ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3232/2018 от 28.02.2018 Выборгского районного суда (Город Санкт-Петербург)

Дело № 2а-3232/2018 28 февраля 2018 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Выборгский районный суд Санкт-Петербурга в составе
председательствующего судьи Николаевой А.В.

с участием представителя административных истцов ФИО1, представителя административного ответчика ФИО2,

при секретаре Зуйковой А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО3 и ФИО4 к администрации Выборгского района Санкт-Петербурга об оспаривании решения,

УСТАНОВИЛ:

Административные истцы обратились в суд с требованием о признании незаконным изложенного в письме от ДД.ММ.ГГГГ решения администрации района об отмене решения от ДД.ММ.ГГГГ о согласовании перепланировки нежилых помещений в <адрес>.

В обоснование заявленных требований указали, что спорные нежилые помещения принадлежат им на праве собственности; ДД.ММ.ГГГГ администрацией района по их заявлению было принято решение о согласовании перепланировки, а впоследствии получен ордер от ДД.ММ.ГГГГ на производство плановых работ; однако ДД.ММ.ГГГГ собственники получили по почте из суда исковое заявление о приведении нежилого помещения в проектное состояние с приложением оспариваемого письма. Полагая, что действующим законодательством не предусмотрена отмена решений о согласовании перепланировки, а в оспариваемом решение отсутствуют основания для его принятия, заявители обратились с настоящим административным исковым заявлением в суд.

В судебное заседание административные истцы не явились, направили в суд своего представителя, который заявленные требования поддержал в полном объеме.

Представитель административного ответчика против удовлетворения заявленных требований возражал.

Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, принимая во внимание следующее.

Из представленных в материалы дела документов следует, что ФИО3 и ФИО4 являются собственниками (по 1/2 доле каждый) нежилых помещений , расположенных в жилом доме по адресу: <адрес>, общей площадью 106,6 кв.м и 1 296,9 кв.м соответственно; этаж: подвал-1.

ДД.ММ.ГГГГ администрацией Выборгского района Санкт-Петербурга в связи с обращением ФИО4 и ФИО3 о намерении провести перепланировку указанных выше нежилых помещений принято решение , в соответствии с которым дано согласие на перепланировку помещений в соответствии с представленной архитектурно-строительной проектной документацией.

Впоследствии письмом от ДД.ММ.ГГГГ администрация района сообщила собственникам, что на основании протокола заседания общественного совета при вице-губернаторе Санкт-Петербурга ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ администрация отменяет решение от ДД.ММ.ГГГГ о согласовании перепланировки нежилых помещений в <адрес>.

В соответствии с протоколом заседания Общественного совета при вице-губернаторе Санкт-Петербурга по содействию уполномоченным исполнительным органам государственной власти Санкт-Петербурга в осуществлении контроля за выполнением организациями жилищно-коммунального комплекса своих обязанностей от ДД.ММ.ГГГГ, на указанном заседании приняты решения: в срок до ДД.ММ.ГГГГ администрации Выборгского района провести выездное совещание по вопросу проведения работ по перепланировке нежилых помещений по адресу: <адрес>, с участием Государственной административно-технической инспекции, Комитета по градостроительству и архитектуре, организации, осуществлявшей разработку проекта перепланировки; на совершение пригласить представителя общественности Санкт-Петербурга ФИО6 и жителей дома; приостановить работы по перепланировке нежилых помещений в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, до получения результатов повторного проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросу о согласовании устройства дополнительных входов в указанные помещения; Комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга проинформировать Общественный совет об основаниях передачи в аренду (собственность) помещений, расположенных в подвале многоквартирного дома по адресу: <адрес>, на следующем заседании Общественного совета.

Впоследствии на заседании Общественного совета при вице-губернаторе Санкт-Петербурга по содействию уполномоченным исполнительным органам государственной власти Санкт-Петербурга в осуществлении контроля за выполнением организациями жилищно-коммунального комплекса своих обязанностей (согласно протоколу от ДД.ММ.ГГГГ) принято решение: администрации Выборгского района Санкт-Петербурга провести совещание с участием начальника РУВД и начальника Следственного отдела по Выборгскому району по вопросу самовольного проведения строительных работ в подвальном помещении по адресу: <адрес>; направить исковое заявление от имени администрации Выборгского района о приведении помещений в первоначальное состояние; доложить о результатах вице-губернатору Санкт-Петербурга ФИО5

Принимая во внимание, что спорное помещение хотя и является нежилым, однако расположено в многоквартирном жилом доме, суд приходит к выводу о том, что в таком случае на собственников такого помещения возложена обязанность согласования любого переустройства в порядке, аналогичном порядку, установленному ст.26 ЖК РФ, в силу чего неисполнение данного требования может повлечь и аналогичную ответственность лица, допустившего незаконное переоборудование.

Разрешая заявленные требования, суд учитывает положения пп.1.7, 1.7.1 постановления Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 года № 170 «Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда», которым предусмотрена возможность производства переоборудования (переустройство, перепланировка) жилых и нежилых помещений исключительно при наличии соответствующих разрешений, полученных в установленном порядке; а также постановления Правительства Санкт-Петербурга от 26.08.2008 года № 1078 «Об администрациях районов Санкт-Петербурга» и от 04.02.2005 года № 112 «О создании Межведомственных комиссий», в соответствии с которыми администрациям районов Санкт-Петербурга, в частности межведомственным комиссиям, предоставлено право в установленном порядке согласовывать перепланировку нежилых помещений без изменения их назначения, если при этом существенно не затрагиваются несущие конструкции здания (пункт 2.1.6.6 Положения о районной Межведомственной комиссии) и устройство дополнительных входов в нежилые помещения многоквартирного дома без изменения назначения нежилого помещения (пункт 2.1.6.7 Положения).

Порядок получения разрешения на переустройство и (или) перепланировку жилого (нежилого) помещения установлен ст.26 ЖК РФ. В соответствии с ч.2 ст.26 ЖК РФ для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого (нежилого) помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе - заявитель) в орган, осуществляющий согласование по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения, представляет документы, перечисленные в подп.1-6 ч.2 ст.26 ЖК РФ, в том числе, согласие собственников помещений многоквартирного дома на использование общего имущества.

Исходя из положений ч.ч.3-6 ст.26 ЖК РФ, решение о согласовании или об отказе в согласовании принимается по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных в соответствии с ч.2 ст.26 ЖК РФ документов органом, осуществляющим согласование, не позднее чем через сорок пять дней со дня представления указанных документов в данный орган. Данное решение является основанием проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения.

При этом полномочия Межведомственных комиссий районов по согласованию переустройства и перепланировки нежилого помещения определены в Постановлении Правительства Санкт-Петербурга от 04.02.2005 года № 112 «О создании межведомственных комиссий».

В частности, п.2.2 Положения о районной межведомственной комиссии установлено, что Комиссия осуществляет работу на основании заявления собственника помещения.

В соответствии с п.2.1.6 и подп.2.1.6.7 к полномочиям Межведомственных комиссий района относится согласование проектов устройства дополнительных входов в нежилые помещения многоквартирного дома без изменения назначения нежилого помещения.

Пунктом 3.2 Положения о районной межведомственной комиссии установлено, что вопросы, отнесенные к полномочиям Комиссии в соответствии с п.п.2.1.2-2.1.7 настоящего Положения, рассматриваются Комиссией на основании представленных документов с выездом на место для обследования в случае необходимости.

Из содержания подп.4.2.2 п.4 (организация деятельности Комиссии) следует, что Комиссии вправе опрашивать жильцов и арендаторов домов (помещений) в целях уточнения информации, необходимой для принятия Комиссией решения.

Согласно п.3.2. Положения о районной межведомственной комиссии по окончании работы Комиссии составляется заключение, а в случаях обследования – акт обследования в трех экземплярах.

После принятия администрацией района Санкт-Петербурга на основании полученного заключения Комиссии соответствующего решения Комиссия в пятидневный срок направляет по одному экземпляру распоряжения администрации района Санкт-Петербурга и заключения Комиссии заявителю.

Таким образом, из приведенных положений ст.26 ЖК РФ, в их совокупности с приведенными положениями Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 04.02.2005 года № 112 следует, что районная межведомственная комиссия не наделена правом повторно рассматривать уже ранее рассмотренное заявление о согласовании проекта переустройства (перепланировки) нежилого помещения или самостоятельно отменять ранее принятое решение о согласовании переустройства (перепланировки).

Из п.2.2 Положения о районной межведомственной комиссии следует, что Комиссия осуществляет работу на основании заявления не только собственника помещения, но и на основании заключения органа, уполномоченного на проведение регионального жилищного надзора, органов государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека по вопросам, отнесенным к их компетенции. Однако в ходе рассмотрения дела суду стороной административного ответчика не представлено доказательств обращения уполномоченных органов в администрацию Выборгского района Санкт-Петербурга с заявлением (заключением) по вопросу правомерности решения межведомственной комиссии администрации Выборгского района Санкт-Петербурга ДД.ММ.ГГГГ о согласовании проекта перепланировки (переустройства) нежилых помещений, принадлежащих ФИО4 и ФИО3 на праве собственности.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что, отменяя по своему усмотрению ранее вынесенное решение о согласовании перепланировки спорного нежилого помещения, администрация Выборгского района Санкт-Петербурга вышла за пределы своих полномочий, предоставленных положениями ст.26 ЖК РФ и Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 04.02.2005 года № 112 «О создании межведомственных комиссий», самостоятельно трактовав приведенные положения, а также делегированные им на заседании Общественного совета при вице-губернаторе Санкт-Петербурга по содействию уполномоченным исполнительным органам государственной власти Санкт-Петербурга в осуществлении контроля за выполнением организациями жилищно-коммунального комплекса своих обязанностей от ДД.ММ.ГГГГ полномочия.

Принимая во внимание отсутствие в материалах дела документов, свидетельствующих об извещении ФИО4 об оспариваемом решении ранее ДД.ММ.ГГГГ, суд не усматривает оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований в связи с пропуском срока обращения в суд, учитывая, что административное исковое заявление поступило в суд ДД.ММ.ГГГГ.

При таких обстоятельствах, суд находит оспариваемое решение администрации района не соответствующим действующему законодательству, в связи с чем удовлетворяет требования административных истцов в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.177-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Признать незаконным решение администрации Выборгского района Санкт-Петербурга, изложенное в письме от ДД.ММ.ГГГГ, об отмене решения от ДД.ММ.ГГГГ о согласовании перепланировки нежилых помещений , расположенных по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца.

Судья (подпись) А.В. Николаева

Решение принято в окончательной форме 12.03.2018 года

Копия верна. Судья: