ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-322/16 от 14.11.2016 Торжокского городского суда (Тверская область)

Дело № 2а-322/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 ноября 2016 года город Кувшиново

Кувшиновский районный суд Тверской области

в составе председательствующего судьи Иванковича А.В.,

при секретаре Чернышевой Н.А.,

с участием представителя административного истца – помощника прокурора Кувшиновского района Тверской области Лукина В.В.,

представителя административного ответчика – ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Кувшиновского района Тверской области в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц к Муниципальному учреждению администрация Могилевского сельского поселения о признании незаконным бездействия и возложении обязанности разработать и принять муниципальные правовые акты,

установил:

Прокурор Кувшиновского района Тверской области обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц к Муниципальному учреждению администрация Могилевского сельского поселения, заявив следующие исковые требования:

- о признании незаконным бездействия Муниципального учреждения администрация Могилевского сельского поселения в части непринятия нормативных правовых актов, определяющих Порядок формирования, утверждения и ведения планов закупок для муниципальных нужд, Порядок формирования, утверждения и ведения планов-графиков закупок для обеспечения муниципальных нужд;

- об обязании Муниципального учреждения администрация Могилевского сельского поселения разработать проекты и принять в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в установленном порядке муниципальные правовые акты, определяющие Порядок формирования, утверждения и ведения планов закупок для муниципальных нужд, Порядок формирования, утверждения и ведения планов-графиков закупок для обеспечения муниципальных нужд.

В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой в Муниципальном учреждении администрация Могилевского сельского поселения проведена проверка соблюдения требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. В ходе проверки выявлены нарушения, связанные с бездействием по принятию муниципальных правовых актов, регламентирующих порядок формирования, утверждения и ведения планов закупок для обеспечения муниципальных нужд, а также порядок формирования, утверждения и ведения планов – графиков закупок для обеспечения муниципальных нужд. Бездействие администрации существенно нарушает права и законные интересы неопределённого круга лиц и может создать (повлечь) препятствия в достижении целей контрактной системы закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд по повышению эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.

Определением Кувшиновского районного суда Тверской области от 28 октября 2016 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Финансовый отдел муниципального образования «Кувшиновский район» и Администрация Кувшиновского района.

В судебном заседании представитель административного истца Лукин В. В. поддержал исковые требования полностью по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика ФИО1 согласился с исковыми требованиями.

Заинтересованные лица – Финансовый отдел муниципального образования «Кувшиновский район» и Администрация Кувшиновского района – своих представителей в судебное заседание не направили, каких-либо заявлений, ходатайств или возражений не представили. Поскольку упомянутые заинтересованные лица извещены надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, дело рассмотрено в отсутствие их представителей в соответствии со ст. 150 КАС РФ.

Заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 26 октября 2016 года Муниципальное учреждение администрация Могилевского сельского поселения зарегистрировано в качестве юридического лица при создании 16 декабря 2005 года и является действующим юридическим лицом.

Согласно информации Муниципального учреждения администрация Могилевского сельского поселения от 26 октября 2016 года муниципальные правовые акты, определяющие Порядок формирования утверждения и ведения планов закупок для муниципальных нужд поселения, Порядок формирования, утверждения и ведения плана-графика закупок для обеспечения муниципальных нужд поселения, не приняты.

Федеральный закон от 05 апреля 2013 года № 44- ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» содержит следующие положения по вопросам исковых требований:

- регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся: планирования закупок товаров, работ, услуг; определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 и 5 статьи 15 настоящего Федерального закона; особенностей исполнения контрактов; мониторинга закупок товаров, работ, услуг; аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг; контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (ч. 1 ст. 1);

- законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону (ч. 1 ст. 2);

- органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в соответствии со своей компетенцией в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, принимают правовые акты, регулирующие отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Данные правовые акты должны соответствовать нормативным правовым актам, указанным в частях 1 и 2 настоящей статьи (ч. 3 ст. 2);

- планирование закупок осуществляется исходя из определенных с учетом положений статьи 13 настоящего Федерального закона целей осуществления закупок посредством формирования, утверждения и ведения: планов закупок и планов-графиков (ч. 1 ст. 16);

- порядок формирования, утверждения и ведения планов закупок для обеспечения федеральных нужд, требования к порядку формирования, утверждения и ведения планов закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок формирования, утверждения и ведения планов закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд устанавливается соответственно высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией с учетом требований, установленных Правительством Российской Федерации. Требования к форме планов закупок и порядок размещения таких планов в единой информационной системе устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч. 5 ст. 17);

- порядок формирования, утверждения и ведения планов-графиков закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд устанавливается соответственно высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией с учетом требований, установленных Правительством Российской Федерации (ч. 5 ст. 21)

Судом с достоверностью установлено и сторонами не оспаривается, что органами местного самоуправления Могилевского сельского поселения (в том числе местной администрацией) не разработаны и не приняты муниципальные нормативные правовые акты, определяющие Порядок формирования, утверждения и ведения планов закупок для муниципальных нужд, Порядок формирования, утверждения и ведения планов-графиков закупок для обеспечения муниципальных нужд. Следовательно, имеет место незаконное бездействие административного ответчика по исполнению возложенных на него полномочий в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Указанные полномочия не относятся к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования, определённой в ч. 10 ст. 35 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

На основании ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор обладает полномочиями на обращение в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц. Необходимость защиты интересов неопределённого круга лиц в данном случае обусловлена нарушением прав и законных интересов граждан и организаций, круг которых персонально определить невозможно, в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Суд вправе обязать орган местного самоуправления совершить действия, вытекающие из его полномочий в области муниципального управления, что подтверждается Обзором судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за январь – июль 2014 года (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 1 сентября 2014 года).

Таким образом, исковые требования прокурора Кувшиновского района Тверской области являются обоснованными и подлежат удовлетворению, в связи с чем необходимо обязать административного ответчика разработать и принять в установленном порядке соответствующие муниципальные правовые акты, регламентирующие Порядок формирования, утверждения и ведения планов закупок для муниципальных нужд, Порядок формирования, утверждения и ведения планов-графиков закупок для обеспечения муниципальных нужд.

Разрешая в соответствии с ч. 6 ст. 180 КАС РФ вопрос о сроке, в течение которого решение суда должно быть исполнено, суд, с учётом мнения заявителя, а также требований разумности и справедливости, считает возможным установить срок исполнения административным ответчиком указанной обязанности продолжительностью 1 месяц со дня вступления настоящего решения в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования прокурора Кувшиновского района Тверской области в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц к Муниципальному учреждению администрация Могилевского сельского поселения удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Муниципального учреждения администрация Могилевского сельского поселения, выразившееся в непринятии муниципальных правовых актов, регламентирующих Порядок формирования, утверждения и ведения планов закупок для муниципальных нужд, Порядок формирования, утверждения и ведения планов-графиков закупок для обеспечения муниципальных нужд.

Обязать Муниципальное учреждение администрация Могилевского сельского поселения (основной государственный регистрационный номер идентификационный номер налогоплательщика ) в течение 1 (одного) месяца со дня вступления настоящего решения в законную силу разработать и принять в установленном порядке муниципальные правовые акты, регламентирующие Порядок формирования, утверждения и ведения планов закупок для муниципальных нужд, Порядок формирования, утверждения и ведения планов-графиков закупок для обеспечения муниципальных нужд.

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Кувшиновский районный суд Тверской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение изготовлено в окончательной форме 18 ноября 2016 года.

Председательствующий судья А.В. Иванович

Дело № 2а-322/2016