ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-320/2016 от 04.03.2016 Нарьян-марского городского суда (Ненецкий автономный округ)

Дело №2а-320/2016

РЕШЕНИЕименем Российской Федерации

г. Нарьян-Мар 04 марта 2016 года

Нарьян-Марский городской суд Ненецкого автономного округа в составе председательствующего судьи Распопина В.В.,

при секретаре Васильевой А.И.,

с участием прокурора Лудникова П.А.,

представителя административного истца – Попова Г.А.,

административного ответчика Назаренко Ю.М.,

представителя заинтересованного лица ВПП «Единая Россия» - Поповой А.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Избирательной комиссии Ненецкого автономного округа к Назаренко Юрию Михайловичу о признании члена Избирательной комиссии Ненецкого автономного округа с правом решающего голоса систематически не выполняющим свои обязанности,

установил:

Избирательная комиссия Ненецкого автономного округа обратилась в суд с административным исковым заявлением к Назаренко Ю.М. о признании члена Избирательной комиссии Ненецкого автономного округа с правом решающего голоса систематически не выполняющим свои обязанности.

В обоснование заявленных требований ссылается на то, что административный ответчик является членом Избирательной комиссии Ненецкого автономного округа с правом решающего голоса с 2011 года. В соответствии с постановлением Комиссии за административным ответчиком закреплен контроль за источниками поступления, учетом и использованием денежных средств избирательных фондов, фондов референдумов, проверка отчетов кандидатов, избирательных объединений, инициативных групп по проведению групп. Указывает, что Избирательной комиссией Ненецкого автономного округа проведен анализ посещения членами избирательной комиссии с правом решающего голоса ее заседаний в период с 21.01.2014 по 11.12.2015, по результатам которого установлено, что Назаренко Ю.М. за указанный период из 67 заседаний, присутствовал на 13 заседаниях, отсутствовал на 54 заседаниях. При этом, административный ответчик был уведомлен о заседаниях комиссии. Из 54 пропущенных заседаний 47 были пропущены Назаренко Ю.М. без уважительных причин.

Просит признать члена Избирательной комиссии Ненецкого автономного округа с правом решающего голоса Назаренко Ю.М. систематически не выполняющим свои обязанности.

В судебном заседании представитель административного истца Попов Г.А. требования поддержал по доводам и основаниям, изложенным в административном исковом заявлении. Пояснил, что административный ответчик был извещен о времени заседаний комиссии посредством СМС-сообщений, однако на них не являлся, о причинах неявки не сообщал, доказательств уважительности причин неявки не представлял. Указал, что проживание административного ответчика в <адрес> препятствует нормальной деятельности комиссии.

Административный ответчик Назаренко Ю.М. с требованиями не согласился, указав, что действительно получал СМС-сообщения, которыми уведомлялся о заседаниях избирательной комиссии, однако указанные сообщения приходили за день либо два до самих заседаний комиссии, в связи с чем он не имел возможности явится на такие заседания. Указал, что в случае своевременного уведомления являлся бы на заседания комиссии. Также пояснил, что об извещении заблаговременно не просил, о причинах неявки комиссию не уведомлял.

Представитель заинтересованного лица ВПП «Единая Россия» - Попова А.Р. в судебном заседании требования поддержала в полном объеме.

Заинтересованное лицо <адрес> в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом.

Заслушав представителя административного истца, административного ответчика, представителя заинтересованного лица, заключение прокурора, полагавшего, что имеются основания для удовлетворения требовании, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Согласно ст.23 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» избирательные комиссии субъектов - это действующие на постоянной основе коллегиальные государственные органы с пятилетним сроком полномочий, к компетенции которых относятся осуществление контроля за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме, реализация мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов и референдумов, распределение выделенных из бюджета средств на финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов и референдумов и контроль за их целевым использованием, рассмотрение жалоб (заявлений) на решения и действия (бездействие) нижестоящих комиссий и принятие по ним мотивированных решений, осуществление иных отнесенных к их ведению полномочий.

Статус избирательных комиссий субъекта, порядок их формирования, правила (условия) назначения членов таких избирательных комиссий с правом решающего голоса и прекращения, в том числе досрочного, их полномочий закрепляются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации. Правовую основу деятельности избирательных комиссий составляют принципы законности, независимости, коллегиальности и гласности, что прямо вытекает из Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (статьи 3, 20, 28 и 30).

Пунктом 10 статьи 28 Федерального закона № 67-ФЗ установлено, что член комиссии с правом решающего голоса обязан присутствовать на всех заседаниях комиссии.

В соответствии с подпунктом «д» пункта 8 статьи 29 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» полномочия члена комиссии с правом решающего голоса прекращаются немедленно в случае признания члена комиссии решением суда, вступившим в законную силу, на основании заявления соответствующей комиссии систематически не выполняющим свои обязанности.

В соответствии со ст.20 Регламента Избирательной комиссии Ненецкого автономного округа, утвержденного постановлением Избирательной комиссии Ненецкого автономного округа №62-281-4 от 07 февраля 2016 года, член избирательной комиссии с правом решающего голоса обязан присутствовать на всех заседаниях комиссии; заблаговременно информировать секретаря Комиссии о невозможности присутствовать на заседании Комиссии по уважительной причине; выполнять требования законодательства, нормативных актов Комиссии, определяющих правила организации работы комиссии.

Заседание Комиссии является правомочным, если на нем при присутствует большинство от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса (ст.25 Регламента).

В соответствии со ст.29 Регламента члены комиссии извещаются секретарем Комиссии о заседании Комиссии, как правило, заранее до дня заседания.

Установленная обязанность члена избирательной комиссии присутствовать на всех заседаниях избирательной комиссии обусловлена публично-правовой природой полномочий членов избирательных комиссий. Фактически от участия каждого члена избирательной комиссии в работе комиссии зависит правомочность данной избирательной комиссии и, как следствие, возможность наиболее полной реализации избирательных прав граждан.

Судом установлено, что постановлением Губернатора Ненецкого автономного округа от 07.06.2011 №15-пг Назаренко Ю.М., предложенный для назначения в состав избирательной комиссии ВПП «Единая Россия» назначен членом Избирательной комиссии Ненецкого автономного округа с правом решающего голоса.

На основании постановления Избирательной комиссии Ненецкого автономного округа от ДД.ММ.ГГГГ распределены обязанности членов избирательной комиссии с правом решающего голоса.

Также судом установлено, что Назаренко Ю.М. отсутствовал на заседаниях Избирательной комиссии Ненецкого автономного округа: ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ. Указанные обстоятельства подтверждаются представленными протоколами заседаний комиссий и участниками процесса не оспариваются.

Согласно представленной информационной справке о порядке уведомления о заседаниях Избирательной комиссии Ненецкого автономного округа члена Избиратлеьной комиссии НАО с правом решающего голоса Назаренко Ю.М. на указанные выше заседания комиссии административный ответчик уведомлялся посредством направления СМС-сообщений на телефонные номера: +, + и +, за исключением заседаний ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ. Доказательств направления СМС-сообщений на заседания, состоявшиеся в указанные даты суду не представлено, в информационной справке сведения о направлении извещений на указанные даты отсутствуют.

Из пояснений представителя административного истца следует, что обычно уведомление членов избирательной комиссии, в том числе Назаренко М.Ю. происходило посредством направления СМС-сообщений на абонентский номер члена избирательной комиссии за 1-2 дня до заседания комиссии.

Из представленных административным ответчиком СМС-сообщений также следует, что Назаренко М.Ю. уведомлялся о времени заседания избирательной комиссии на ДД.ММ.ГГГГ в 10.00 – сообщением от ДД.ММ.ГГГГ в 15:00, на ДД.ММ.ГГГГ в 15.00 – сообщением от ДД.ММ.ГГГГ, на ДД.ММ.ГГГГ в 16.00 – сообщением от ДД.ММ.ГГГГ, на ДД.ММ.ГГГГ – сообщением от ДД.ММ.ГГГГ в 11.25. В СМС-сообщениях содержалась просьба подтвердить присутствие на заседании комиссии.

Административный ответчик в судебном заседании подтвердил получение всех перечисленных информационной справке о порядке уведомления о заседаниях Избирательной комиссии Ненецкого автономного округа члена Избирательной комиссии НАО с правом решающего голоса Назаренко Ю.М. СМС-сообщений за один-два дня до заседания комиссии. Также подтвердил принадлежность ему указанных телефонных номеров. Указал, что в комиссию с заявлениями о заблаговременном извещении его о заседаниях комиссии не обращался, о причинах невозможности явится на такие заседания не сообщал.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что административный ответчик, будучи извещенным о времени заседания комиссии без наличия на то уважительных причин неоднократно (более 10 раз) отсутствовал на заседаниях Избирательной комиссии Ненецкого автономного округа. Кроме того, Назаренко Ю.М. не была исполнена обязанность по извещению секретаря Комиссии о невозможности присутствовать на заседании Комиссии по уважительной причине.

При этом, из заявления Назаренко М.Ю. от 19.04.2011 следует, что положения норм права, регламентирующих деятельность членов избирательной комиссии ему известен.

Довод административного ответчика о том, что он не мог явится на заседания комиссии в связи с несвоевременным извещением судом во внимание не принимается. Как установлено судом выше, отсутствуют доказательства извещения Назаренко М.Ю. на 27 заседаний комиссии. В остальных случаях, административному ответчику направлялись уведомления о дате и времени заседания избирательной комиссии, что не отрицается административным ответчиком, в связи с чем он был обязан явится на такие заседания комиссии либо сообщить о невозможности своей явки, что Назаренко М.Ю. сделано не было.

То обстоятельство, что Назаренко М.Ю. извещался о заседаниях комиссии за один-два дня до заседания избирательной комиссии действующим нормам права не противоречит. Из прямого толкования ст.29 Регламента члены комиссии извещаются секретарем комиссии о заседании, как правило, до дня заседания. Указанная обязанность секретарем комиссии была исполнена, извещения имели место до дня заседания. Какой-либо больший срок для извещения членов избирательной комиссии действующими нормами права, а равно последствия несвоевременного извещения члена комиссии о времени заседания не установлены. Факт проживания административного ответчика в другом регионе в указанном случае правового значения не имеет.

При этом суд также учитывает, что до сентября 2014 года административный ответчик проживал на территории Ненецкого автономного округа, однако до указанного времени также имело место отсутствие Назарено М.Ю. на заседаниях комиссии.

С учетом изложенного, суд приходит о признании члена Избирательной комиссии Ненецкого автономного округа с правом решающего голоса Назаренко Ю.М. систематически не выполняющим свои обязанности, в связи с чем требования административного истца подлежат удовлетворению.

На основании ст.114 КАС РФ с административного ответчика в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.

Руководствуясь ст.175-180, 244 КАС РФ, суд

решил:

требования Избирательной комиссии Ненецкого автономного округа к Назаренко Юрию Михайловичу о признании члена Избирательной комиссии Ненецкого автономного округа с правом решающего голоса систематически не выполняющим свои обязанности удовлетворить.

Признать члена Избирательной комиссии Ненецкого автономного округа с правом решающего голоса Назаренко Юрия Михайловича систематически не выполняющим свои обязанности.

Взыскать с Назаренко Юрия Михайловича в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей (Триста рублей) 00 копеек.

Решение может быть обжаловано в суд Ненецкого автономного округа в течение месяца с момента составления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Нарьян-Марский городской суд.

Председательствующий подпись В.В.Распопин

Копия верна, судья В.В.Распопин