ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-321/2022 от 19.01.2022 Первомайского районного суда г. Омска (Омская область)

Дело № 2а-321/2022

55RS0005-01-2021-007622-20

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Первомайский районный суд города Омска

в составе председательствующего судьи Валитовой М.С.

при секретаре Семиренко В.В., помощнике судьи Слабодцкой В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании

в городе Омске 19 января 2022 года

дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Омской области к Романову Е. М. о взыскании задолженности по налогу и сборам,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец МИФНС России № 9 по Омской области обратился в суд с иском к Романову Е.М. о взыскании задолженности по налогам и пени.

В обоснование требований указал, что Романов Е.М. является владельцем объектов недвижимого имущества, что влечет обязанность по уплате налогов.

Административному ответчику направлены налоговые уведомления на уплату земельного налога, налога на имущество физических лиц, в связи с неисполнением которых ему выставлены налоговые требования.

Определением мирового судьи судебного участка № 74 в Первомайском судебном районе в г. Омске от 23 сентября 2020 года отменен судебный приказ о взыскании с ответчика земельного налога за 2018 год и налога на имущество физических лиц за 2018 год.

Определением мирового судьи судебного участка № 74 в Первомайском судебном районе в г. Омске от 29 июля 2021 года отменен судебный приказ о взыскании с ответчика земельного налога и налога на имущество физических лиц.

На основании изложенного, уточнив обстоятельства дела, просит взыскать с Романова Е.М. задолженность:

- пени по земельному налогу за 2018 год в размере 35 руб. 54 коп. за период с 23 декабря 2019 года по 03 марта 2020 года;

- по земельному налогу за 2019 год в размере 2 400 руб. и пени в размере 05 руб. 10 коп. за период с 02 декабря 2020 года по 16 декабря 2020 года;

- по налогу на имущество физических лиц за 2015 год в размере 26 руб. 49 коп. и пени в размере 02 руб. 23 коп. за период с 02 декабря 2016 года по 16 ноября 2017 года;

- по налогу на имущество физических лиц за 2016 год в размере 67 руб., а также пени в размере 02 руб. 96 коп. за период с 02 декабря 2017 года по 23 августа 2018 года и в размере 01 руб. 45 коп. за период с 02 декабря 2017 года по 23 августа 2018 года;

- по налогу на имущество физических лиц за 2017 год в размере 53 руб. и пени в размере 02 руб. 81 коп. за период с 04 декабря 2018 года по 27 июня 2019 года;

- по налогу на имущество физических лиц за 2018 год в размере 58 руб. и пени в размере 0 руб. 55 коп. за период с 03 декабря 2019 года по 16 января 2020 года, в размере 77 руб. 27 коп. за период с 23 декабря 2019 года по 03 марта 2020 года и в размере 0 руб. 66 коп. за период с 17 января 2020 года по 12 марта 2020 года;

- по налогу на имущество физических лиц за 2019 год в размере 64 руб. и пени в размере 0 руб. 07 коп. за период с 02 декабря 2020 года по 09 декабря 2020 года, а также по налогу на имущество физических лиц за 2019 год в размере 5 218 руб. и пени в размере 11 руб. 09 коп. за период с 02 декабря 2020 года по 16 декабря 2020 года.

Стороны в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Согласно ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В силу ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

Как указано в п. 4 ст. 85 НК РФ, органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.

В соответствии с п. 11 ст. 85 НК РФ органы, указанные в пунктах 3, 4, 8, 9.4 настоящей статьи, представляют соответствующие сведения в налоговые органы в электронной форме. Порядок представления сведений в налоговые органы в электронной форме определяется соглашением взаимодействующих сторон.

Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством РФ о налогах и сборах (ч.2 ст. 65 ЗК РФ).

Согласно ст. 393 НК РФ налоговым периодом по уплате земельного налога признается календарный год. Отчетными периодами для налогоплательщиков-организаций признаются первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года.

В силу п. 1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.

В силу ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

Статьей 401 НК РФ предусмотрено, что объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.

В силу п.1,2 ст. 409 НК налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.

В судебном заседании установлено, что в заявленные истцом периоды Романову Е.М. принадлежало следующее имущество:

1) земельный участок с кадастровым номером по адресу: <адрес>;

2) квартира с кадастровым номером по адресу: <адрес>;

3) помещение с кадастровым номером по адресу: <адрес> (л.д.86-140).

Таким образом, ответчик являлся плательщиком земельного налога и налога на имущество физических лиц.

Согласно п.п. 2,4 ст. 52 НК РФ в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.

В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

Налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

15 августа 2016 года административному ответчику направлено налоговое уведомление № 85194823 от 29 июля 2016 года об уплате земельного налога за 2015 год в размере 2 584 руб. и налога на имущество физических лиц за 2015 год в размере 11 006 руб., что усматривается из списка отправки заказной корреспонденции № 20971 (л.д.8-9,12).

20 сентября 2017 года Романову Е.М. направлено налоговое уведомление № 43322172 от 23 августа 2017 года об уплате до 01 декабря 2017 года земельного налога за 2016 год в размере 480 руб., налога на имущество физических лиц за 2014 год в размере 22 руб. и за 2016 год в размере 40 руб., 05 руб. и 5 218 руб. с указанием перерасчета земельного налога за 2014 год и за 2015 год в размере 517 руб. (л.д.13-14,17,162).

25 августа 2018 года административному ответчику через личный кабинет налогоплательщика было направлено налоговое уведомление об уплате земельного налога за 2017 год в размере 2 400 руб. и налога на имущество физических лиц за 2017 год в размере 5 271 руб. с указанием перерасчета земельного налога за 2015 год в размере 2 067 руб. и за 2016 год в размере 1 920 руб., установлен срок уплаты не позднее 03 декабря 2018 года (л.д.22-23,162-оборот).

06 июля 2019 года Романову Е.М. через личный кабинет налогоплательщика направлено налоговое уведомление № 17277642 от 04 июля 2019 года об уплате земельного налога за 2018 год в размере 2 400 руб. и налога на имущество физических лиц за 2018 год в размере 58 руб., исчисленного за квартиру с кадастровым номером по адресу: <адрес>, и в размере 5 218 руб., исчисленного за помещение с кадастровым номером по адресу: <адрес> срок не позднее 02 декабря 2019 года (л.д.163,165).

09 июля 2020 года административному ответчику через личный кабинет налогоплательщика направлено налоговое уведомление № 8070442 от 03 августа 2020 года земельного налога за 2019 год в размере 2 400 руб. и налога на имущество физических лиц за 2019 год в размере 5 218 руб., исчисленного за помещение с кадастровым номером по адресу: <адрес> в размере 58 руб., исчисленного за квартиру с кадастровым номером по адресу: <адрес> (л.д.32-33,166).

Согласно положениям п. 1 ст. 45, п. п. 1 и 2 ст. 69 НК РФ при наличии у налогоплательщика недоимки ему направляется требование об уплате налога - извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

В соответствии с п. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных названной статьей.

Исполнение обязанности по уплате налогов согласно статье 72 НК РФ обеспечивается начислением пени.

В силу ст. 75 НК РФ пеней признается установленная названной статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 названного Кодекса. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.

По правилам п. 3 ст.75 НК РФ на сумму недоимки должна быть начислена пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога.

В связи с неуплатой земельного налога за 2018 год в установленный срок Романову Е.М. были начислены пени и сформировано требование № 50868 по состоянию на 23 декабря 2019 года об уплате в срок до 04 февраля 2020 года земельного налога в размере 2 400 руб. и пени в размере 10 руб. 26 коп., направленное через личный кабинет налогоплательщика, но не исполненное им (л.д.170-172).

Материалами дела подтверждено, что Романов Е.М. в период направления указанных требований был зарегистрирован в личном кабинете налогоплательщика 15 марта 2013 года на официальном сайте Федеральной налоговой службы www.nalog.ru, отказ от использования личного кабинета не был заявлен (л.д.59).

Направленным через личный кабинет налогоплательщика требованием № 33511 по состоянию на 04 марта 2020 года административному ответчику предложено уплатить пени по налогу на имущество физических лиц в размере 77 руб. 27 коп. и пени по земельному налогу в размере 35 руб. 54 коп. в срок до 21 апреля 2020 года (л.д.38-39,42).

Судебным приказом мирового судьи судебного участка № 74 в Первомайском судебном районе в г. Омске от 18 июля 2020 года с административного ответчика в пользу налогового органа взыскана задолженность по земельному налогу за 2018 год в размере 2 400 руб. и пени в размере 442 руб. 85 коп., а также задолженность по налогу на имущество физических лиц в размере 5 218 руб. и пени в размере 3 662 руб. 74 коп. (л.д.82).

Определением мирового судьи судебного участка № 74 в Первомайском судебном районе в г. Омске от 23 сентября 2020 года судебный приказ отменен в связи с возражениями должника (л.д.84).

Согласно абз. 3 п. 1, абз. 2 п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (п. 3 ст. 48 НК РФ).

Заявляя в рамках настоящего дела требования о взыскании с Романова Е.М. пени по земельному налогу за 2018 год в размере 35 руб. 54 коп. за период с 23 декабря 2019 года по 03 марта 2020 года и пени по налогу на имущество физических лиц за 2018 год в размере 77 руб. 27 коп. за период с 23 декабря 2019 года по 03 марта 2020 года, административный истец не представил доказательств, что возможность принудительного взыскания обязательных платежей не утрачена (документы, подтверждающие уплату задолженности административным ответчиком в добровольном порядке, но с нарушением срока уплаты либо взыскание задолженности в принудительном порядке, нахождения исполнительных документов на исполнении и т.п.).

Так, в силу ст. 75 НК РФ пеней признается установленная названной статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 названного Кодекса.

Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.

В Постановлении от 17 декабря 1996 года № 20-П и Определении от 04 июля 2002 года № 202-О Конституционный Суд Российской Федерации указал, что налоговое обязательство состоит в обязанности налогоплательщика уплатить определенный налог, установленный законом. Неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога. Поэтому к сумме собственно не внесенного в срок налога законодатель вправе добавить дополнительный платеж - пеню как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок. Данная мера носит восстановительный характер.

Обязанность по уплате пеней является не самостоятельной, а обеспечивающей (акцессорной) обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога. Пени подлежат принудительному взысканию в том же порядке, что и задолженность, на которую они начислены, и не могут быть взысканы в отсутствие обязанности по уплате суммы налога, равно как и при истечении сроков на ее принудительное взыскание. Пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы соответствующего налога. Разграничение процедуры взыскания налогов и процедуры взыскания пеней недопустимо, поскольку дополнительное обязательство не может существовать отдельно от главного. Аналогичная позиция изложена в определении Конституционного Суда РФ от 17 февраля 2015 года № 422-О.

Из пояснений представителя административного истца и материалов дела следует, что пени по налогу на имущество физических лиц за 2018 год в размере 77 руб. 27 коп. начислены на недоимку в размере 5 218 руб., пени по земельному налогу в размере 35 руб. 54 коп. начислены на недоимку в размере 2 400 руб.

После отмены судебного приказа № 2а-2552/2020 налоговый орган в районный суд с административным исковым заявлением о взыскании с административного ответчика указанной задолженности по налогу и пени не обращался, следовательно, право на взыскание пени по земельному налогу за 2018 год в размере 35 руб. 54 коп. за период с 23 декабря 2019 года по 03 марта 2020 года и пени по налогу на имущество физических лиц за 2018 год в размере 77 руб. 27 коп. за период с 23 декабря 2019 года по 03 марта 2020 года утратил (л.д.148,167-168).

Таким образом, требования налогового органа в указанной части являются необоснованными и не могут быть удовлетворены.

Относительно требований административного истца о взыскании с административного ответчика задолженности:

по земельному налогу за 2019 год в размере 2 400 руб. и пени в размере 05 руб. 10 коп. за период с 02 декабря 2020 года по 16 декабря 2020 года;

по налогу на имущество физических лиц за 2015 год в размере 26 руб. 49 коп. и пени в размере 02 руб. 23 коп. за период с 02 декабря 2016 года по 16 ноября 2017 года;

по налогу на имущество физических лиц за 2016 год в размере 67 руб., а также пени в размере 02 руб. 96 коп. за период с 02 декабря 2017 года по 23 августа 2018 года и в размере 01 руб. 45 коп. за период с 02 декабря 2017 года по 23 августа 2018 года;

по налогу на имущество физических лиц за 2017 год в размере 53 руб. и пени в размере 02 руб. 81 коп. за период с 04 декабря 2018 года по 27 июня 2019 года;

по налогу на имущество физических лиц за 2018 год в размере 58 руб., пени в размере 0 руб. 55 коп. за период с 03 декабря 2019 года по 16 января 2020 года и в размере 0 руб. 66 коп. за период с 17 января 2020 года по 12 марта 2020 года;

по налогу на имущество физических лиц за 2019 год в размере 5 282 руб., а также пени в размере 0 руб. 07 коп. за период с 02 декабря 2020 года по 09 декабря 2020 года и в размере 11 руб. 09 коп. за период с 02 декабря 2020 года по 16 декабря 2020 года суд отмечает следующее.

В связи с неуплатой налогов в установленный срок налогоплательщику были начислены пени и сформированы требования, направленные налогоплательщику через личный кабинет налогоплательщика, но не исполненные им:

требование № 13610 по состоянию на 17 ноября 2017 года об уплате в срок до 19 декабря 2017 года налога на имущество физических лиц за 2015 год в размере 26 руб. 49 коп. и пени в размере 02 руб. 23 коп. (л.д.18,27);

требование № 30682 по состоянию на 24 августа 2018 года об уплате в срок до 11 декабря 2018 года налога на имущество физических лиц за 2016 год в размере 67 руб. и пени в размере 04 руб. 41 коп. (л.д.24-25,27);

требование № 40097 по состоянию на 28 июня 2019 года об уплате в срок до 09 августа 2019 года налога на имущество физических лиц за 2017 год в размере 53 руб. и пени в размере 02 руб. 81 коп. (л.д.28-29,31);

требование № 11919 по состоянию на 17 января 2020 года об уплате в срок до 03 марта 2020 года налога на имущество физических лиц за 2018 год в размере 58 руб. и пени в размере 0 руб. 55 коп. (л.д.34-35,37);

требование № 43798 по состоянию на 13 марта 2020 года об уплате в срок до 21 апреля 2020 года пени по налогу на имущество физических лиц в размере 0 руб. 66 коп. (л.д.43-44,46);

требование № 100640 по состоянию на 10 декабря 2020 года об уплате в срок до 21 января 2021 года налога на имущество физических лиц за 2019 год в размере 64 руб. и пени в размере 0 руб. 07 коп. (л.д.47-48,50);

требование № 73748 по состоянию на 17 декабря 2020 года об уплате в срок до 28 января 2021 года налога на имущество физических лиц за 2019 год в размере 5 218 руб. и пени в размере 11 руб. 09 коп., а также земельного налога за 2019 год в размере 2 400 руб. и пени в размере 05 руб. 10 коп. (л.д.51-52,54).

Судебным приказом мирового судьи судебного участка № 74 в Первомайском судебном районе в г. Омске от 01 июля 2021 года с административного ответчика в пользу налогового органа взыскана задолженность по налогу на имущество физических лиц в размере 5 486 руб. 49 коп. (26 руб. 49 коп. за 2015 год, 67 руб. за 2016 год, 53 руб. за 2017 год, 58 руб. за 2018 год, 64 руб. за 2019 год за квартиру по адресу: <адрес>, 5 218 руб. за 2019 год за помещение по адресу: <адрес>) и пени в размере 99 руб. 09 коп., а также задолженность по земельному налогу в размере 2 400 руб. и пени в размере 40 руб.64 коп. (л.д.76).

Определением мирового судьи судебного участка № 74 в Первомайском судебном районе в г. Омске от 29 июля 2021 года судебный приказ отменен в связи с возражениями должника (л.д.78).

При предъявлении налоговым органом требования № 73748 по состоянию на 17 декабря 2020 года со сроком исполнения до 28 января 2021 года общая сумма налога и пени превысила 3 000 руб. и составила 8 026 руб. 22 коп.

Следовательно, к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа налоговый орган обратился в установленный законом срок 25 июня 2021 года (л.д.73-75).

В последующем после отмены судебного приказа налоговый орган направил в районный суд административное исковое заявление 15 декабря 2021 года также с соблюдением шестимесячного срока.

В соответствии со ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

В поданном мировому судье заявлении об отмене судебного приказа административный ответчик выразил несогласие с суммой предъявляемых требований, с начислением пени и с методикой начисления налога, а также указал на то, что период начисления задолженности неясен (л.д.77).

После отмены судебного приказа и обращения налогового органа с административным исковым заявлением Романов Е.М. в судебное заседание не явился, доказательств отсутствия задолженности по налогам и пени не представил, сумму задолженности не оспорил.

В своих письменных возражениях против иска от 14 января 2022 года Романов Е.М. просит отказать в удовлетворении требований налогового органа со ссылкой на то обстоятельство, что является безработным, а также многодетным отцом, размер налога с 2013 года увеличился в 10 раз. В случае удовлетворения иска просит установить размер выплаты 375 руб., что соответствует размеру социального пособия многодетной семьи (л.д.155-156).

Относительно данных доводов суд отмечает следующее.

Статьей 407 НК РФ установлены категории налогоплательщиков, имеющих право на налоговую льготу по налогу на имущество физических лиц; статьей 395 НК РФ установлены категории налогоплательщиков, освобожденных от уплаты земельного налога. Многодетные семьи в вышеуказанных перечнях отсутствуют.

Во исполнение перечня поручений по реализации Послания Президента Федеральному Собранию Федеральным законом от 15 апреля 2019 года № 63-ФЗ внесены изменения в ч.2 НК РФ и ст.9 Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах».

В соответствии с письмом ФНС России от 17 апреля 2019 года № БС-4-21/7176@ «Об основных положениях Федерального закона от 15.04.2019 N 63-ФЗ, касающихся налогообложения имущества» с учетом Послания Президента РФ, начиная с налогового периода 2018 года, в качестве дополнительных мер социальной поддержки для многодетных к числу льготников, имеющих право на налоговый вычет в размере кадастровой стоимости 600 кв.м в отношении одного земельного участка, отнесены физические лица, имеющие трех и более несовершеннолетних детей (далее - многодетные) (пп. 10 п. 5 ст. 391 Кодекса в редакции Закона) (п.3.1).

С учетом Послания Президента РФ, начиная с налогового периода 2018 года, в п. 10 ст. 396 Кодекса включено правило предоставления налоговых льгот физическим лицам без заявлений в налоговый орган (далее - "проактивный" порядок): в случае, если налогоплательщик, относящийся к категориям лиц, указанным в пп. 2 - 4, 7 - 10 п. 5 ст. 391 Кодекса (пенсионеры, инвалиды, лица предпенсионного возраста, многодетные), и имеющий право на льготу, в том числе в виде налогового вычета, не представил в налоговый орган заявление о предоставлении налоговой льготы или не сообщил об отказе от применения налоговой льготы, налоговая льгота предоставляется на основании сведений, полученных налоговым органом в соответствии с федеральными законами (п.3.2).

С учетом Послания Президента РФ, начиная с налогового периода 2018 года, в ст. 403 Кодекса внесены изменения, увеличивающие размер налоговых вычетов для жилых помещений многодетных.

В частности, налоговая база по налогу в отношении объектов налогообложения, находящихся в собственности многодетных, уменьшается на величину кадастровой стоимости 5 кв. м в отношении квартиры, части квартиры, комнаты и 7 кв. м в отношении жилого дома, части жилого дома в расчете на каждого несовершеннолетнего ребенка.

Указанный вычет предоставляется в отношении одного объекта налогообложения каждого вида (квартира, часть квартиры, комната, жилой дом, часть жилого дома) в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному пп. 6, 7 ст. 407 Кодекса, в том числе в случае непредставления в налоговый орган заявления о предоставлении налоговой льготы или уведомления о выбранном объекте (п.4.1).

Как усматривается из пп.3,4,5 ст. 403 НК РФ, налоговая база в отношении квартиры, части жилого дома определяется как ее кадастровая стоимость, уменьшенная на величину кадастровой стоимости 20 квадратных метров общей площади этой квартиры, части жилого дома (п.3).

Налоговая база в отношении комнаты, части квартиры определяется как ее кадастровая стоимость, уменьшенная на величину кадастровой стоимости 10 квадратных метров площади этой комнаты, части квартиры (п.4).

Налоговая база в отношении жилого дома определяется как его кадастровая стоимость, уменьшенная на величину кадастровой стоимости 50 квадратных метров общей площади этого жилого дома (п.5).

Согласно п. 6.1 ст. 403 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения, указанных в пунктах 3 - 5 настоящей статьи, находящихся в собственности физических лиц, имеющих трех и более несовершеннолетних детей, уменьшается на величину кадастровой стоимости 5 квадратных метров общей площади квартиры, площади части квартиры, комнаты и 7 квадратных метров общей площади жилого дома, части жилого дома в расчете на каждого несовершеннолетнего ребенка (п. 6.1 введен Федеральным законом от 15 апреля 2019 года № 63-ФЗ).

В соответствии с пп.10 п.5 ст.391 НК РФ налоговая база уменьшается на величину кадастровой стоимости 600 квадратных метров площади земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении налогоплательщиков-физических лиц, имеющих трех и более несовершеннолетних детей (пп. 10 введен Федеральным законом от 15 апреля 2019 года № 63-ФЗ).

Как усматривается из ст. 396 НК РФ, налогоплательщики, имеющие право на налоговые льготы, в том числе в виде налогового вычета, установленные законодательством о налогах и сборах, представляют в налоговый орган по своему выбору заявление о предоставлении налоговой льготы, а также вправе представить документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу (п. 10).

Представление заявления о предоставлении налоговой льготы, подтверждение права налогоплательщика на налоговую льготу, рассмотрение налоговым органом такого заявления, направление налогоплательщику уведомления о предоставлении налоговой льготы либо сообщения об отказе от предоставления налоговой льготы осуществляются в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному пунктом 3 статьи 361.1 настоящего Кодекса.

Формы заявлений налогоплательщиков - организаций и физических лиц о предоставлении налоговых льгот, порядок их заполнения, форматы представления таких заявлений в электронной форме, формы уведомления о предоставлении налоговой льготы, сообщения об отказе от предоставления налоговой льготы утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

В случае, если налогоплательщик, имеющий право на налоговую льготу, в том числе в виде налогового вычета, не представил в налоговый орган заявление о предоставлении налоговой льготы или не сообщил об отказе от применения налоговой льготы, налоговая льгота предоставляется на основании сведений, полученных налоговым органом в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами, начиная с налогового периода, в котором у налогоплательщика возникло право на налоговую льготу.

В случае возникновения (прекращения) у налогоплательщиков в течение налогового (отчетного) периода права на налоговую льготу исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении земельного участка, по которому предоставляется налоговая льгота, производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых отсутствует налоговая льгота, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц возникновения права на налоговую льготу, а также месяц прекращения указанного права принимается за полный месяц.

Исходя из анализа приведенных норм, если в налоговые органы в рамках межведомственного взаимодействия не поступили сведения о лицах, относящихся к льготным категориям, налогоплательщик вправе обратиться в налоговый орган с заявлением о предоставлении имеющейся у него льготы, указав документы-основания для ее предоставления.

Из пояснений представителя административного истца следует, что заявление о предоставлении налоговой льготы от Романова Е.М. в налоговый орган не поступало, административный ответчик на данное обстоятельство также не ссылался в своих возражениях на административный иск, доказательств направления необходимых документов в налоговый орган для предоставления льгот не представил.

Реализовать свое право на предоставление налоговой льготы административный ответчик мог, направив заявление в электронной форме через сайт www.nalog.gov.ru, через личный кабинет налогоплательщика, а также посетив инспекцию Федеральной налоговой службы или многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.

Таким образом, административным ответчиком не представлено доказательств того, что он как отец многодетной семьи, желая реализовать право на получение налоговой льготы по уплате земельного налога или налога на имущество физических лиц, в установленном порядке обратился в налоговые органы с заявлением о ее предоставлении.

Установлено, что из Министерства труда и социального развития Омской области сведения о том, что Романов Е.М. является отцом многодетной семьи также не поступали, в связи с чем налоговый орган не имел возможности самостоятельно предоставить налоговую льготу Романову Е.М. на основании сведений, полученных налоговым органом в соответствии со ст.85 НК РФ, начиная с налогового периода, в котором у налогоплательщика возникло право на налоговую льготу.

Доводы административного ответчика, что при принятии решения следует установить размер выплаты в размере 375 руб., что соответствует размеру социального пособия многодетной семьи, не основано на требованиях закона.

При таких обстоятельствах требования административного истца о взыскании с административного ответчика задолженности:

по земельному налогу за 2019 год в размере 2 400 руб. и пени в размере 05 руб. 10 коп. за период с 02 декабря 2020 года по 16 декабря 2020 года;

по налогу на имущество физических лиц за 2015 год в размере 26 руб. 49 коп. и пени в размере 02 руб. 23 коп. за период с 02 декабря 2016 года по 16 ноября 2017 года;

по налогу на имущество физических лиц за 2016 год в размере 67 руб., а также пени в размере 02 руб. 96 коп. за период с 02 декабря 2017 года по 23 августа 2018 года и в размере 01 руб. 45 коп. за период с 02 декабря 2017 года по 23 августа 2018 года;

по налогу на имущество физических лиц за 2017 год в размере 53 руб. и пени в размере 02 руб. 81 коп. за период с 04 декабря 2018 года по 27 июня 2019 года;

по налогу на имущество физических лиц за 2018 год в размере 58 руб., пени в размере 0 руб. 55 коп. за период с 03 декабря 2019 года по 16 января 2020 года и в размере 0 руб. 66 коп. за период с 17 января 2020 года по 12 марта 2020 года;

по налогу на имущество физических лиц за 2019 год в размере 5 282 руб., а также пени в размере 0 руб. 07 коп. за период с 02 декабря 2020 года по 09 декабря 2020 года и в размере 11 руб. 09 коп. за период с 02 декабря 2020 года по 16 декабря 2020 года являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Представленный истцом расчет задолженности является верным.

В соответствии со ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

В связи с удовлетворением требований с административного ответчика в доход местного бюджета также подлежит взысканию государственная пошлина в размере 400 руб.

Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования удовлетворить частично.

Взыскать с Романова Е. М. в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Омской области задолженность:

по земельному налогу за 2019 год в размере 2 400 руб. 00 коп. и пени в размере 05 руб. 10 коп. за период с 02 декабря 2020 года по 16 декабря 2020 года;

по налогу на имущество физических лиц за 2015 год в размере 26 руб. 49 коп. и пени в размере 02 руб. 23 коп. за период с 02 декабря 2016 года по 16 ноября 2017 года;

по налогу на имущество физических лиц за 2016 год в размере 67 руб. 00 коп., а также пени в размере 02 руб. 96 коп. за период с 02 декабря 2017 года по 23 августа 2018 года и в размере 01 руб. 45 коп. за период с 02 декабря 2017 года по 23 августа 2018 года;

по налогу на имущество физических лиц за 2017 год в размере 53 руб. 00 коп. и пени в размере 02 руб. 81 коп. за период с 04 декабря 2018 года по 27 июня 2019 года;

по налогу на имущество физических лиц за 2018 год в размере 58 руб. 00 коп., пени в размере 0 руб. 55 коп. за период с 03 декабря 2019 года по 16 января 2020 года и в размере 0 руб. 66 коп. за период с 17 января 2020 года по 12 марта 2020 года;

по налогу на имущество физических лиц за 2019 год в размере 5 282 руб. 00 коп., а также пени в размере 0 руб. 07 коп. за период с 02 декабря 2020 года по 09 декабря 2020 года и в размере 11 руб. 09 коп. за период с 02 декабря 2020 года по 16 декабря 2020 года,

в удовлетворении остальной части требований отказать.

Взыскать с Романова Е. М. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 400 руб. 00 коп.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд с подачей жалобы через Первомайский районный суд г. Омска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение не вступило в законную силу. Мотивированное решение составлено 26.01.2022.