ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3211/2021 от 20.06.2022 Свердловского районного суда г. Костромы (Костромская область)

Дело № 2а-857/2022

УИД 44RS0001-01-2021-005843-24

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 июня 2022 года

Свердловский районный суд г. Костромы в составе судьи Скрябиной О.Г., при секретаре Волнухине Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Комитету по строительству, транспорту и дорожной деятельности Администрации города Костромы, Управлению жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Костромы об оспаривании решений о согласовании переустройства центрального отопления жилого дома,

Установил:

ФИО1 обратилась в суд с административным иском. С учетом уточнений просит:

1. Признать незаконным Решение Управления жилищно-коммунального хозяйства и капитального строительства Администрации от . о согласовании переустройства центрального отопления жилого помещения (квартиры) , расположенного в многоквартирном жилом доме по адресу: , выразившееся в нарушении права ФИО1 на общее имущество в многоквартирном доме (центральную систему отопления), принадлежащее ей на праве общей долевой собственности как собственнику жилого помещения (квартиры) в многоквартирном доме, расположенном по адресу: .

2. Признать незаконным Решение Управления жилищно-коммунального хозяйства и капитального строительства Администрации от . о согласовании переустройства центрального отопления жилого помещения (квартиры) , расположенного в многоквартирном жилом доме по адресу: , выразившееся в нарушении права ФИО1 на общее имущество в многоквартирном доме (центральную систему отопления), принадлежащее ей на праве общей долевой собственности как собственнику жилого помещения (квартиры) в многоквартирном доме, расположенном по адресу: .

3. Признать незаконным Решение Управления строительства и капитального ремонта Администрации от о согласовании переустройства центрального отопления жилого помещения (квартиры) , расположенного в многоквартирном жилом доме по адресу: , выразившееся в нарушении права ФИО1 на общее имущество в многоквартирном доме (центральную систему отопления), принадлежащее ей на праве общей долевой собственности как собственнику жилого помещения (квартиры) в многоквартирном доме, расположенном по адресу: .

4. Обязать Комитет по строительству, транспорту и дорожной деятельности Администрации отменить Решение от о согласовании переустройства центрального отопления жилого помещения (квартиры) , расположенного в многоквартирном жилом доме по адресу: .

5. Обязать Комитет по строительству, транспорту и дорожной деятельности Администрации отменить Решение от о согласовании переустройства центрального отопления жилого помещения (квартиры) , расположенного в многоквартирном жилом доме по адресу: .

6. Обязать Комитет по строительству, транспорту и дорожной деятельности Администрации отменить Решение от о согласовании переустройства центрального отопления жилого помещения (квартиры) , расположенного в многоквартирном жилом доме по адресу: .

Свои требования мотивирует следующим.

Истец является собственником жилого помещения (квартиры) в многоквартирном жилом доме по адресу (далее МКД). Тип внутридомовой системы отопления МКД в соответствии с проектом - центральная. В ... гг. Администрация разрешила переоборудование жилых помещений (квартир) №, кв. в МКД на отопление с применением индивидуальных источников тепловой энергии (далее АОГВ). Собственники квартир №, 82, 91 кв. не получали согласия на переоборудование центральной отопительной системы МКД у собственников других помещений (жилых, нежилых) и действовали самовольно, поэтому о факте переоборудования на АОГВ указанных квартир истец узнала лишь из разъяснений компании ПАО «ТГК-2», когда стала выяснять причину завышения расчетов за отопление по моей квартире . Т.к. применение смешанного типа внутридомовой системы отопления (одновременное применение центрального отопления и АОГВ) в многоквартирных жилых домах не предусмотрено формулами расчета в Постановлении Правительства РФ от N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», то решения Администрации о переоборудовании центральной отопительной системы МКД на смешанный тип привели к тому, что на меня возложена обязанность излишне оплачивать отопление по квартире истца . Кроме того, изъятие части центральной отопительной системы привело к нарушению теплового баланса МКД, вследствие чего, собственники помещений МКД были вынуждены оплатить утепление внешней стены МКД. Истец считает, что решения Администрации города Костромы, разрешающие переоборудование жилых помещений (квартир) №, , кв. на АОГВ должны быть отменены, и центральная система отопления в МКД должна быть восстановлена.

В ходе рассмотрения дела к участию в нем в качестве административных соответчиков были привлечены Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Костромы и Комитет по строительству, транспорту и дорожной деятельности Администрации города Костромы; в качестве заинтересованных лиц: Государственная жилищная инспекция Костромской области, ФИО2 и ФИО3 (собственники ), ФИО4 и ФИО5 (собственники ), ФИО6 (собственник ).

В судебном заседании административный истец ФИО1 свои требования поддержала по указанным в иске основаниям, просила требования удовлетворить. Пояснила следующее. На момент покупки квартиры в МКД, расположенном по адресу: система отопления была полностью центральная. Стартовой точкой моего расследования послужили завышенные, как ей показалось, расходы на коммунальную услугу «отопление». Истец запросила в ПАО «ТГК-2» причину расхождений в расчетах по формуле и получила ответ ГИС ЖКХ от , что расхождение связано с тем, что в МКД есть квартиры с АОГВ. Сам по себе факт наличия АОГВ ничего не говорил о законности или незаконности появления АОГВ, поэтому никаких оснований делать вывод о нарушении прав не было, потому что требовалось изучить комплект разрешительной документации. Административный ответчик пояснил суду, что платежки поступали ежемесячно, поэтому истец могла бы узнать о существовании АОГВ в МКД из содержания платежки. Данное утверждение не доказано, так как на примере платежки по квартире за май ... г. можно убедиться, что площадь АОГВ не указана отдельной строкой - указана только общая площадь МКД. В качестве обоснования расчетов ПАО «ТГК-2» предоставила письмо ООО «Новатэк- Кострома» от о наличии АОГВ в квартирах , ПАО «ТГК-2» и ООО «Новатэк-Кострома» не являются государственными компаниями, поэтому не образовывалась причинно-следственная связь, что имеются нарушения моих прав в сфере публичных правоотношений. истец обратилась в Государственную жилищную инспекцию по Костромской области (далее ГЖИ) обращение за разъяснениями причин отсутствия информации об АОГВ в Государственной информационной системе жилищно- коммунального хозяйства (далее ГИС ЖКХ). В карточке ГИС ЖКХ по МКД, расположенном по адресу: указано: п.4.3 Тип внутридомовой системы отопления - центральная; п.8.2 Тип внутридомовой инженерной системы газоснабжения - центральное, при этом информация об АОГВ отсутствует. от ГЖИ получен ответ о том, что размещение информации о наличии в отдельно взятых квартирах автономного отопления, горячего водоснабжения (АОГВ), при наличии централизованной подачи в МКД вышеуказанных коммунальных услуг системой ГИС ЖКХ не предусмотрено. Таким образом, довод Административного ответчика о том, что истец должна была узнать о наличии АОГВ в МКД не находит доказательств ни в платежках, ни в системе ГИС ЖКХ. Иными словами, отсутствует источник получения информации, из которого собственники в МКД, в том числе истец, могли бы узнать о появлении в МКД квартир с АОГВ. от Администрации города Костромы получен ответ , что есть разрешения только по квартирам , В ответе также указано, что по квартирам , разрешения отсутствуют. Копии разрешений с основаниями выдачи не прилагались, per. номера разрешений в ответе не указаны. Таким образом, из ответа Администрации не следовало нарушения прав истца. Кроме того, на тот момент еще не была завершена проверка ГЖИ по расчетам за отопление. Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Административное исковое подано через ГАС «Правосудие» , per. номер RS0. Таким образом, события, начиная со происходили в пределах срока исковой давности, указанного в ч. 1 ст. 219 КАС РФ. получен ответ Администрации с номерами решений по квартирам , получен ответ ГЖИ с результатом внеплановой документарной проверки: выявлено отсутствие разрешительных документов только по квартире , выдано предписание об устранении нарушения. получен ответ ПАО «ТГК-2» с подтверждением, что в связи с отсутствием разрешения по квартире на переустройство на АОГВ выполнен перерасчет, детализация приложена. Платежка за май ... г. (сформирована в июне ... г.) является доказательством возврата излишне уплаченных мной денежных средств по квартире истцом направлен запрос в Минстрой России , на который получен ответ с разъяснениями. получен ответ ГЖИ , где указано, что состав и комплектность разрешительных документов по переустройству квартир , не проверялась. Также в ответе меня пригласили в ГЖИ для ознакомления с результатами проверки. После ознакомления с результатами проверки истец пришла к следующим выводам: 1. Нарушен конституционный принцип равенства при расчете оплаты за отопление, и нарушение длящееся, так как повторяется каждый отопительный сезон. 2. Ее права собственника на общее имущество (центральную систему отопления) нарушены вследствие действий Административного ответчика и нарушение моих прав относится к сфере публичных правоотношений. Административное исковое подано Согласно проектам по квартирам ,62 монтаж АОГВ осуществляется путем пробивания отверстий в несущих стенах, перекрытиях и крыше МКД, также выполняется демонтаж части системы центрального отопления. Таким образом, проекты доказывают факт присоединения общего имущества МКД (затронуты перекрытия, крыша и центральная система отопления) и его уменьшения (демонтаж части центральной системы отопления, проделаны дыры в перекрытиях и крыше). Каждый комплект разрешительной документации о переустройстве жилого помещения (квартиры) в МКД на АОГВ, помимо Заявления на оказание услуги, Решения по заявлению и Распоряжения органа местного самоуправления, должен содержать проект реконструкции и согласие 100% собственников всех помещений в МКД. С полными комплектами разрешительной документации по квартирам , я смогла ознакомиться только в октябре ... г. в ходе судебного разбирательства. Анализ комплектов разрешительной документации показал: 1. Квартира : проект «переустройства»; в протоколе собрания собственников от имеется согласие только 17 (семнадцати) собственников. В МКД ... квартира и до ... собственников. Собрание не было правомочно так как не достигнут ни один из возможных по ЖК РФ вариантов кворума: ни 50%, ни две трети, ни 100%. 2. Квартира : проект отсутствует, протокол собрания собственников отсутствует. 3. Квартира : проект «реконструкции»; ФИО и подпись Административного истца сфальсифицированы и это доказано судебной экспертизой. Администрация города Костромы не соблюдала требования законодательства при согласовании переоборудования (реконструкции) центральной системы отопления в МКД выдала разрешения по следующим жилым помещениям (квартирам): квартира , площадью ... кв.м., выдано разрешение от квартира , площадью 102,7 кв.м., выдано разрешение от ; квартира , площадью ... кв.м., выдано разрешение от Далее обеспечивающая отопление организация в своих действиях по расчетам за отопление основывалась на решениях Администрации города Костромы, выданных собственникам квартир №, 82,91. До всех других собственников помещений в МКД информация об уменьшении размера общего имущества и, как следствие, об изменении расчетов за отопление не была доведена. Негативный эффект от переоборудования указанных выше жилых помещений (квартир) на АОГВ стал проявляться по нарастающей, то есть по мере выдачи разрешений на переоборудование квартир, а именно: «вдруг» стал нарушаться тепловой баланс всего МКД. В одних квартирах, как у истца, в отопительный сезон температура в помещении стала доходить до +28 градусов; в других, как у соседки истца, - стала снижаться до +18 градусов. Итогом негативного эффекта явилась необходимость утепления фасада МКД, но причина, повлекшая необходимость утепления фасада. В ... г. были выполнены работы по утеплению фасада МКД , работы выполняли ООО «УК Добродел» и ООО «СК Кровля» на средства фонда капитального ремонта (100% средства собственников МКД), и стоимость работ составила .... Информация размещена в ГИС ЖКХ. В феврале ... г. истец обратила внимание на завышенные расчеты за отопление в платежных документах от ПАО «ТГК-2». Мои расчеты на основании формулы из Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 указывали, что оплачиваемая (за отопление) площадь не совпадает с площадью помещений в МКД, разница составляла около 350 кв.м.

Представитель административного истца ФИО1 по доверенности специалист с высшим юридическим образованием ФИО7 доводы, изложенные в административном исковом заявлении, дополнительных обоснованиях к административному исковому заявлению и уточненном исковом заявлении поддержал, требования административного истца полагает обоснованными и подлежащими удовлетворению. Указал какими нормами руководствуется сторона истца, заявляя иск. А именно. В соответствии с ч.15 ст.14 Федерального закона «О теплоснабжении» от 27.07.2010 N 190-ФЗ запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения. Таким образом, отсоединение об общей системы отопления путем изъятия её части считается переоборудованием (реконструкцией) общего имущества МКД. В соответствии с ч. 3 п. 1 ст. 36 ЖК РФ истцу, как собственнику жилого помещения (квартиры) в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме МКД, а именно, крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и другое оборудование (в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенные для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме), находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения. Кроме того, согласно п. 1 ст. 290 ГК РФ собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры. В соответствии с п. 3. ст. 36 ЖК РФ уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции. Согласно подпункту «в» пункта 35 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», потребитель не вправе самовольно демонтировать или отключать обогревающие элементы, предусмотренные проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом. Указанные выше положения ЖК РФ, ГК РФ, 190-ФЗ и Постановления Правительства №354 действовали в ... гг. и продолжают действовать, следовательно, при согласовании разрешения на переоборудование центральной системы отопления в МКД Администрация города Костромы была обязана отказать собственникам квартир №, в связи с отсутствием документально подтвержденного согласия всех собственников помещений в МКД, а также в связи с отсутствием согласованного проекта реконструкции внутренних инженерных систем отопления всего МКД в целом. В соответствии с ч. 1 ст. 12 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 02.03.2007 N 25-ФЗ муниципальный служащий обязан соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, устав муниципального образования и иные муниципальные правовые акты и обеспечивать их исполнение. Вместе с тем, представителем заявлено наличии в действиях заинтересованного лица ФИО6 признаков уголовного преступления, в связи с чем просил вынесении по данному факту частное определение.

Представитель административного ответчика Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации по доверенности специалист с высшим юридическим образованием ФИО8 в судебном заседании требования истца не признала, полагал вынесенные решения о согласовании законными. Заявила о пропуске административным истцом срока исковой давности по заявленным требованиям.

Представитель административного ответчика Комитета по строительству, транспорту и дорожной деятельности Администрации города Костромы по доверенности специалист с высшим юридическим образованием ФИО9 требования административного истца не признала, полагала их не обоснованными и не подлежащими удовлетворению. Заявила о пропуске административным истцом срока на обращение в суд с оспариванием выданных в ... годах Согласований на переустройство системы отопления в доме по . Так же указала на то, что в данном случае имело место переустройство системы отопления, а не переоборудование, как указывает административный истец. И разрешение соответственно выдавалось на переустройство при наличии предоставленных необходимых согласований. Вместе с тем, указала, что требования, указанные в пунктах 4-6 уточненного иска не могут быть исполнены Комитетом, поскольку такие полномочия у Комитета отсутствуют.

Заинтересованное лицо ФИО6 пояснила, что является собственником в . В ... году с разрешения Администрации города Костромы она в своей квартире провела переустройство системы отопления на АОГВ. Полагает, что данное переустройство прав административного истца не затрагивает. Так же пояснила, что всей документацией занималось доверенное лицо, и о том при каких обстоятельствах была получена подпись ФИО1 ей не известно.

Заинтересованные лица ФИО2, ФИО10, ФИО4 и ФИО5 в судебном заседании не участвуют, извещались. Н-вы причины своей неявки суду не сообщили. К-вы направили в суд своего представителя с доверенностью ФИО11

Представитель заинтересованных лиц ФИО12, ФИО5 и ФИО4 по доверенности / устному ходатайству специалист с высшим юридическим образованием ФИО11 в судебном заседании требования административного истца полагала не обоснованными и не подлежащими удовлетворению. Требования законодательства, действующие на момент согласования переустройства системы отопления в квартирах заинтересованных лиц с центрального на АОГВ, были заинтересованными лицами соблюдены. Разрешения на переустройство были выданы в соответствии с законом. Так же поддержала ходатайство административных ответчиков о пропуске административным истцом срока исковой давности. Полагает, что исчислять данный срок необходимо с момента когда ФИО1 узнала о нарушении своего права, а именно с момента когда ФИО1 поступила первая квитанция с повышением оплаты за отопление.

Заинтересованное лицо Государственная жилищная инспекция Костромской обалсти в судебное заседание своего представителя не направила, извещались о времени и месте судебного заседания, просят рассмотреть дело в отсутствие своего представителя, решение суда оставляют на усмотрение суда.

С согласия участников процесса дело рассмотрено при имеющейся явке.

Выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

Часть 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суде.

Каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами (статья 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

В силу положений части 6 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда.

В соответствии со статьей 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его пользования, которые установлены этим Кодексом.

Судом установлено, что административный истец ФИО1 на основании договора купли-продажи от является собственником кв. в Свидетельство о государственной регистрации права выдано (л.д.49 т.1).

Собственником кв. в указанном доме является Жукова (до вступления в брак ...) Е.В.; собственником кв. в указанном доме являются ФИО4 и ФИО5; собственниками кв в указанном доме являются ФИО2 и ФИО10

Вышеуказанный жилой дом подключен к сети центрального отопления.

С целью проведения переустройства жилого помещения ... (ФИО13) Е.В. обратилась в администрацию муниципального образования г. Кострома с заявлением о согласовании переустройства жилого помещения путем установки в нем индивидуального отопления.

Решением исполнительного органа от переустройство и (или) перепланировка жилого помещения в было согласовано (акт приемки жилого помещения от ).

С целью проведения переустройства жилого помещения собственники кв обратились в администрацию муниципального образования г. Кострома с заявлением о согласовании переустройства жилого помещения путем установки в нем индивидуального отопления.Решением исполнительного органа от переустройство и (или) перепланировка жилого помещения в было согласовано (акт приемки жилого помещения от ).

С целью проведения переустройства жилого помещения собственники обратились в администрацию муниципального образования с заявлением о согласовании переустройства жилого помещения путем установки в нем индивидуального отопления.

Решением Управления жилищно-коммунального хозяйства и капитального строительства Администрации города Костромы от переустройство и (или) перепланировка жилого помещения в было согласовано.

На момент выдачи решений, отраслевым органом Администрации города Костромы, уполномоченным на осуществление полномочий в сфере согласования переустройства и (или) перепланировки жилых помещений в ... и в ... году являлось Управление жилищно-коммунального хозяйства и капитального строительства Администрации города Костромы, в ... году – Управление строительства и капитального ремонта Администрации города Костромы.

Полагая, что указанные решения исполнительного органа местного самоуправления по согласованию переустройства жилых помещений в в нарушают права административного истца, ФИО1 обратилась в суд с настоящим иском.

В соответствии со ст. 59 КАС РФ Доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела (ч.1). В качестве доказательств допускаются объяснения лиц, участвующих в деле, и показания свидетелей, полученные в том числе путем использования систем видеоконференц-связи, системы веб-конференции, а также письменные и вещественные доказательства, аудио- и видеозаписи, заключения экспертов (ч.2).

В силу норм ст. 62 КАС РФ Лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом (ч.1). Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия), но обязаны: 1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие); 2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, актом, содержащим разъяснения законодательства и обладающим нормативными свойствами, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения; 3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований (ч.2).

В силу части 1 статьи 25 Жилищного кодекса Российской Федерации переустройство помещения в многоквартирном доме представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме.

Частью 1 статьи 26 указанного Кодекса предусмотрено, что переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.

Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении", данный Федеральный закон устанавливает правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций.

Как указано в пункте 20 статьи 2 данного Федерального закона, схема теплоснабжения - документ, содержащий предпроектные материалы по обоснованию эффективного и безопасного функционирования систем теплоснабжения поселения, городского округа, их развития с учетом правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и утверждаемый правовым актом, не имеющим нормативного характера, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, или органа местного самоуправления.

Частью 15 статьи 14 названного Федерального закона предусмотрено, что запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.

Данная норма носит отсылочный характер и, действительно устанавливает запрет на использование индивидуальных квартирных источников тепловой энергии только в том случае, если такие источники тепловой энергии включены в перечень, определенный в пункте 44 Правил подключения к системам теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 года N 307.

Так, в перечень индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, которые запрещается использовать для отопления жилых помещений в многоквартирных домах при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения, входят источники тепловой энергии, работающие на природном газе.

Вместе с тем, следует учитывать, что система отопления многоквартирного дома представляет единую систему, состоящую из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии и другого оборудования, расположенного на этих сетях.

Действующее нормативно-правовое регулирование не предусматривает возможности перехода одного или нескольких жилых помещений в многоквартирном доме с центральным теплоснабжением на иной вид индивидуального отопления.

Из взаимосвязанных положений статей 2, 29, 36 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" следует, что система инженерно-технического обеспечения, предназначенная в том числе для выполнения функций отопления, должна соответствовать требованиям проектной документации в целях обеспечения требований безопасности зданий и сооружений в процессе эксплуатации, при этом требования к параметрам микроклимата в зависимости от назначения зданий или сооружений, условий проживания или деятельности людей в помещениях определяются в строительных и санитарно-эпидемиологических нормах и правилах.

Система инженерно-технического обеспечения - одна из систем здания или сооружения, предназначенная для выполнения функций водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, газоснабжения, электроснабжения, связи, информатизации, диспетчеризации, мусороудаления, вертикального транспорта (лифты, эскалаторы) или функций обеспечения безопасности (подпункт 21 пункта 2 статьи 2 указанного ФЗ); параметры и другие характеристики систем инженерно-технического обеспечения в процессе эксплуатации здания или сооружения должны соответствовать требованиям проектной документации.

Таким образом, проект переустройства должен соответствовать строительным нормам и правилам проектирования и быть согласованным с теплоснабжающей организацией, так как затрагивает общедомовую инженерную систему отопления.

Постановлением Администрации города Костромы от утверждено Начало разработки схемы теплоснабжения на период ... годов.

Решением Думы города Костромы от утверждена Программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры городского округа на ... годы" (разделом 2.7.3. Система теплоснабжения).

Постановлением Администрации города Костромы от утверждена актуализированная редакция Схемы теплоснабжения МО "" до 2028 года (далее - Схема теплоснабжения), выполненная в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 года N 154 "О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения". В соответствии с требованиями постановления определены перспективные показатели потребления тепловой энергии муниципального образования до 2028 года.

Согласно данной схеме в городе имеются автономные источники тепловой энергии, их перечень приведен в таблице 2.2.1. в зоне индивидуальных источников тепловой энергии отсутствует.

Так, Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что содержащаяся в части 15 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" норма, направлена на обеспечение надежности и безопасности системы теплоснабжения многоквартирных жилых домов, к нарушению которой может приводить использование некоторых видов индивидуальных квартирных источников тепловой энергии (Определения от 17 ноября 2011 года N 1514-О-О, от 25 января 2012 года N 199-О-О, от 21 марта 2013 года N 457-О, от 17 июля 2014 года N 1681-О и другие).

Согласно правовой позиции, изложенной в Решении Верховного Суда Российской Федерации от 07 мая 2015 года, принятому по делу N АКПИ15-198 и оставленному в силе Апелляционным Определением Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 27 августа 2015 года N АПЛ15-330, предусмотренный частью 15 статьи 14 Федерального закона "О теплоснабжении" запрет, установлен в целях сохранения теплового баланса всего жилого здания, поскольку при переходе на индивидуальное теплоснабжение хотя бы одной квартиры в многоквартирном доме происходит снижение температуры в примыкающих помещениях, нарушается гидравлический режим во внутридомовой системе теплоснабжения.

При этом действующее нормативно-правовое регулирование не предусматривает возможность перехода одного или нескольких жилых помещений в многоквартирном доме с центральным теплоснабжением на иной вид индивидуального отопления.

Таким образом, в многоквартирных жилых домах, подключенных к центральной системе теплоснабжения, перевод отдельных помещений на индивидуальное отопление допускается лишь при наличии схемы теплоснабжения, предусматривающей такую возможность.

Схема теплоснабжения представляет собой документ, содержащий предпроектные материалы по обоснованию эффективного и безопасного функционирования системы теплоснабжения, ее развития с учетом правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (пункт 20 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении").

Согласно пунктам 4, 27 и 41 Требований к схемам теплоснабжения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 N 154 в схему теплоснабжения включаются условия применения отопления жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, определение условий организации централизованного и индивидуального отопления.

Вместе с тем, как установлено судом, схема теплоснабжения муниципального образования г. Кострома утверждена только .

Сведений о ранее утвержденной схеме теплоснабжения муниципального образования г. Кострома в отношении системы теплоснабжения многоквартирного дома по материалы дела не содержат.

В соответствии со ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: 1) помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); 2) иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий, а также не принадлежащие отдельным собственникам машино-места; 3) крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и другое оборудование (в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенные для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме), находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения; 4) земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности (ч.1). Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме (ч.2). Уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции (ч.3).

Понятие «реконструкция», «переоборудование» и «переустройство» раскрыто в действующем законодательстве следующим образом.

"...14) реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов;..." ("Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ, ст.1).

"...реконструкция (reconstitution): Реставрация, включающая в себя демонтаж и переборку по частям..." ("ГОСТ Р ИСО 6707-1-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Здания и сооружения. Общие термины" (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 24.12.2020 N 1388-ст).

"...Переоборудование помещений - проведение строительных работ в отдельных помещениях здания при изменении его функционального назначения, без нарушения несущей способности капитальных конструкций, предусматривающих один из следующих видов работ (или их комплекс):

- замену (частичную или полную) ненесущих перегородок;

- пробитие проемов;

- замену технологического, инженерного и сантехнического оборудования помещения (не влекущую переоборудование по всему зданию);

- перепланировку чердачного помещения для функционального использования без изменения технических показателей объекта, конструктивных элементов кровли и перекрытия над верхним этажом (устройство мансард оформляется в порядке, установленном для реконструкции объектов)..." ("Типовые рекомендации по проектированию, строительству, реконструкции и капитальному ремонту зданий и сооружений Федеральной налоговой службы, ее территориальных органов и организаций, находящихся в ведении ФНС России" (утв. Приказом ФНС России от 09.04.2012 N ММВ-7-10/230@).

"...1. Переустройство помещения в многоквартирном доме представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме..." ("Жилищный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 188-ФЗ, ст.25)

Согласия на переоборудование и реконструкцию квартир в доме по Администрацией города Костромы – Управлением ЖКХ не выдавалось.

Административным истцом оспариваются решения о согласовании переустройства, которые выдавались административными ответчиками в соответствии со ст. 25 и ст. 26 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Довод административного истца о том, что материалами дела подтверждается факт того, что она не ставила свою подпись под согласованием на переход квартиры на АОГВ, юридического значения в данном административном деле не имеет, поскольку у административных ответчиков при рассмотрении обращения граждан за Согласованием перепланировки и /или переустройства отсутствует обязанность проверять достоверность представленных подписей собственников других жилых помещений.

Таким образом, Разрешения на переустройство квартир в в произведено в соответствии с действующими на момент выдачи Разрешения правилами и нормами и не нарушает законные интересы административного истца, не создает угрозу ее жизни и здоровью.

Административным истцом не представлено доказательств, достоверно свидетельствующих о том, что изменение системы отопления в квартирах дома по нарушает ее права, в том числе, ведет к увеличению суммы расходов на отопление.

По смыслу положений ч. 1 ст. 218, ч. 9 и ч. 11 ст. 226, ч. 2 ст. 227 КАС РФ удовлетворение административного искового заявления об оспаривании действий должностных лиц возможно при наличии совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого решения закону или иному нормативному правовому акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушение этим решением прав либо свобод административного истца (Обзор Костромского областного суда по административным делам).

Административный истец не представил доказательств, позволяющих сделать вывод о нарушении его прав и интересов, нарушений действующего законодательства в рамках исполнения решения суда в период, при таких обстоятельствах в удовлетворении административного иска должно быть отказано.

Вместе с тем, административными ответчиками заявлено о применении к требованиям административного истца срока исковой давности.

Согласно ч.1 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Первоначальный текст документа "Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации" от 08.03.2015 N 21-ФЗ опубликован в изданиях Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 09.03.2015, "Собрание законодательства РФ", 09.03.2015, N 10, ст. 1391, "Российская газета", N 49, 11.03.2015, начал действовать с 15.09.2015 (за исключением отдельных положений).

До 15.09.2015 действовала редакция Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 06.04.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.05.2015).

Согласно ст. 254 ГПК РФ (ред. от 06.04.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.05.2015) гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему (ч.1).

В силу ст. 255 ГПК РФ (ред. от 06.04.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.05.2015), к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Согласно ст. 256 ГПК РФ (ред. от 06.04.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.05.2015) гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод (ч.1). Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления (ч.2).

В соответствии со ст. 219 КАС РФ (ред. от 11.06.2022) пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании (ч.5). Пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом (ч.7). Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (ч.8).

Принимая во внимание, что истец является собственником квартиры в доме с ... года (момент государственной регистрация права собственности), получала и оплачивала коммунальные услуги ежемесячно, довод административного истца о том, что срок необходимо исчислять с момента когда она посчитала необходимым выяснить данный вопрос, не может быть признан обоснованным. Данные обстоятельства могли быть оценены судом в рамках ходатайства о восстановлении срока на подачу административного иска, однако такого ходатайства административным истцом заявлено не было.

Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска ФИО1 отказать.

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Костромской областной суд через Свердловский районный суд г. Костромы в течение месяца с момента изготовления мотивированного текста данного решения.

Судья

Мотивированное решение изготовлено 27 июня 2022 года.