ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3232/17 от 12.01.2018 Железнодорожного районного суда г. Ростова-на-Дону (Ростовская область)

Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ года г. Ростов-на-Дону

Железнодорожный районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:

председательствующего судьи Новиковой И.В.,

при секретаре судебного заседания Оганесяне А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению МИФНС России № 23 по Ростовской области к ФИО1, заинтересованные лица: УФНС России по РО, Финансовый управляющий ФИО1ФИО5 о взыскании недоимки по налогу и пени,

установил:

в обоснование административного иска к ФИО1 о взыскании недоимки по налогу и пени, административный истец указал, что за ФИО1 зарегистрированы объекты налогообложения: объекты имущества: <адрес><адрес> земельный участок: <адрес>, кадастровый номер .

В нарушение норм действующего законодательства должник оплат в счет погашения земельного и имущественного налогов своевременно не производил, в связи с чем, налоговым органом в адрес административного ответчика были направлены требования от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ. об уплате сумм налога, пени, штрафа, в котором сообщалось о наличии у него задолженности по уплате земельного налога и налога на имущество физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ год, а также о сумме начисленной на сумму недоимки пени.

До настоящего времени задолженность по налоговым платежам административным ответчиком не оплачена, в связи с этим, административный истец просит взыскать с административного ответчика ФИО1 в свою пользу задолженность по налогу на имущество физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ. в размере 106627 руб., пени в размере 1107,06 руб., земельный налог за 2015г. в размере 55696 руб., пени в размере 270,69 руб., а всего 163700, 75 руб.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО2 по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ поддержал заявленные требования, просил их удовлетворить. Дополнительно пояснил, что возникшие после возбуждения в отношении административного ответчика производства по делу о банкротстве требования административного истца о взыскании с ФИО1 задолженности по обязательным платежам являются текущими. Датой окончания налогового периода для исчисления и уплаты налога на имущество физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ. является ДД.ММ.ГГГГ., а по земельному налогу за ДД.ММ.ГГГГ. – ДД.ММ.ГГГГ. Заявление общества принято судом к производству Арбитражного суда Ростовской области ДД.ММ.ГГГГ., следовательно, до окончания налогового периода по земельному налогу и налоговому периоду по налогу на имущество физических лиц – ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, налоговый орган имеет право на удовлетворение своих требований в режиме текущих платежей.

Представитель административного ответчика ФИО3 по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ в судебном заседании административный иск не признал, привел доводы, аналогичные по содержанию, изложенным в письменных возражениях на административный иск (л.д. 28 – 30). Дополнительно суду пояснил, что в процедуре реализации имущества гражданина меры по принудительному взысканию налога, пеней и иных обязательных платежей за счет имущества налогоплательщика – физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, уполномоченным органом применению не подлежат. Налоговый орган имеет право на удовлетворение своих требований в режиме текущих платежей в порядке и на условиях, определенных Законом о банкротстве. Согласно части 1 ст. 286 КАС РФ, контрольные органы вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если, в том числе федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций. Тем самым, право на подачу в суд административного искового заявления о взыскании с должника задолженности по обязательным платежам и санкциям за 2015г. у инспекции, по мнению представителя административного ответчика, отсутствует. Вышеуказанные обстоятельства в своей совокупности, как полагает представитель административного ответчика, являются основанием к отказу в принятии административного искового заявления, а на стадии судебного разбирательства основанием к прекращению производства по данному делу на основании ч. 3 ст. 194 КАС РФ.

Административный ответчик ФИО1, заинтересованные лица: финансовый управляющий административного ответчика ФИО5, УФНС России по РО, извещенные о времени и месту судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суду не сообщили.

Дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание административного ответчика, заинтересованных лиц, рассмотрено в порядке ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Выслушав явившихся в судебное заседание представителей административного истца и административного ответчика, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Положениями части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ) предусмотрено право налоговой инспекции (как контрольного органа) обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Согласно части 2 статьи 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации установлена обязанность налогоплательщиков уплачивать законом установленные налоги, выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушениях законодательства о налогах и сборах.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Как видно из материалов дела и не оспаривалось административным ответчиком, по данным Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, административному ответчику ФИО1 на праве собственности принадлежат:

- объекты имущества (иные строения, помещения и сооружения), расположенные по адресу: <адрес>

- земельный участок кадастровый , расположенный по адресу: <адрес>

Данные обстоятельства в процессе судебного разбирательства не опровергнуты.

В адрес административного ответчика ФИО1 налоговым органом направлено налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ об уплате за 2015 г. транспортного, земельного налога, а также налога на имущество физических лиц со сроком исполнения не позднее ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 14).

В связи с тем, что в установленный для добровольного исполнения в уведомлении срок обязательные платежи уплачены не были, в адрес ФИО1 налоговым органом направлено требование об уплате земельного налога за 2015 год и имущественного налога за ДД.ММ.ГГГГ год сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 6).

На основании п. 1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

Согласно п. 1 ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.

В соответствии со ст. 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 4 ст. 391 НК РФ если иное не предусмотрено пунктом 3 настоящей статьи, налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В силу ст. 397 НК РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.

В силу ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

Согласно ст. 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество:

1) жилой дом; 2) жилое помещение (квартира, комната); 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.

В силу п. 2 ст. 402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их инвентаризационной стоимости.

Статьей 45 НК РФ предусмотрено, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога (ч.1).

Если иное не предусмотрено пунктом 2.1 настоящей статьи, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом (ч.2).

Исполнение обязанности по уплате налогов обеспечивается пеней, порядок и условия начисления и уплаты которой установлен ст. 75 НК РФ.

В соответствии с пунктами 1 - 5 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.

Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.

Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.

Судом установлено, что ответчику направлено требование об уплате налога по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. с требованием погасить задолженность в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Однако до настоящего времени требование об уплате налога административным ответчиком не выполнено, задолженность не оплачена.

МИФНС России № 23 по Ростовской области обратилась к мировому судье судебного участка № 2 Железнодорожного судебного района г. Ростова-на-Дону с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с ФИО1 задолженности и пени по налогам.

13.06.17г. в отношении административного ответчика ФИО1 вынесен судебный приказ .

Определением мирового судьи судебного участка Железнодорожного судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. на основании поступивших от административного ответчика возражений судебный приказ от ДД.ММ.ГГГГ. отменен (л.д. 13).

ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратился с административным иском в суд.

Согласно ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (п.2).

Согласно абз. 2 п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Таким образом, суд считает, что срок обращения в суд с иском о взыскании недоимки, установленный ст. 48 НК РФ, налоговым органом соблюден.

Из материалов дела следует, что ООО «Фондовые инвестиции» обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании гражданина ФИО1 несостоятельным (банкротом).

Решением Арбитражного суда Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ. по делу ФИО1 признан несостоятельным (банкротом), введена процедура реализации имущества сроком на шесть месяцев, утвержден финансовым управляющим ФИО5 (л.д. 61-69).

Определением Арбитражного суда Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ. по делу продлена процедура реализации имущества гражданина в отношении ФИО1 до ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 70-72).

В соответствии с пунктом 1 статьи 213.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" отношения, связанные с банкротством граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями, регулируются параграфами 1.1 и 4 главы X Закона, а при отсутствии специальных правил, регламентирующих особенности банкротства этой категории должников - главами I - III.1, VII, VIII, параграфом 7 главы IX и параграфом 2 главы XI Закона.

Положения, предусмотренные параграфами 1.1 и 4 главы X Закона о банкротстве, применяются к отношениям, связанным с банкротством индивидуальных предпринимателей, с учетом особенностей, установленных параграфом 2 названной главы и пунктом 4 статьи 213.1 Закона, независимо от того, связаны ли обязательства, неисполнением которых обусловлено возбуждение дела о банкротстве, с осуществлением предпринимательской деятельности либо нет (статья 214.1 и пункт 3 статьи 213.1 Закона о банкротстве).

В соответствии со ст. 5 Федерального закона N 127 - ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "О несостоятельности (банкротстве) в целях настоящего Федерального закона под текущими платежами понимаются денежные обязательства, требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (ч. 1). Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов. Кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур, применяемых в деле о банкротстве, не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве (ч. 2), удовлетворение требований кредиторов по текущим платежам в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, производится в порядке, установленном настоящим Федеральным законом (ч. 3).

Согласно п. 4 ст. 5 и абз. 4 п. 2 ст. 35 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" кредиторы по текущим платежам вправе участвовать в арбитражном процессе по делу о банкротстве путем обжалования действий или бездействия арбитражного управляющего, нарушающих их прав и законные интересы.

Дата возникновения у административного ответчика обязанности по уплате указанных налогов относится к периоду возникновения у него текущей задолженности, образованной после возбуждения производства по делу о банкротстве. Таким образом, задолженность по уплате взыскиваемых налогов является не реестровой задолженностью, а относится к текущим платежам.

В связи с тем, что обязанность по внесению платежа по земельному налогу за 2015г. и по налогу на имущество за 2015г. возникла у ФИО1, после даты принятия заявления о признании его банкротом, вышеуказанная задолженность относится к текущим платежам.

Кроме того, из отчета финансового управляющего от ДД.ММ.ГГГГ. следует, что указанная задолженность (налог на имущество за 2015г. и земельный налог за 2015г., а также соответствующие пени) отражена финансовым управляющим в графе текущие обязательства ФИО1 (л.д. 112).

Исходя из положений статей 2, 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" налоги и пени за неисполнение обязанности по уплате налогов для целей этого Федерального закона отнесены к обязательным платежам. Они, в свою очередь, могут являться и текущими платежами, если возникли после даты принятия заявления о признании должника банкротом. При этом кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур, применяемых в деле о банкротстве, лицами, участвующими в деле о банкротстве, не признаются. Их требования по текущим платежам в реестр требований кредиторов не включаются, а подлежат предъявлению в суд в общем порядке, предусмотренном процессуальным законодательством, вне рамок дела о банкротстве.

Аналогичные положения содержатся и в п. 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 29 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", согласно которому требования налоговых, таможенных и иных органов, в чью компетенцию в силу законодательства входит взимание и взыскание соответствующих сумм платежей, по обязательным платежам, возникшим после принятия заявления о признании должника банкротом и до открытия конкурсного производства, а также по обязательным платежам, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства (текущие платежи), удовлетворяются в установленном законодательством порядке (вне рамок дела о банкротстве).

На основании изложенного, позиция стороны административного ответчика о невозможности взыскания в судебном порядке задолженности по налогам вне процедуры банкротства является ошибочной.

При таких обстоятельствах, требования налогового органа о взыскании с налогоплательщика недоимки по указанным налогам и соответствующих пеней, соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, и установленным по делу обстоятельствам.

Расчет пени судом проверен, признан верным и административным ответчиком не оспорен.

Частью 1 статьи 114 КАС РФ установлено, что судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

Исходя из подпункта 1 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, размер государственной пошлины, подлежащей взысканию с административного ответчика, с учетом обоснованной суммы требований налогового органа 163 700,75 руб., составит 4474 рубля.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 176, 178-180, 293-294 КАС РФ, суд

решил:

взыскать с ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающего по адресу: <адрес> пользу МИФНС России № 23 по Ростовской области задолженность за 2015 год по налогу на имущество физических лиц в размере 106627 рублей и пени в размере 1107 рублей 06 копеек и по земельному налогу в размере 55696 рублей и пени в размере 270 рублей 69 копеек, а всего – 163700 рублей 75 копеек.

Взыскать с ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающего по адресу: <адрес>, в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 4474 рубля.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Железнодорожный районный суд г. Ростова-на-Дону в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья И.В. Новикова

Решение суда в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.