Дело № 2а-322-18
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ижморский районный суд Кемеровской области
в составе председательствующего судьи Алтынбаевой Н.А.,
при секретаре Волошиной Т.В.,
с участием прокурора Модель О.В.,
представитель административного ответчика председателя Совета народных депутатов Ижморского муниципального района ФИО1, действующего на основании решения Совета народных депутатов Ижморского муниципального района шестого созыва от ДД.ММ.ГГГГ
пгт. Ижморский 25 сентября 2018г.
Рассмотрев административное исковое заявление прокурора Ижморского района, поданного в защиту интересов неопределенного круга лиц к Совету народных депутатов Ижморского муниципального района о признании незаконным решения Совета народных депутатов Ижморского муниципального района от 19.06.2018г. № 294 «О ситуации, сложившейся в Ижморском муниципальном районе в жилищно-коммунальном комплексе»,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Ижморского муниципального района обратился в суд с административным исковым заявлением к Совету народных депутатов Ижморского муниципального района о признании незаконным решения Совета народных депутатов Ижморского муниципального района от 19.06.2018г. № 294 «О ситуации, сложившейся в Ижморском муниципальном районе в жилищно-коммунальном комплексе», свои требования мотивируя тем, что 19.06.2018 Советом депутатов Ижморского муниципального района принято решение № 294 «О ситуации, сложившейся в Ижморском муниципальном районе в жилищно-коммунальном комплексе». Данным решением администрации Ижморского муниципального района рекомендовано во избежание срыва предоставления населению, социальным и иным объектам услуг по холодному водоснабжению и водоотведению передать до подписания концессионного соглашения ООО «Ижморская теплосетевая компании» на хранение с правом эксплуатации по назначению объекты холодного водоснабжения и водоотведения на срок не более чем тридцать календарных дней с 01.07.2018. Поручить Комитету по управлению муниципальным имуществом Ижморского муниципального района (ФИО9 выполнить с 01.07.2018г. передачу объектов теплоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения ООО «Ижморская ТСК» согласно реестру.
На данное решение Совета народных депутатов Ижморского муниципального района прокуратурой района был принесен протест от 10.07.2018г. № 7-2-2018/243.
Указанный протест был рассмотрен на очередной сессии районного Совета народных депутатов, которая состоялась 19.07.2018г. и отклонен. Решение Совета народных депутатов Ижморского муниципального района от 19.06.2018г. № 294 признано не противоречащим Федеральному закону от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», так как данным решением объекты холодного водоснабжения и водоотведения передаются ООО «Ижморская ТСК» на срок более чем тридцать календарных дней, в соответствии с п.11 ч.1 ст.17.1 Федерального закона № 135-ФЗ.
Считает решение Совета народных депутатов от 19.06.2018г. № 294 «О ситуации сложившейся в Ижморском муниципальном районе в жилищно-коммунальном комплексе» не соответствует требованиям федерального законодательства.
Указывает, что 01.07.2017 между ООО «Ижморская ТСК» в лице директора ФИО2 и КУМИ администрации Ижморского района Кемеровской области в лице председателя ФИО10 заключены договоры аренды на объекты коммунальной инфраструктуру, находящиеся в муниципальной собственности муниципального образования «Ижморский муниципальный район» Кемеровской области - № 1/17 на объекты теплоснабжения; договор аренды № 2/17 на объекты водоснабжения и водоотведения; договор № 4/17 на объекты недвижимости; договор № 3/17 на транспорт. Срок действия данных договоров определен до 31.05.2018г.
01.06.2018г. между ООО «Ижморская ТСК» и КУМИ администрации Ижморского района Кемеровской области заключены договора аренды на объекты коммунальной инфраструктуры, находящиеся в муниципальной собственности муниципального образования «Ижморский муниципальный район» Кемеровской области - № 2/18 на объекты водоснабжения и водоотведения; договор № 4/18 на объекты недвижимости; договор № 3/18 на транспорт. Срок действия данных договоров определен до 30.06.2018г.
01.07.2018г. между ООО «Ижморская ТСК» и КУМИ администрации Ижморского района Кемеровской области заключен договор хранения с правом использования имущества по целевому назначению сроком до 30.07.2018г. Предметом договора являются объекты теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, также объекты недвижимости и транспорт.
30.07.2018г. между вышеуказанными лицами заключено дополнительное соглашение к договору № 1 хранения с правом использования имущества по целевому назначению сроком до подписания концессионного соглашения.
Действующим законодательством РФ прямо установлено, что объекты тепло и водоснабжения, водоотведения, находящиеся в муниципальной собственности, могут быть переданы во временное владение и (или) пользование только на основе концессионных соглашений, если дата ввода в эксплуатацию передаваемого объекта на момент проведения конкурса составляет более пяти лет, либо дата ввода в эксплуатацию передаваемого объекта не может быть определена на момент проведения конкурса, либо путем проведения соответствующих торгов.
В связи с тем, что срок определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию указанных объектов и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет процедура проведения торгов на право заключения договора противоречит ч.3 ст.41.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», в соответствии с которым при таких обстоятельствах передача прав владения и (или) пользования такими объектами осуществляется только по концессионному соглашению по результатам проведения соответствующих торгов.
В соответствии с ч.1 ст.17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Пунктом 11 части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» установлено, что заключение договоров аренды, иных договоров, предусматривающих переход права владения и (или) пользования в отношении муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество на срок не более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев (предоставление указанных прав на такое имущество одному лицу на совокупный срок более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев без проведения конкурсов или аукционов запрещается).
Решением Совета народных депутатов от 19.06.2018 № 294 «О ситуации сложившейся в Ижморском муниципальном районе в жилищно-коммунальном комплексе» предусмотрена незаконная передача объектов теплоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения на период подписания концессионного соглашения на хранение с правом эксплуатации по назначению – ресурсоснабжающей организации ООО «Ижморская ТСК».
Просит признать недействующим решение Совета народных депутатов от 19.06.2018г. № 294 «О ситуации сложившейся в Ижморском муниципальном районе в жилищно-коммунальном комплексе» как не соответствующее законодательству Российской Федерации.
Прокурор в судебном заседании поддержал исковые требования по основаниям изложенным в заявлении.
Представитель ответчика ФИО1 в судебном заседании исковые требования признал, пояснив при этом, что решением Совета народных депутатов от 19.06.2018г. № 294 было рекомендовано передать спорные объекты до подписания концессионного соглашения ООО «Ижморская ТСК» не более чем на тридцать календарных дней с 01.07.2018. С учетом того, что с указанной даты прошло тридцать дней, считает, что решение утратило силу.
Статьей 8 Конституции Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
Статьей 132 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что органы местного самоуправления самостоятельно, в том числе управляют муниципальной собственностью, а также решают иные вопросы местного значения.
Правовой статус и полномочия органов местного самоуправления определены Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Согласно пункту 2 статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное владение или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.
В соответствии пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относятся организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации
Таким образом, органы местного самоуправления осуществляют полномочия по решению вопросов местного значения в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими в Российской Федерации.
Порядок передачи прав владения и (или) пользования в отношении объектов теплоснабжения регламентирован Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - ФЗ "О теплоснабжении").
Согласно части 2 статьи 28.1 ФЗ "О теплоснабжении" Осуществление полномочий по организации в границах поселения, городского округа теплоснабжения населения посредством передачи прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в муниципальной собственности, реализуется по договорам их аренды или по концессионным соглашениям,
Согласно решению от 19.06.2018 № 294 Совет народных депутатов Ижморского муниципального района пятого созыва решил: 1. одобрить действия комиссии по чрезвычайным ситуациям Ижморского муниципального района, предлагаемые во избежание критической ситуации, которая может возникнуть в связи с расторжением договоров аренды. 2. Рекомендовать администрации Ижморского муниципального района во избежание срыва предоставления населению, социальным и иным объектам услуг по холодному водоснабжению и водоотведению передать до подписания концессионного соглашения ООО «Ижморская ТСК» на хранение с правом эксплуатации по назначению объекты холодного водоснабжения и водоотведения на срок не более чем тридцать календарных дней с 01.07.2018г. 3. Поручить КУМИ Ижморского муниципального района выполнить с 01.07.2018г. передачу объектов теплоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения ООО «Ижморская ТСК» согласно реестру.
Из приложения к решению Совета народных депутатов Ижморского муниципального района от 19.06.2018г. № 294 следует, что решением комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности решено: 1. Возложить обязанности по организации теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения населения, бюджетных и прочих потребителей Ижморского муниципального района на ООО «Ижморская ТСК» по согласованию с директором ООО «Ижморская ТСК» ФИО12
2. поручить КУМИ Ижморского муниципального района ФИО11
2.1 расторгнуть договор аренды муниципального имущества с ООО «Ижморская ТСК» в связи с окончанием срока действия договоров;
2.2. принять муниципальное имущество, в том числе централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, и объекты теплоснабжения по акту приема передачи надлежащим образом;
2.3. передать до проведения конкурса на право работы на условиях концессионного соглашения (ФЗ № 115 от 21.07.2005г.) все объекты коммунальной инфраструктуры Ижморского муниципального района на хранение и обслуживание ООО «Ижморская ТСК».
2.4 провести все процедуры, предусмотренные федеральным законом № 115-ФЗ от 21.07.2005г., на право заключения концессионного соглашения.
3. рекомендовать директору ООО «Ижморская ТСК» ФИО13
3.1 проверить готовность и работоспособность всех объектов и оборудования, переданного на хранение и обслуживание, в короткий срок;
3.2 обеспечить наличие резервного запаса оборудования и материалов, для проведения ремонта и аварийных работ.
Из протеста прокурора Ижморского района от 10.07.2018г. следует, что он предлагает решение Совета народных депутатов от 19.06.2018г. № 294 «О ситуации сложившейся в Ижморскому муниципальном районе в жилищно-коммунальном комплексе» отменить.
Из решения Совета народных депутатов Ижморского муниципального района от 19.07.2018г. № 297 следует, что решено отклонить протест прокурора Ижморского района от 10.07.2018г. № 7-2-2018/243. Считать решение Совета народных депутатов Ижморского муниципального района от 19.06.2018г. № 294 «О ситуации, сложившейся в Ижморскому муниципальном районе и в жилищно-коммунальном комплексе» не противоречащим Федеральному закону от 26.07.2006 № 135-ФЗ, так как данным решением объекты холодного водоснабжения и водоотведения передаются ООО «Ижморская ТСК» на срок не более чем тридцать календарных дней, в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 17.1 вышеназванного закона. 2. Решение вступает в силу со дня его официального опубликования (обнародования).
Согласно договору хранения с правом использования имущества по целевому назначению от 01.07.2018г. заключенному между ООО «Ижморская ТСК», далее именуемое «хранитель», в лице директора ФИО14. и КУМИ Ижморского муниципального района, далее именуемый «поклажедатель», в лице председателя ФИО15 заключили договор по которому хранитель обязуется хранить вещь, переданную ему поклажедателем, использовать по целевому назначению и возвратить эту вещь в сохранности (п.1). Поклажедатель передает на хранение с правом использования по целевому назначению по настоящему договору имущество согласно Приложениям № 1, 2, 3 и 4.
Из дополнительного соглашения к договору хранения с правом использования имущества по целевому назначению № 1 от 30.07.2018г. следует, что ООО «Ижморская ТСК» и КУМИ Ижморского муниципального района решили продлить срок действия договора хранения с правом использования имущества по целевому назначению № 1 от 01.07.2018г. до даты заключения концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения и горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования «Ижморский муниципальный район». Настоящее соглашение вступает в силу с 31.07.2018г.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения органов государственной власти и органов местного самоуправления могут быть обжалованы в суд.
Суды рассматривают и разрешают административные дела об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части (пункт 1 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В соответствии со статьями 1 и 3 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" целями данного Закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков, а сферой применения - отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.
В силу части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Для квалификации действий по части 1 статьи 15 названного Федерального закона необходимо установить запрещенные законом действия, которые приводят либо могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. Достаточным основанием для вывода о нарушении Закона о защите конкуренции является создание условий и возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.
Особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества предусмотрены статьей 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ.
В соответствии с частями 1 и 5 статьи 17.1 приведенного Федерального закона заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением случаев, установленных данной статьей. Порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров, указанных в частях 1 и 3 настоящей статьи, и перечень видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, устанавливаются федеральным антимонопольным органом.
Пунктом 11 части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ предусмотрено в качестве исключения из общего правила право заключения вышеуказанных договоров без проведения конкурса или аукциона на срок не более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев (предоставление указанных прав на такое имущество одному лицу на совокупный срок более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев без проведения конкурсов или аукционов запрещается).
Согласно подпунктам 7 и 17 части 1 статьи 4 рассматриваемого Закона конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Признаки ограничения конкуренции - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, а также иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.
В тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, их не проведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем. И напротив, предоставление муниципального имущества конкретному хозяйствующему субъекту без проведения торгов (конкурса, аукциона) создает для данного субъекта преимущественные условия в получении указанного имущества во временное владение и (или) пользование и препятствует доступу к муниципальному ресурсу неопределенного круга лиц, которые могут иметь намерение приобрести вышеуказанные права в отношении такого имущества.
Судом установлено, что заключение договора хранения с правом использования имущества с ООО «Ижморская ТСК» без проведения торгов создало препятствия другим хозяйствующим субъектам для заключения договора аренды (иного договора), предусматривающего переход права владения и (или) пользования в отношении объектов муниципальной собственности и позволило получить необоснованные преимущества ООО «Ижморская ТСК».
Таким образом, КУМИ Ижморского муниципального района, действуя на основании оспариваемого решения Совета народных депутатов Ижморского муниципального района допустил ограничение конкуренции в соответствии с понятием конкуренции и признаками ее ограничения, указанными в подпунктах 7, 17 части 1 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ.
Концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения за исключением случаев, предусмотренных статьей 37 ФЗ "О концессионных соглашениях".
Согласно статье 3 ФЗ "О концессионных соглашениях" концессионное соглашение является договором, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных федеральными законами. К отношениям сторон концессионного соглашения применяются в соответствующих частях правила гражданского законодательства о договорах, элементы которых содержатся в концессионном соглашении, если иное не вытекает из настоящего Федерального закона или существа концессионного соглашения (часть 2).
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 ФЗ "О концессионных соглашениях" по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (далее - объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.
Из анализа норм Закона о концессионных соглашениях следует, что концессионным обязательством является гражданско-правовое отношение, в силу которого одна сторона (концессионер) обязуется совершить в пользу другой стороны (концедента) определенные действия, включающие создание и (или) реконструкцию определенного концессионным соглашением недвижимого или недвижимого и движимого имущества, осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а другая сторона (концедент) имеет право требования создания и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения.
Концессионное соглашение является основанием для возникновения концессионного обязательства. Обязательство по концессионному соглашению возникает из сложного юридического состава с последовательным порядком накопления юридических фактов: во-первых, принятие решения публичным образованием о создании и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения; во-вторых, заключение концессионного соглашения с конкретным частным инвестором (концессионером).
Юридическая природа концессионного обязательства заключается в уступке со стороны государства определенных вещных прав на объект соглашения частному лицу на определенных условиях.
В отличие от других гражданско-правовых обязательств, предметом концессионного обязательства являются, во-первых, действия концессионера по созданию (строительству), реконструкции строго определенного недвижимого и (или) недвижимого и движимого имущества, а также осуществление деятельности с его использованием (эксплуатацией); во-вторых, инвестиционная деятельность; в-третьих, работы, в том числе характер работ по созданию и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения; в-четвертых, комплекс мероприятий по эксплуатации объекта концессионного соглашения; в-пятых, действия по передаче объекта концессионного соглашения.
Из системного толкования вышеуказанных правовых норм следует, что в случае перемены лица по концессионному соглашению, заключенному в отношении объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, муниципальное имущество должно быть возвращено органам местного самоуправления для проведения нового конкурса и определения нового концессионера. Таким образом, заключению концессионных соглашений в отношении объектов теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения должно предшествовать проведение конкурентного способа определения концедента, в виде конкурса. В связи с этим передача концедентом прав владения и пользования объектами концессионного соглашения другому хозяйствующему субъекту противоречит установленным требованиям законодательства и приводит к созданию необоснованного преимущественного права на имущество, переданное в соответствии с концессионным соглашением.
При указанных обстоятельствах, у КУМИ Ижморского муниципального района и ООО «Ижморская ТСК» отсутствовали правовые основания для заключения договора хранения с правом использования от 01.07.2018г., заключенному на муниципальные объекты теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, расположенные на территории Ижморского муниципального района.
Нормативное закрепление обязательности проведения процедуры торгов в отношении объектов коммунального назначения обеспечивает соблюдение принципа единства экономического пространства на территории Российской Федерации, расширения возможностей для получения физическими и юридическими лицами прав в отношении государственного или муниципального имущества, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, обеспечения гласности и прозрачности передачи прав в отношении государственного или муниципального имущества, предотвращения коррупции и других злоупотреблений.
Согласно статье 3 ФЗ "О защите конкуренции" настоящий Федеральный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции.
Теплоснабжение с использованием централизованных систем коммунальной инфраструктуры входит в сферу деятельности субъектов естественной монополии, в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях".
Статья 4 ФЗ "О защите конкуренции" определяет конкуренцию как соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условиях обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Вход на рынок услуг теплоснабжения и водоснабжения обусловлен приобретением прав владения и/или пользования объектами коммунальной инфраструктуры, предназначенными для теплоснабжения.
Следовательно, передача права владения и (или) пользования указанными объектами без проведения торгов в отсутствие законных оснований приводит к устранению конкуренции за доступ на рынок теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения.
Применительно к рынку теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения необходимость правомерной конкурентной борьбы (соперничества) возникает при входе на товарный рынок, именно тогда, когда формируются законные условия определенной сферы обращения товара. При этом самостоятельные действия каждого из конкурентов, их соперничество предполагаются ранее, нежели товар вводится в оборот.
Передача прав на муниципальное имущество хозяйствующим субъектам без проведения торгов препятствует развитию конкуренции, ущемляет интересы хозяйствующих субъектов, желающих получить такие права на муниципальное имущество.
Проведение торгов способствует развитию конкуренции за обладание ограниченным ресурсом путем создания условий для выбора контрагента, предлагающего наилучшие условия, что обеспечивает равный доступ к муниципальному имуществу для всех заинтересованных лиц, а также обеспечивает соблюдение интересов собственников имущества, имеющих намерение передать имущество на наиболее выгодных условиях.
Вместе с тем, в рассматриваемом случае, конкурсные процедуры не проводились, а муниципальное имущество было передано на хранение ООО «Ижморская ТСК» до даты заключения концессионного соглашения, то есть ООО «Ижморская ТСК» был предоставлен необоснованный преимущественный доступ на рынок теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения путем незаконного предоставления права пользования муниципальными объектами Ижморского муниципального района.
Признаки ограничения конкуренции приведены в пункте 17 статьи 4 ФЗ "О защите конкуренции", к числу которых относится сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 4 статьи 16 ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.
Таким образом, передача прав на государственное, муниципальное имущество хозяйствующим субъектам без проведения торгов препятствует развитию конкуренции, ущемляет интересы хозяйствующих субъектов, желающих получить такие права на муниципальное имущество.
Сама возможность заключения соглашения между органом власти и хозяйствующими субъектами, если такое соглашение приводит или может привести к недопущению, устранению, ограничению конкуренции, рассматривается законодателем как общественно опасное деяние, имеющее квалифицирующее значение для констатации факта нарушения антимонопольного законодательства. Наличие или угроза наступления негативных последствий в результате заключения такого соглашения презюмируется и не требует отдельного доказывания.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 215 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Учитывая изложенное суд приходит к выводу, что принятое решение от 19.06.2018г. № 294 Советом народных депутатов Ижморского муниципального района пятого созыва «О ситуации сложившейся в Ижморском муниципальном районе в жилищно-коммунальном комплексе» противоречит действующему законодательству, а именно ФЗ «О защите конкуренции». В целях защиты гражданских прав, публичного порядка, обеспечения равного доступа хозяйствующих субъектов к получению муниципального имущества суд, считает необходимым удовлетворить административное исковое заявление прокурора Ижморского района, признав решение от 19.06.2018г. № 294 принятое Советом народных депутатов Ижморского муниципального района пятого созыва «О ситуации сложившейся в Ижморском муниципальном районе в жилищно-коммунальном комплексе» не соответствующим законодательству Российской Федерации.
Учитывая разъяснения, содержащиеся в пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", суд считает необходимым признать спорное решение недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-178 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление прокурора Ижморского района удовлетворить полностью.
Признать недействующим решение от 19.06.2018г. № 294 Советом народных депутатов Ижморского муниципального района пятого созыва «О ситуации сложившейся в Ижморском муниципальном районе в жилищно-коммунальном комплексе» не соответствующим законодательству Российской Федерации со дня вступления в силу решения суда.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд, в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Н.А. Алтынбаева