступление срока исполнения обязанности по уплате таможенных платежей и пеней фиксируется на основании решения таможенного органа по результатам таможенного контроля.
Выявление факта неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных платежей и пеней фиксируется таможенным органом, в том числе, путем заполнения расчета таможенных платежей.
Смоленской таможней было вынесено решение по результатам таможенного контроля от 10.06.2020 №, в котором был зафиксирован факт недоставки вышеуказанного товара, перевозимого в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита ФИО2, повлекший наступление срока уплаты таможенных пошлин, налогов (11.12.2018 г. — дата выпуска товара). Составлен расчет таможенных платежей (далее - РТП) от 23.06.2020 г. №, на основании которого 02.07.2020 г. выставлено уведомление в отношении ФИО2 на сумму подлежащих уплате <данные изъяты> руб., из которой таможенные платежи - <данные изъяты> руб. (<данные изъяты>.).
Таможенная стоимость транспортного средства по транзитной декларации № составляет <данные изъяты> руб.
РАСЧЁТ:
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
Уплата таможенных платежей ответчиком не производилась.
В соответствии с ч. 3 ст. 76 Федерального закона при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязанности по уплате таможенных платежей и пеней в установленный ч. 19 ст. 73 Федерального закона срок (15 рабочих дней со дня получения уведомления), таможенный орган направляет гаранту, поручителю требование об уплате денежной суммы по договору поручительства. Требование об уплате денежной суммы по договору поручительства направляется таможенным органом не позднее пятнадцати рабочих дней со дня истечения срока, указанного в части 19 ст. 73 Федерального закона.
В связи с неисполнением ФИО2 обязанности по уплате таможенных платежей и пени, обеспеченной договором поручительства, в адрес поручителя - ООО «<данные изъяты>» 05.08.2020, в соответствии ч. 3 ст. 76 Федерального закона, направлено требование кредитора от 05.08.2020 № об уплате денежной суммы в размере <данные изъяты> руб., то есть в сумме, обеспеченной договором поручительства.
Таким образом, так как дополнением от 07.12.2018 регистрационный номер № к договору поручительства от 24.04.2018 регистрационный номер № сумма обеспечения таможенных пошлин, налогов составила <данные изъяты> руб., то и уплачено поручителем, во исполнение требования кредитора от 05.08.2020 №, таможенные платежи и пени в размере <данные изъяты> руб., из них: таможенные платежи - <данные изъяты> руб. и пени -<данные изъяты>.
Уплата таможенных платежей и части пени была осуществлена ООО «<данные изъяты>» на основании распорядительного письма Компании от 05.08.2020 №.
Следовательно, оставшаяся сумма задолженности у ФИО2 по уведомлению от 02.07.2020 № составила <данные изъяты> руб., которая сложилась из: <данные изъяты> руб. - <данные изъяты> руб. = <данные изъяты> руб., где:
- <данные изъяты> руб. сумма по уведомлению в отношении ФИО2, которая состоит из <данные изъяты> руб. таможенные платежи и <данные изъяты> руб. пени,
- <данные изъяты> руб. сумма уплаченная поручителем, из которой уплачено <данные изъяты> руб. таможенных платежей и <данные изъяты> — пени.
Таким образом, задолженность по таможенным платежам у ФИО2 отсутствует, а задолженность по пени составляет <данные изъяты> на 02.07.2020, т.е. на день выставления уведомления №.
Пунктом 4 статьи 57 ТК ЕАЭС установлено, что при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в установленный срок уплачиваются пени. Порядок начисления, уплаты, взыскания и возврата пеней установлен ст. 72 Федерального закона.
В соответствии с ч. 7 ст. 72 Федерального закона пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин начиная со дня, следующего за днем истечения такого срока.
Согласно ч. 10 ст. 72 Федерального закона ставка пени принимается равной одной трехсотшестидесятой ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действующей на день ее применения, если иное не предусмотрено частью 11 статьи 72 Федерального закона.
Частью 11 статьи 72 предусмотрено, что ставка пени в размере одной сотой ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действующей на день ее применения, применяется при начислении пеней в случаях, определенных пунктами 4, 5 и 6 части 13 и частью 14 статьи 72 Федерального закона, начиная со дня, следующего за днем формирования уведомления (уточнения к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней.
До применения мер по принудительному взысканию таможенных пошлин, налогов таможенный орган выставляет плательщику таможенных пошлин, налогов уведомление об уплате таможенных платежей в соответствии со статьей 73 Федерального закона.
Смоленской таможней гражданину ФИО2, было направлено уведомление об уплате таможенных платежей от 02.07.2020 №, указанное уведомление направлено, письмом таможенного органа от 06.07.2020 №.
В соответствии с ч. 15 ст. 73 Федерального закона уведомление должно быть направлено плательщику (лицу, несущему солидарную обязанность) не позднее десяти рабочих дней со дня обнаружения факта неисполнения или ненадлежащего исполнения им обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней в установленный международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании срок.
Направление уведомления (уточнения к уведомлению) после истечения сроков, установленных настоящей статьей, не является основанием для признания такого уведомления (уточнения к уведомлению) незаконным (ч. 16 ст. 73 Федерального закона).
Срок добровольной уплаты таможенных платежей истек 03.08.2020.
Однако в установленный ч. 19 ст. 73 Федерального закона срок уведомление исполнено не было.
В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в срок, указанный в уведомлении, направленном в соответствии с пунктом 3 статьи 55 ТК ЕАЭС, а также в случаях, установленных законодательством государств-членов в соответствии с пунктом 5 статьи 55 ТК ЕАЭС, когда такое уведомление не направляется, таможенный орган, осуществляющий взыскание таможенных пошлин, налогов, принимает меры по взысканию таможенных пошлин, налогов в соответствии с главой 11 ТК ЕАЭС (п.7 ст. 55 ТК ЕАЭС).
Принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов с физических лиц, за исключением индивидуальных предпринимателей, производится в судебном порядке, за исключением случаев, установленных частями 10 и 11 статьи 76 Федерального закона (ч. 5 ст. 71 Федерального закона).
Согласно ч. 8 ст. 71 Федерального закона, предельный срок направления уведомления об уплате таможенных платежей составляет 3 года.
Следовательно, задолженность у ФИО2 по уведомлению от 02.07.2020 № составляет <данные изъяты> руб. (пеня). Пеня рассчитана по ставке 1/360 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации со следующего дня после выпуска товара по день выставления уведомления, т.е. с 12.12.2018 по 02.07.2020 (ч. 10 ст. 72 Федерального закона).
В связи с тем, что задолженность по таможенным платежам в размере <данные изъяты> руб. оплачена поручителем 05.08.2020, то пеня доначислена за период с 03.07.2020 по 05.08.2020 и составили - <данные изъяты> руб. Пеня доначислена по ставке 1/100 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации со следующего дня после вынесения уведомления по день оплаты задолженности по таможенным платежам (ч. 11 ст. 72 Федерального закона).
Таким образом, неуплаченные пени составляют в сумме <данные изъяты>
В соответствии с ч. 3 ст. 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) административное исковое заявление к гражданину или организации, которые в спорных публичных правоотношениях выступают в качестве субъекта, не обладающего административными или иными публичными полномочиями, подается в суд по месту жительства гражданина или по месту нахождения организации, если иное не установлено КАС РФ.
Согласно ч. 1 ст. 34 Налогового кодекса Российской Федерации таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, настоящим Кодексом, иными федеральными законами о налогах, а также иными федеральными законами.
В силу ч. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании таможенных платежей подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Таким образом, при изложенных обстоятельствах у ФИО2 в связи с недоставкой товара возникла обязанность по уплате таможенных платежей и пени.
В связи с тем, что таможенный орган обращается в суд о взыскании задолженности по пени, усматривается наличие спора о праве, в связи с чем, Смоленская таможня обращается в Чухломский районный суд Костромской области в порядке искового производства.
На основании вышеизложенного, Смоленская таможня просила суд взыскать ФИО2 пени в размере <данные изъяты> рублей.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 (по доверенности) требования административного иска поддержала по указанным в административном исковом заявлении основаниям.
Административный ответчик ФИО2 требования административного иска не признал и пояснил, что в ноябре 2018 года он по объявлению в сети Интернет узнал о продаже автомобиля – <данные изъяты>. Он созвонился с продавцом, который сообщил, что автомобиль будет находиться на площадке в гор. Москва. По дороге в Москву ФИО2 по телефону узнал от продавца, что автомобиль находится в гор. Минске. По приезду в гор. Минск выяснилось, что автомобиль находится в Латвии, и что его могут пригнать, при этом заверили, что все документы на автомобиль будут в порядке.
Он заплатил стоимость автомобиля в размере <данные изъяты> рублей и стоимость услуг по его доставке в Россию. Автомобиль перегнали на Смоленскую таможню, где выяснилось, что российского ПТС на автомобиль нет и надо уплатить <данные изъяты> рублей за его растаможку. Такой суммы у ФИО2 не было. ФИО2 подавал заявление в полицию в гор. Минске, но ему пришел ответ, что нарушений со стороны перевозчика нет. На Смоленской таможне сотрудник ООО «<данные изъяты>» предложил перегнать автомобиль на Московскую таможню, пообещав, что оформит российские документы на автомобиль, на что ФИО2 согласился и заключил договор с ООО «<данные изъяты>», а также оплатил стоянку автомобиля. После этого сотрудников ООО «<данные изъяты>» он не видел. Позднее узнал, что автомобиль находится на охраняемой площадке в г. Костроме и числится за Владимирской таможней. На его обращение из Владимирской таможни пришел ответ, что автомобиль имеет статус иностранного товара и подлежит таможенному декларированию. ФИО2 не имеет денежных средств на уплату таможенных платежей, поэтому намерен отказаться от автомобиля. Исковые требования не признает по причине того, что, по его мнению, обязанность уплаты таможенных платежей лежит на ООО «<данные изъяты>».
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные доказательства, суд считает, что требования административного истца подлежат удовлетворению полностью по следующим основаниям:
Согласно ч. 1 ст. 34 Налогового кодекса Российской Федерации таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, настоящим Кодексом, иными федеральными законами о налогах, а также иными федеральными законами.
Из пункта 1 статьи 55 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) следует, что обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов исполняется плательщиком таможенных пошлин, налогов, лицами, которые в соответствии с ТК ЕАЭС, несут с плательщиком таможенных пошлин, налогов солидарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов или, если это предусмотрено законодательством государств-членов, - субсидиарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов.
В соответствии с пунктом 3 статьи 55 ТК ЕАЭС в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов таможенный орган в порядке и сроки, которые устанавливаются законодательством государств-членов, направляет плательщику таможенных пошлин, налогов, а также лицам, которые в соответствии с ТК ЕАЭС несут с плательщиком таможенных пошлин, налогов солидарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов или, если это предусмотрено законодательством государств-членов, - субсидиарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, уведомление о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 статьи 55 ТК ЕАЭС, и случаев, установленных законодательством государств-членов в соответствии с пунктом 5 статьи 55 ТК ЕАЭС.
Частью 1 ст. 30 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ) установлено, что обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней исполняется плательщиком, лицом, несущим с плательщиком солидарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов.
В силу части 1 статьи 73 Федерального закона от 03.08.2018 г. № 289-ФЗ уведомление (уточнение к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней представляет собой извещение плательщика и лица, несущего солидарную обязанность, о суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней, не уплаченных в срок, установленный международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании. Такое уведомление должно содержать сведения о плательщике и (или) лице, несущем солидарную обязанность, о суммах подлежащих уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, о наступившем сроке исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов, о суммах пеней и (или) процентов, начисленных по день формирования уведомления (уточнения к уведомлению) либо по день окончания сроков направления такого уведомления (уточнения к уведомлению) включительно (часть 2 статьи 73 Федерального закона).
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 153 ТК ЕАЭС обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в отношении иностранных товаров, помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита, возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом транзитной декларации. В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС декларант - это лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары.
Пунктом 2 статьи 61 ТК ЕАЭС предусмотрено, что при наступлении обстоятельства, указанного в пункте 5 статьи 153 ТК ЕАЭС (недоставка товара), ввозные таможенные пошлины и налоги подлежат уплате в государстве-члене, таможенным органом которого произведен выпуск товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, если иное не установлено абзацем вторым настоящего пункта или пунктом 3 настоящей статьи.
В соответствии с абзацем 1 пункта 1 статьи 69 ТК ЕАЭС таможенные пошлины, налоги взыскиваются таможенным органом, которым произведен выпуск товаров, или иным таможенным органом, определяемым законодательством о таможенном регулировании государства-члена, в котором произведен выпуск товаров, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 2 и 3 указанной статьи.
В силу положений пунктов 2 и 3 статьи 69 ТК ЕАЭС в случаях, в том числе, определенных пунктом 3 статьи 61 ТК ЕАЭС, или при наступлении обстоятельств, указанных в пункте 5 статьи 153 ТК ЕАЭС, таможенные пошлины, налоги взыскиваются таможенным органом государства-члена, в котором таможенные пошлины и налоги подлежат уплате или на территории которого выявлены такие обстоятельства.
Согласно пункту 3 статьи 74 Федерального закона от 03.08.2018 г. № 289-ФЗ, факт нарушения норм международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и (или) законодательства о таможенном регулировании, влекущее наступление срока исполнения обязанности по уплате таможенных платежей и пеней фиксируется на основании решения таможенного органа по результатам таможенного контроля.
Выявление факта неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных платежей и пеней фиксируется таможенным органом, в том числе, путем заполнения расчета таможенных платежей.
В соответствии с ч. 3 ст. 76 Федерального закона от 03.08.2018 г. № 289-ФЗ при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязанности по уплате таможенных платежей и пеней в установленный ч. 19 ст. 73 Федерального закона срок (15 рабочих дней со дня получения уведомления), таможенный орган направляет гаранту, поручителю требование об уплате денежной суммы по договору поручительства. Требование об уплате денежной суммы по договору поручительства направляется таможенным органом не позднее пятнадцати рабочих дней со дня истечения срока, указанного в части 19 ст. 73 Федерального закона.
Пунктом 4 статьи 57 ТК ЕАЭС установлено, что при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в установленный срок уплачиваются пени. Порядок начисления, уплаты, взыскания и возврата пеней установлен ст. 72 Федерального закона.
В соответствии с ч. 7, 10 и 11 ст. 72 Федерального закона от 03.08.2018 г. № 289-ФЗ пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин начиная со дня, следующего за днем истечения такого срока. Ставка пени принимается равной 1/360 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действующей на день ее применения, если иное не предусмотрено частью 11 статьи 72 Федерального закона.
Ставка пени в размере одной сотой ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действующей на день ее применения, применяется при начислении пеней в случаях, определенных пунктами 4, 5 и 6 части 13 и частью 14 статьи 72 Федерального закона, начиная со дня, следующего за днем формирования уведомления (уточнения к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней.
В соответствии со статьей 73 Федерального закона от 03.08.2018 г. № 289-ФЗ до применения мер по принудительному взысканию таможенных пошлин, налогов таможенный орган выставляет плательщику таможенных пошлин, налогов уведомление об уплате таможенных платежей
Частями 15 и 16 ст. 73 Федерального закона от 03.08.2018 г. № 289-ФЗ установлено, что уведомление должно быть направлено плательщику (лицу, несущему солидарную обязанность) не позднее десяти рабочих дней со дня обнаружения факта неисполнения или ненадлежащего исполнения им обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней в установленный международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании срок.
Направление уведомления (уточнения к уведомлению) после истечения сроков, установленных настоящей статьей, не является основанием для признания такого уведомления (уточнения к уведомлению) незаконным.
В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в срок, указанный в уведомлении, направленном в соответствии с пунктом 3 статьи 55 ТК ЕАЭС, а также в случаях, установленных законодательством государств-членов в соответствии с пунктом 5 статьи 55 ТК ЕАЭС, когда такое уведомление не направляется, таможенный орган, осуществляющий взыскание таможенных пошлин, налогов, принимает меры по взысканию таможенных пошлин, налогов в соответствии с главой 11 ТК ЕАЭС (п.7 ст. 55 ТК ЕАЭС).
Из ст. 71 Федерального закона от 03.08.2018 г. № 289-ФЗ следует, что принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов с физических лиц, за исключением индивидуальных предпринимателей, производится в судебном порядке, за исключением случаев, установленных частями 10 и 11 статьи 76 Федерального закона
Предельный срок направления уведомления об уплате таможенных платежей составляет 3 года.
Из материалов дела следует, что 16.11.2018 года на Краснинский таможенный пост Смоленской таможни под сопровождением охранного предприятия Республики Беларусь поступил товар - седельный тягач <данные изъяты> перемещавшийся в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита по транзитной декларации, оформленной таможенными органами Республики Беларусь №, в адрес получателя - ФИО2 (далее - декларант) (<адрес>
11.12.2018 года товар - седельный тягач <данные изъяты>, помещен под таможенную процедуру таможенного транзита с оформлением таможенной декларации (далее – ТД) № на основании представленных товаросопроводительных документов.
Перевозка указанного товара с использованием ТД № осуществлялась перевозчиком ООО «<данные изъяты>» (далее - перевозчик), отправитель ФИО2, в адрес получателя - <данные изъяты>, Эстония. Срок таможенного транзита по ЭТД № установлен до 14.12.2018 г., местом доставки товаров определен МАПП Бурачки Псковской таможни.
Из письма Псковской таможни № от 28.12.2018 г. в Смоленскую таможню следует, что сведения о доставке товара, перемещавшегося по ЭТД №, отсутствуют.
В центральной базе данных единой автоматизированной информационной системы таможенных органов информация о завершении таможенной процедуры таможенного транзита товара, направленного по ТД №, указанные сведения также отсутствует.
По результатам таможенного контроля Смоленской таможней в отношении перевозчика ООО «<данные изъяты>» принято решение от 14.01.2019 г. № (декларант - ФИО2) об установлении факта недоставки товаров. В адрес ООО «<данные изъяты>» 22.01.2019 г. направлено уведомление о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней от 22.01.2019 г. №.
В результате таможенного контроля также установлено, что между Федеральной таможенной службой (далее - ФТС России) (Кредитор) и ООО «<данные изъяты>» (Поручитель) заключен договор поручительства от 24.04.2018 г. № (регистрационный номер №). Одновременно с этим, ФИО2 заключен договор с ООО «<данные изъяты>» на оказание услуг по обеспечению таможенного транзита от 07.12.2018 г.№
Согласно дополнению от 07.12.2018 г. № к договору поручительства от 24.04.2018 г. № декларантом таможенной процедуры таможенного транзита выступает ФИО2, сумма обеспечения таможенных пошлин, налогов составляет <данные изъяты> руб.
Из Решения по результатам таможенного контроля от 14.01.2019 г. № следует, что нарушителем таможенной процедуры таможенного транзита по ТД № указан перевозчик - ООО «<данные изъяты>», лицом, несущем солидарную ответственность - ООО «<данные изъяты>
Как следует из заявления административного истца, сведения о декларанте таможенной процедуры таможенного транзита, указанные в ТД № и в дополнение к договору поручительства № в указанном Решении внести технически не представлялось возможным, в связи с отсутствием соответствующего поля. Сведения, указанные в данном решении, не подлежат редактированию в части указания верной информации о декларанте (ФИО2), заявленной в графе 50 ТД №, в связи с чем, уведомление о не уплаченных таможенных платежах от 22.01.2019 г. № направлено в адрес перевозчика ООО «<данные изъяты>» и требования кредитора об уплате денежной суммы от 04.03.2019 № направлены в адрес поручителя ООО «<данные изъяты>».
Материалами дела подтверждается, что ООО «<данные изъяты>» требование ФТС России об уплате денежной суммы по договору поручительства от 24.04.2018 г. № в размере <данные изъяты> руб. исполнило в полном объеме, из них: таможенные платежи в размере <данные изъяты> руб. и пени в размере <данные изъяты> руб.
Решением Центрального таможенного управления от 08.05.2020 г. №, действия Смоленской таможни, выразившиеся в направлении в адрес перевозчика ООО «<данные изъяты>» уведомления о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней от 22.01.2019 г. № признаны неправомерными, то есть совершенными в нарушение подпункта 1 пункта 1 статьи 153 ТК ЕАЭС.
В целях реализации вышеуказанного решения Смоленской таможней было вынесено решение по результатам таможенного контроля от 10.06.2020 №, в котором был зафиксирован факт недоставки вышеуказанного товара, перевозимого в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита ФИО2, повлекший наступление срока уплаты таможенных пошлин, налогов (11.12.2018 г. — дата выпуска товара).
Составлен расчет таможенных платежей от 23.06.2020 г. №, на основании которого 02.07.2020 г. выставлено уведомление в отношении ФИО2 №.на сумму подлежащих уплате <данные изъяты> руб., из которой таможенные платежи - <данные изъяты> со сроком уплаты до 03.08.2020 года
Учитывая, что ООО «<данные изъяты>» требование ФТС России об уплате денежной суммы по договору поручительства от 24.04.2018 г. № в размере <данные изъяты> руб. исполнило в полном объеме, из них: таможенные платежи в размере <данные изъяты> руб. и пени в размере <данные изъяты> руб., оставшаяся сумма задолженности по пени составила <данные изъяты> руб.
В связи с тем, что задолженность по таможенным платежам в размере <данные изъяты> руб. оплачена поручителем 05.08.2020 года, таможенным органом была доначислена пеня за период с 03.07.2020 г. по 05.08.2020 года в размере <данные изъяты> руб. Пеня доначислена по ставке 1/100 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации со следующего дня после вынесения уведомления по день оплаты задолженности по таможенным платежам (ч. 11 ст. 72 Федерального закона).
Таким образом, общая сумма неуплаченных пени составила <данные изъяты> и подлежит взысканию с ФИО2, по основаниям, предусмотренным подпунктом 7 пункта 1 статьи 2, подпунктом 1 пункта 1 статьи 153 ТК ЕАЭС, ч. 1 ст. 30, ч.1 ст. 72 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
При этом установленный частью 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации срок на подачу заявления в суд о взыскании таможенных платежей таможенным органом не нарушен..
Доводы административного ответчика ФИО2 о том, что обязанность по уплате таможенных платежей лежит на ООО «<данные изъяты>» суд находит несостоятельными, так как, в силу вышеуказанных требований таможенного законодательства, обязанность по уплате таможенных платежей лежит на декларанте, т.е. лице, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары. В данном случае, согласно представленным суду документам, декларантом таможенной процедуры таможенного транзита является ФИО2 Кроме этого, из представленного административным ответчиком договора об оказании услуг от 30 ноября 2018 года и дополнительного оглашения от 11 декабря 2018 года следует, что ООО «<данные изъяты>» взяло на себя обязательство по доставке транзитного автомобиля и его продаже в Евросоюзе, а не об уплате таможенных платежей при ввозе автомобиля в Российскую Федерацию.
При данных обстоятельствах имеются все предусмотренные таможенным и административным законодательством РФ основания для удовлетворения требований административного иска.
В силу части 3 ст. 89 КАС РФ меры предварительной защиты по административному иску, примененные определением Чухломского районного суда Костромской области от 10 ноября 2020 года, должны быть сохранены до исполнения решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.89, 175-180,290 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Взыскать с ФИО2, <данные изъяты>, в пользу Смоленской таможни Центрального таможенного управления Федеральной таможенной службы РФ задолженность по плате пени в размере <данные изъяты>, начисленных за просрочку уплаты таможенных платежей.
Наложенный определением Чухломского районного суда Костромской области от 10 ноября 2020 года запрет ФИО2 осуществлять регистрационные действия, связанные с отчуждением (продажей, дарением и т.д.) транспортного средства <данные изъяты> - сохранить до полного исполнения настоящего решения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд через Чухломский районный суд Костромской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: Лебедев В.К.
Решение в окончательной форме
принято 29 января 2021 года
1
1