№ 2а-320/2022
44RS0027-01-2022-000368-52
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
7 апреля 2022 года г. Волгореченск
Нерехтский районный суд Костромской области в составе председательствующего судьи Соловьёвой Н.Б., при секретаре Ларионовой И.В., с участием административного истца – заместителя прокурора г. Волгореченска Воронина Р.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора г. Волгореченска Костромской области в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации, размещённой в сети Интернет, информацией распространение которой на территории Российской Федерации запрещено,
установил:
Прокурор г. Волгореченска Костромской области в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском о признании информации запрещенной, мотивируя следующим. Прокуратурой г. Волгореченска в рамках осуществления надзора за природоохранным законодательством проведен мониторинг сети Интернет, в ходе которого выявлены факты наличия на отдельных сайтах информации, запрещенной к распространению в Российской Федерации. Действующим законодательством предусмотрена ответственность за добычу (вылов) водных биологических ресурсов с применением электротока, либо иных способов массового истребления указанных водных животных и растений. Предоставление доступа к информации с использованием информационно-коммуникационных услуг сетей, в том числе сети Интернет, содержащей сведения о деяниях, за совершение которых законодательством предусмотрена уголовная или административная ответственность, фактически является распространением запрещенной информации. Предоставление доступа к информации с использованием информационно-коммуникационных услуг сетей, в том числе сети Интернет, содержащей сведения о деяниях, за совершение которых законодательством предусмотрена уголовная или административная ответственность фактически является распространением запрещенной информации. Материалы, размещенные на сайтах: (данные изъяты)
(данные изъяты)
(данные изъяты), направлены на неограниченный круг лиц, вход на указанные сайты свободный, не требует пароля, ознакомиться с их содержанием может любой интернет-пользователь, свободный доступ к таким сайтам пропагандирует противоправное поведение, побуждает граждан к нарушению закона. В ходе мониторинга установлено, что на указанных сайтах содержится информация, запрещенная для распространения. Содержащаяся на страницах информация противоречит целям и задачам действующего законодательства в сфере охраны окружающей среды. В целях ограничения доступа граждан к интернет-страницам, расположенным по адресам (данные изъяты)
(данные изъяты)
(данные изъяты) необходимо внести указанные страницы в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просит признать информацию, размещенную на интернет-страницах, расположенных по адресам (данные изъяты) информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В судебном заседании административный истец – заместитель прокурора г. Волгореченска Костромской области Воронин Р.А. уточнил, что исковые требования поддерживает в части запрещенной информации, размещенной на интернет-сайте по адресу: (данные изъяты) На указанном интернет – ресурсе размещена информация о возможности приобретения электроловильных систем и устройств, состоящих из электрических генераторов сигналов.
Заинтересованное лицо – представитель Управления Роскомнадзора по Костромской области в судебное заседание не явился, руководитель Управления ФИО1 просил рассмотреть дело в отсутствие представителя Управления, направил в суд отзыв на иск, в котором указано, что в соответствии со статьей 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149‑ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Федеральный закон № 149-ФЗ) создана и ведется единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее – Единый реестр). В соответствии с Положением о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденным постановлением Правительства РФ от 16.03.2009 года № 228 и Положением об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Костромской области, утвержденного приказом Роскомнадзора от 25.01.2016 № 21, полномочия по созданию, формированию и ведению Единого реестра отнесены к компетенции Роскомнадзора. Частью 5 статьи 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ предусмотрены следующие основания включения сведений в Единый реестр: решения уполномоченных Правительством Российской Федерации федеральных органов исполнительной власти, принятые в соответствии с их компетенцией в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в отношении распространяемых посредством сети «Интернет»; вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено. На момент написания отзыва доступ на интернет – ресурсе : (данные изъяты)/ размещена информация об электроудочках. Данный интернет – ресурс в Единый реестр не включен.
Выслушав административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 2 ФЗ от 27.07.2006 года №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
В соответствии с п. 1 ст. 9 Федерального закона от 27.07.2006 года №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно п.п. 1, 6 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 года №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
На основании п.4 ч.1 ст.26 Федерального закона от 20.12.2004 года №166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» в целях обеспечения сохранения водных биоресурсов и их рационального использования могут устанавливаться ограничения рыболовства на виды и количество разрешаемых орудий и способов добычи (вылова) водных биоресурсов.
В целях сохранения водных биоресурсов и среды их обитания запрещается ввоз на территорию Российской Федерации рыболовных сетей из синтетических материалов, электроловильных систем (ч.4 ст.26 указанного закона).
Статьей 43.1 ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» предусмотрено, что основой осуществления рыболовства и сохранения водных биоресурсов являются Правила рыболовства, которые устанавливают виды разрешенного рыболовства; нормативы, включая нормы выхода продуктов переработки водных биоресурсов, в том числе икры, а также параметры и сроки разрешенного рыболовства; ограничения рыболовства и иной деятельности, связанной с использованием водных биоресурсов; требования к сохранению водных биоресурсов.В соответствии с Перечнем запрещенных к ввозу на территорию Российской Федерации орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 20.08.2009 года №694, к запрещенным товарам относятся электроловительные системы и устройства, состоящие из электрических генераторов сигналов, с подсоединенными проводами и аккумулятором (батарей), совместно выполняющие функцию добычи (вылова) водных биологических ресурсов посредством электрического тока.
Статья 256 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за незаконную добычу (вылов) водных биологических ресурсов, если это деяние совершено с применением самоходного транспортного плавающего средства или взрывчатых и химических веществ, электротока или других запрещенных орудий и способов массового истребления водных биологических ресурсов.
Статьями 8.17 и 8.37 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение правил и требований, регламентирующих рыболовство во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации или открытом море и нарушение правил охоты, правил, регламентирующих рыболовство и другие виду использования объектами животного мира.
В соответствии с ч. 5 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
В соответствии с положениями ст. 15.1 ФЗ № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - реестр). В реестр включаются: доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Основаниями для включения в реестр сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (п.2 ч.5 ст.15.1 ФЗ №149).
Полномочия по созданию, формированию и ведению единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - единый реестр) осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (п.п. 5.1.7 п. 5 Постановления Правительства РФ от 16.03.2009 года № 228 «О Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций» (вместе с «Положением о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций»).
Согласно п. 9 Постановления Правительства РФ от 26.10.2012 года № 1101 «О единой автоматизированной информационной системе «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (вместе с «Правилами создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», «Правилами принятия уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти решений в отношении отдельных видов информации и материалов, распространяемых посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», распространение которых в Российской Федерации запрещено») федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и (или) оператор реестра в течение суток со дня получения вступившего в законную силу решения суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной информацией, либо в течение суток с момента поступления в электронном виде (в рамках системы взаимодействия) информации о решении, принятом уполномоченным органом, о признании информации запрещенной информацией вносят в единый реестр реестровую запись, содержащую доменное имя и (или) указатель страницы сайта в сети «Интернет», содержащего запрещенную информацию; описание выявленной запрещенной информации, позволяющее ее идентифицировать, включая (если имеется) ее название.
Административным истцом представлены доказательства, подтверждающие размещение на интернет-сайте по адресу: (данные изъяты) информации о способах приобретения электроудочек (электролова), использование которых влечет нарушение установленных правил рыболовства.
Размещение данной информации на указанном сайте на момент рассмотрения дела в суде подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами.
Наличие в свободном доступе на Интернет-ресурсе по электронному адресу: (данные изъяты)/ указанных материалов нарушает права неопределенного круга лиц, способствует формированию в обществе мнения о возможности безнаказанного совершения экономических преступлений с целью удовлетворения собственных потребностей, подрывает авторитет государственной власти Российской Федерации и действующих законов.
Таким образом, административный иск подлежит удовлетворению.
Поскольку замедление исполнения решения, являющегося основанием для ограничения доступа к сайту, может причинить значительный ущерб публичным интересам, суд полагает необходимым решение обратить к немедленному исполнению путем направления его копий в Роскомнадзор и территориальное управление для включения в Единый реестр в установленном порядке.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 188, 265.5 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск прокурора г. Волгореченска в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации запрещенной удовлетворить.
Признать информацию, размещенную в информационно-телекоммуникационной сети на интернет-сайте по адресу: (данные изъяты) запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Решение обратить к немедленному исполнению путем направления его копии в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), Управление Роскомнадзора по Костромской области для включения интернет-сайта в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Нерехтский районный суд Костромской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Н.Б. Соловьёва