Дело № 2а-322 /2021
УИД 50RS0038-01-2021-000611-29
Решение
Именем Российской Федерации
08 сентября 2021 года г. Протвино Московской области
Протвинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего Нестеровой Т.А.
при секретаре Гемай О.В.
с участием прокурора Кобозевой О.А., представителя административного истца ФИО1 – ФИО2, представителя административного ответчика Территориальной избирательной комиссии города Протвино Московской области Степанца П.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № <данные изъяты> по административному иску кандидата в депутаты Совета депутатов городского округа Протвино Московской области по избирательному округу № <данные изъяты> ФИО1 к Территориальной избирательной комиссии города Протвино Московской области, ФИО3 об установлении факта распространения экстремистских материалов и отмене регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов городского округа Протвино Московской области ФИО3
у с т а н о в и л:
Административный истец ФИО1 обратился в суд с административным иском и с учетом уточнения требований просит установить факт распространения кандидатом ФИО3 экстремистских материалов на личной странице в сети Интернет по адресу: <данные изъяты> и отменить регистрацию ФИО3 в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов городского округа Протвино Московской области на выборах, назначенных на ДД.ММ.ГГГГ г.
Требования мотивированы нарушением действующего законодательства, поскольку на личной странице кандидата ФИО3 на Интернет ресурсе <данные изъяты> в качестве подписи к странице используется девиз нацистов, что можно было наблюдать при посещении указанной страницы в период с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ г. Во время Второй мировой войны эта фраза, доступная любому пользователю сети интернет, цинично использовалась нацистами как девиз, изображённый над входом в концентрационный лагерь Бухенвальд и обращённый лицевой стороной вовнутрь к заключённым. Изложенное свидетельствует о распространении кандидатом в депутаты экстремистского материала в период выборов, в связи с чем территориальная избирательная комиссия должна была обратиться в суд и установив факт распространения этого материала отказать кандидату в регистрации, чего не было сделано. Сложившаяся ситуация нарушает права административного истца, как кандидата в депутаты, поскольку им соблюдены все требования законодательства, а кандидатом ФИО3 допущены существенные нарушения избирательного законодательства.
Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явился, извещен, просил провести судебное заседание в его отсутствие.
Административный ответчик ФИО3 не явился, извещен, просил провести судебное заседание без его участия.
При таких обстоятельствах суд в соответствии со ст. 150 КАС РФ признал возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Представитель административного истца ФИО1 по доверенности – ФИО2 на заявленных требованиях настаивал по основаниям, изложенным в административном иске. Кроме этого уточнил, что административным истцом оспаривается фраза «Jedem das seine», что переводится как «Каждому свое». Поскольку фраза написана на немецком языке, то ее следует расценивать как прямую отсылку к надписи на воротах концентрационного лагеря Бухенвальд. Полагает, что каждому пользователю сети интернет знакомо указанное выражение на немецком языке. Эта надпись является очевидной для людей определенной направленности и ее размещение кандидатом ФИО3 подтверждает его принадлежность к этой категории людей. Изложение данной информации следует расценивать как агитационный материал. В настоящее время страница ФИО3 <данные изъяты> стала закрытой, а указанная надпись оттуда удалена.
Представитель административного ответчика Территориальной избирательной комиссии г. Протвино адвокат Степанец П.А. просил в удовлетворении административных исковых требований отказать, так как приведенная административным истцом фраза не является агитационным материалом, не связана с проведением выборов, изложена на иностранном языке и нет оснований полагать, что она может побуждать к экстремистской деятельности, так как не имеет непосредственного отношения к нацистской символике и атрибутике. Территориальная избирательная комиссия направляла запрос в Министерство юстиции откуда пришел ответ об отсутствии в отношении кандидата ФИО3 сведений о его причастности к деятельности, предусмотренной законом о противодействии экстремистской деятельности или о противодействии терроризму.
Свидетель ФИО4 пояснил, что на странице в сети Интернет кандидата в депутаты государственной Думы и Мособлдумы ФИО5 увидел информацию о кандидатах в депутаты Совета депутатов г. Протвино от партии КПРФ. Там была размещена фотография с активной ссылкой, нажав на которую он перешел на страницу, где размещена фотография и имя – отчество «Александр Петрович», под которыми был размещен текст на иностранном языке. Скопировав этот текст он ввел его в поисковой строке в интернете и ему был выдан перевод, согласно которому это выражение на немецком языке означает «каждому свое» и было размещено на воротах лагеря Бухенвальд, то есть является нацистским лозунгом. Впоследствии на встрече кандидатов в депутаты Совета депутатов г. Протвино он встретился с ФИО3, чья фотография был размещена на странице <данные изъяты> с инициалами «Александр Петрович», и тот пояснил, что закрыл эту страницу в настоящее время, чтобы его не компрометировали.
Согласно протоколу осмотра доказательств от ДД.ММ.ГГГГ г. нотариус произвел осмотр интернет-сайта по адресу: <данные изъяты> и зафиксировал изображение фрагмента интернет страницы.
Выслушав участников судебного разбирательства, заключение прокурора, полагавшего, что в удовлетворении заявленных административных требований следует отказать, исследовав письменные материалы дела, суд находит заявленные ФИО1 административные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
ДД.ММ.ГГГГ г. Совет депутатов городского округа Протвино Московской области принял решение № <данные изъяты> о проведении ДД.ММ.ГГГГ г. дополнительных выборов депутатов Совета депутатов городского округа Протвино Московской области шестого созыва по многомандатному избирательному округу № <данные изъяты> по замещению трех вакантных мандатов и по многомандатному избирательному округу № <данные изъяты> по замещению двух вакантных мандатов.
ДД.ММ.ГГГГ г. Территориальной избирательной комиссией г. Протвино Московской области (далее ТИК) принято решение № <данные изъяты> о регистрации ФИО3 кандидатом в депутаты Совета депутатов городского округа Протвино Московской области по избирательному округу № <данные изъяты> на дополнительных выборах депутатов Совета депутатов городского округа Протвино Московской области шестого созыва, назначенных на ДД.ММ.ГГГГ г.
Решением той же территориальной избирательной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ г. № <данные изъяты> ФИО1 зарегистрирован кандидатом в депутаты Совета депутатов городского округа Протвино Московской области по избирательному округу № <данные изъяты> на этих же выборах.
В соответствии с п. "ж" п. 7 ст. 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ) регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случае установления в отношении кандидата факта, свидетельствующего о том, что в течение периода, указанного в подпункте "г" пункта 3.2 статьи 4 настоящего Федерального закона (но до приобретения статуса кандидата), этот гражданин в своих выступлениях на публичных мероприятиях, в средствах массовой информации или в распространяемых им материалах (в том числе размещаемых в информационно-телекоммуникационных сетях, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц, включая сеть "Интернет") призывал к совершению деяний, определяемых в статье 1 Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности" как экстремистская деятельность, либо иным способом побуждал к таким деяниям, обосновывал или оправдывал экстремизм, либо совершал действия, направленные на возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни, унижение национального достоинства, пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, либо пропагандировал и публично демонстрировал нацистскую атрибутику или символику либо атрибутику или символику, сходные с нацистской атрибутикой или символикой до степени их смешения.
В соответствии с п. 1 ст. 56 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ предвыборные программы кандидатов, иные агитационные материалы (в том числе размещаемые в информационно-телекоммуникационных сетях, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц, включая сеть "Интернет"), выступления кандидатов и их доверенных лиц, граждан на публичных мероприятиях, в средствах массовой информации (в том числе размещаемые в информационно-телекоммуникационных сетях, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц, включая сеть "Интернет") не должны содержать призывы к совершению деяний, определяемых в ст. 1 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" (далее - Федеральный закон от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ) как экстремистская деятельность либо иным способом побуждать к таким деяниям, а также обосновывать или оправдывать экстремизм. Запрещается агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную рознь, унижающая национальное достоинство, пропагандирующая исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, а также агитация, при проведении которой осуществляются пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени их смешения.
Понятие экстремистской деятельности дано в п. 1 ст. 1 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ, согласно которому под экстремистской деятельностью понимается насильственное изменение основ конституционного строя и (или) нарушение территориальной целостности Российской Федерации (в том числе отчуждение части территории Российской Федерации), за исключением делимитации, демаркации, редемаркации Государственной границы Российской Федерации с сопредельными государствами; публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность; возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни; пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии; нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии; воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения; воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения; совершение преступлений по мотивам, указанным в пункте "е" части первой статьи 63 Уголовного кодекса Российской Федерации; использование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, за исключением случаев использования нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, при которых формируется негативное отношение к идеологии нацизма и экстремизма и отсутствуют признаки пропаганды или оправдания нацистской и экстремистской идеологии; публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения; публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением; организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению; финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг.
В п. 3 ст. 1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ дано понятие экстремистских материалов, под которыми понимаются предназначенные для распространения либо публичного демонстрирования документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей национал-социалистской рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, выступления, изображения руководителей групп, организаций или движений, признанных преступными в соответствии с приговором Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси (Нюрнбергского трибунала), выступления, изображения руководителей организаций, сотрудничавших с указанными группами, организациями или движениями, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы.
Согласно пп. "г" п. 3.2 ст. 4 Федерального закона N 67-ФЗ не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации, в отношении которых вступившим в силу решением суда установлен факт нарушения ограничений, предусмотренных пунктом 1 статьи 56 настоящего Федерального закона, либо совершения действий, предусмотренных подпунктом "ж" пункта 7 и подпунктом "ж" пункта 8 статьи 76 настоящего Федерального закона, если указанные нарушения либо действия совершены до дня голосования на выборах в течение установленного законом срока полномочий органа государственной власти или органа местного самоуправления, в которые назначены выборы, либо должностного лица, для избрания которого назначены выборы.
В обоснование заявленных административных исковых требований ФИО1 указывает, что в период с ДД.ММ.ГГГГ г. на личной странице кандидата ФИО3 интернет ресурса <данные изъяты> в качестве подписи к странице использовался девиз нацистов – «Jedem das seine», что переводится как «Каждому свое». Во время Второй мировой войны эта фраза, доступная любому пользователю сети интернет, цинично использовалась нацистами как девиз, изображённый над входом в концентрационный лагерь Бухенвальд и обращённый лицевой стороной вовнутрь к заключённым. Изложенное, по его мнению, свидетельствует о распространении кандидатом в депутаты ФИО3 экстремистского материала нацистской направленности.
Проанализировав содержание указанной административным истцом информации в контексте приведенных норм права, суд признает обоснованными доводы прокурора и представителя административного ответчика территориальной избирательной комиссии города Протвино, что приведенная фраза «Jedem das seine», переводимая стороной административного истца как «Каждому свое», не может быть расценена в качестве экстремистского материала, а действия административного ответчика ФИО3 не могут квалифицироваться, как противоправная предвыборная агитация либо как экстремистская деятельность, поскольку указанная фраза не содержит призыва к совершению деяний, определяемых в статье 1 Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности" как экстремистская деятельность, а также не побуждает к таким деяниям; не обосновывает и не оправдывает экстремизм, и не призывает совершать действия, направленные на возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни, унижение национального достоинства, пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности; не пропагандирует и публично не демонстрирует нацистскую атрибутику или символику либо атрибутику или символику, сходные с нацистской атрибутикой или символикой до степени их смешения.
Ссылки стороны административного истца на распространение кандидатом в депутаты ФИО3 экстремистского материала, так как приведенная выше фраза написана на немецком языке и использовалась нацистами как девиз, изображённый над входом в концентрационный лагерь Бухенвальд, не могут быть признаны состоятельными, поскольку сама по себе эта фраза такой смысловой нагрузки не несет и не содержит никаких отсылок к указанным административным истцом обстоятельствам, а его доводы по сути носят предположительный характер, основанный на субъективном восприятии информации, в связи с чем являются необоснованными.
Более того, согласно многочисленной информации, размещенной в свободном доступе в сети Интернет (например на странице интернет портала <данные изъяты>) указанная административным истцом фраза «Каждому свое» трактуется в иных смысловых контекстах, не имеющих никакого отношения к концентрационному лагерю Бухенвальд, что в свою очередь свидетельствует о субъективности оценки административным истцом указанной фразы.
Кроме этого, принимая решение суд признает заслуживающими внимания доводы прокурора, что стороной административного истца не представлено никаких надлежащих доказательств, позволяющих сделать бесспорный вывод о принадлежности указанной интернет страницы по адресу <данные изъяты> непосредственно административному ответчику ФИО3 и что именно он разместил на ней спорную информацию.
Ссылки стороны административного истца на показания свидетеля ФИО4, как на доказательство в подтверждение заявленных требований, также отклоняются судом, как несостоятельные, поскольку эти показания лишь подтверждают факт размещения на странице в интернете оспариваемой надписи, однако достоверно не подтверждают ни факта принадлежности этой страницы кандидату ФИО3, ни факта отнесения оспариваемой надписи к экстремистскому материалу, так как по сути также являются субъективным мнением указанного свидетеля.
Таким образом, суд приходит к выводу, что размещенная на странице ФИО3 в сети Интернет по адресу: <данные изъяты> фраза «Jedem das seine» не может расцениваться, как содержащая призывы к совершению деяний, определяемых как экстремистская деятельность, тогда как именно содержащие такие призывы агитационные материалы являются основанием для отмены регистрации кандидата в депутаты и в судебном заседании не установлено фактов совершения кандидатом в депутаты ФИО3 действий экстремистской направленности как до избирательной кампании, так и во время ее проведения, которые в силу избирательного законодательства могут служить основанием для вывода о несоблюдении им ограничений, предусмотренных пунктом 1 статьи 56 Федерального закона от N 67-ФЗ от 12 июня 2002 года и отмены его регистрации.
Учитывая изложенное и принимая во внимание, что при рассмотрении настоящего дела не установлен факт нарушения административным ответчиком ФИО3 норм избирательного законодательства, суд приходит к выводу о том, что законные основания для отмены регистрации названного кандидата отсутствуют, в связи с чем в удовлетворении заявленных требований об установлении факта распространения кандидатом ФИО3 экстремистских материалов на его личной странице в сети Интернет по адресу: <данные изъяты> и отмене решения Территориальной избирательной комиссии г. Протвино Московской области № <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ г. о регистрации ФИО3 в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов городского округа Протвино Московской области на выборах ДД.ММ.ГГГГ г. надлежит отказать.
На основании ч. 2 ст. 176 КАС РФ и в соответствии с закрепленным в ч. 3 ст. 123 Конституции РФ принципом состязательности и равноправия сторон, суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ,
решил:
В удовлетворении административных исковых требований кандидата в депутаты Совета депутатов городского округа Протвино Московской области по избирательному округу № <данные изъяты> ФИО1 об установлении факта распространения кандидатом ФИО3 экстремистских материалов на его личной странице в сети Интернет по адресу: <данные изъяты> и отмене регистрации ФИО3 кандидатом в депутаты Совета депутатов городского округа Протвино Московской области по избирательному округу № <данные изъяты> на дополнительных выборах депутатов Совета депутатов городского округа Протвино Московской области шестого созыва по многомандатным округам № <данные изъяты> и № <данные изъяты>, назначенных на ДД.ММ.ГГГГ г., отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Протвинский городской суд в течение пяти дней со дня принятия настоящего решения.
Судья