ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3224/20 от 11.11.2020 Кировского районного суда г. Иркутска (Иркутская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 ноября 2020 года город Иркутск

Кировский районный суд г.Иркутска в составе

председательствующего судьи Исаковой Н.Н.,

рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело № 2а-3224/2020 по административному исковому заявлению Министерства лесного комплекса Иркутской области к судебному приставу-исполнителю МОСП по исполнению ИД неимущественного характера УФССП России по Иркутской области ФИО3 , УФССП России по Иркутской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора,

у с т а н о в и л:

Министерство лесного комплекса Иркутской области обратилось в Кировский районный суд г. Иркутска с административным иском к судебному приставу-исполнителю Межрайонного ОСП по исполнению ИД неимущественного характера УФССП России по Иркутской области ФИО3 , УФССП России по Иркутской области с требованием освободить министерство лесного комплекса Иркутской области от взыскания исполнительского сбора, в размере 50 000 рублей, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению ИД неимущественного характера УФССП России по Иркутской области ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ, в рамках исполнительного производства -ИП от ДД.ММ.ГГГГ.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что <адрес> обратился в суд с административным исковым заявлением к Министерству лесного комплекса Иркутской области о признании незаконным бездействия, выраженное в неисполнении обязанностей по надлежащему противопожарному обустройству Нукутского лесничества, об устранении нарушений законодательства об охране лесов от пожаров. Решением Кировского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу требования административного истца удовлетворены в полном объеме. Решение суда вступило в законную силу – ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом исполнителем МОСП по исполнению ИД неимущественного характера УФССП России по Иркутской области ФИО3 на основании исполнительного листа № от ДД.ММ.ГГГГ выданного Кировским районным судом <адрес> по делу отношении Министерства возбуждено исполнительное производство -ИП. ДД.ММ.ГГГГ в министерство поступило постановление (от ДД.ММ.ГГГГ) о взыскании с министерства исполнительского сбора в размере 50 000 руб., в рамках исполнительного производства в рамках исполнительного производства. Возможность исполнения судебного акта по делу у министерства фактически отсутствовала в силу отсутствия бюджетных средств. Министерству в 2019-2020 не было выделено финансирования на строительство и ввод в эксплуатацию ПНП на территории Нукутского лесничества. Министерство неоднократно обращалось в Федеральное агентство лесного хозяйства с вопросом предоставления дополнительного финансирования в целях выполнения судебного решения, однако финансирование не предоставлено. ДД.ММ.ГГГГ заместитель председателя ФИО1 области обратился к ФИО2 РФ в целях урегулирования вопроса проведения противопожарного обустройства на землях лесного фонда Иркутской области, в частности рассмотрения вопроса о возможности инициирования внесения изменений в ч.2 ст. 53.1 Лесного кодекса РФ в части добавления новой разновидности ПНП – камеры видео мониторинга. ДД.ММ.ГГГГ состоялось совещание под председательством президента РФ Путина В.В., на котором обсуждался вопрос о дополнительном финансировании регионов, находящихся в сложной пожароопасной ситуации, к которым относится Иркутской область. ДД.ММ.ГГГГ временно исполняющий обязанности Губернатора Иркутской области ФИО5 обратился к заместителю Министра природных ресурсов и экологии РФ –Руководителю Федерального агентства лесного хозяйства в целях выделения дополнительного финансирования из нераспределенного резерва Федерального агентства лесного хозяйства в том числе целях оборудования камер для мониторинга пожарной опасности в лесах в размере 100 млн. руб. Копия указанного обращения направлялась министерством ранее.

В судебном заседании стороны отсутствуют, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом, их явка в судебное заседание не является обязательной.

Согласно ч. 7 ст. 150 КАС РФ, если в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной, суд рассматривает административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 настоящего Кодекса.

При указанных обстоятельствах, учитывая, что все стороны уведомлены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, их явка в судебное заседание не является обязательной, настоящее административное дело рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 КАС РФ.

Исследовав материалы административного дела, материалы исполнительного производства -ИП от ДД.ММ.ГГГГ, суд приходит к следующему.

Согласно части 3 статьи 363 Кодекса административного судопроизводства РФ, если порядок разрешения судом вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства и в силу закона подлежащих рассмотрению судом, не установлен в настоящей главе (в частности, об отсрочке или о рассрочке взыскания исполнительского сбора, об уменьшении его размера или освобождении от его взыскания), эти вопросы разрешаются по правилам, установленным частью 2 статьи 358 настоящего Кодекса.

В соответствии с ч. 1 ст. 112 ФЗ от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.

В соответствии с ч. 2 ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве», исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.

В соответствии с ч. 1 ст. 105 ФЗ «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения. Если для исполнения указанных требований участие должника необязательно, то судебный пристав-исполнитель организует исполнение в соответствии с правами, предоставленными ему настоящим Федеральным законом (ч. 2 ст. 105).

В судебном заседании установлено, что решением Кировского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ требования <адрес> в защиту интересов Российской Федерации и интересов неопределенного круга лиц к Министерству лесного комплекса Иркутской области о признании незаконным бездействия, выраженное в неисполнении обязанностей по надлежащему противопожарному обустройству Нукутского лесничества по строительству пожарных наблюдательных пунктов, возложении обязанности устранить нарушения законодательства об охране лесов от пожаров- удовлетворены. Суд решил: Признать незаконным бездействие Министерства лесного комплекса Иркутской области, выраженное в неисполнении обязанностей по надлежащему противопожарному обустройству Нукутского лесничества по строительству пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и другие наблюдательных пунктов) в установленном Приказом Рослесхоза от 27.04.2012 № 174 «Об утверждении нормативов противопожарного обустройства лесов» количестве. Обязать Министерство лесного комплекса Иркутской области устранить нарушения законодательства об охране лесов от пожаров путем строительства и ввода в эксплуатацию 1 (одного) пожарного наблюдательного пункта (вышка, мачта, павильон и другой наблюдательный пункт) в соответствии с нормативами, установленными приказом Рослесхоза от 27.04.2012 № 174 «Об утверждении нормативов противопожарного обустройства лесов» на территории эксплуатационных лесов Нукутского лесничества.

Решение вступило в законную силу - ДД.ММ.ГГГГ на основании определения судебной коллегии по гражданским делам ФИО4 областного суда.

На основании исполнительного листа № ФС от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Кировским районным судом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Межрайонным ОСП по исполнению особых производств УФССП России по Иркутской области возбуждено исполнительное производство -ИП в отношении должника - Министерства лесного комплекса Иркутской области. Предмет исполнения: Обязать Министерство лесного комплекса Иркутской области устранить нарушения законодательства об охране лесов от пожаров путем строительства и ввода в эксплуатацию 1 (одного) пожарного наблюдательного пункта (вышка, мачта, павильон и другой наблюдательный пункт) в соответствии с нормативами, установленными приказом Рослесхоза от 27.04.2012 № 174 «Об утверждении нормативов противопожарного обустройства лесов» на территории эксплуатационных лесов Нукутского лесничества.

ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Межрайонного ОСП по исполнению ИД неимущественного характера УФССП России по Иркутской области в адрес Министерства лесного комплекса Иркутской области вынесено предупреждение об уголовной ответственности, предусмотренной ст. 315 УК РФ, за неисполнение судебного решения.

Постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного ОСП по исполнению ИД неимущественного характера УФССП России по Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ с Министерства лесного комплекса Иркутской области взыскан исполнительский сбор в размере 7 % от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, в сумме 50 000 рублей. В постановлении судебный пристав-исполнитель указал, что исполнительный документ Министерством лесного комплекса Иркутской области не исполнен без уважительных причин (до ДД.ММ.ГГГГ), а также отсутствуют доказательства подтверждающих уважительность причин неисполнения документа в срок, установленный для добровольного исполнения, судебному приставу-исполнителю не предоставлено.

Разрешая заявленные требования, суд руководствуется следующим.

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30 июля 2001 г. № 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).

Согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (п. 2 ст. 401 ГК РФ).

По смыслу приведенных норм, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.

Следовательно, вопросы о степени вины должника в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства подлежат выяснению при рассмотрении судом требований должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.

При разрешении заявленных требований, суд учитывает положения пункта 1 Положения о министерстве лесного комплекса Иркутской области, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 31.03.2016 № 178-пп, согласно которому, Министерство лесного комплекса Иркутской области является исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим функции по управлению в сфере лесного комплекса на территории Иркутской области.

В соответствии с пунктом 14 Положения о министерстве лесного комплекса Иркутской области, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 27.02.2018 № 155-пп (далее - Положение о министерстве), министерство финансируется за счет средств областного бюджета, в том числе за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета и зачисляемых в установленном порядке на счет областного бюджета.

В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года № 13-П, в качестве уважительных причин неисполнения требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, рассматриваются различные фактические обстоятельства, сделавшие невозможным своевременное исполнение требований исполнительного документа. К таким обстоятельствам относятся непреодолимая сила (если добровольному исполнению препятствовало чрезвычайное и непредотвратимое обстоятельство), предоставление должнику отсрочки, рассрочки исполнения требований исполнительного документа.

В названном Постановлении Конституционный Суд Российской Федерации указал, что правоприменитель во всяком случае обязан обеспечить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из предписаний постановления о возбуждении исполнительного производства.

Согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 ГК РФ).

В подтверждение своих доводов об отсутствии умысла злостного неисполнения решения суда в материалах исполнительного производства имеются Письмо Министерства лесного комплекса Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ на имя судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению ИД неимущественного характера УФССП России по Иркутской области сообщено, что Вышеуказанное решение суда не исполнено ввиду отсутствия бюджетных средств необходимых для строительства и ввода в эксплуатацию ПНП на территории Нукутского лесничества. В соответствии с п. 14,15 Положения о министерстве, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ-пп, министерство финансируется за счет средств областного бюджета, в том числе за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета и зачисляемых в установленном порядке на счет областного бюджета. Министерство расходует полученные из областного бюджета средства в соответствии с утвержденной бюджетной росписью и в пределах установленных лимитов бюджетных обязательств. Министерству в 2019-2020 году не было выделено финансирование на строительство и ввод в эксплуатацию ПНП на территории Нукутского лесничества. Вследствие изложенного, у министерства фактически отсутствовала возможность исполнить судебный акт по делу . При этом министерство не уклоняется, а предпринимает все меры для его надлежащего исполнения. Так, министерство неоднократно обращалось в Федеральное агентство лесного хозяйства (далее - Рослесхоз) с вопросом предоставления дополнительного финансирования в целях исполнения указанного судебного решения, однако финансирование не предоставлено. Законодательство не содержит дефиниции (понятия и содержания) «пожарный наблюдательный пункт», равно как и не содержит исчерпывающий перечень видов данных пунктов, обязанность по строительству и вводу в эксплуатацию которых возложена на министерство судебным актом. По мнению министерства, камеры системы мониторинга леса и раннего обнаружения лесных пожаров «Лесной Дозор» (далее по тексту - камеры «Лесной Дозор») являются передовой технологией в вопросе обнаружения лесных пожаров, так как позволяют выявлять возможные очаги возникновения лесных пожаров посредством видеонаблюдения за лесным массивом под углом до 360 градусов. Кроме того, размещение данных камер «Лесной Дозор» осуществляется на уже Функционирующих вышках сотовой связи на значительной высоте, позволяющей создавать камере обзор лесного массива до 30 км. Таким образом, установка данных камер исключает необходимость возведения дорогостоящих конструкций типа «вышка», «мачта», «павильон». В этой связи, ДД.ММ.ГГГГ Заместитель - Председателя Правительства Иркутской области ФИО6 обратился к Депутату Государственной Думы РФ в целях урегулирования вопроса проведений противопожарного обустройства, на землях лесного фонда <адрес>, в частности рассмотрения вопроса о возможности инициирования внесения изменений в ч. 2 ст. 53.1, Лесного кодекса РФ в части добавления новой разновидности ПНП - камеры видеомониторинга. ДД.ММ.ГГГГ состоялось совещание под председательством Президента Российской Федерации ФИО7, на котором обсуждался вопрос о дополнительном финансировании регионов, находящихся в сложной пожароопасной ситуации, к которым относится <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ Временно исполняющий обязанности Губернатора Иркутской области ФИО5 обратился к Заместителю Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации - Руководителю Федерального агентства лесного хозяйства ФИО8 в целях выделения дополнительного финансирования из нераспределенного резерва Федерального агентства лесного хозяйства, в том числе в целях оборудования камер для мониторинга пожарной опасности в лесах в размере 100 млн. руб. С учетом изложенных обстоятельств, министерство обеспечит работу по исполнению судебного акта по делу , с учетом предоставленного финансирования. Принимая во внимание изложенное, просит не совершать исполнительные действия, а также не применять меры принудительного исполнения в отношении министерства лесного комплекса Иркутской области в рамках исполнительного производства -ИП.

В соответствии со статьями 158, 160.1, 169 Бюджетного кодекса РФ, в целях согласования плановых целевых прогнозных показателей на очередной финансовый год и плановый период ежегодно в Рослесхозе проходит защита бюджетных проектировок расходов федерального бюджета, выделяемых в форме субвенций субъектам Российской Федерации на реализацию полномочий в области лесных отношений, на очередной финансовый год и плановый период. По результатам проведения защиты бюджетных проектировок ежегодно Рослесхозом утверждается сумма средств, выделяемых на очередной год для осуществления деятельности уполномоченных органов субъектов Российской Федерации в области лесных отношений.

В соответствии с пунктом 15 Положения о министерстве, министерство расходует полученные из областного бюджета средства в соответствии с утвержденной бюджетной росписью и в пределах установленных лимитов бюджетных обязательств.

Таким образом, принимая во внимание, что административный истец Министерство лесного комплекса является бюджетной организацией, получение финансирования требует соблюдения установленных процедур, административным истцом были предприняты необходимые меры для исполнения решения суда, однако, в сроки, указанные судебным приставом-исполнителем добровольно исполнить решение суда не представлялось по объективным причинам, суд полагает, что имеются основания для освобождения должника от уплаты исполнительского сбора.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Требования Министерства лесного комплекса Иркутской области - удовлетворить.

Освободить Министерство лесного комплекса Иркутской области от уплаты исполнительского сбора, установленного постановлением от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству -ИП от ДД.ММ.ГГГГ в размере 50 000 (пятидесяти тысяч) рублей.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Кировский районный суд города Иркутска в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Судья Н.Н. Исакова

Мотивированный текст решения изготовлен 11.11.2020 Н.Н. Исакова