2а-3215/2019
56RS0018-01-2019-002819-06
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
23 мая 2019 года г. Оренбург
Ленинский районный суд г. Оренбурга
в составе председательствующего судьи Месяца О.К.,
при секретаре Менжинской О.В.,
с участием представителя административного истца – ФИО1, представителя административных соответчиков Администрации города Оренбурга и Управления строительства и дорожного хозяйства администрации города Оренбурга - ФИО2, представителя заинтересованного лица Финансового управления администрации г.Оренбурга – ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску прокурора города Оренбурга в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Оренбурга, Управлению строительства и дорожного хозяйства администрации г.Оренбурга о признании незаконным бездействия и обязании к проведению паспортизации дорог местного значения,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор города Оренбурга обратился в суд с административным иском, указав, что прокуратурой города Оренбурга проведена проверка соблюдения администрацией города Оренбурга требований федерального законодательства о безопасности дорожного движения.
Согласно представленного ответа Главы города Оренбурга от 03.04.2018 № 1-1/1645, Управлением строительства и дорожного хозяйства администрации города Оренбурга осуществлен кадастровый учет и регистрация права оперативного управления на автомобильные дороги, включенные в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования «город Оренбург», утвержденный решением Оренбургского городского Совета от 01.03.2016 № 95.
В настоящее время на территории города Оренбурга расположено 1201 автомобильная дорога общего пользования местного значения протяженностью 10 006 690,8 м., паспортизация дорог местного значения общего пользования муниципального образования «город Оренбург» не проведена.
Истец просит суд признать незаконным бездействие администрации города Оренбурга, Управления строительства и дорожного хозяйства администрации города Оренбурга по не проведению паспортизации дорог местного значения МО «город Оренбург» согласно перечню, установленному решением Оренбургского городского совета от 01.03.2016 № 95 «Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования «город Оренбург».
Обязать администрацию города Оренбурга, управление строительства и дорожного хозяйства администрации города Оренбурга до 31.12.2019 года выполнить паспортизацию и составить технические паспорта дорог местного значения МО «город Оренбург» согласно перечню, установленному решением Оренбургского городского совета от 01.03.2016 № 95 «Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования «город Оренбург».
Определением суда к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Финансовое управление администрации г.Оренбурга.
В судебном заседании представитель административного истца – ФИО1 исковые требования поддержал, просил удовлетворить.
В судебном заседании представитель ответчика – Администрации города Оренбурга, УСДХ администрации г.Оренбурга действующая на основании доверенности ФИО2, заинтересованного лица - Финансового управления администрации г. Оренбурга действующий на основании доверенности – ФИО4 возражали против удовлетворения исковых требований. Указывали на частичное проведение паспортизации дорог на момент рассмотрения дела. В остальной части указывали на отсутствие запланированного на текущий 2019 год финансирования и возможности исполнения заявленных требований лишь в случае включения в смету бюджетных расходов МО «город Оренбург» на последующий период.
Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
Частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации установлено, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные липа, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В соответствии со ст.4, ч.4 ст.6, ст. 12 Федерального закона Российской Федерации «О безопасности дорожного движения», законодательство Российской Федерации о безопасности дорожного движения состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов.
Органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.
Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Ремонт и содержание дорог на территории Российской Федераций должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В соответствии с п. 8 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Согласно с п. 9 ст. 5 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского поселения может утверждаться органом местного самоуправления городского поселения.
На основании п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Аналогичная норма содержится в п. 5 ч. 2 ст. 8 Устава муниципального образования «город Оренбург».
Пунктом 1.1 Ведомственных строительных норм (ВСН) 1-83 «Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования», утв. Минавтодором РСФСР, определено, что паспортизация автомобильных дорог производится с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности, техническом состоянии для рационального планирования дорог по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию дорог.
Техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги общего пользования. Учет и паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге в отдельности (п. 1.2 ВСН 1-83).
Согласно ст. 17 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусматривает, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Классификация работ по содержанию автомобильных дорог устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства.
Во исполнение данной нормы приказом Министерства транспорта РФ от 16.11.2012 № 402 утверждена Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них.
На основании пп. 4 п. 9 Классификации работ паспортизация автомобильных дорог и искусственных сооружений входит в работы по содержанию дорог.
Согласно представленного ответа Главы города Оренбурга от 03.04.2018 № 1-1/1645, управление строительства и дорожного хозяйства администрации города Оренбурга осуществлен кадастровый учет и регистрация права оперативного управления на автомобильные дороги, включенные в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования «город Оренбург», утвержденный решением Оренбургского городского Совета от 01.03.2016 № 95.
В настоящее время на территории города Оренбурга расположено 1201 автомобильная дорога общего пользования местного значения протяженностью 10 006 690,8 м., паспортизация дорог местного значения общего пользования муниципального образования «город Оренбург» не проведена.
Прокуратурой г.Оренбурга в адрес главы г.Оренбурга 11.04.2018 года было направлено представление об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности граждан и общественной безопасности.
На данное представление администрацией города 11.05.2018 года было дано сообщение, что в настоящее время в пределах, утвержденных УСДХ лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований из 1037 автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования «город Оренбург» проведена паспортизация автомобильной дороги по ул.Терешковой. Вместе с тем, бюджетом города Оренбурга на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов управлению по организации дорожного движения предусмотрено 30 млн. рублей на разработку комплексных схем организации дорожного движения, в рамках которых в 201802019 годах должна быть проведена паспортизация 300 автомобильных дорог местного значения муниципального образования «город Оренбург».
Технический паспорт определяет фактическое состояние автомобильной дороги и необходим для обеспечения безопасности дорожного движения.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Перечень дорог местного значения установлен Решением Оренбургского городского совета от 01.03.2016 № 95 «Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования «город Оренбург».
Пунктом 3 Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденного Приказом Минтранса России от 07.08.2009 № 150, оценка технического состояния автомобильных дорог в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения проводится органом местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.
Согласно ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имуществу, если иное не предусмотрено законом или договором.
Учитывая, что перечисленные в решении Оренбургского городского Совета 01 01.03.2016 № 95 «Об утверждении перечня дорог общего пользования местного значения муниципального образования «город Оренбург» дороги расположены в границах муниципального образования «город Оренбурга» их паспортизацию должна осуществлять отраслевой орган администрация города Оренбурга, - Управление строительства и дорожного хозяйства админис трации города Оренбурга.
Учитывая, что паспортизация дорог по ул.Чкалова, ул.Цвиллинга, ул.Терешковой, ул.Пролетарская, ул.Донгузская, пр.Братьев Коростелевых, ул.Беляевская, пр-кт Победы, пр-кт Дзержинского, пр-кт Гагарина муниципального образования г.Оренбург на момент принятия решения суда завершена, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора города Оренбурга подлежат частичному удовлетворению.
В соответствии с положениями ст. 227 ч.3 п.1 КАС РФ, в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом;
Поскольку в соответствии утвержденным Решением Оренбургского городского Совета от 28.06.2011 N 186 "Положением об управлении строительства и дорожного хозяйства администрации города Оренбурга", Управление строительства и дорожного хозяйства администрации города Оренбурга (далее - управление) является отраслевым (функциональным) органом Администрации города Оренбурга к компетенции которого относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования "город Оренбург", а так же реализация в рамках муниципальных программ мероприятий по организации дорожного движения на автомобильных дорогах общего пользования местного значения муниципального образования "город Оренбург", суд полагает необходимым возложение обязанности по устранению нарушений именно на данного соответчика.
Учитывая при этом необходимость предоставления ответчику УСДХ администрации г.Оренбурга разумных сроков для соблюдения бюджетных процедур связанных с планированием и выделением соответствующих денежных средств, сроков для фактического проведения паспортизации дорог местного значения МО «город Оренбург», суд полагает необходимым установить ответчику срок для их окончания не позднее 31.12.2020 года.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление прокурора города Оренбурга удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие по непроведению паспортизации дорог местного значения МО «город Оренбург» и обязать Управление строительства и дорожного хозяйства администрации г.Оренбурга в срок до 31.12.2020г. провести паспортизацию дорог местного значения МО «город Оренбург» согласно перечню, установленному решением Оренбургского городского совета от 01.03.2016г. №95 за исключением дорог паспортизация которых на момент принятия решения суда проведена – ул.Чкалова, ул.Цвиллинга, ул.Терешковой, ул.Пролетарская, ул.Донгузская, пр.Братьев Коростелевых, ул.Беляевская, пр-кт Победы, пр-кт Дзержинского, пр-кт Гагарина муниципального образования г.Оренбург.
Настоящее решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд г. Оренбурга в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья: подпись Месяц О.К.
Мотивированное решение составлено: 28.05.2019 года
Судья: подпись Месяц О.К.