Дело № 2а-3225/2022
78RS0008-01-2021-010474-42
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 апреля 2022г. Санкт-Петербург
Красногвардейский районный суд Санкт-Петербурга в составе председательствующего судьи А.Н. Рябинина рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС России № 21 по Санкт-Петербургу к Стругачу Борису Яновичу о взыскании пени по налогам,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России № 21 по Санкт-Петербургу обратилась в Красногвардейский районный суд Санкт-Петербурга с административным исковым заявлением к Стругачу Б.Я., просит взыскать с административного ответчика пени за несвоевременную уплату транспортного налога за 2018г. в размере 192,01 руб., пени за несвоевременную уплату налога на имущество физических лиц за 2016г. в размере 59,45 руб., за 2017г. в размере 0,13 руб., пени по налогу на доходы физических лиц за 2017г. в размере 1068,02 руб., за 2018г. в размере 808, 22 руб.
Определением мирового судьи судебного участка № 91 Санкт-Петербурга от 13.07.2020г. ранее вынесенный судебный приказ о взыскании с Стругача Б.Я. недоимки по налогам и пени был отменен в связи с поступившими от ответчика возражениями. Так же, Межрайонная ИФНС России № 21 по Санкт-Петербургу просит восстановить пропущенный процессуальный срок на подачу административного искового заявления, ссылаясь на позднее получение определения мирового судьи судебного участка № 91 Санкт-Петербурга от 13.07.2020г.
В соответствии со ст. 291 КАС РФ административный иск рассмотрен в порядке упрощенного производства.
Изучив и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд считает, что требования подлежат удовлетворению, руководствуясь следующим.
Как следует из представленных суду документов, на основании сведений ГИБДД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области представленных в налоговый орган, административному ответчику был исчислен транспортный налог за 2018г. на автомобиль Тйота Камри г.р.з. , автомобиль Ниссан Икстрейл 2,5 Колумбия пэк г.р.з.
Так же, на основании сведений представленных в налоговый орган Росреестром по Санкт-Петербургу административному ответчику был начислен налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах внутригородских территорий муниципальных образований городов федерального значения, за 2016-2017г., квартиру по адресу: , кадастровый номер
Кроме того, в установленный законом срок, административным ответчиком не уплачен налог на доходы физических лиц за 2017-2018г.
09.09.2018г. административному ответчику почтой направлено налоговое уведомление №24807176 от 29.08.2018г. об уплате до 03.12.2018г. транспортного налога за 2017г. в размере 16171,25 руб., земельного налога за 2017г. в размере 66 руб., налога на имущество физических лиц за 2016-2017г. в размере 1913 руб.
20.09.2019г. административному ответчику почтой направлено налоговое уведомление №68559058 от 23.08.2019г. об уплате до 02.12.2019г. транспортного налога за 2018г. в размере 16600 руб., земельного налога за 2018г. в размере 66 руб., налога на имущество физических лиц за 2018г. в размере 2271 руб.
В связи с неуплатой в установленный срок транспортного налога, налога на имущество физических лиц, налога на доходы физических лиц, по состоянию на 11.07.2019г., в адрес административного ответчика было направлено требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов №95499, которым предложено в срок до 06.11.2019г. оплатить, транспортный налог в размере 16600 руб., пени за просрочку уплаты транспортного налога в размере 1024,62 руб., пени по налогу на имущество физических лиц в размере 81,24 руб., налог на доходы физических лиц в размере 34698 руб., пени за просрочку уплаты налога на доходы физических лиц в размере 1068,02 руб.
В связи с неуплатой в установленный срок налога на доходы физических лиц, по состоянию 01.11.2019г., в адрес административного ответчика было направлено требование №144388 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов, которым предложено в срок до 03.12.2019г. оплатить налог на доходы физических лиц в размере 31448 руб., пени за просрочку уплаты налога на доходы физических лиц в размере 808,22 руб.
В связи с неуплатой в установленный срок транспортного налога, налога на имущество физических лиц, по состоянию на 27.01.2020г., в адрес административного ответчика было направлено требование №14213 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов, которым предложено в срок до 28.02.2020г. оплатить транспортный налог в размере 16600 руб., пени за просрочку уплаты транспортного налога в размере 192.01 руб., налог на имущество физических лиц в размере в размере 2271 руб., пени за просрочку уплаты транспортного налога в размере 26,27 руб.
Поскольку требование налогового органа об уплате налогов и пеней, административным ответчиком не исполнено начальником МИФНС России № 21 по Санкт-Петербургу мировому судье судебного участка № 91 Санкт-Петербурга подано заявление о выдаче судебного приказа о взыскании с Стругача Б.Я. указанных в требованиях сумм налогов и пени.
В связи с поступившими от Стругача Б.Я. возражениями, определением мирового судьи судебного участка № 91 Санкт-Петербурга от 13.07.2020г. отменен ранее выданный судебный приказ от 19.06.2020г. о взыскании с Стругача Б.Я. транспортного налога и пени, налога на имущество физических лиц и пени, налога на доходы и пени. МИФНС России № 21 по Санкт-Петербургу предложено обратиться в суд с требованиями о взыскании задолженности по налогу и пени в порядке административного судопроизводства.
В силу п. 1 ст. 357 НК РФ, налогоплательщиками налога (далее - НК Российской Федерации) признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Согласно ч. 1 ст. 358 НК РФ, объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 359 НК РФ, налоговая база в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 1.1 настоящего пункта), - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.
Налоговая ставка, в соответствии со ст. 361 НК РФ, налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства в указанных размерах.
Обязанность по уплате налога должна быть исполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах (абз. 2 п. 1 ст. 45 НК РФ).
Федеральным законом от 23.11.2015 № 320-ФЗ в п. 1 ст. 409 НК Российской Федерации внесены изменения, в соответствии с которыми применительно к налоговому периоду 2015 года и последующим налоговым периодам налог на имущество физических лиц уплачивается налогоплательщиками не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
НК РФ предусматривает определенные сроки и процедуру взимания налогов, пеней как до обращения в суд, так и в судебном порядке.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога, в котором помимо прочего указывается об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога, с указанием размера пеней, начисленных на момент направления требования. Такое требование должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено ст. 70 НК РФ, и налогоплательщиком должно быть исполнено в течение восьми дней с даты его получения, если более продолжительный период времени для уплаты налога и пеней не указан в самом требовании.
Законодатель установил также порядок взыскания недоимки, пеней в судебном порядке. В частности, в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, пеней, налоговый орган, направивший требование об уплате налога, пеней, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, пеней за счет имущества данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, пеней с учетом особенностей, установленных ст. 48 НК РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Согласно п. 2 этой же статьи НК РФ, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
С 01.01.2015 вступили в силу изменения, внесенные Федеральным законом от 02 апреля 2014 года № 52-ФЗ (в редакции от 24.11.2014) в части первую и вторую НК РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации.
После указанной даты в соответствии с п. 2.1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики - физические лица по налогам, уплачиваемым на основании налоговых уведомлений, помимо обязанностей, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, обязаны сообщать о наличии у них объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, признаваемых объектами налогообложения по соответствующим налогам, в налоговый орган по месту жительства либо по месту нахождения объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств в случае неполучения налоговых уведомлений и неуплаты налогов в отношении указанных объектов налогообложения за период владения ими.
Указанное сообщение с приложением копий правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документов на объекты недвижимого имущества и (или) документов, подтверждающих государственную регистрацию транспортных средств, представляется в налоговый орган в отношении каждого объекта налогообложения однократно в срок до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Сообщение о наличии объекта налогообложения, указанное в абзаце первом настоящего пункта, не представляется в налоговый орган в случаях, если физическое лицо получало налоговое уведомление об уплате налога в отношении этого объекта или если не получало налоговое уведомление в связи с предоставлением ему налоговой льготы.
Следовательно, на момент рассмотрения дела судом Стругач Б.Я. был обязан сообщить в налоговый орган о наличии у него транспортных средств и объектов недвижимости, подлежащих налогообложению, и представить правоустанавливающие документы на объекты налогообложения.
Неисполнение этой обязанности не лишает МИФНС России № 21 по Санкт-Петербургу права требовать уплаты налога, в том числе, в судебном порядке при соблюдении порядка, установленного НК РФ.
В соответствии со ст. 209 НК РФ для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами РФ, объектом налогообложения по налогу на доходы физических лиц признается доход, полученный налогоплательщиками от источников в РФ.
На основании ст. 216 НК РФ налоговым периодом по налогу на доходы физических лиц признается календарный год.
В соответствии с п. 1 ст. 207 НК РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ.
Согласно положениям ст. 209 НК РФ для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами РФ, объектом налогообложения по налогу на доходы физических лиц признается доход, полученный налогоплательщиками от источников в РФ.
В соответствии со ст. 216 НК РФ налоговым периодом по налогу на доходы физических лиц признается календарный год.
Согласно ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Статьей 15 НК РФ определено, что налог на имущество физических лиц относится к местным налогам.
Порядок и сроки уплаты имущественных налогов налогоплательщиком -физическим лицом установлены ст. 363 и ст. 409 НК РФ – в бюджет по месту нахождения объекта налогообложения в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В соответствии с п. 4 ст. 85 НК РФ, органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, органы (организации, должностные лица), осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года и (или) за иные периоды, определенные взаимодействующими органами (организациями, должностными лицами).
Ст. 400 НК РФ установлено, что налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 401 настоящего Кодекса.
На основании п. 1 ст. 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя, федеральной территории «Сириус») следующее имущество: жилой дом, жилое помещение, (квартира, комната), гараж, машино-место, единый недвижимый комплекс, объект незавершенного строительства, иные здания, строения, сооружения, помещения.
Частью 1 ст. 48 НК РФ установлено, что в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных данной статьей.
В соответствии с ч. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Частью 3 ст. 48 НК РФ установлено, что рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Согласно п. 3 ст. 48 НК РФ, требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
К уважительным причинам пропуска срока относятся обстоятельства объективного характера, не зависящие от налогового органа, находящиеся вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях соблюдения установленного порядка взыскания налога.
Из указанных положений НК РФ следует, что законодателем определены сроки, в течение которых налоговые органы обязаны принять меры, направленные на поступление в бюджет предусмотренных законодательством о налогах и сборах налоговых платежей. Соблюдение установленного шестимесячного срока является обязательным как при обращении налогового органа с заявлением о вынесении судебного приказа, так и с иском после вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Статья 95 КАС РФ указывает, что лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, пропущенный процессуальный срок не подлежит восстановлению независимо от причин его пропуска.
Заявление о восстановлении пропущенного процессуального срока подается в суд, в котором надлежало совершить процессуальное действие, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. В заявлении должны быть указаны причины пропуска процессуального срока. К заявлению прилагаются документы, подтверждающие уважительность этих причин.
Административным истцом заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока.
Судом установлено, что определение об отмене судебного приказа вынесено мировым судьей 19.06.2020г., исковое заявление подано в суд 09.12.2021г., то есть с пропуском установленного законом шестимесячного срока.
Однако, как следует из материалов дела, копия определения об отмене судебного приказа от 19.06.2020г. была получена налоговым органом только 27.07.2020г.
Принимая во внимание, что копия определения мирового судьи была получена несвоевременно, что препятствовало налоговому органу своевременно обратиться в суд с административным иском, то суд приходит к выводу об уважительности причин пропуска срока за обращением в суд с настоящим административным исковым заявлением и полагает возможным восстановить пропущенный срок на подачу административного иска.
Согласно ст. 75 НК РФ пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога; сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога; пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы налога; процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Поскольку административным ответчиком несвоевременно и не в полном объеме производилась оплата законно установленных налогов, то в соответствии со ст. 75 НК РФ, ему были начислены пени за несвоевременную уплату транспортного налога за 2018г. в размере 192,01 руб., пени за несвоевременную уплату налога на имущество физических лиц за 2016г. в размере 59,45 руб., за 2017г. в размере 0,13 руб., пени по налогу на доходы физических лиц за 2017г. в размере 1068,02 руб., за 2018г. в размере 808, 22 руб.
Проверив расчет, представленный административным истцом, суд находит его арифметически верным, учитывая, что доказательств погашения задолженности административным ответчиком суду не представлено, равно как не представлено и доказательств наличия задолженности перед налоговым органом в ином размере, как сведений о выбытии из собственности ответчика указанного имущества, срок обращения в суд соблюден, суд полагает подлежащими удовлетворению требование административного истца о взыскании с Стругача Б.Я. задолженности по уплате пени.
Согласно требованиям ст. 114 КАС РФ, судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Следовательно, с Стругача Б.Я. подлежит взысканию государственная пошлина в доход федерального бюджета в сумме 400 руб.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Взыскать с Стругача Бориса Яновича в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №21 по Санкт-Петербургу задолженность пени, начисленные в связи с неуплатой транспортного налога за 2018г. в размере 192 руб. 01 коп., пени по налогу на доходы физических лиц за 2017г. в размере 1068 руб. 02 коп., за 2018г. в размере 808 руб. 22 коп., пени по налогу на имущество за 2016г. в размере 59 руб. 45 коп., за 2017г. в размере 0 руб. 45 коп.
Взыскать с Стругача Бориса Яновича в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 400 руб. 00 коп.
Решение по результатам рассмотрения дела в порядке упрощенного производства может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение пятнадцати дней со дня его принятия.
Судьяподпись
Мотивированное решение изготовлено 18.04.2022г.