Гр. дело № 2а-3224/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 июля 2018 г. г. Чебоксары
Ленинский районный суд г.Чебоксары под председательством судьи Евстафьева В.В.,
при секретаре Илларионове С.В.,
с участием представителя административного истца ФИО1, действующей на основании доверенности от 10.07.2018,
представителя административного ответчика ФИО2, действующего на основании доверенности от 25.12.2017,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Регионального отделения Политичнской партии Справедливая Россия в Чувашской Республике к администрации г. Чебоксары о признании незаконными действия администрации г. Чебоксары в части необоснованного предложения об изменении места проведения публичного мероприятия, возложении обязанности на администрацию г. Чебоксары не чинить препятствия в проведении митинга, запланированного на дата с 17 час.30 мин. до 19 час.30 мин. по адресу адрес, адрес – площадка перед памятником ------,
у с т а н о в и л :
Административный истец обратился с административным иском к ответчику с вышеуказанными требованиями. В обоснование иска указано, что дата Региональным отделением Политической партии Справедливая Россия в Чувашской Республике (далее - Региональное отделение) в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 19.06.2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее - Федеральный закон) в адрес администрации г. Чебоксары (далее - Администрация) было направлено уведомление о проведении дата публичного мероприятия - митинга в адрес (площадь ------ перед памятником ФИО5).
дата Региональным отделением получен ответ Администрации от дата----- за подписью заместителя главы администрации - руководителя аппарата ФИО3, в котором администрация предлагает изменить место проведения публичного мероприятия (адрес). В качестве аргументации своей позиции Администрация ссылается на то, что именно в тот день и в те же часы - с 17.00 - 19.00 на площади запланировано проведение фестиваля «Литературное варенье». Причем в ответе не указаны ни организаторы проведения этого публичного мероприятия, ни срок поступления от них уведомления.
дата Региональным отделением с учетом письма Администрации от дата-----, вновь направлено уведомление о проведении публичного мероприятия - митинга, в котором место проведения указано - адрес, сквер ФИО4 - площадка перед памятником ФИО4.
Однако письмом от дата № ----- Администрация вновь немотивированно предложила Региональному отделению изменить место проведения публичного мероприятия с указанием того же мероприятия («Литературное варенье»), но уже в сквере ------
Считают, что действия администрации города незаконны и нарушают права Регионального отделения, а также граждан на проведение публичного мероприятия, установленные статьей 31 Конституции Российской Федерации, Федеральным законом и является незаконным по следующим основаниям.
Часть 3 статьи 12 Федерального закона содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в согласовании публичного мероприятия. Орган местного самоуправления отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия только в случаях, если уведомление о его проведении подано лицом, которое в соответствии с настоящим Федеральным законом не вправе быть организатором публичного мероприятия, если в уведомлении в качестве места проведения публичного мероприятия указано место, в котором в соответствии с настоящим Федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации проведение публичного мероприятия запрещается.
Организатор (Региональное отделение) публичного мероприятия, указанный в уведомлении, не относится ни к одной из категорий лиц. указанных в ч.2 ст. 5 Федерального закона, а потому подача нами заявки не может являться основанием для отказа в согласовании.
Перечень мест, в которых запрещается проведение публичного мероприятия, установлен в ч.2 и 2.2 ст.8 Федерального закона. Содержащееся в уведомлении место проведения публичного мероприятия не относится ни к одной из указанных категорий.
Кроме того, указанное в уведомлении место проведения публичного мероприятия, является специально отведенным местом, утвержденным постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 26 декабря 2012 г. № 598 «Об определении единых специально отведенных или приспособленных для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера мест».
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 12 Федерального закона орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия.
В письме Администрации не содержалось никаких «обоснованных предложений об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия» или каких-либо иных его параметров.
Согласно пункта 12 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26 июня 2018 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях» (далее - постановление Пленума) предложение органа публичной власти об изменении места и (или) времени начала и окончания проведения публичного мероприятия не может быть произвольным, немотивированным и должно содержать конкретные данные, свидетельствующие об очевидной невозможности проведения этого мероприятия в заявленном месте и (или) в заявленное время в связи с необходимостью защиты публичных интересов (пункт 2 части 1 статьи 12 Закона о публичных мероприятиях).
В пункте 16 постановления Пленума разъяснено, что «судам следует учитывать, что специально отведенные места для проведения публичных мероприятий определяются органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации с целью создания дополнительных условий для беспрепятственной реализации гражданами и их объединениями права на свободу мирных собраний (часть 1.1 статьи 8 Закона о публичных мероприятиях).
С учетом этого проведение культурно-массового мероприятия, ярмарки и иного мероприятия, не относящегося по смыслу Закона о публичных мероприятиях к публичному мероприятию, само по себе не может являться законным основанием для предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, заявленного к проведению в специально отведенном месте.
Вместе с тем проведение массового мероприятия (ярмарки, культурно-массового мероприятия и т.д.), не относящегося по смыслу Закона о публичных мероприятиях к публичному мероприятию, может расцениваться как законное основание для предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, только если информация о проведении данного массового мероприятия была опубликована в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации ранее и при совместном проведении данных мероприятий не может быть обеспечена их безопасность.».
В письме Администрации, не содержится предусмотренных Федеральным законом оснований для изменения места проведения публичного мероприятия.
Таким образом, считают, что предложенное Администрацией изменение места проведения митинга является незаконным решением, ограничивающим права граждан.
В соответствии со статьей 31 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
Данное конституционное право обеспечивается государственной защитой и предоставляет гражданам возможность свободно выражать и формировать мнения, выдвигать требования по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики, оказывая тем самым влияние на деятельность органов публичной власти, в том числе посредством критики совершаемых ими действий и принимаемых решений, либо получать информацию о деятельности депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования при встрече соответствующего депутата с избирателями.
Решения, действия (бездействие) органа публичной власти, связанные с организацией публичного мероприятия, нарушающие право граждан на проведение публичных мероприятий либо создающие препятствия к осуществлению этого права, могут быть оспорены в суд общей юрисдикции по правилам главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) (пункт 1 постановления Пленума).
Из буквального толкования указанных норм права следует, что защите подлежит нарушенное право гражданина или юридического лица.
На основании изложенного, просят признать незаконными действия администрации г. Чебоксары в части необоснованного предложения об изменении места проведения публичного мероприятия, возложении обязанности на администрацию г. Чебоксары не чинить препятствия в проведении митинга, запланированного на дата с 17 час.30 мин. до 19 час.30 мин. по адресу адрес, сквер адрес – площадка перед памятником ФИО4.
В судебном заседании представитель административного истца исковые требования поддержала по изложенным в административном иске основаниям. Также представитель административного истца пояснила, что Администрация утверждает, что дата было обращение по поводу иного мероприятия, но на сайте Управления культуры и развития туризма Администрации города Чебоксары, сведения об этом появились лишь дата года, это намного позже их обращения, данная информация выложена по прошествии одной недели с момента подачи нами уведомления в адрес администрации. Они считают, что им умышленно отказывают в проведении мероприятия. Сведений проведении фестиваля «Литературное варенье» в сообщении от дата они не нашли.
Представитель административного ответчика администрации г. Чебоксары просил в удовлетворении административного иска отказать. Пояснил, что в отдел по взаимодействию с административными органами и общественными объединениями администрации города Чебоксары дата поступило сообщение о проведении публичного культурно-массового мероприятия «Литературное варенье», которое проводилось по инициативе городских библиотек. Каких-либо ограничений законодательно по срокам сообщения о подобных публичных культурно-массовых мероприятиях не имеется. Управления культуры и развития туризма Администрации адрес заблаговременно сообщает нам, примерно за две недели о подобных публичных культурно-массовых мероприятиях. На данном этапе, проведение двух массовых мероприятий по своей правовой природе не возможно, т.к. два мероприятия являются различными по своему характеру. В данном случае обеспечение безопасности участников данных мероприятий не будет должным образом организовано, в том случае, если они будут проходить одновременно в том же месте и в тоже время. В одном случае – одно мероприятие представляет культурный досуг для населения адрес, а в другом случае – выражается политическая позиция определенной политической организации, что в данном случае не может согласоваться с характером двух различных по своей природе мероприятий. Просит в удовлетворении административного иска отказать.
Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Установлено, что дата секретарем Бюро Совета РО Политической партии Справедливая Россия в Чувашской Республике ФИО6 было подано в администрацию адрес уведомление о проведении публичного мероприятия в форме митинга по адресу адрес, адрес, площадка перед памятником ФИО5дата с 17 час.30 мин. до 19 час.00 мин., с предполагаемым количеством участников публичного мероприятия – 1 000 человек, с целью – привлечение внимания органов государственной власти и органов местного самоуправления к социально-экономическим вопросам.
В письменном ответе от дата----- администрация г. Чебоксары сообщила административному истцу, что дата на пл. Республики адрес с 17 час.00 мин. до 19 час.00 мин. пройдет фестиваль «Литературное варенье», в связи с чем, организатору публичного мероприятия предложено провести запланированное на дата мероприятие на территории одного из специально отведенных или приспособленных для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера месте, утвержденного постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от дата-----: в адрес, центральная площадка, расположенная между детским парком, Свято-Никольским храмом и отделением полиции адрес.
Получив указанный ответ, дата административный истец вновь обратился к административному ответчику с уведомлением аналогичного содержания, но уведомлял, что публичное мероприятие предполагается провести в адрес, сквер ФИО4 – площадка перед памятником ФИО4.
Письмом от дата----- администрация г. Чебоксары сообщила, что дата в сквере им. ФИО4 с 17 час. до 20 час. пройдет фестиваль «Литературное варенье» и предложила провести заявленное публичное мероприятие в на территории одного из специально отведенных или приспособленных для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений месте - адрес, центральная площадка, расположенная между детским парком, Свято-Никольским храмом и отделением полиции адрес.
Несогласие с указанными действиями администрации г. Чебоксары явились основанием для обращения в суд с данным административным иском.
Как указано в п.9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях" не является отказом в согласовании проведения публичного мероприятия направление органом публичной власти в адрес организатора публичного мероприятия обоснованного предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия.
При рассмотрении административных дел об оспаривании решений, действий (бездействий), связанных с проведением согласительных процедур, судам следует исходить из того, что вмешательство органа публичной власти в право проведения мирных публичных мероприятий должно основываться на законе, быть необходимым и соразмерным преследуемой этим органом правомерной цели.
В п.16 Постановления указано, что предложение органа публичной власти об изменении места и (или) времени начала и окончания проведения публичного мероприятия не может быть произвольным, немотивированным и должно содержать конкретные данные, свидетельствующие об очевидной невозможности проведения этого мероприятия в заявленном месте и (или) в заявленное время в связи с необходимостью защиты публичных интересов (пункт 2 части 1 статьи 12 Закона о публичных мероприятиях).
К таким интересам могут быть отнесены: сохранение и (или) восстановление нормального и бесперебойного функционирования жизненно важных объектов коммунальной, социальной или транспортной инфраструктуры и связи (например, аварийный ремонт сетей инженерно-технического обеспечения), либо необходимость поддержания общественного порядка, обеспечения безопасности граждан (как участников публичного мероприятия, так и лиц, которые могут находиться в месте его проведения в определенное для этого время, в том числе ввиду угрозы обрушения зданий и сооружений или превышения нормы предельной заполняемости территории (помещения) в месте проведения публичного мероприятия), либо недопустимость создания помех движению пешеходов и (или) транспортных средств, доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры, либо иные подобные причины (часть 2.2 статьи 8 Закона о публичных мероприятиях).
Судам необходимо учитывать, что неудобства, вызываемые проведением публичного мероприятия, для граждан, не участвующих в нем, а также предположения органа публичной власти о возможности возникновения указанных неудобств сами по себе не могут являться уважительной причиной для изменения места и (или) времени проведения публичного мероприятия.
С учетом этого орган публичной власти обязан представить суду доказательства, подтверждающие наличие конкретных обстоятельств, препятствующих проведению публичного мероприятия в заявленном месте и (или) в заявленное время.
При этом суд не вправе признать обоснованным предложение органа публичной власти об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия со ссылкой на иные обстоятельства, не указанные в этом предложении.
Судам следует учитывать, что специально отведенные места для проведения публичных мероприятий определяются органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации с целью создания дополнительных условий для беспрепятственной реализации гражданами и их объединениями права на свободу мирных собраний (часть 1.1 статьи 8 Закона о публичных мероприятиях).
С учетом этого проведение культурно-массового мероприятия, ярмарки и иного мероприятия, не относящегося по смыслу Закона о публичных мероприятиях к публичному мероприятию, само по себе не может являться законным основанием для предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, заявленного к проведению в специально отведенном месте.
Вместе с тем проведение массового мероприятия (ярмарки, культурно-массового мероприятия и т.д.), не относящегося по смыслу Закона о публичных мероприятиях к публичному мероприятию, может расцениваться как законное основание для предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, только если информация о проведении данного массового мероприятия была опубликована в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации ранее и при совместном проведении данных мероприятий не может быть обеспечена их безопасность.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 12 Федерального закона от 19.06.2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" одной из обязанностей органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия является довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия.
В соответствии с частью 1.1 статьи 8.8 Федерального закона N 54-ФЗ органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации определяют единые специально отведенные или приспособленные для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера места (далее - специально отведенные места). Порядок использования специально отведенных мест, нормы их предельной заполняемости и предельная численность лиц, участвующих в публичных мероприятиях, уведомление о проведении которых не требуется, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации, при этом указанная предельная численность не может быть менее ста человек.
Частью 1, 2 ст. 3 Закона Чувашской Республики от 30 ноября 2012 года N 77 "Об обеспечении реализации права граждан Российской Федерации на проведение в Чувашской Республике собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований" установлено, что специально отведенные места определяются Кабинетом Министров Чувашской Республики. В одном специально отведенном месте в одно и то же время не может быть проведено более одного публичного мероприятия; данное положение не распространяется на пикетирование, проводимое одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции.
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от дата N 598 площадка перед памятником ФИО4 в сквере Ч. адрес определена в числе мест, специально отведенных или приспособленных для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера.
Согласно абзацу 5 части 3 ст.3 Закона Чувашской Республики N 77, в случае направления организаторами нескольких публичных мероприятий информаций о проведении публичных мероприятий в одном специально отведенном месте в одно и то же время администрация соответствующего муниципального образования доводит до сведения организатора (организаторов) публичного мероприятия в течение двух дней со дня получения информации обоснованное предложение об изменении времени проведения публичного мероприятия. Очередность использования специально отведенного места определяется исходя из времени получения соответствующей информации администрацией соответствующего муниципального образования.
Судом установлено, что дата административным истцом было направлено административному ответчику уведомление о проведении дата публичного мероприятия - митинга в адрес (площадь Республики, площадка перед памятником ФИО5).
дата административный ответчик письмом от дата----- предложил изменить место проведения публичного мероприятия указав место проведение публичного мероприятия: адрес. Решение обосновано тем, что дата с 17.00 - 19.00 на площади запланировано проведение фестиваля «Литературное варенье».
дата Региональным отделением с учетом письма Администрации от дата-----, вновь направлено уведомление о проведении публичного мероприятия - митинга, в котором место проведения указано - адрес, сквер ФИО4 - площадка перед памятником ФИО4.
Однако письмом от дата № ----- Администрация вновь предложила Региональному отделению изменить место проведения публичного мероприятия с указанием того же мероприятия («Литературное варенье»), но уже в сквере Чапаева.
Также, как следует из представленных суду документов, еще дата Управлением культуры и развития туризма администрации адрес в отдел по взаимодействию с административными органами и общественными объединениями администрации адрес было направлено письмом ----- сообщение о том, что 17 и дата состоится летний фестиваль «Литературное варенье» по следующему графику: дата с 17 час. до 19 час. 30 мин. - пл. Республики, 17час. до 20 час. – сквер им. Чапаева. дата с 10 час.30 мин.-15 час. 00 мин. – пл. Республики.
Информация об этом была опубликована дата на новостном портале «Официальный портал органов власти Чувашской Республики». Данная информация была получена судом в соответствии со ст.63 КАС РФ при подготовке к рассмотрению дела.
Представителем административного истца также представлены суду скриншоты страниц Интернета с сайта Управления культуры и развития туризма администрации г. Чебоксары, из которых следует, что о проведении проекта «Литературное варенье» дата и дата в то же время, которое указано в письме Управлением культуры и развития туризма администрации г. Чебоксары.
Суд не усматривает в этом противоречия, так как информацию на сайте Управления культуры и развития туризма администрации г. Чебоксары могла быть опубликована позже, чем на портале новостном портале «Официальный портал органов власти Чувашской Республики.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что действительно до обращения административного истца к административному ответчику с уведомлением о проведении публичного мероприятия дата в сквере им. ФИО4 в 17 час.30 мин. – 19 час.30 мин., в указанном месте было запланировано проведение культурно-массового мероприятия «Литературное варенье», при этом информация о культурно-массовом мероприятии была опубликована ранее обращения административного истца.
Исходя из заявленного количества участников публичного мероприятия – 1 000 человек и площади места проведения публичного мероприятия и культурно-массового мероприятия, различия целей проведения мероприятий: привлечение внимания органов государственной власти и местного самоуправления к социально-экономическим вопросам у административного ответчика, цели проведения культурного досуга при проведении проекта «Литературное варенье», суд приходит к выводу, что безопасность проведения двух мероприятий в одном месте не может быть обеспечена без привлечения значительных сил правопорядка.
Руководствуясь вышеизложенными обстоятельствами и вышеуказанными нормами законодательства суд приходит к выводу о том, что административный ответчик не отказывал административному истцу в проведении публичного мероприятия, направил административному истцу мотивированное предложение об изменении места проведения публичного мероприятия, заявленного в уведомлении, обосновав невозможность проведения мероприятия в указанное в уведомлении время в указанном месте (хотя обоснование было не достаточным, однако это обстоятельство не позволяет принять решение о незаконности самого предложения административному ответчику об изменении места проведения публичного мероприятия). Административный истец не был лишен возможности реализовать свое конституционное право проводить публичное мероприятие, его права и законные интересы не были нарушены в указанной части не были нарушены.
Доводы о плохой транспортной доступности предложенного места для проведения публичного мероприятия, не могут быть приняты во внимание, так как административный истец мог воспользоваться правом проведения пуличного мероприятия и других местах в черте города Чебоксары.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 46,65,175 КАС РФ, суд
р е ш и л :
Региональному отделению Политической партии Справедливая Россия в Чувашской Республике в удовлетворении исковых требований к администрации г. Чебоксары о признании незаконными действия администрации г. Чебоксары в части необоснованного предложения об изменении места проведения публичного мероприятия, возложении обязанности на администрацию г. Чебоксары не чинить препятствия в проведении митинга, запланированного на дата с 17 час.30 мин. до 19 час.30 мин. по адресу адрес, сквер адрес – площадка перед памятником ФИО4, отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Чувашской Республики в месячный срок через Ленинский районный суд Г. Чебоксары.
Судья В.В. Евстафьев
Мотивированное решение
изготовлено 13.07.2018.
Копия верна