ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3212/2021 от 21.06.2021 Советского районного суда г. Владикавказа (Республика Северная Осетия-Алания)

Дело № 2а-3212/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Владикавказ 21 июня 2021 года

Советский районный суд г. Владикавказа РСО-Алания в составе

председательствующего судьи Макоевой Э.З.,

при секретаре Лазаровой Э.М.,

с участием старшего помощника прокурора <адрес> РСО-Алания ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора <адрес> РСО – Алания, действующего в защиту интересов несовершеннолетних и неопределенного круга лиц к административному ответчику - Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа <адрес>, административному ответчику - Администрации местного самоуправления <адрес>, заинтересованному лицу – Управлению образования АМС <адрес> о признании незаконным бездействия МБОУ СОШ <адрес>, выразившееся в непринятии необходимых мер к обеспечению пожарной и террористической безопасности учащихся общеобразовательного учреждения; возложении на АМС <адрес> обязанности произвести финансирование общеобразовательного учреждения; возложении на МБОУ СОШ <адрес> обязанности устранить выявленные нарушения пожарной безопасности,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор <адрес> РСО-Алания ФИО3 действующий в защиту прав и свобод несовершеннолетних и неопределённого круга лиц, обратился в суд с указанным иском.

В обоснование заявленного требования административный истец указал, что Прокуратурой <адрес> проведена проверка образовательных учреждений района на предмет соблюдения требований действующего законодательства о пожарной и террористической безопасности. В ходе, проведенной в ноябре 2020 г. проверки в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении СОШ установлено, что руководством дошкольного образовательного учреждения не в полной мере обеспечивается пожарная и террористическая защищенность образовательного учреждения.

Согласно информации, представленной МЧС России по РСО-Алания от ... в Муниципальном бюджетном образовательном учреждении СОШ , <адрес> выявлены грубые нарушения законодательства о пожарной безопасности, а именно: на имеющихся дверях, отделяющих лестничные клетки от поэтажных коридоров отсутствуют устройства для самозакрывания; огнетушители расположены на высоте более 1,5 метра; помещение, предназначенное для одновременного пребывания 50 и более человек имеет один эвакуационный выход (актовый зал);запоры на дверях эвакуационных выходов препятствуют их свободному открыванию изнутри без ключа. Указанные нарушения, наряду с прочими, послужило основанием для внесения прокурором района 18.11.2020г. представления в адрес МБОУ СОШ <адрес>. Из ответа МБОУ СОШ <адрес> о 04.12.2020г. следует, что приняты меры по устранению нарушений требований действующего законодательства. Однако, до настоящего времени выявленные нарушения не устранены. На основании чего административный истец просит суд:

1.Признать незаконным бездействие Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа <адрес>, выразившееся в непринятии необходимых мер к обеспечению пожарной и террористической безопасности учащихся общеобразовательного учреждения.

2.Обязать Администрацию местного самоуправления <адрес> произвести финансирование Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа <адрес> в объеме, достаточном для устранения выявленных нарушений.

3.Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа <адрес> не позднее двух месяцев с момента финансирования указанных мероприятий Администрацией местного самоуправления <адрес>, устранить выявленные нарушения пожарной безопасности, а именно: на имеющихся дверях, отделяющих лестничные клетки от поэтажных коридоров установить устройства для самозакрывания, огнетушители разместить на высоте не более 1,5 метра от верха корпуса огнетушителя, помещение, предназначенное для одновременного пребывания 50 и более человек (актовый зал) обеспечить вторым эвакуационным выходом, установить запоры на дверях эвакуационных выходов, обеспечивающих возможность их свободному открыванию изнутри без ключа.

В судебном заседании прокурор ФИО4 иск поддержала и просила суд удовлетворить требования в полном объеме.

Представитель АМС <адрес> по доверенности ФИО5 просил суд отказать в удовлетворении административного иска. Свою позицию мотивировал тем, что АМС <адрес> испытывает дефицит бюджетных средств.

Представитель заинтересованного лица Управление образования АМС <адрес> в суд не явился не указав причину неявки.

Представитель МБОУ СОШ <адрес> в судебном заседании пояснила, что все нарушения устранены, однако Акты, отражающие данные обстоятельства, сотрудниками МЧС России по РСО-Алания, пока не составлены.

Суд, выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, приходит к выводу, что исковое требование подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Судом установлено, что прокуратурой <адрес> проведена проверка образовательных учреждений района на предмет соблюдения требований действующего законодательства о пожарной и террористической безопасности.

В соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от ... № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон № 273-ФЗ) образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Частью 7 статьи 28 Закона № 273-ФЗ установлено, что образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в том числе, за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Согласно ст. 41 Закона № 273-ФЗ охрана здоровья обучающихся включает в себя, среди прочего, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

В ходе, проведенной в ноябре 2020 г. проверки в МБОУ <адрес> установлено, что руководством образовательного учреждения не в полной мере обеспечивается пожарная и террористическая защищенность образовательного учреждения.

Согласно информации, представленной МЧС России по РСО-Алания от ... в МБОУ <адрес> выявлены нарушения законодательства о пожарной безопасности, а именно: на имеющихся дверях, отделяющих лестничные клетки от поэтажных коридоров отсутствуют устройства для самозакрывания; огнетушители расположены на высоте более 1,5 метра; помещение, предназначенное для одновременного пребывания 50 и более человек имеет один эвакуационный выход (актовый зал); запоры на дверях эвакуационных выходов препятствуют их свободному открыванию изнутри без ключа.

Вместе с тем, согласно ст. 41 Закона № 273-ФЗ охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

В соответствие со ст. 3 ФЗ от 21.12.994г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» система обеспечения пожарной безопасности – совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального, научно-технического характера, направленных на профилактику пожаров, их тушение и проведение аварийно-спасательных работ.

В соответствие с п. 409 Постановления Правительства РФ от 16.09.2020г. «О противопожарном режима в РФ», огнетушители должны быть расположены на высоте не более 1,5 метра.

В соответствие с п. 6.18* СНиП 21-01-97* «Строительные нормы и правила РФ. Пожарная безопасность зданий и сооружений», на дверях отделяющих лестничные клетки от поэтажных коридоров должны быть установлены устройства для самозакрывания.

Согласно п. 4.2.7Свода Правил 1.13130.2020 «Свод Правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», помещение, предназначенное для одновременного пребывания 50 и более человек должно иметь два эвакуационных выхода.

В соответствие с п. 26 Постановление Правительства РФ от 16.09.2020г. «О противопожарном режиме в РФ», запоры на дверях эвакуационных выходов не должны препятствовать их свободному открыванию изнутри без ключа.

Выявленные нарушения, послужили основанием для внесения прокурором района ... Представления в адрес Главы АМС <адрес>.

В соответствии с нормами ст. 2 Федерального закона № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» основными принципами противодействия терроризму являются системность и комплексное использование специальных и иных мер противодействия терроризму, приоритет мер предупреждения терроризма, соразмерность мер противодействия терроризму степени террористической опасности.

Согласно п. «д» ст. 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ ..., основными задачами противодействия терроризму являются обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.

В соответствии со ст. 1 Федерального Закона от ... № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» правовую основу противодействия терроризму составляют Конституция РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права, данный федеральный закон и другие федеральные законы, и нормативно-правовые акты.

Пункты 1 и 7 ст. 2 Федерального Закона № 35-ФЗ устанавливают принципы противодействия терроризму, среди которых обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, а также приоритет мер предупреждения терроризма.

Обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации (далее - объект (территория) установлены Требованиями к антитеррористической защищенности указанных объектов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от ....

В силу пунктов 7.1, 8, 10, 13 части 1 статьи 15 Федерального закона от ... № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах муниципального, городского округа; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального, городского округа; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального, городского округа; организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.

В силу п. 5 ч. 1 ст. 9 Закона № 273-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению пожарной и террористической безопасности объектов является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления.

Таким образом, суд приходит к выводу, что требования прокурора подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Требования административного искового заявления прокурора <адрес> РСО-Алания, действующего в защиту интересов несовершеннолетних и неопределенного круга лиц, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа <адрес>, выразившееся в непринятии необходимых мер к обеспечению пожарной и террористической безопасности учащихся общеобразовательного учреждения.

Обязать Администрацию местного самоуправления <адрес> произвести финансирование Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа <адрес> в объеме, достаточном для устранения выявленных нарушений.

Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа <адрес> не позднее двух месяцев с момента финансирования указанных мероприятий Администрацией местного самоуправления <адрес>, устранить выявленные нарушения пожарной безопасности, а именно: на имеющихся дверях, отделяющих лестничные клетки от поэтажных коридоров установить устройства для самозакрывания, огнетушители разместить на высоте не более 1,5 метра от верха корпуса огнетушителя, помещение, предназначенное для одновременного пребывания 50 и более человек (актовый зал) обеспечить вторым эвакуационным выходом, установить запоры на дверях эвакуационных выходов, обеспечивающих возможность их свободному открыванию изнутри без ключа.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного суда РСО-Алания через Советский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня его принятия.

Судья Э.З. Макоева