ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3225/2023 от 29.11.2023 Октябрьского районного суда г. Пензы (Пензенская область)

УИД 58RS0027-01-2023-004337-33

Дело № 2а-3225/2023

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Октябрьский районный суд г. Пензы в составе

председательствующего судьи Половинко Н.А.,

при секретаре Емелиной Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Пензе административное дело по административному иску Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пензенской области к Аксенову Владимиру Васильевичу о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пензенской области обратился в суд с вышеназванным административным иском к Аксенову В.В. и просил взыскать с него в свою пользу штрафные санкции за непредоставление в срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за октябрь 2021 год, январь, февраль, май, сентябрь, октябрь 2022 года в сумме 3000 руб.

Представитель административного истца – Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пензенской области по доверенности Новикова Н.С. в судебное заседание не явилась, о времени и месте его проведения извещена надлежащим образом, в письменном заявлении просила рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Административный ответчик Аксенов В.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил, возражений не иск не представил.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст. 15 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования", страхователь обязан в установленный срок представлять органам Фонда сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим Федеральным законом.

Как установлено в ст.1 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования", индивидуальный (персонифицированный) учет - организация и ведение учета сведений о каждом зарегистрированном лице для обеспечения реализации его прав в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования, сведений о трудовой деятельности, а также в целях предоставления государственных и муниципальных услуг и (или) исполнения государственных и муниципальных функций в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе с использованием страхового номера индивидуального лицевого счета в качестве идентификатора сведений о физическом лице.

Отчетный период - период, за который страхователь представляет в территориальный орган Фонда сведения о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета. Отчетными периодами признаются месяц, первый квартал, полугодие, девять месяцев и календарный год.

На основании ч.1 ст.8 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования", сведения для индивидуального (персонифицированного) учета представляются страхователями. Указанные сведения могут быть представлены страхователем лично либо через законного или уполномоченного представителя.

В соответствии с ч.1 ст.11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования", страхователи представляют предусмотренные пунктами 2 - 6 настоящей статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Фонда по месту своей регистрации, а сведения, предусмотренные пунктом 8 настоящей статьи, - в налоговые органы в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Сведения подаются по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации №83п от 1 февраля 2016 г. «Сведения о застрахованных лицах».

Согласно ч.2 ст.11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, страхователь представляет о каждом работающем у него лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения и документы: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) периоды работы (деятельности), в том числе периоды работы (деятельности), включаемые в стаж для определения права на досрочное назначение пенсии или на повышение фиксированной выплаты к пенсии; 4) сведения о трудовой деятельности, предусмотренные пунктом 2.1 статьи 6 настоящего Федерального закона; 5) дату заключения, дату прекращения и иные реквизиты договора гражданско-правового характера о выполнении работ (об оказании услуг), договора авторского заказа, договора об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательского лицензионного договора, лицензионного договора о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договора о передаче полномочий по управлению правами, заключенного с организацией по управлению правами на коллективной основе, на вознаграждение по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы, и периоды выполнения работ (оказания услуг) по таким договорам; 6) сведения, предусмотренные частью 4 статьи 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений"; 7) документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости; 8) другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии, иных видов страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Как установлено в судебном заседании, согласно выписке из ЕГРИП в период с 06.09.2019 г. по 05.09.2023 г. Аксенов В.В. являлся индивидуальным предпринимателем, был зарегистрирован в Отделении фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в качестве страхователя, производящего выплаты физическим лицам.

На Аксенова В.В., как индивидуального предпринимателя в соответствии со ст.11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования" возложена обязанность ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отсчетным периодом – месяцем, предоставлять о каждом работающем у него лице предусмотренные положениями указанной статьи сведения.

ИП Аксенов В.В. был обязан представить сведения о застрахованных лицах по Форме СЗВ-М: за октябрь 2021 года не позднее 15 ноября 2021 года; за январь 2022 года не позднее 15 февраля 2022 года; за февраль 2022 года не позднее 15 марта 2022 года; за май 2022 года не позднее 15 июня 2022 года; за сентябрь 2022 года не позднее 17 октября 2022 года; за октябрь 2022 года не позднее 15 ноября 2022 года.

Однако, административным ответчиком были допущены следующие нарушения порядка предоставления вышеуказанных сведений.

ИП Аксенов В.В. сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М (тип Формы «исходная») за октябрь 2021 года в отношении 1 застрахованного лица, были представлены почтой (курьером экспресс письмом) 13.12.2021 года, что подтверждается копией почтового конверта и штампом регистрации формы СЗВ-М.

ИП Аксенов В.В. сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М (тип Формы «исходная») за январь, февраль 2022 года в отношении 1 застрахованного лица были представлены по почте 15.04.2022 года, что подтверждается копией почтового конверта и штампом регистрации форм СЗВ-М.

ИП Аксенов В.В. сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М (тип формы «исходная») за май 2022 года в отношении 1 застрахованного лица были представлены лично 15.07.2022 года, что подтверждается штампом регистрации формы СЗВ-М и протоколом проверки.

ИП Аксенов В.В. сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М (тип формы «исходная») за сентябрь, октябрь 2022 года в отношении 1 застрахованного лица были представлены почтой (курьером экспресс письмом) 15.12.2022 года, что подтверждается копией почтового конверта с датой приема документов.

В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» органы Пенсионного фонда обязаны осуществлять контроль за правильностью представления страхователями, органами, предоставляющими государственные или муниципальные услуги, сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.

Согласно ст. 17 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» страхователи, уклоняющиеся от представления предусмотренных настоящим Федеральным законом достоверных и в полном объеме сведений, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

За непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 и 2.1 статьи 11 настоящего Федерального закона (за исключением сведений, предусмотренных подпунктом 4 указанного пункта), к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.

За несоблюдение страхователем порядка представления сведений в форме электронных документов в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 1 000 рублей.

При обнаружении в представленных страхователем сведениях ошибок и (или) несоответствий между представленными сведениями и сведениями, имеющимися у Фонда, в том числе полученными от налоговых органов, уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся расхождений вручается страхователю лично под расписку, направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления уведомления по почте заказным письмом датой вручения этого уведомления считается шестой день считая с даты отправления заказного письма.

При выявлении правонарушения, ответственность за которое установлена настоящей статьей, должностным лицом территориального органа Фонда, установившим правонарушение, составляется акт, который подписывается этим должностным лицом.

Акт в течение пяти дней с даты его подписания должен быть вручен лицу, совершившему правонарушение, лично под расписку, направлен по почте заказным письмом или передан в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления акта по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день считая с даты отправления заказного письма.

Лицо, совершившее правонарушение, в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, а также с выводами и предложениями должностного лица, обнаружившего факт правонарушения, в течение 15 дней со дня получения акта вправе представить в соответствующий территориальный орган Фонда письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям, а также приложить к письменным возражениям документы (их копии, заверенные в установленном порядке), подтверждающие обоснованность своих возражений.

Акт, а также документы и материалы, представленные лицом, совершившим правонарушение, должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) территориального органа Фонда и решение по ним должно быть вынесено в течение 10 дней со дня истечения срока, в течение которого страхователем могли быть представлены письменные возражения по акту. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.

Территориальный орган Фонда извещает лицо, совершившее правонарушение, о времени и месте рассмотрения акта. Неявка извещенного надлежащим образом лица, привлекаемого к ответственности за совершение правонарушения, или его представителя не лишает возможности руководителя (заместителя руководителя) территориального органа Фонда рассмотреть акт в отсутствие этого лица.

По результатам рассмотрения акта, а также приложенных к нему документов и материалов руководитель (заместитель руководителя) территориального органа Фонда выносит решение: о привлечении к ответственности за совершение правонарушения; об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения.

Решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения в течение пяти дней после дня его вынесения может быть вручено лицу, в отношении которого вынесено соответствующее решение (его уполномоченному представителю), лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления решения по почте заказным письмом датой вручения этого решения считается шестой день считая с даты отправления заказного письма.

Решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения вступает в силу по истечении 10 дней со дня вручения его лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение (его уполномоченному представителю).

Лицо, в отношении которого вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения, вправе в течение трех месяцев со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав, обжаловать это решение в вышестоящий орган Фонда.

В течение 10 дней со дня вступления в силу решения о привлечении к ответственности за совершение правонарушения страхователю, в отношении которого вынесено данное решение, направляется требование об уплате финансовых санкций. Требование об уплате финансовых санкций может быть передано страхователю (его уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты отправления заказного письма.

Требование об уплате финансовых санкций должно быть исполнено страхователем в течение 20 календарных дней со дня получения такого требования, если более продолжительный период времени для уплаты не указан в этом требовании. В случае уплаты финансовых санкций в течение первых 10 календарных дней со дня получения такого требования финансовые санкции могут быть уплачены в размере половины суммы, указанной в требовании об уплате финансовых санкций.

В случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию взыскание сумм финансовых санкций, предусмотренных настоящей статьей, производится территориальными органами Фонда в судебном порядке.

Территориальный орган Фонда обращается в суд с заявлением о взыскании сумм финансовых санкций, предусмотренных настоящей статьей, если общая сумма финансовых санкций, подлежащая взысканию, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного частью двадцатой настоящей статьи.

В случае, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате финансовых санкций, учитываемого территориальным органом Фонда при расчете общей суммы финансовых санкций, подлежащей взысканию, такая сумма финансовых санкций превысила 3 000 рублей, территориальный орган Фонда обращается в суд в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

В случае, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате финансовых санкций, учитываемого территориальным органом Фонда при расчете общей суммы финансовых санкций, подлежащей взысканию, такая сумма финансовых санкций не превысила 3 000 рублей, территориальный орган Фонда обращается в суд в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Из материалов дела следует, что по результатам проверок составлены Акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 03.03.2022 N , от 23.05.2022 , от 13.09.2022 N от 13.04.2023 N , которые были направлены в адрес страхователя заказными письмами, согласно реестра почтовых отправлений от 05.03.2022, 25.05.2022, 15.09.2022, 17.04.2023.

Страхователь – административный ответчик по настоящему делу на рассмотрение актов проверки не явился, представителя не направил, письменные возражения не представил. В связи с чем, Отделением СФР принято решение о рассмотрении материалов проверки в его отсутствие.

По результатам проверки правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений о застрахованных лицах, предусмотренных положениями статьи 11 Закона № 27-ФЗ, в отсутствие должника приняты Решения от 15.04.2022 N , от 05.07.2022 N , от 25.10.2022 N , от 30.05.2023 N о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушений законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.

Решения о привлечении к ответственности были направлены в адрес должника заказными письмами, что подтверждается реестрами почтовых отправлений от 20.04.2022, 08.07.2022, 27.10.2022, 01.06.2023.

На основании принятых решений должнику выставлены требования: от 25.05.2022 N об уплате штрафа в добровольном порядке в срок до 21.06.2022 на сумму 500,00 руб.; от 08.08.2022 N , об уплате штрафа в добровольном порядке в срок до 01.09.2022 на сумму 1000,00 руб.; от 30.11.2022 N об уплате штрафа в добровольном порядке в срок до 26.12.2022 на сумму 500,00 руб.; от 28.06.2023 N , 068S01230002205 об уплате штрафа в добровольном порядке в срок до 03.08.2023 на сумму 1000,00 руб.

Указанные требования были направлены страхователю заказной корреспонденцией, что подтверждается реестрами почтовых отправлений от 30.05.2022, 11.08.2022, 05.12.2022, 04.07.2023.

Таким образом, указанными решениями страхователю было предложено добровольно уплатить сумму штрафных санкций. Однако денежные средства до настоящего времени должником в добровольном порядке не перечислены.

Доказательств уплаты указанных сумм материалы дела не содержат.

В соответствии с частью 3 ст. 17 Закона от 01.04.1996 г № 27-Ф3 в случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию взыскание сумм финансовых санкций, предусмотренных настоящей статьей, производится территориальными органами Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в судебном порядке.

Основываясь на вышеуказанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что Аксенов В.В. в установленный законом срок требования об уплате штрафных санкций не исполнил, доказательств уплаты им не представлено.

В связи с чем, административные исковые требования Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пензенской области о взыскании с административного ответчика штрафа за непредставление в срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за вышеуказанные отчетные периоды в размере 3000 руб. подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании ч. 1 ст. 114 КАС РФ с ответчика в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 400 руб., от уплаты которой административный истец был освобожден.

Руководствуясь ст. ст. 175 - 180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пензенской области к Аксенову Владимиру Васильевичу о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций удовлетворить.

Взыскать с Аксенова Владимира Васильевича, ДД.ММ.ГГГГ г.р., урож. <адрес>, ИНН , штрафные санкции за непредоставление в срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за октябрь 2021 год, январь, февраль, май, сентябрь, октябрь 2022 года в пользу Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пензенской области в сумме 3000 руб.

Взыскать с Аксенова Владимира Васильевича, ДД.ММ.ГГГГ г.р., урож. <адрес>, ИНН , государственную пошлину в доход федерального бюджета в размере 400 руб.

Штраф подлежит зачислению на следующий расчетный счет: получатель УФК по Пензенской области (ОСФР ПО ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ), ИНН получателя: 5836011565, КПП получателя: 583601001, банк получателя: ОТДЕЛЕНИЕ ПЕНЗА БАНКА РОССИИ // УФК по Пензенской области, г.Пенза, БИК 015655003, корреспондирующий счет 40102810045370000047; КБК 79711607090060001140, ОКТМО 56701000.

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Октябрьский районный суд г. Пензы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 13.12.2023 года.

Судья Н.А.Половинко