ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3227/20 от 01.09.2020 Емельяновского районного суда (Красноярский край)

Дело №2а-3227/2020

УИД 24RS0013-01-2020-002930-75

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

п. Емельяново 1 сентября 2020 года

Емельяновский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Павловой К.П.,

при секретаре Рябцевой Т.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО11 к Окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Емельяновского районного Совета депутатов по одномандатному избирательному округу о признании незаконным и отмене решения от ДД.ММ.ГГГГ «О регистрации ФИО10 кандидатом в депутаты Емельяновского районного Совета депутатов, выдвинутого избирательным объединением Емельяновское местное (районное) отделение КРО ПП КПРФ по одномандатному избирательному округу »,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к Окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Емельяновского районного Совета депутатов по одномандатному избирательному округу , в котором просит признать незаконным и отменить решение административного ответчика от ДД.ММ.ГГГГ «О регистрации ФИО2 кандидатом в депутаты Емельяновского районного Совета депутатов, выдвинутого избирательным объединением Емельяновское местное (районное) отделение КРО ПП КПРФ по одномандатному избирательному округу ».

Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ решением Емельяновского районного Совета депутатов Красноярского края назначено проведение выборов депутатов Емельяновского районного Совета депутатов Красноярского края нового созыва. ДД.ММ.ГГГГ решением Избирательной комиссии ФИО2 зарегистрирован кандидатом в депутаты по многомандатному избирательному округу . ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 зарегистрирована кандидатом в депутаты по тому же избирательному округу. Оспариваемым решением нарушены принципы равенства кандидатов и равного избирательного права, установленные ст.ст. 5, 39 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ) и Законом Красноярского края от 02.10.2003 N 8-1411 "О выборах в органы местного самоуправления в Красноярском крае" (далее - Закон Красноярского края от 02.10.2003 N 8-1411), а именно: не были соблюдены требования к выдвижению кандидата, предусмотренные Федеральным законом «О политических партиях»; кандидат не представил в избирательную комиссию заявление о согласии баллотироваться, отвечающее требованиям к форме и содержанию, установленным п.2 ст.23 Закона Красноярского края от 02.10.2003 N 8-1411, п.2 ст.33 Федерального закона N 67-ФЗ; кандидат не представил в избирательную комиссию документы, поименованные и отвечающие по форме и содержанию требованиям, указанным в ст.23, п.5.2 ст.26, п.1 ст.29, п.1 ст. 44 Закона Красноярского края от 02.10.2003 N 8-1411. А именно в постановлении V Пленума Комитета избирательного объединения – Емельяновское местное (районное) отделение КРО ПП КПРФ в нарушение ст. 181.2 ГК РФ не указано место, время и результаты голосования, в нарушение пп.а,в п.5.2 ст. 26 Закона Красноярского края от 02.10.2003 N 8-1411 в избирательную комиссию не представлено решение о создании Емельяновского местного(районного) отделения КРО ПП КПРФ, финансовый отчет не соответствует форме, установленной избирательной комиссией, а именно в верхней части не указано номер избирательного округа / наименование избирательного объединения, а также отсутствует текст с содержанием: правильность сведений, указанных в настоящем финансовом отчете, подтверждаю, других денежных средств, минуя избирательный фонд, на организацию и проведение избирательной компании не привлекалось, чем нарушены п.в.2 п.24 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ, копия паспорта и диплома в нарушение п.2.2 ст.33 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ кандидатом не заверены.

В судебное заседание административный истец ФИО1 не явился, доверил представление своих интересов своему представителю ФИО3, который в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал в полном объеме по изложенным основаниям, просил их удовлетворить.

Представитель административного ответчика Окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Емельяновского районного Совета депутатов по одномандатному избирательному округу ФИО4, в судебном заседании исковые требования не признал, просил в удовлетворении исковых требований отказать, указывая на то, что нарушений при регистрации кандидата не было, мелкие неточности документов не являются основанием для отмены решения избирательной комиссии.

Заинтересованное лицо ФИО2 поддержал позицию административного ответчика Окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Емельяновского районного Совета депутатов по одномандатному избирательному округу .

Представители заинтересованных лиц Территориальной избирательной комиссии Емельяновского района Красноярского края, Избирательной комиссии муниципального образования Емельяновский район, Избирательной комиссии Красноярского края надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явились.

Помощник прокурора Емельяновского района Свириденко С.А. полагала, что требования не являются законными и не подлежат удовлетворению.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренныхпунктами 24-26 статьи 38настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, инымзаконом.

Подпунктом "в.1" пункта 24 статьи 38 указанного Федерального закона закреплено, что основанием отказа в регистрации кандидата является наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федеральногозакона, иногозакона.

В пункте 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31.03.2011 N5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" указано, что исходя из пункта 6 статьи 76 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ решение о регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, если будет установлено, что избирательная комиссия приняла это решение с нарушением требований законов, в том числе положений пунктов 24 - 26 статьи 38 указанного Федерального закона об обстоятельствах, которые имеются на момент рассмотрения избирательной комиссией вопроса о регистрации кандидата (списка кандидатов) и препятствуют регистрации кандидата (списка кандидатов).

Согласно пункту 1 статьи 38 Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2, 3 этого Федерального закона.

В соответствии с пунктом 2.2 статьи 33 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ к заявлению, предусмотренному пунктом 2 статьи 33, прилагаются:

а) копия паспорта (отдельных страниц паспорта, определенных Центральной избирательной комиссией Российской Федерации) или документа, заменяющего паспорт гражданина, заверенная соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения. Законом может быть предусмотрено, что паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, предъявляется кандидатом при личном представлении документов в избирательную комиссию в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи, копия паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, изготавливается в избирательной комиссии в присутствии кандидата и заверяется подписью лица, принявшего заявление и прилагаемые к нему документы;

б) если законом на основании пункта 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона не предусмотрен иной срок представления указанных копий документов, - заверенные соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом;

в) если кандидат менял фамилию, или имя, или отчество, - копии соответствующих документов.

Аналогичные положения закреплены в части 2 статьи 23 Закона Красноярского края от 02.10.2003 N 8-1411"О выборах в органы местного самоуправления в Красноярском крае".

Положениями Закона Красноярского края от 02.10.2003 N 8-1411 (ред. от 21.11.2019) "О выборах в органы местного самоуправления в Красноярском крае" (подписан Губернатором Красноярского края 16.10.2003) обеспечивается реализация гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах депутатов представительного органа муниципального образования, определен порядок подготовки и проведения выборов депутатов муниципальных образований, а также установлены гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации при подготовке и проведении выборов, которые дополняют гарантии, установленные Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

В судебном заседании установлено, что решением Емельяновского районного совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ, назначены выборы депутатов Емельяновского районного Совета депутатов Красноярского края на ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д.115).

ДД.ММ.ГГГГ Окружной избирательной комиссией по выборам депутатов Емельяновского районного Совета депутатов по одномандатному избирательному округу принято решение о регистрации ФИО2 кандидатом в депутаты Емельяновского районного Совета депутатов, выдвинутого избирательным объединением Емельяновское местное (районное) отделение КРО ПП КПРФ по одномандатному избирательному округу » (т.1 л.д.6).

Также установлено, что ФИО2 в избирательную комиссию были представлены, в том числе, копии паспорта и документа об образовании, наряду с копиями документов были представлены для обозрения подлинники указанных документов. Названные копии документов были заверены в соответствии с требованиями п.2.2 ст. 33 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" уполномоченным представителем избирательного объединения, доказательств иного суду не представлено.

В соответствии с частью 1 статьи 33 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" о выдвижении кандидата (кандидатов), в том числе в составе списка кандидатов, избирательная комиссия уведомляется в установленном законом порядке.

Оценивая доводы представителя истца о том, что в постановлении Пленума Комитета избирательного объединения – Емельяновского местного (районного) отделения КРО ПП КПРФ от ДД.ММ.ГГГГ г. о выдвижении кандидата ФИО2 не указаны место и время проведения заседания, результаты голосования, что является одним из оснований для отмены решения Избирательной комиссии о регистрации кандидата ФИО2, суд приходит к следующему.

Согласно уставу политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» постоянно действующим руководящим органом местного отделения КПРФ является комитет (п.5.7).

Решение комитета принимается большинство голосов его членов, присутствующих на заседании, при наличии кворума (п.5.9).

В силу п.4 ст. 181.2 ГК РФ в протоколе о результатах очного голосования должны быть указаны, в том числе, дата, время и место проведения собрания, результаты голосования по каждому вопросу повестки дня.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в Избирательную комиссию поступило уведомление о том, что ДД.ММ.ГГГГ в 11 часов по адресу: <адрес> состоится Пленум Комитет избирательного объединения – Емельяновского местного (районного) отделения КРО ПП КПРФ, на котором будут выдвигаться кандидаты в депутаты в районный Совет депутатов, с приглашением принять участие в указанном Пленуме (т.1 л.д.240).

Таким образом, в судебном заседании установлено, что членам Избирательной комиссии достоверно было известно о времени и месте проведения Пленума Комитета избирательного объединения – Емельяновского местного (районного) отделения КРО ПП КПРФ по вопросу выдвижения кандидатов и отсутствие в представленном постановлении в Избирательную комиссию сведений о месте и времени его проведения, не может являться основанием для отмены решения Избирательной комиссии о регистрации кандидата ФИО2

Также суд не принимает во внимание довод представителя административного истца о том, что в постановлении Пленума Комитет избирательного объединения – Емельяновского местного (районного) отделения КРО ПП КПРФ не отражены результаты голосования, поскольку согласно действующему законодательству данная информация должна отражаться не в постановлении, а в протоколе Пленума Комитета, что и было сделано (т.1 л.д.45-56).

В силу п. 11 ст. 58 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" все денежные средства, образующие избирательный фонд перечисляются на специальный избирательный счет, открытый с разрешения соответствующей комиссии кандидатом либо его уполномоченным представителем по финансовым вопросам, уполномоченным представителем по финансовым вопросам избирательного объединения, в филиале публичного акционерного общества "Сбербанк России", а при его отсутствии на территории избирательного округа, (при проведении муниципальных выборов, местного референдума - при его отсутствии на территории соответствующего муниципального района, муниципального округа, городского округа) - в другой кредитной организации, расположенной на территории соответственно избирательного округа, округа референдума, муниципального района, муниципального округа, городского округа.

Согласно п.12 ст. 58 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, в органы местного самоуправления, порядок открытия, ведения и закрытия указанных счетов устанавливается соответствующей избирательной комиссией субъекта Российской Федерации по согласованию с территориальным учреждением Центрального банка Российской Федерации в соответствующем субъекте Российской Федерации. Порядок и формы учета и отчетности о поступлении средств избирательных фондов, фондов референдума и расходовании этих средств, в том числе по каждой операции, устанавливаются соответствующей избирательной комиссией.

На основании пп.5,6 ст. 43 Закона Красноярского края от 02.10.2003 N 8-1411 "О выборах в органы местного самоуправления в Красноярском крае" финансовый отчет избирательной комиссии муниципального образования о расходовании бюджетных средств на выборы представляется в представительный орган муниципального образования. Порядок открытия и ведения счетов, учета, отчетности и перечисления денежных средств, выделенных избирательным комиссиям, устанавливается Избирательной комиссией Красноярского края по согласованию с территориальным учреждением Центрального банка Российской Федерации по Красноярскому краю.

Решением Избирательной комиссии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ одобрен Примерный порядок и формы учета и отчетности о поступлении средств избирательных фондов и расходовании этих средств, в том числе по каждой операции, при проведении выборов в органы местного самоуправления в Красноярском крае, приложением к данному решению является форма финансового отчета (т.1 л.д.208-211).

Судом установлено, что ФИО2 в избирательную комиссию представлен первый финансовый отчет (т.1 л.д.15), который имеет расхождения с формой финансового отчета, являющегося приложением к Примерному порядку и форме учета и отчетности о поступлении средств избирательных фондов и расходовании этих средств, в том числе по каждой операции, при проведении выборов в органы местного самоуправления в Красноярском крае, одобренному Решением Избирательной комиссии Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ а именно в нём не казано наименование избирательного округа, наименование избирательного объедения, а также текст: «правильность сведений, указанных в настоящем финансовом отчете, подтверждаю, других денежных средств, минуя избирательный фонд, на организацию и проведение избирательной компании не привлекалось».

Вместе с тем, суд приходит к выводу, что поскольку установленная форма первого финансового отчета не противоречит примерной форме отчета, указанной в Инструкции, утвержденной Решением Избирательной комиссии Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ, которое в свою очередь носит рекомендательный характер, указанные расхождения не могут свидетельствовать о незаконности представленного первого финансового отчета, при том, что все необходимые сведения относительно поступления и расходования средств избирательного фонда кандидата в ней отражены и проверены избирательной комиссией.

Рассматривая довод представителя административного истца о том, что кандидатом в нарушение пп.а,в п.5.2 Закона Красноярского края от 02.10.2003 N 8-1411 "О выборах в органы местного самоуправления в Красноярском крае" не представлено решения о создании Емельяновского местного (районного) отделения КРО ПП КПРФ суд приходит к следующему.

В соответствии с пп.а,в п.5.2 Закона Красноярского края от 02.10.2003 N 8-1411 "О выборах в органы местного самоуправления в Красноярском крае" при проведении выборов депутатов представительных органов муниципальных образований по одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам, глав муниципальных образований вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 23, пунктах 5 и 5.1 статьи 24 настоящего Закона, кандидаты, выдвинутые избирательными объединениями, представляют в соответствии с пунктом 9 статьи 24 настоящего Закона в соответствующие избирательные комиссии следующие документы:

а) удостоверенную руководителем избирательного объединения копию документа о государственной регистрации избирательного объединения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений, а если избирательное объединение не является юридическим лицом, также решение о его создании;

в) решение съезда политической партии (конференции или общего собрания ее регионального отделения, общего собрания иного структурного подразделения политической партии, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях", соответствующего органа политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения), съезда (конференции, собрания) иного общественного объединения, его регионального или местного отделения о выдвижении кандидата;

Судом установлено, что решение о государственной регистрации (об отказе в государственной регистрации) общественного объединения принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственной регистрации общественных объединений, или его территориальным органом. Внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации общественных объединений, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется уполномоченным в соответствии со статьей 2 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" федеральным органом исполнительной власти (далее - уполномоченный регистрирующий орган) на основании принимаемого федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом решения о соответствующей государственной регистрации (статья 21 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях").

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1313, регистрация некоммерческой организации, в том числе политической партии, относится к исключительной компетенции Министерства юстиции Российской Федерации.

В соответствии с указанными положениями ФИО2 в избирательную комиссию представил Свидетельство о государственной регистрации избирательного объединения, выданное Министерством юстиции Российской Федерации (т.1 л.д.229).

Предоставление ФИО2 решения о создании Емельяновского местного (районного) отделения КРО ПП КПРФ в силу пп.а,в п.5.2 Закона Красноярского края от 02.10.2003 N 8-1411 "О выборах в органы местного самоуправления в Красноярском крае" не требуется.

Учитывая, что доводы стороны истца не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для отмены решения о регистрации кандидата ФИО2, судом признаются несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права, а заявленные исковые требования не подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь, ст.ст. 175-180 КАС, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО12 к Окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Емельяновского районного Совета депутатов по одномандатному избирательному округу о признании незаконным и отмене решения от ДД.ММ.ГГГГ «О регистрации ФИО13 кандидатом в депутаты Емельяновского районного Совета депутатов, выдвинутого избирательным объединением Емельяновское местное (районное) отделение КРО ПП КПРФ по одномандатному избирательному округу » оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано сторонами путем подачи апелляционной жалобы в Красноярский краевой суд через Емельяновский районный суд в течение пяти дней со дня принятия судом решения.

Мотивированное решение изготовлено 4 сентября 2020 года.

Председательствующий К.П. Павлова