ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3218/2023 от 20.11.2023 Нефтеюганского районного суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

Дело № 2а-3218/2023

УИД 86RS0007-01-2023-003726-92

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 ноября 2023 года г. Нефтеюганск.

Нефтеюганский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе председательствующего судьи Фоменко И.И., при секретаре Черненко Е.А., с участием представителей процессуального административного истца – Баханькова А.В. и Шепеля В.И., представителя административного ответчика – Лукиянчиковой Ж.Г., заинтересованного лица Павлова В.М., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Нефтеюганского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации города Нефтеюганска о признании незаконным бездействия по проектированию и строительству уличного освещения, возложении обязанности выполнить проектирование и строительство уличного освещения,

установил:

Нефтеюганский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц, в котором просит признать незаконным бездействие администрации города Нефтеюганска по проектированию и строительству уличного (наружного, искусственного) освещения улиц местного значения на пешеходной дорожке, расположенной вблизи (иные данные) и стадиона (иные данные) ((адрес)), обязав администрацию города Нефтеюганска в течение 4 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу выполнить проектирование и строительство уличного (наружного, искусственного) освещения указанного участка автомобильной дороги.

Требования мотивированы тем, что по обращению Павлова В.М. прокуратурой проведена проверка по факту отсутствия искусственного освещения улиц местного значения на пешеходной дорожке, расположенной вблизи (иные данные) и стадиона (иные данные) ((адрес)).

Земельный участок, где расположен указанный в обращении пешеходный путь, относится к землям общего пользования и находится в непосредственной близости к общеобразовательному и спортивному учреждениям.

Необходимость в освещении пешеходных зон должна соответствовать требованиям «ГОСТ Р 55706-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Освещение наружное утилитарное. Классификация и нормы», а также «ГОСТ Р 55844-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Освещение наружное утилитарное дорог и пешеходных зон. Нормы», согласно п. 3.1 которого освещение должно обеспечивать распознавание дорожной разметки и различных знаков, а в пешеходных зонах - распознавание лиц прохожих.

Более того, в соответствии с п. п. 8, 9 ч. 1 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - ФЗ № 273-ФЗ) охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, а также профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

22.10.2021 в адрес и.о. главы города Нефтеюганска внесено представление об устранении нарушений, которое до настоящего времени не исполнено.

На момент подготовки настоящего искового заявления, уличное искусственное освещение не оборудовано, что ставит под угрозу безопасность дорожного движения на территории города в вечернее и ночное время суток.

Согласно Генеральному плану г. Нефтеюганска, внутриквартальные проезды в указанном месте относятся к улицам и дорогам местного значения, назначение объектов: Транспортное обслуживание.

Согласно пункту 11.4 «Сеть улиц и дорог» «СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*» улично-дорожная сеть населенных пунктов проектируется в виде непрерывной системы с учетом функционального назначения улиц и дорог, интенсивности транспорта, велосипедного и пешеходного движения, архитектурно-планировочной организации территории и характера застройки; в составе улично-дорожной сети выделяются улицы и дороги магистрального и местного значения, а также главные улицы.

Категории улиц и дорог городов назначаются в соответствии с классификацией, изложенной в указанном нормативном акте, согласно которой внутриквартальный проезд отнесен к категории «улицы и дороги местною значения», основное назначение дороги - подъезд транспортных средств к жилым и общественным зданиям, учреждениям, предприятиям и другим объектам городской застройки внутри районов, микрорайонов, кварталов.

Следовательно, на всей протяженности указанных внутриквартальных проездов должно быть обеспечено безопасное движение транспортных средств и пешеходов.

Органами местного самоуправления не принимается мер, направленных на обеспечение безопасности дорожного движения, в том числе обеспечение искусственного освещения на указанных участках дорог, что свидетельствует об их бездействии в данной сфере, в результате которого не исполняются требования законодательства об обеспечении участка улично-дорожной сети искусственным освещением, что создает угрозу дорожно-транспортных происшествий и как следствие угрозу жизни и здоровья неопределенного круга лиц граждан.

Определением от 24.10.2023 суд перешел к рассмотрению настоящего дела в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ).

Представители процессуального административного истца в судебном заседании требования искового заявления поддержали по доводам указанным в нем.

Заинтересованное лицо Павлов В.М. заявленные прокурором требования также поддержал, пояснив, что необходимо обязать администрацию оборудовать участок указанной в иске дороге в (адрес) поскольку он неоднократно жаловался на отсутствие освещения, которое небезопасно для детей, учащихся в (иные данные) и для жителей микрорайона, но до настоящего времени освещения нету.

Представитель административного ответчика в судебном заседании с требованиями административного иска не согласилась по основаниям, изложенным в письменных возражениях.

Представитель заинтересованного лица НГМУП «Универсал Сервис» в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещены.

Признав явку представителя указанного заинтересованного лица не обязательной, суд рассмотрел дело в его отсутствие.

Выслушав участников процесса, исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с положениями ст. ст. 12, 130, 132 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно обеспечивает решение вопросов местного значения, владение, пользование, и распоряжение муниципальной собственностью, а так же решение вопросов местного значения.

Статьей 1 Федерального закона № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» сформулирована задача по охране жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

В соответствии с п. 4 ст. 6 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

В соответствии с п. 9 ст. 6 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – ФЗ № 257) к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пункт 23 указанной части статьи к вопросам местного значения также отнесена организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм).

Аналогичное определение вопросов местного значения установлено также пунктами 5 и 25 ст. 6 Устава города Нефтеюганска.

Согласно ч. 1 ст. 17 ФЗ № 257 содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.

Освещение пешеходных зон должна соответствовать требованиям «ГОСТ Р 55706-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Освещение наружное утилитарное. Классификация и нормы», а также «ГОСТ Р 55844-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Освещение наружное утилитарное дорог и пешеходных зон. Нормы».

Согласно п. 3.1 ГОСТ Р 55844-2013, освещение должно обеспечивать распознавание дорожной разметки и различных знаков, а в пешеходных зонах - распознавание лиц прохожих.

Судом установлено и не оспаривается сторонами, что еще в 2021г. после обращения заинтересованного лица Павлова В.М., проживающего в (адрес) по вопросу неосвещенности пешеходной дорожки, расположенной вблизи (иные данные), 22.10.2021 Нефтеюганской межрайонной прокуратурой в адрес и.о. главы г. Нефтеюганска ПАВ вносилось представление об устранении нарушений закона, в том числе по указанному вопросу.

Однако, до настоящего времени уличное (наружное, искусственное) освещение пешеходной дорожки, расположенной вблизи (иные данные) и стадиона (иные данные)» - (адрес) не оборудовано, что указывает на бездействие органов местного самоуправления по решению данного вопроса, что влечет нарушение прав граждан, в том числе детей – учащихся указанной школы и спортсменов, посещающих стадион, на обеспечение безопасности дорожного движения, что в свою очередь может привести к негативным последствиям для неопределенного круга лиц.

Суду представлено достаточно доказательств, свидетельствующих о нарушении ответчиком законодательства о безопасности дорожного движения, в связи с чем, заявленные прокурором требования подлежат удовлетворению.

В соответствии с ч. 3 ст. 227 КАС РФ при принятии решения суда, обязывающего административного ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, принимая во внимание, наличие у административного ответчика муниципального контракта на выполнение подрядных работ в целях строительства «ЛЭП-0,4кВ уличное освещение от РУ-04кВ ТП № 1-1, в районе от жилого дома (адрес) (пешеходная дорожка)» в (адрес), невозможность проведения необходимых работ до окончания зимне-весеннего периода 2024г., светлое вечернее и ночное время в летний период, необходимость освещения пешеходной дорожки к новому учебному году, суд находит возможным установить срок для исполнения решения суда административным ответчиком – не позднее 31.08.2024.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 227, 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск Нефтеюганского межрайонного прокурора удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации города Нефтеюганска по проведению работ по проектированию и строительству уличного (наружного, искусственного) освещения улиц местного значения возле пешеходной дорожки от жилого дома (адрес) вблизи (иные данные) и стадиона (иные данные)

Обязать Администрацию города Нефтеюганска в срок не позднее 01.09.2024 выполнить проектирование и строительство уличного (наружного, искусственного) освещения улиц местного значения возле пешеходной дорожки от жилого дома (адрес), вблизи (иные данные) и стадиона (иные данные)

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме, в Судебную коллегию по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, путем подачи апелляционной жалобы через Нефтеюганский районный суд.

В окончательной форме решение принято 04.12.2023.

СУДЬЯ: подпись