Дело № 2а-3218/2017
Изготовлено ДД.ММ.ГГГГ г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Ярославль | 11 сентября 2017 года |
Кировский районный суд города Ярославля в составе:
председательствующего судьи Бабиковой И.Н.,
при секретаре Юрьевой О.Ю.,
с участием прокурора Похлеба Т.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Урман» к мэрии года Ярославля об оспаривании постановления мэрии г. Ярославля от 13.03.2013 №516 «О порядке расчета арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности города Ярославля» в части, постановления мэрии города Ярославля от 30.12.2014 № 3177 «Об индексации ставок арендной платы за землю и внесении изменений в постановление мэрии города Ярославля от 13.03.2013 № 516» в части,
У С Т А Н О В И Л :
13.03.2013 мэрией города Ярославля вынесено постановление № 516 «О порядке расчета арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности города Ярославля», которым утверждены «Положение о порядке расчета арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности» (Приложение №1), а также ставки арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности города Ярославля (Приложение №2).
Постановление опубликовано в газете «Городские новости» №21 от 16.03.2013 г.
Постановлениями мэрии города Ярославля от 25.07.2013 № 1734, от 19.09.2013 № 2154, от 11.10.2013 № 2367, от 26.03.2014 № 710, от 30.12.2014 № 3177, от 08.02.2016 № 106, от 08.02.2017 № 183 в постановление мэрии города Ярославля от 13.03.2013 г. № 516 внесены изменения.
Также постановлением мэрии города Ярославля от 30.12.2014 № 3177 «Об индексации ставок арендной платы за землю и внесении изменений в постановление мэрии города Ярославля от 13.03.2013 № 516», опубликованном в газете «Городские новости» № 1 от 08.01.2015 г., с 01.04.2015 г. проиндексированы ставки арендной платы, установленные постановлением мэрии города Ярославля от 13.03.2013 № 516.
ООО «Урман» обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать недействующими п.2 и п.5 постановления мэрии города Ярославля от 13.03.2013 № 516, постановление от 30.12.2014 № 3177 «Об индексации ставок арендной платы за землю и внесении изменений в постановление мэрии города Ярославля от 13.03.2013 № 516».
Требования мотивировало тем, что ООО «Урман» является собственником пяти объектов недвижимости, расположенных на неразграниченном земельном участке по адресу <адрес>, находящемся в собственности Российской Федерации, с кадастровым №, общей площадью 211 379 кв.м. ДАЗО мэрии города Ярославля обратился в Арбитражный суд Ярославской области с иском к ООО «Урман» об обязании заключить Соглашение о присоединении № 15 к договору № 24793-МЛ аренды находящегося в государственной собственности земельного участка от 29.12.2015 г. В приложении № 3 к данному соглашению приведен расчет арендной платы за землю со ссылкой на постановление мэрии г.Ярославля от 13.03.2013 г. № 516, устанавливающего арендную ставку в размере 3,376% и постановление от 30.12.2014 г. № 3177, увеличивающего ставку арендной платы за землю до 3,74%.
По мнению административного истца, при принятии постановления мэрии города Ярославля № 516 и постановления мэрии города Ярославля № 3177 не был соблюден принцип экономической обоснованности. Так, с принятием оспариваемых постановлений коэффициент функционального использования земли за вид разрешенного использования: эксплуатация промышленных строений, с 1,65% вырос до 3,74%, то есть на 2,09%. При принятии постановления мэрии города Ярославля от 13.03.2013 не проводилась оценка доходности земельных участков, не проводился многофакторный анализ и оценка экономического обоснования арендной ставки. Далее, содержащаяся в п.5 постановления № 516 формула расчета величины годовой арендной платы в границах кадастрового квартала вразрез с требованиями постановления Правительства РФ № 582 не содержит значения государственного регулирования и субсидий, а также не содержит корректирующие коэффициенты по видам деятельности организаций и социальной значимости. То есть, в указанной части постановление мэрии города Ярославля не соответствует постановлению Правительства РФ от 16.07.2009 № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности». Помимо указанного постановлением мэрии города Ярославля № 516 не соблюден принцип запрета необоснованных предпочтений, закрепленный в постановлении Правительства № 582. Так, в отношении собственников помещений и зданий, находящихся на едином земельном участке общей площадью 211 379 кв.м. с кадастровым № категория: земли населенных пунктов и видом разрешенного использования: эксплуатация промышленных строений, определены различные коэффициенты функционального использования: в отношении ООО «Урман»-3,74%, в отношении других организаций-8,18%.
В процессе рассмотрения административного спора ООО «Урман» представило уточненное административное исковое заявление, в котором просило признать недействующими п.2 постановления мэрии города Ярославля от 13.03.2013 № 516 в действующей редакции, п.5 приложения 1 к постановлению мэрии города Ярославля от 13.03.2013 № 516. Уточненные требования обоснованы нарушением оспариваемыми положениями нормативных актов Закона о защите конкуренции, пунктом 8 части 1 статьи 15 которого запрещено принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могу привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, запрещено создание дискриминационных условий. Согласно кадастровой выписке земельный участок площадью 211 379 кв.м. - один с видом разрешенного использования – для размещения промышленных объектов, но в соответствии с постановлением мэрии города Ярославля № 516 арендная плата для всех собственников зданий на указанном земельном участке рассчитывается по различным видам разрешенного использования (одним как участки без складов, другим как участки офисных и административных зданий, третьим как участки промышленно-производственных фирм. Между тем, в соответствии с основными принципами определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденными постановлением Правительства РФ № 582, арендная плата определяется исходя из принципа экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования. Арендная плата также определяется исходя из принципа запрета необоснованных предпочтений, в соответствии с которым порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должен различаться.
Судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено МКУ «Агентство по аренде земельных участков г.Ярославля».
В судебное заседание представитель административного истца не явился, о времени и месте рассмотрения административного дела извещен надлежащим образом.
Суд на основании ст.150 КАС РФ счел возможным рассмотреть административное дело при имеющейся явке.
Представитель административного ответчика мэрии города Ярославля по доверенности ФИО1 возражал против удовлетворения административного иска, подтвердил доводы отзыва на административное исковое заявление, в соответствии с которым права административного истца оспариваемыми положениями нормативных актов не нарушаются, поскольку административный истец не является арендатором земельного участка с кадастровым №. Определением Арбитражного суда Ярославской области от 18.05.2017 г. по делу №А82-14719/2017 исковое заявление ДАЗО мэрии города Ярославля и МКУ «Агентство по аренде земельных участков города Ярославля» к ООО «Урман» о возложении обязанности заключить соглашение о присоединении к договору аренды земельного участка оставлено без рассмотрения. Исходя из смысла административного иска, административный истец оспаривает п.24 приложения №2 к постановлению мэрии города Ярославля, однако свои требования не уточнил, при этом сослался на непредусмотренную приложением ставку арендной платы. Считает требования административного истца некорректно сформулированными и не подлежащими удовлетворению.
Представитель заинтересованного лица МКУ «Агентство по аренде земельных участков города Ярославля» по доверенности ФИО2 в ходе рассмотрения дела возражал против удовлетворения требований административного истца по тем же основаниям.
Прокурор Похлеба Т.И. дала заключение о необоснованности требований административного иска, о законном характере п.2 постановления мэрии города Ярославля от 13.03.2013 № 516, п.5 приложения 1 к данному постановлению, указав, что действующим федеральным законодательством не предусмотрено ограничение права органов местного самоуправления на возможность регламентации ставок арендной платы по формуле с учетом функционального использования земельных участков. Напротив, такой расчет отвечает закрепленным принципам: применение формулы - принципу предсказуемости и предельно допустимой простоты расчета, учет функционального использования земельных участков – принципам экономической обоснованности, учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности. При этом на возможность учета различных видов деятельности, осуществляемых на земельных участках, при расчете арендной платы за их использование указано законодателем и при определении составляющих принципа запрета необоснованных предпочтений. Так, в соответствии с данным принципом не должен различаться порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности. Подход к определению порядка расчета арендной платы за земельные участки на местном уровне согласно оспариваемым положениям нормативных правовых актов мэрии города Ярославля аналогичен подходу, используемому Правительством Ярославской области в постановлении от 24.12.2008 № 710-п «Об установлении порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Ярославской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Ярославской области, предоставленные в аренду без торгов», в котором в формулу расчета также включен показатель функционального использования земель. Полагает, что оспариваемые положения правовых актов носят законный характер, противоречий вышестоящему законодательству, в том числе, о защите конкуренции, не усматривается.
Заслушав представителя административного ответчика, представителя заинтересованного лица, заключение прокурора, исследовав письменные материалы административного дела, суд находит требование административного истца ООО «Урман» не подлежащим удовлетворению.
В соответствии с ч.1 ст.208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Вопреки доводам административного ответчика, суд считает, что ООО «Урман» имеет правовой интерес в оспаривании названных нормативных правовых актов.
Из материалов дела следует, что ООО «Урман» на праве собственности принадлежат нежилые помещения, расположенные в здании по адресу: <адрес>. Данное здание расположено на земельном участке с кадастровым № в <адрес>.
МКУ «Агентство по аренде земельных участков» обратилось в адрес ООО «Урман» с предложением заключить соглашение о присоединении № 15 к договору № 24793-МЛ аренды находящегося в государственной собственности земельного участка с множественностью лиц на стороне арендатора, по условиям которого ООО «Урман» (именуемое в проекте соглашения Соарендатором) принимает в аренду и использует совместно с другими собственниками (пользователями) частей здания (сооружения) земельный участок общей площадью 211 379 кв.м. из земель населенных пунктов с кадастровым №, расположенный по адресу <адрес>. Вид разрешенного использования: для эксплуатации промышленных строений.
Согласно п.3.1 проекта соглашения к договору аренды пользование земельным участком является платным. За аренду земельного участка, приходящегося на Соарендатора, в соответствии с действующим законодательством РФ начисляется арендная плата в сумме, указанной в Приложении № 2 настоящего Соглашения.
Из Приложения № 2 «Расчет размера арендной платы» следует, что порядок определения размера арендной платы за использование земельного участка установлен Постановлением Правительства Ярославской области от 24.12.2008 № 710-п и Постановлением мэрии города Ярославля от 13.03.2013 № 516.. Значение ставки арендной платы за землю по вышеуказанному виду разрешенного использования на период с 15.10.2015 по 31.03.2016 на основании постановления мэрии города Ярославля от 30.12.2014 № 3177 составляет 3,74%.
Поскольку ООО «Урман» продолжает оставаться собственником помещений, расположенных на земельном участке, находящемся в государственной собственности, оно сохраняет правовой интерес в оспаривании положений нормативных актов, на основании которых подлежит определению размер арендной платы за используемый земельный участок, вне зависимости от результата рассмотрения Арбитражным судом Ярославской области гражданского спора между сторонами настоящего дела.
В соответствии с ч.8 ст.213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;
2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;
б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;
в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;
г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;
3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Оспариваемые административным истцом постановления мэрии города Ярославля относятся к нормативным правовым актам, отвечают всем существенным признакам, характеризующим нормативный правовой акт – изданы в установленном порядке органом местного самоуправления, содержат правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных отношений (существенные признаки нормативного акта перечислены в п.9 Постановления Пленума ВС РФ от 29.11.2007 №48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части»).
В соответствии с п.1 ст.65 ЗК РФ одной из форм платы за использование земли является арендная плата.
Согласно п.3 ст.39.7 ЗК РФ если иное не установлено настоящим Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается:
1) Правительством Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности;
2) органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;
3) органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
В п.1.3 постановления Правительства Ярославской области от 24.12.2008 № 710-п «Об установлении порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Ярославской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Ярославской области, предоставленные в аренду без торгов» указано, что расчет арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Ярославской области, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории муниципальных районов и городских округов области, производится органами государственной власти Ярославской области и органами местного самоуправления муниципальных образований области, уполномоченными на распоряжение соответствующими земельными участками.
Согласно п.2.3 «Порядка определения размера арендной платы…», утвержденного названным постановлением Правительства Ярославской области, коэффициенты функционального использования в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории муниципальных районов и городских округов области, устанавливаются органом местного самоуправления соответствующего муниципального района или городского округа, за исключением коэффициентов функционального использования в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории городского округа города Ярославля, предоставленных в целях капитального строительства (за исключением жилищного строительства).
Пунктом 4 постановления мэрии г.Ярославля от 13.03.2013 № 516 установлено, что коэффициенты функционального использования в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории города Ярославля, подлежащие установлению органом городского самоуправления в соответствии с пунктом 2.3 «Положения о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках ее внесения за использование земельных участков, находящихся в собственности Ярославской области, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в Ярославской области», утвержденного постановлением Правительства Ярославской области от 24.12.2008 N 710-п, соответствуют ставкам арендной платы, установленным в пункте 2 настоящего постановления.
В силу ст.98 Устава города Ярославля, утвержденного решением муниципалитета города Ярославля от 16.10.1995 № 42, мэрия города Ярославля, в том числе, осуществляет отдельные государственные полномочия, переданные органам городского самоуправления федеральными законами, законами Ярославской области.
Таким образом, оспариваемые постановления мэрии города Ярославля № 516 и № 3177 изданы мэрией города Ярославля в пределах своих полномочий, определенных ЗК РФ и постановлением Правительства Ярославской области № 710-п.
Порядок принятия данных нормативных правовых актов соблюден – они опубликованы в установленном порядке в газете «Городские новости».
Согласно буквальному содержанию просительной части административного иска с учетом уточнений ООО «Урман» оспаривает п.2 постановления мэрии города Ярославля от 13.03.2013 № 516, п.5 приложения № 1 к данному постановлению, постановление мэрии города Ярославля от 30.12.2014 № 3177.
Из текста административного иска усматривается, что постановление мэрии города Ярославля от 30.12.2014 № 3177 оспаривается в части п.1, предусматривающего индексацию установленных постановлением № 516 ставок арендной платы на 5,5% с 01.04.2015 г.
В пункте 1 постановления № 3177 указано: проиндексировать с 01.04.2015 ставки арендной платы за землю, установленные постановлением мэрии города Ярославля от 13.03.2013 N 516 "О порядке расчета арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности города Ярославля" (в редакции постановлений мэрии города Ярославля от 25.07.2013 N 1734, от 19.09.2013 N 2154, от 11.10.2013 N 2367, от 26.03.2014 N 710), на 5,5%.
В пункте 2 постановления № 3177 указано: Утвердить ставки арендной платы за землю (приложение 2).
В пункте 5 Приложения № 1 к постановлению мэрии города Ярославля № 516 приведена формула, по которой производится расчет размера годовой арендной платы. Установленные Приложением № 2 ставки арендной платы являются одной из составляющих этой формулы, - размер арендной платы равен произведению удельного показателя кадастровой стоимости земли города в границах кадастрового квартала с учетом функционального использования, площади земельного участка и ставки арендной платы.
По тексту административного иска усматривается несогласие ООО «Урман» с установлением ставки арендной платы в размере 4,138% для земельных участков объектов коммунального хозяйства; земельные участки фабрик, заводов и комбинатов; земельные участки гидрометеорологической службы; земельные участки производственных объединений, концернов, промышленно-производственных фирм, трестов; земельные участки типографий (п.24 Приложения № 2 к постановлению № 3177, номер группы видов использования- 9б).
Оспаривая указанные положения постановлений мэрии города Ярославля № 516 и № 3177, ООО «Урман» ссылается на несоответствие их закрепленным постановлением Правительства Российской Федерации № 582 принципам экономической обоснованности, запрета необоснованных предпочтений, на противоречие их Закону о защите конкуренции. ООО «Урман» считает, что при принятии постановления № 516 не проводилась оценка доходности земельных участков, не проводился многофакторный анализ и оценка экономического обоснования арендной ставки. В нарушение принципа экономической обоснованности формула, приведенная в пункте 5 приложения № 1 к постановлению № 516, не содержит значение, позволяющее учитывать государственное регулирование тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, а также не содержит корректирующих коэффициентов по видам деятельности организаций и социальной значимости. В нарушение принципа запрета необоснованных предпочтений постановлением мэрии г.Ярославля допускается применение различных арендных ставок при определении арендной платы за земельные участки одного и того же вида разрешенного использования в зависимости от деятельности организации. Нарушение Закона о конкуренции административным истцом усматривается в установлении постановлением № 516 различных коэффициентов арендной платы для хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на одном рынке оказания услуг, торговли, сельскохозяйственном рынке.
В силу ст.7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, названному Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч.1 ст.39.7 ЗК РФ размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
В постановлении Правительства РФ от 16.07.2009 № 582 изложены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а именно:
принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке;
принцип предсказуемости расчета размера арендной платы, в соответствии с которым в нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления определяются порядок расчета арендной платы и случаи, в которых возможен пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя;
принцип предельно допустимой простоты расчета арендной платы, в соответствии с которым предусматривается возможность определения арендной платы на основании кадастровой стоимости;
принцип недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей и землевладельцев при переоформлении ими прав на земельные участки, в соответствии с которым размер арендной платы, устанавливаемый в связи с переоформлением прав на земельные участки, не должен превышать более чем в 2 раза размер земельного налога в отношении таких земельных участков;
принцип учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности посредством установления размера арендной платы в пределах, не превышающих размер земельного налога, а также защиты интересов лиц, освобожденных от уплаты земельного налога;
принцип запрета необоснованных предпочтений, в соответствии с которым порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, принадлежащие соответствующему публично-правовому образованию и отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должен различаться;
принцип учета наличия предусмотренных законодательством Российской Федерации ограничений права на приобретение в собственность земельного участка, занимаемого зданием, сооружением, собственником этого здания, сооружения, в соответствии с которым размер арендной платы не должен превышать размер земельного налога, установленный в отношении предназначенных для использования в сходных целях и занимаемых зданиями, сооружениями земельных участков, для которых указанные ограничения права на приобретение в собственность отсутствуют.
Суд считает, что указанные принципы при принятии мэрией города Ярославля оспариваемых постановлений нарушены не были.
В дело представлена Аналитическая записка по результатам мониторингового исследования рыночного размера арендной платы за земельные участки по видам разрешенного использования, предоставленные на праве аренды в городе Ярославле органом местного самоуправления от декабря 2011 года.
Как следует из Аналитической записки, исследование выполнено с целью проверки соответствия действующих арендных ставок рыночным арендным ставкам. В процессе исследования собраны, проанализированы и обобщены рыночные данные по г.Ярославлю о ценах сделок по продаже земельных участков различного назначения, о ценах предложений на продажу таких участков, об уровне арендной платы за землю за период 2010-2011 г.г. В общую базу для расчетов включены результаты оценок земельных участков, выполненных специализированными организациями. На основе рыночных данных проведены расчеты рыночного размера арендной платы по установленным техническим заданием на мониторинг видам разрешенного (функционального) использования земельных участков. Полученные расчетные данные соотнесены с данными результатов государственной оценки земель по г.Ярославлю с целью выявления коэффициентов функционального использования, соответствующих уровню рынка.
В Разделе 3 Аналитической записки «Расчетная часть» приведены результаты исследования, которым установлены рыночные значения коэффициентов функционального использования для земельных участков по видам использования, сопоставление их с действующими ставками арендной платы. В частности, по виду разрешенного (функционального) использования № 9б, к которому относятся земельные участки баз и складов; земельные участки прочих предприятий материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, в результате исследования определен рыночный коэффициент функционального использования -8,12%.
В связи с тем, что определение ставок арендной платы произведено на основе Аналитической записки, учитывающей и местоположения земельных участков (учтены различные районы города) по видам функционального использования в их соответствии с видами разрешенного использования, учитывающей экологические и природные условия, а также иные экономические факторы, влияющие на уровень их доходности, суд приходит к выводу о том, что при принятии оспариваемого постановления принцип экономической обоснованности был соблюден.
Применение предусмотренной п.5 Приложения № 1 к постановлению № 516 формулы не противоречит законодательству, имеющему большую юридическую силу, поскольку составляющие данной формулы расчета размера арендной платы среди прочего позволяют учитывать и указанные административным истцом и предусмотренные принципом экономической обоснованности обстоятельства - государственное регулирование тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, субсидии, предоставляемые организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.
Доводы административного истца о том, что в нарушение принципа запрета необоснованных предпочтений обжалуемое постановление № 516 допускает применение различных арендных ставок при определении арендной платы за земельные участки одного и того же вида разрешенного использования в зависимости от деятельности организации не основаны на тексте обжалуемого нормативного правового акта. Из Аналитической записки следует, что виды функционального использования соотнесены с видами разрешенного использования земельных участков. Включение в формулу расчета ставки арендной платы (коэффициента функционального использования), напротив, в полной мере отвечает принципам экономической обоснованности и запрета необоснованных предпочтений; направлено на реализацию принципа предсказуемости и простоты расчета.
Более того, из административного иска следует, что ООО «Урман» в этой части фактически не согласно с порядком применения органом местного самоуправления оспариваемого постановления, а не с его содержанием.
Административный истец также полагает, что оспариваемый нормативный акт противоречит п.8 ч.1 ст.15 Закона о защите конкуренции.
В соответствии с п.8 ч.1 ст.15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности запрещается создание дискриминационных условий.
Пунктом 7 статьи 4 названного Федерального закона конкуренция определена как соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Дискриминационными в силу пункта 8 статьи 4 данного Федерального закона признаются условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.
Учитывая доводы административного истца, установление судом факта соблюдения административным ответчиком при принятии оспариваемых постановлений принципа запрета необоснованных предпочтений, суд считает постановления №№ 516 и 3177 соответствующими требованиям Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции», поскольку формула расчета размера арендной платы за земельные участки в городе Ярославле не ставит в неравное положение пользователей земельными участками с одним и тем же показателем функционального использования, соотносимым с видом разрешенного использования земельных участков.
Что касается доводов о недействительности п.1 постановления № 3177, суд находит их несостоятельными, поскольку считает, что индексация ставок арендной платы за землю соответствует ст.39.7 ЗК РФ, ст.7 Федерального закона № 131-ФЗ, постановлению Правительства РФ № 582, постановлению Правительства Ярославской области № 710-п.
Так, пунктом 2.11 постановления Правительства Ярославской области № 710-п определено, что коэффициенты функционального использования ежегодно индексируется в соответствии с размером уровня инфляции, установленного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год.
Индексация ставок арендной платы на 5,5% применена в соответствии с названным постановлением Правительства Ярославской области и не противоречит положениям Федерального закона от 01.12.2014 № 384-ФЗ «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов».
Таким образом, оспариваемые положения постановлений №№ 516 и 3177 не противоречат федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, не нарушают права и законные интересы административного истца. Правовые основания для удовлетворения административного иска отсутствуют.
Суд, с учетом конкретных обстоятельств дела, не усматривает оснований для публикации настоящего решения в газете «Городские новости» в соответствии п.2 ч.4 ст.215 КАС РФ.
Руководствуясь ст. 175,177 КАС РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью «Урман» к мэрии года Ярославля об оспаривании постановления мэрии г. Ярославля от 13.03.2013 №516 «О порядке расчета арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности города Ярославля» в части, постановления мэрии города Ярославля от 30.12.2014 № 3177 «Об индексации ставок арендной платы за землю и внесении изменений в постановление мэрии города Ярославля от 13.03.2013 № 516» в части оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение одного месяца с даты изготовления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд г.Ярославля.
Судья | И.Н.Бабикова |