РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дело № 2а-322/2021
УИД: 19RS0006-01-2021-000645-70
19 августа 2021 года с. Бея
Бейский районный суд Республики Хакасия в составе:
председательствующего Трофимчук М.В.,
при помощнике судьи Филипповой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 о признании незаконным постановления Территориальной избирательной комиссии Бейского района с полномочиями избирательной комиссии муниципального образования Бондаревский сельсовет от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об отказе в регистрации кандидату на должность главы Бондаревского сельсовета Бейского района Республики Хакасия ФИО1», с участием:
административный истец - отсутствует,
от административного ответчика - ФИО2,
заместителя прокурора Бейского района Республики Хакасия - Нестерович И.В.,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратился в Бейский районный суд Республики Хакасия с вышеуказанным административным исковым заявлением, мотивируя свои требования тем, что постановлением от ДД.ММ.ГГГГ территориальной избирательной комиссией Бейского района ему отказано в регистрации кандидата на должность главы Бондаревского сельсовета Бейского района по основаниям о предоставлении недостаточного количества достоверных подписей избирателей, необходимых для регистрации кандидатом на должность главы. Согласно итогового протокола № проверки подписных листов с подписями избирателей от ДД.ММ.ГГГГ рабочей группой установлено, что количество представленных подписей - 13, количество недостоверных - 0. Извещением председателя территориальной комиссии его уведомили, что все подписи признаны недействительными, ввиду несоответствия адреса места жительства лица, осуществляющего сбор подписей, адресу регистрации по месту жительства, на основании информации отдела МВД по Бейскому району. Федеральным законом № 93-ФЗ было исключено указание категории «адрес места жительства», указанный в паспорте или документе, заменяющем паспорт. В территориальную избирательную комиссию им было представлено свидетельство ф. № о том, что он зарегистрирован по месту пребывания по адресу: Республика Хакасия, Бейский район, <адрес>ДД.ММ.ГГГГ Представленные им сведения соответствуют требованиям действующего законодательства. Просит отменить постановление территориальной избирательной комиссии Бейского района с полномочиями избирательной комиссии муниципального образования Бондаревский сельсовет от ДД.ММ.ГГГГ№. Обязать территориальную избирательную комиссию Бейского района с полномочиями избирательной комиссии муниципального образования Бондаревский сельсовет зарегистрировать его кандидатом на должность главы Бондаревского сельсовета Бейского района.
Административный истец ФИО1 для участия в судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Административный ответчик председатель территориальной избирательной комиссии Бейского района ФИО2 в судебном заседании возражал против удовлетворения административного иска, полагал требования, изложенные в заявлении необоснованными и не подлежащими удовлетворению, пояснив, что в территориальную избирательную комиссию ДД.ММ.ГГГГ поступили документы ФИО1 для регистрации его кандидатом на должность главы Бондаревского сельсовета Бейского района Республики Хакасия, в том числе подписные листы с подписями избирателей. ФИО1 собраны 13 подписей на 3 подписных листах, сбор подписей осуществлял кандидат. Рабочей группой ТИК по приему и проверке избирательных документов, представляемых кандидатами при проверке подписных листов с подписями избирателей установлено, что из 13 подписей избирателей недостоверных подписей нет, недействительных 13, по причине указания в подписных листах сведений о кандидате, осуществлявшем сбор подписей, не соответствующих действительности. В подписных листах о кандидате/лице, осуществлявшем сбор подписей, в качестве места жительства указаны сведения: Республика Хакасия, Бейский район, <адрес>., при этом согласно копии паспорта ФИО1 его место жительство: <адрес>, что подтверждается также информацией МП Отд МВД России по Бейскому району. По адресу <адрес>, ФИО1 зарегистрирован по месту пребывания, что подтверждается копией свидетельства от ДД.ММ.ГГГГ№ по форме №. Проверив соблюдение ФИО1 требований Федерального законодательства, Закона Республики Хакасия, ТИК Бейского района постановлением от ДД.ММ.ГГГГ№ отказала в регистрации кандидату на должность главы Бондаревского сельсовета Бейского района Республики Хакасия. Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ избирательной комиссии Республики Хакасия в удовлетворении жалобы ФИО1 на постановление территориальной избирательной комиссии Бейского района от ДД.ММ.ГГГГ№ отказано.
Участвующий заместитель прокурора Бейского района Республики Хакасия Нестерович И.В. в заключение по рассмотренному административному делу указал, что административный иск не подлежит удовлетворению, поскольку оспариваемое решение ТИК Бейского района принято в соответствии с требованиями избирательного законодательства, является законным и обоснованным.
На основании ч. 3 ст. 243 КАС РФ, о времени и месте рассмотрения административного дела о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации суд извещает лиц, участвующих в деле, и прокурора. Неявка в суд лиц, которые участвуют в административном деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания и присутствие которых не было признано судом обязательным, а также неявка надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания прокурора не является препятствием для рассмотрения и разрешения указанного административного дела.
Суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, принимая во внимание, что явка административного истца, не признана обязательной, полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, участвующего заместителя прокурора Бейского района Республики Хакасия Нестеровича И.В., исследовав письменные материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Частью 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации установлено, что граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
Основанные гарантии реализации этого конституционного права установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Закон № 67-ФЗ).
Согласно части 4 статьи 240 КАС РФ административное исковое заявление, касающееся решения избирательной комиссии, комиссии референдума о регистрации кандидата, списка кандидатов, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, об отказе в такой регистрации, о заверении списка кандидатов, списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, об отказе в этом заверении, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией, комиссией референдума оспариваемого решения. В случае предварительного обжалования решения избирательной комиссии, комиссии референдума об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, об отказе в заверении списка кандидатов, списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам в иную избирательную комиссию, комиссию референдума в порядке, установленном федеральным законом, административное исковое заявление может быть подано в течение пяти дней со дня принятия соответствующей комиссией решения об оставлении жалобы без удовлетворения.
Аналогичные положения содержатся в пункте 2 статьи 78 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ.
Административным истцом сроки, предусмотренные ч. 4 ст. 240 КАС РФ соблюдены.
Как усматривается из материалов дела Решением Избирательной комиссии Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ№ полномочия избирательной комиссии муниципального образования Бондаревский сельсовет возложены на территориальную избирательную комиссию Бейского района.
Постановлением Избирательной комиссии Республики Хакасия № от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение о территориальной избирательной комиссии, в том числе Бейского района, придан статус юридического лица избирательным комиссиям в Республике Хакасия.
ДД.ММ.ГГГГ постановлением Избирательной комиссии Республики Хакассия №ФИО2 назначен председателем территориальной избирательной комиссии Бейского района с ДД.ММ.ГГГГ
Решением Совета депутатов Бондаревского сельсовета Бейского района от 29.06. 2021 г. № назначены выборы главы Бондаревского сельсовета Бейского района на ДД.ММ.ГГГГ Настоящее решение вступает в силу со дня его официального опубликования. Согласно материалам дела решение опубликовано в газете «Саянская заря ДД.ММ.ГГГГ.
На основании части 2 статьи 11 Закона Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ№-ЗРХ «О выборах глав муниципальных образований и депутатов представительных органов муниципальных образований в Республике Хакасия» (далее - Закон Республики Хакасия) избирательные комиссии обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав граждан Российской Федерации, осуществляют подготовку и проведение выборов глав муниципальных образований и депутатов представительных органов муниципальных образований в Республике Хакасия.
В соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», статьи 22 Закона Республики Хакасия кандидат, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, представляет в соответствующую избирательную комиссию документы, предусмотренные данными статьями законов.
Регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется в порядке и сроки, установленные положениями статьи 38 Закона № 67-ФЗ и статьи 29 Закона Республики Хакасия. Если в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов требуется сбор подписей избирателей, то для регистрации представляются подписи избирателей, собранные в количестве и порядке, определенных статьей 37 Закона № 67-ФЗ и статьями 27, 29 Закона Республики Хакасия.
Как следует из материалов дела ДД.ММ.ГГГГФИО1 подал в ТИК Бейского района документы для выдвижения кандидатом в порядке самовыдвижения на должность главы Бондаревского сельсовета Бейского района Республики Хакасия согласно перечню, что подтверждается выданным кандидату письменным подтверждением.
В соответствии с частью 4 статьи 29 Закона Республики Хакасия количество подписей, необходимых для регистрации кандидатом на должность главы муниципального образования, составляет 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа в соответствии с пунктом 10 статьи 16 Федерального закона.
Для регистрации кандидатом на должность главы Бондаревского сельсовета Бейского района Республики Хакасия необходимо представить в поддержку его выдвижения 12 подписей избирателей.
ДД.ММ.ГГГГФИО1 представил в ТИК Бейского района документы для регистрации кандидатом, в том числе подписные листы. Согласно протоколу об итогах сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата от ДД.ММ.ГГГГФИО1 собраны 13 подписей на 3 подписных листах. Сбор подписей осуществлял кандидат.
В силу ч. 1, ч. 2 ст. 30 Закона Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ№-ЗРХ «О выборах глав муниципальных образований и депутатов представительных органов муниципальных образований в Республике Хакасия», если кандидатом представлены подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата, комиссия проверяет соблюдение порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверность сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах. Для проведения проверки соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах, создается рабочая группа из числа членов комиссии с правом решающего голоса, привлеченных специалистов.
Как усматривается из Итогового протокола № от ДД.ММ.ГГГГ рабочей группы ТИК Бейского района по приему и проверке избирательных документов, представляемых кандидатами при проверке подписных листов с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата, выдвинутого в порядке самовыдвижения на выборах главы Бондаревского сельсовета Бейского района Республики Хакасия ФИО1 установлено, что из 13 представленных подписей избирателей недостоверных подписей нет, недействительных 13 по причине указания в подписных листах сведений о кандидате/лице, осуществлявшем сбор подписей, не соответствующих действительности.
Из обжалуемого Постановления территориальной избирательной комиссии Бейского района от ДД.ММ.ГГГГ№ следует, что ФИО1 отказано в регистрации кандидатом на должность главы Бондаревского сельсовета Бейского района Республики Хакасия по причине того, что кандидат не представил достаточного количества достоверных подписей избирателей, необходимых для регистрации его кандидатом.
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Закона № 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Доводы административного истца ФИО1 о том, что представленные им в территориальную избирательную комиссию Бейского района сведения соответствуют требованиям действующего законодательства, суд находит не состоятельными, в виду следующего.
Исчерпывающий перечень оснований для признания подписей избирателей недействительными предусмотрен пунктом 6.4 статьи 38 Закона № 67-ФЗ.
Постановлением ЦИК РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждены Методические рекомендации по приему и проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения списков кандидатов, выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на выборах, проводимых в субъектах Российской Федерации.
В соответствии с п. 3.2.2. указанных Методических рекомендаций, согласно пункту 6.4 статьи 38 Закона № 67-ФЗ недействительная подпись - подпись, собранная с нарушением порядка сбора подписей избирателей и (или) оформления подписного листа. Основания для признания подписей недействительными установлены Федеральным законом.
Пунктом 3.ДД.ММ.ГГГГ. вышеуказанных Методических рекомендаций, все подписи избирателей признаются недействительными в случае, если в соответствующем подписном листе сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, о кандидате, об уполномоченном представителе избирательного объединения указаны не в полном объеме или не соответствуют действительности, либо подписной лист заверен лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, не достигшим к моменту сбора подписей 18 лет, и (или) указанное лицо признано судом недееспособным (подпункт «з» пункта 6.4 статьи 38-ФЗ).
Пунктом 5 статьи 2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предусмотрено, что для целей данного федерального закона применяемые термины и понятия означают: адрес места жительства - адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Такая правовая позиция по понятию адреса места жительства и последствиям неправильного указания сведений о месте жительства была подтверждена Верховным Судом РФ в Обзоре судебной практики по вопросам, возникающтим при рассмотрении дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ, утвержденным президиумом Верховного Суда ДД.ММ.ГГГГ ( п. 2.2).
Согласно позиции, выраженной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№-О-О, закрепленный в подпункте 5 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» адрес места жительства должен указываться в подписных листах в том виде, как он отражен в официальных документах, удостоверяющих наличие у гражданина регистрации по месту жительства; такими документами являются паспорт гражданина Российской Федерации и, в отдельных случаях, свидетельство о регистрации по месту жительства. Закрепленный в подпункте 5 статьи 2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» общий перечень сведений, образующих понятие адреса места жительства, носит ориентирующий характер. Содержащееся в нем законоположение не означает, что избирательные комиссии, на которые данным Федеральным законом возложена обязанность по обеспечению и защите избирательных прав граждан (пункт 3 статьи 20), должны во всех без исключения случаях требовать указания в подписных листах всех перечисленных в данном перечне сведений, в том числе при отсутствии тех или иных сведений в паспорте гражданина Российской Федерации (свидетельстве о регистрации по месту жительства).
Согласно пункту 8 статьи 37 Закона № 67-ФЗ подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования изготавливаются и оформляются согласно приложению 8 к настоящему Федеральному закону.
В установленную законом форму подписного листа подлежит внесению адрес места жительства избирателя.
В представленных ФИО1 подписных листах в объеме сведений о кандидате/лице, осуществлявшем сбор подписей, в качестве места жительства указан адрес: Республика Хакасия, Бейский район, <адрес>, что также подтверждается сведениями МП Отд МВД России по Бейскому району. По адресу: <адрес>ФИО1 зарегистрирован по месту пребывания.
По результатам исследования представленного на обозрение суда общегражданского паспорта ФИО1, осуществлявшего сбор подписей избирателей, суд установил, что адрес его места жительства в подписных листах не соответствует адресу, указанному в паспорте гражданина Российской Федерации, его место жительства в соответствии с паспортом: <адрес>.
Таким образом, суд приходит к выводу, что действия и решение территориальной избирательной комиссии Бейского района соответствовали Методическим рекомендациям по приему и проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на выборах, проводимых в субъектах Российской Федерации, утвержденных Постановлением ЦИК РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, при рассмотрении вопроса о регистрации кандидата ФИО1
Не согласившись с оспариваемым постановлением территориальной избирательной комиссии Бейского района от ДД.ММ.ГГГГ№ФИО1 одновременно с подачей административного иска в Бейский районный суд обратился в Избирательную комиссию Республики Хакасия по обжалованию вышеуказанного постановления.
ДД.ММ.ГГГГ постановлением Избирательной комиссии Республика Хакасия № в удовлетворении жалобы ФИО1 отказано.
В силу части 2 статьи 244 КАС РФ, суд отказывает в удовлетворении административного иска о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации в случаях, если установит, что оспариваемые решение, действие (бездействие) являются законными.
Оценив представленные сторонами доказательства, по правилам статьи 84 КАС РФ, суд приходит к выводу, что у территориальной избирательной комиссии Бейского района имелись основания отказать ФИО1 в регистрации кандидатом на должность главы Бондаревского сельсовета Бейского района Республики Хакасия, поскольку в подписных листах не были указаны сведения, требуемые в соответствии с законом, а именно, о точном месте жительства ФИО1, в соответствии с паспортом гражданина Российской Федерации, в связи, с чем оснований для признания незаконным постановления Территориальной избирательной комиссии Бейского района с полномочиями избирательной комиссии муниципального образования Бондаревский сельсовет от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об отказе в регистрации кандидату на должность главы Бондаревского сельсовета Бейского района Республики Хакасия ФИО1» отсутствуют.
С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 в полном объеме.
Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 о признании незаконным постановления Территориальной избирательной комиссии Бейского района с полномочиями избирательной комиссии муниципального образования Бондаревский сельсовет от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об отказе в регистрации кандидату на должность главы Бондаревского сельсовета Бейского района Республики Хакасия ФИО1» отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба или принесено представление в Верховный Суд Республики Хакасия через Бейский районный суд в течение пяти дней со дня его принятия.
Судья М.В. Трофимчук
Мотивированное решение составлено 19.08.2021 г.