ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-321/2017 от 07.11.2017 Домбаровского районного суда (Оренбургская область)

Дело № 2а-321/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

7 ноября 2017 года п. Домбаровский

Домбаровский районный суд Оренбургской области в составе:

председательствующего судьи Колдаева Р.Ю.,

при секретаре Каченовой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению прокурора Домбаровского района Оренбургской области, действующего в интересах муниципального образования Домбаровский район к администрации муниципального образования Домбаровский район Оренбургской области о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования Домбаровский район Оренбургской области, выразившееся в непринятии мер по приведению районного архива в соответствие с требованиями действующего законодательства об архивном деле, об обязании устранить допущенные нарушения,

установил:

Прокурор Домбаровского района Оренбургской области, действуя в интересах муниципального образования Домбаровский район Оренбургской области, обратился в суд с указанным административным исковым заявлением к администрации муниципального образования Домбаровский район Оренбургской области, мотивировав его тем, что проведенной прокуратурой Домбаровского района по информации комитета по делам архивов Оренбургской области проверкой соблюдения администрацией муниципального образования Домбаровский район Оренбургской области требований законодательства об архивном деле, установлено, что помещения в архиве муниципального образования Домбаровский район не соответствует требованиям Федерального закона от 22 октября 2004 года № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации», Закона Оренбургской области от 29 августа 2005 года №2551/460-III-ОЗ «Об архивном деле в Оренбургской области», Правил организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в государственных и муниципальных архивах, музеях и библиотеках, организациях Российской академии наук (утвержденных приказом Минкультуры РФ от 18 января 2007 года № 19 и не приспособлены для хранения архивных документов. В связи с указанным, просил суд признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Домбаровский район Оренбургской области выразившееся в непринятии мер по приведению районного архива в соответствие с требованиями действующего законодательства об архивном деле, обязать в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу: принять меры по приведению в соответствие помещения для хранения архивных документов; провести экспертизу, устанавливающую степень огнестойкости здания, долговечности его основных конструкций, наличие и состояние отопительных и вентиляционных систем; принять меры по обеспечению основных и вспомогательных помещений, предназначенных для выполнения задач архива по хранению, обработке, использованию архивных документов; устранить нарушения противопожарного температурно-влажного, светового режима.

Административный истец в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом. В своем заявлении суду просил о рассмотрении дела в его отсутствие, заявленные исковые требования поддержал в полном объеме и просил их удовлетворить.

Представитель административного ответчика администрации муниципального образования Домбаровский район Оренбургской области в судебное заседание также не явился. О времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом. В своем заявлении просил суд о рассмотрении дела в его отсутствие, исковые требования признал в полном объеме.

Согласно ч. 7 ст. 150 КАС РФ, если в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной, или представители этих лиц, суд рассматривает административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 настоящего Кодекса.

Поскольку явка административного истца и административного ответчика не является обязательной для рассмотрения исковых требований по существу, и таковой судом не признавалась, суд полагает, что имеются все основания для рассмотрения данного административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства согласно ст. 291 КАС РФ.

Согласно ч. 1 ст. 292 КАС РФ, в порядке упрощенного (письменного) производства административные дела рассматриваются без проведения устного разбирательства. При рассмотрении административного дела в таком порядке судом исследуются только доказательства в письменной форме (включая отзыв, объяснения и возражения по существу заявленных требований).

Суд, изучив материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 22 октября 2004 года № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» государственные органы, органы местного самоуправления, организации и граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, обязаны обеспечивать финансовые, материально-технические и иные условия, необходимые для комплектования, хранения, учета и использования архивных документов, предоставлять создаваемым ими архивам здания и (или) помещения, отвечающие нормативным требованиям хранения архивных документов и условиям труда работников архивов.

Аналогичное положение закреплено в ч. 1 ст. 21 Закона Оренбургской области от 29 августа 2005 года №2551/460-III-ОЗ «Об архивном деле в Оренбургской области».

В соответствии с п. 2.11.1.1 Правил организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в государственных и муниципальных архивах, музеях и библиотеках, организациях российской академии наук (утвержденных приказом Минкультуры РФ от 18 января 2007 года № 19 (далее Правила) архив размещается в специально построенном (ых) или приспособленном (ых) для хранения архивных документов здании (ях) или отдельных помещениях здания, удаленном (ых) от опасных в пожарном отношении объектов (нефтехранилища, бензоколонки, автостоянки, гаражи и т.п.) и промышленных объектов загрязняющих воздух (агрессивные газы, цементная пыль и т.п.). Пригодность месторасположения архива определяется с учетом заключений службы пожарной охраны и санэпидемстанции о степени загрязненности воздуха.

В п. 2.11.2.3 Правил установлено, что в архивохранилище архивных документов на бумажной основе, оборудованном системами кондиционирования воздуха, поддерживается нормальный температурно-влажностный режим: температура 17-19?С, относительная влажность воздуха 50-55%.

В архивохранилище с нерегулируемым климатом должны осуществляться мероприятия по оптимизации температурно-влажностного режима с применением оптимального отопления и проветривания помещений, а также механических средств увлажнения или осушения воздуха. Резкие колебания (сезонные и в течение одних суток) температуры (+/-5?С) и относительной влажности воздуха (+/- 10%) не допускаются.

При длительном нарушении температурно-влажностного режима (от 3 суток и более), сопровождающемся повышением относительной влажности воздуха да 70-90%, принимаются меры по его нормализации (интенсивное проветривание, осушение архивохранилища).

В период технологической обработки архивных документов допускается их временное хранение (до 2 месяцев) в помещениях с нерегулируемым температурно-влажностным режимом при температуре 20+/-5?С и относительной влажности воздуха 50+/- 20%.

Температурно-влажностный режим контролируется путем регулярного измерения температуры и относительной влажности комнатного и наружного воздуха в одно и то же время: в кондиционируемых помещениях – не реже 1 раза в неделю; в архивохранилищах с нерегулируемым климатом – 2 раза в неделю; при нарушениях режима – раз в сутки.

Показания контрольно-измерительных приборов фиксируется в специальных регистрационных журналах, в которых также отражается проверка правильности показаний приборов и меры, принятые по нормализации температурно-влажностного режима в случаях нарушения.

Номенклатура применяемых контрольно-измерительных приборов, а также порядок измерения и регистрации параметров комнатного и наружного воздуха определяются действующими нормативными и методическими документами.

Контрольно-измерительные приборы монтируют на одном щитке, размещенном в главном проходе архивохранилища на стеллаже, вдали от отопительных и вентиляционных систем (контрольная точка), по нормам: при комнатной системе – одна контрольная точка на комнату, при многоярусной – одна на ярус.

Согласно п. 2.11.2.4 Правил хранение архивных документов осуществляется в темноте. Это обеспечивается хранением архивных документов в переплетах, папках, коробках, шкафах, на стеллажах закрытого типа, а также соблюдением установленного светового режима.

Освещение в архивохранилище может быть естественным или искусственным; архивные документы могут размещаться в помещениях с окнами или без окон. Размещение архивохранилища в помещениях без окон допускается при наличии в нем искусственной или естественной вентиляции воздуха с установленной кратностью воздухообмена.

Естественное освещение в архивохранилище допускается рассеянным светом при условии применения на окнах светорассеивателей, автоматических регуляторов светового патока (специальных стекол), защищенных фильтров, жалюзи, штор, нанесенных на стекло покрытий и т.п.

Для искусственного освещения в архивохранилище применяются лампы накаливания в закрытых плафонах с гладкой наружной поверхностью. Допускается применение люминесцентных ламп с урезанным ультрафиолетовым участком спектра типа ЛБ, ЛХБ, ЛТБ. Уровень освещенности в диапазоне видимого спектра не должен превышать: на вертикальной поверхности стеллажа на высоте 1 м от пола – 20-50лк, на рабочих столах – 100 лк.

Защита архивных документов от разрушающего действия естественного и искусственного света осуществляется во всех помещениях архива при любых видах работы с архивными документами.

В судебном заседании установлено, что в нарушение вышеуказанных положений закона архивные помещения муниципального образования Домбаровский район не приспособлены для хранения архивных документов и не соответствуют нормативным требованиям к зданиям и помещениям архива. Так в архиве не проведена экспертиза, устанавливающая степень огнестойкости здания, долговечности его основных конструкций, наличие и состояние отопительных и вентиляционных систем. В архиве отсутствует необходимый комплекс основных и вспомогательных помещений, предназначенных для выполнения задач архива по хранению, обработке, использованию архивных документов и задач административно-хозяйственного, технического, бытового характера. Установлено, что в архиве нарушен противопожарный, температурно-влажностный и световой режимы хранения архивных документов. Администрацией муниципального образования Домбаровский район Оренбургской области требования, содержащиеся в предписаниях от … года до настоящего времени в полном объеме не исполнены, о чем свидетельствуют представленные административным истцом материалы.

При таких обстоятельствах, с учетом признания ответчиком исковых требований суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора Домбаровского района Оренбургской области, действующего в интересах муниципального образования Домбаровский район к администрации муниципального образования Домбаровский район Оренбургской области о признании бездействие администрации муниципального образования Домбаровский район Оренбургской области, выразившееся в непринятии мер по приведению районного архива в соответствие с требованиями действующего законодательства об архивном деле, об обязании устранить допущенные нарушения являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.

Разрешая вопрос о сроке, в течение которого администрация муниципального образования Домбаровский сельсовет Домбаровского района Оренбургской области должна произвести необходимые мероприятия по устранению выявленных нарушений, суд считает, что данные действия должны быть совершены административным ответчиком в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Согласно ч. 9 ст. 227 КАС РФ, в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.46,175 - 180, 227, 293 - 294 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление прокурора Домбаровского района Оренбургской области, действующего в интересах муниципального образования Домбаровский район к администрации муниципального образования Домбаровский район Оренбургской области о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования Домбаровский район Оренбургской области, выразившееся в непринятии мер по приведению районного архива в соответствие с требованиями действующего законодательства об архивном деле, об обязании устранить допущенные нарушения удовлетворить.

Признать бездействие администрации муниципального образования Домбаровский район Оренбургской области, выразившееся в непринятии мер по приведению районного архива в соответствие с требованиями действующего законодательства об архивном деле незаконным.

Обязать администрацию муниципального образования Домбаровский район Оренбургской в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по приведению в соответствие помещения для хранения архивных документов; провести экспертизу, устанавливающую степень огнестойкости здания, долговечности его основных конструкций, наличие и состояние отопительных и вентиляционных систем; принять меры по обеспечению основных и вспомогательных помещений, предназначенных для выполнения задач архива по хранению, обработке, использованию архивных документов; устранить нарушения противопожарного температурно-влажного, светового режима.

Решение суда, может быть обжаловано в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы через Домбаровский районный суд Оренбургской области в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Мотивированное решение изготовлено 10 ноября 2017 года.

Судья: подпись