ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-322/2022 от 13.07.2022 Спасского районного суда (Рязанская область)

УИД 62RS0026-01-2022-000478-04

Производство №2а-322/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Спасск-Рязанский 13 июля 2022г.

Спасский районный суд Рязанской области в составе:

председательствующего – судьи Панкина Д.Н.,

при секретаре – Бусловой О.В.,

с участием помощника прокурора Спасского района Рязанской области Курамшиной Г.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда административное дело по административному исковому заявлению прокурора Спасского района Рязанской области в интересах неопределенного круга лиц о признании информации, запрещенной к распространению, размещенной на интернет – страницах: https://diplatte1.com, https://diplom77-i.com,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Спасского района Рязанской области обратился в суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной на интернет-страницах, запрещенной к распространению, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой Спасского района Рязанской области в рамках осуществления надзора за соблюдением требований законодательства ДД.ММ.ГГГГ проведен мониторинг сети «Интернет» и установлены страницы сайтов сети «Интернет», на которых размещена информация с предложением к неограниченному кругу лиц о приобретении справок об отсутствии судимости, в том числе при трудоустройстве на работу, которая, в том числе, может быть связана с работой с детьми, например в образовательные организации, в спортивные школы, что нарушает права несовершеннолетних граждан.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - ФЗ №149-ФЗ) информационно-телекоммуникационная сеть – технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.

В соответствии с п. 1 ст. 10 ФЗ №149-ФЗ в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.

На основании п. 5 ст. 15 ФЗ №149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

Согласно п. 6 ст. 10 ФЗ №149-ФЗ запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Частью 1 статьи 327 УК РФ предусмотрена ответственность за подделку удостоверения или иного официального документа, предоставляющего право или освобождающего от обязанностей, в целях его использования либо сбыт такого документа, а равно изготовление в тех же целях государственных наград Российской Федерации, РСФСР, СССР, штампов, печатей, бланков.

Общие требования к приему граждан в образовательные учреждения регулируются Трудовым кодексом РФ, Федеральным законом от 29.12.2012 №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (далее ФЗ №273-Ф3) и другими федеральными законами.

В соответствии со ст.28 Федерального законом № 273-ФЗ к компетенции образовательного учреждения относится, в том числе, прием на работу работников, заключение с ними и расторжение трудовых договоров, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, распределение должностных обязанностей, создание условий и организация дополнительного профессионального образования работников.

В соответствии с законодательством об образовании в Российской Федерации, образовательное учреждение несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.

В силу положений ст.22 Трудового кодекса РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты и т.п.

В ст. 65 указанного закона перечислены документы, которые лицо, поступающее на работу, при заключении трудового договора предъявляет работодателю.

Среди перечисленных документов, которые необходимо лицу предоставить при трудоустройстве, является справки о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, выданную в порядке и по форме, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-­правовому регулированию в сфере внутренних дел, - при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой в соответствии с настоящим Кодексом, иным федеральным законом не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию.

Вместе с тем, в положениях ст.ст.331, 351.1 Трудового кодекса РФ содержится запрет на занятие трудовой деятельностью лицам, имеющим или имевшим судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности.

К трудовой деятельности в силу требований ст. 351.1 Трудового кодекса РФ в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за указанные выше преступления.

Если работа предполагает взаимодействие с несовершеннолетними - например, в школе, спортивном клубе, игровом центре, летнем лагере или детском санатории, то трудовой договор не может быть заключен до тех пор, пока будущий сотрудник не представит справку об отсутствии судимости по установленной форме.

Исходя из положений законодательства, в отношении каждого работника у работодателя должна быть справка об отсутствии судимости при осуществлении деятельности, где осуществляется работа с детьми, в том числе при осуществлении деятельности в спортивных организациях.

Проведенным прокуратурой района мониторингом информационно - телекоммуникационной сети «Интернет» установлено, что в нарушение требований указанного законодательства на страницах сайтах в сети «Интернет» - https://diplattel.com, https://diplom77-i.com, https://medcpravky.co размещена информация с предложением к неограниченному кругу лиц о приобретении справок об отсутствии судимости, которые могут, в том числе использоваться при трудоустройстве на работу, связанной с работой с детьми, к которым можно отнести и спортивные организации, без направления соответствующего запроса в правоохранительные органы.

Наличие в свободном доступе на указанных сайтах подобного рода предложений по получению за денежные средства справок об отсутствии судимости нарушает права несовершеннолетних на получение основного образования, дополнительного образования, в том числе в сфере спорта.

В ходе проверки установить владельцев сайтов: https://diplattel.com, https://diplom77-i.com, https://medcpravky.co не представилось возможным.

Вход на сайты свободный, информация на указанных сайтах распространяется бесплатно, срок пользования неограничен. Ограничение на передачу, копирование и распространение отсутствует.

Таким образом, в целях недопущения нарушения требований законодательства доступ к указателям страниц сайтов: https://diplattel.com, https://diplom77-i.com, https://medcpravky.co следует ограничить.

В силу ст. 57 Федерального закона от 07.07.2003 №126-ФЗ «О связи», услуги по передаче данных и предоставлению доступа к информационно-­телекоммуникационной сети «Интернет» с использованием средств коллективного доступа, точек доступа относятся к универсальным услугам связи.

Согласно ч. 1 ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

Основаниями для включения в реестр сведений, указанных в ч. 2 ст. 15.1 вышеприведенного закона, является, в том числе вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 №1101 утверждены Правила создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - Правила).

Согласно пунктам 2, 3 Правил создание, формирование и ведение единого реестра осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и оператором реестра - организацией, зарегистрированной на территории Российской Федерации, которая может привлекаться к формированию и ведению единого реестра в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пп. «б» п. 5 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», утвержденных вышеназванным Постановлением, основанием для включения в единый реестр является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной информацией.

Распространение в общедоступном доступе, а именно в сети «Интернет», информационных материалов, направленных на оказание услуг неопределенному кругу граждан по продаже справок об отсутствии судимости, которые могут быть предъявлены для трудоустройства, в том числе в образовательные организации, спортивные школы и т.п., означает констатацию того факта, что они нарушают запреты, установленные федеральным законодательством, и уже в силу этого представляют реальную угрозу для неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних.

Статьей 39 КАС РФ установлено, что прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Обращаясь с заявлением о признании информации, распространяемой в сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, прокурор выступает в интересах неопределенного круга.

На основании изложенного прокурор Спасского района Рязанской области просит признать информацию, содержащуюся в информационно-­коммуникационной сети «Интернет» на указателях страниц сайтов: https://diplattel.com, https://diplom77-i.com, https://medcpravky.co, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации. Обратить решение по делу к немедленному исполнению.

Определением Спасского районного суда Рязанской области от ДД.ММ.ГГГГ. прекращено производство по данному административному делу в части требований о признании информации, запрещенной к распространению, размещенной на интернет – странице https://medcpravky.co, в связи с отказом административного истца от административного иска в этой части и принятия отказа от административного иска в этой части судом.

В судебном заседании помощник прокурора Спасского района Рязанской области Курамшина Г.А. оставшиеся требования о признании информации, размещенной в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет» по адресам: https://diplattel.com, https://diplom77-i.com, запрещенной к свободному распространению на территории РФ, поддержала по обстоятельствам, изложенным в административном иске.

Заинтересованное лицо Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций было надлежаще извещено о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание его представитель не прибыл, с ходатайством об отложении судебного заседания не обращался, возражения на административное исковое заявление прокурора не представил.

Заинтересованное лицо Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Рязанской области было надлежаще извещено о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание его представитель не прибыл, при этом обратился с отзывом на административное исковое заявление прокурора, в котором просит рассмотреть дело в отсутствие своего представителя, возражений на административный иск прокурора не представил.

Суд, выслушав объяснения помощника прокурора Спасского района Рязанской области Курамшиной Г.А., исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

В силу ст.265.1 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Административное исковое заявление о признании информации запрещенной подается в районный суд по адресу административного истца либо по адресу или месту жительства административного ответчика.

На основании ч.1 ст.10 Федерального закона от 27.07.2006г. №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.

В соответствии со ст.15 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» передача информации посредством использования информационно-коммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральным законодательством.

Согласно ст.9 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» предусмотрена возможность ограничения доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

На основании ч.6 ст.10 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» запрещено распространение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Частью 1 ст.327 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за подделку удостоверения или иного официального документа, предоставляющего право или освобождающего от обязанностей, в целях его использования либо сбыт такого документа, а равно изготовление в тех же целях государственных наград Российской Федерации, РСФСР, СССР, штампов, печатей, бланков.

Общие требования к приему граждан в образовательные учреждения регулируются Трудовым кодексом РФ, Федеральным законом от 29.12.2012 №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» и другими федеральными законами.

Согласно ст.28 Федерального законом «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательного учреждения относится, в том числе, прием на работу работников, заключение с ними и расторжение трудовых договоров, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, распределение должностных обязанностей, создание условий и организация дополнительного профессионального образования работников.

В соответствии с законодательством об образовании в Российской Федерации, образовательное учреждение несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.

В силу ст.22 Трудового кодекса РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты и т.п.

Согласно ст.65 Трудового кодекса РФ при заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю, в том числе, справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, выданную в порядке и по форме, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, - при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой в соответствии с настоящим Кодексом, иным федеральным законом не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию.

Положения ст.ст.331, 351.1 Трудового кодекса РФ содержат запрет на занятие трудовой деятельностью лицам, имеющим или имевшим судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности.

К трудовой деятельности в силу требований ст. 351.1 Трудового кодекса РФ в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за указанные выше преступления.

Если работа предполагает взаимодействие с несовершеннолетними - например, в школе, спортивном клубе, игровом центре, летнем лагере или детском санатории, то трудовой договор не может быть заключен до тех пор, пока будущий сотрудник не представит справку об отсутствии судимости по установленной форме.

Таким образом, в отношении каждого работника у работодателя должна быть справка об отсутствии судимости при осуществлении деятельности, где осуществляется работа с детьми, в том числе при осуществлении деятельности в спортивных организациях.

В силу ч. 1 и ч.2 ст. 15.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет». В реестр включаются сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Основанием для включения в реестр указанных сведений является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ).

На основании п.1-5 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.10.2012г. №1101, единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - единый реестр) создается в целях ограничения доступа к сайтам в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - сеть «Интернет»), содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено (далее - запрещенная информация).

Создание единого реестра осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

Формирование и ведение единого реестра осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и оператором реестра - организацией, зарегистрированной на территории Российской Федерации, которая может привлекаться к формированию и ведению единого реестра в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (далее - оператор реестра).

Ведение единого реестра осуществляется в электронной форме в ежедневном круглосуточном режиме.

Основаниями для включения в единый реестр доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети «Интернет», а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие запрещенную информацию, является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной информацией.

Судом установлено, что в сети «Интернет» на интернет-сайтах по адресам: https://diplattel.com, https://diplom77-i.com, размещена информация с предложением неопределенному кругу лиц о приобретении справок об отсутствии судимости, без направления запроса в правоохранительные органы. Указанные справки могут использоваться, в том числе, при трудоустройстве на работу в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних лицами, имеющими судимость.

Вход на указанные интернет-страницы по указанным выше адресам свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием указанных страниц и обратиться за получением предлагаемых справок об отсутствии судимости может любой пользователь сети «Интернет». Ограничения на передачу, копирование и распространение информации отсутствуют.

Лицо, создавшее интернет-страницы: https://diplattel.com, https://diplom77-i.com, на которых размещена (распространена) вышеуказанная информация, не установлено.

Указанные факты подтверждаются объяснениями помощника прокурора Спасского района Курамшиной Г.А., справками со скриншотами информации на указанных интернет – страницах от ДД.ММ.ГГГГ.

Также судом установлено, что интернет-страницы https://diplattel.com, https://diplom77-i.com, не числятся в Едином реестре доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, что подтверждается объяснениями помощника прокурора Спасского района Курамшиной Г.А., отзывом на административное исковое заявление заинтересованного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Рязанской области, сведениями из Единого реестра доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Суд полагает необходимым признать информацию, размещенную в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на страницах: https://diplattel.com, https://diplom77-i.com, запрещенной для распространения на территории Российской Федерации, т.к. нахождение в свободном доступе информации о предоставлении за денежные средства справок об отсутствии судимости в нарушение установленного порядка получения указанных справок, нарушает запреты, установленные федеральным законодательством, и в силу этого представляет реальную угрозу для неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, что недопустимо.

При таких обстоятельствах, административное исковое заявление прокурора Спасского района Рязанской области подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.265.5, 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административное исковое заявление прокурора Спасского района Рязанской области удовлетворить.

Признать информацию, размещенную на сайтах в сети «Интернет», расположенных по интернет-адресам: https://diplatte1.com, https://diplom77-i.com, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

Настоящее решение подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Рязанский областной суд через Спасский районный суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Судья Д.Н.Панкин

Мотивированное решение изготовлено 13.07.2022г.

Судья Д.Н.Панкин