ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3234/20 от 02.12.2020 Первомайского районного суда г. Кирова (Кировская область)

Административное дело № 2а-3234/2020

43RS0003-01-2020-005029-41

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

02 декабря 2020 года город Киров

Первомайский районный суд города Кирова в составе:

председательствующего судьи Рогачёвой Ю.А.,

при секретаре Крутоумовой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ООО фирма "Арион" к администрации муниципального образования "город Киров" о признании постановлений незаконными,

УСТАНОВИЛ:

ООО фирма "Арион" обратилось в суд с административным иском к администрации муниципального образования "город Киров", ссылаясь на то, что ООО фирма "Арион" (далее – Общество) осуществляло торговую деятельность через нестационарные торговые объекты (далее – НТО), расположенные на территории г. Кирова, на основании заключенных договоров, по адресам: {Адрес}. Право размещения НТО по указанным адресам возникло у Общества на основании распоряжения заместителя главы администрации г. Кирова, начальника ТУ по Ленинскому району от {Дата}{Номер} и распоряжения заместителя главы администрации г. Кирова, начальника ТУ по Первомайскому району от {Дата}{Номер}. Размещение НТО по данным адресам ранее предусматривалось схемой размещения НТО на территории г. Кирова, утвержденной постановлением администрации г. Кирова от 31.10.2016 № 3672-п. Между тем, постановлением администрации г. Кирова от 01.11.2019 № 2733-П утверждена новая схема размещения НТО, из которой приведенные в административном иске НТО исключены в нарушение требований федерального законодательства, что влечет административное сокращение и прекращение бизнеса.

С учетом уточнения требований от {Дата} просит:

- признать недействительными в части, не соответствующей части 6 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», и нарушающими гражданские права и охраняемые законом интересы Общества и неопределенного круга лиц:

постановление администрации города Кирова от 09.01.2014 № 22п «Об утверждении Порядка разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «Город Киров»;

постановление администрации города Кирова от 21.01.2019 № 91-п «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «предоставление права на размещение нестационарного торгового объекта на территории «муниципального образования»;

постановление администрации города Кирова от 01.11.2019 № 2733-п «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «Город Киров» на период с 01.01.2020 по 31.12.2022».

Недействительность данных актов и несоответствие их части 6 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 №381-ФЗ заключается в не включении в эти нормативно-правовые акты (исключение из них) положений части 6 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 №381-ФЗ, а именно положений, что « ».

Просят обязать администрацию города Кирова привести названные постановления администрации города Кирова в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» путем включения в текст постановлений нормы о том, что «утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы»;

- обязать администрацию города Кирова устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем включения в Схему размещения НТО на территории муниципального образования «Город Киров» на период с 01.01.2020 по 31.12.2022» НТО, расположенные по адресу: {Адрес}.

Определением суда от {Дата} исковые требования ООО фирма «Арион» к администрации г. Кирова о возложении на администрацию г. Крова обязанности включения нестационарных торговых объектов, расположенных адресам: {Адрес}, в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «Город Киров» на период с 01.01.2020 по 31.12.2022 оставлены без рассмотрения на основании пункта 4 части 1 статьи 196 Кодекса административного судопроизводства РФ.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 уточненные требования иска поддержала в полном объеме.

Представитель административного ответчика администрации муниципального образования "город Киров" ФИО2 уточненные требования не признала, пояснила, что оспариваемые постановления приняты в соответствии в требованиями закона, не противоречат положениям Федерального закона от 28.12.2009 №381-ФЗ. Дублировать нормы федерального законодательства в постановлениях администрации города Кирова требуется, и это не является основанием для признания постановлений недействительными. Положения Федерального закона от 28.12.2009 №381-ФЗ, в том числе, части 6 статьи 10, обязательны для исполнения вне зависимости от их включения в местные НПА.

Законность и обоснованность не включения НТО ООО фирмы "Арион" в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «Город Киров» на период с 01.01.2020 по 31.12.2022 были предметом судебного рассмотрения, соблюдение требований закона при принятии решения судом проверено.

Помощник прокурора г. Кирова Ренжин А.Д. считает исковые требования не подлежащими удовлетворению, оспариваемые постановления соответствуют действующему законодательству.

Выслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

С административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что оспариваемым актом нарушены, нарушаются или могут быть нарушены их права, свободы и законные интересы, в том числе лица, в отношении которых применен этот акт, а также иные лица, чьи права, свободы, законные интересы затрагиваются данным актом (пункт 3 части 1 статьи 128, часть 1 статьи 208 КАС РФ).

В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Судом установлено, что ООО фирма "Арион" осуществляло торговую деятельность через нестационарные торговые объекты, расположенные на территории г. Кирова, на основании заключенных договоров, по адресам: {Адрес}

Право размещения НТО по указанным адресам возникло у Общества на основании распоряжения заместителя главы администрации г. Кирова, начальника ТУ по Ленинскому району от {Дата}{Номер} и распоряжения заместителя главы администрации г. Кирова, начальника ТУ по Первомайскому району от {Дата}{Номер}.

Размещение НТО по данным адресам ранее предусматривалось схемой размещения НТО на территории г. Кирова, утвержденной постановлением администрации г. Кирова от {Дата}{Номер}

Между тем, постановлением администрации г. Кирова от 01.11.2019 № 2733-П утверждена новая схема размещения НТО, из которой приведенные в административном иске НТО исключены.

Административный ответчик полагает, что оспариваемые постановления администрации г. Кирова в связи с не включением в эти нормативно-правовые акты (исключение из них) положений части 6 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 №381-ФЗ в части того, что «утверждения схемы размещения НТО, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения НТО, строительство, реконструкция и эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы» являются не действительными, нарушают права Общества тем, что их применение привело к фактическому прекращению деятельности Общества вследствие невозможности продолжения торговой деятельности в названных НТО из-за их невключения в новую схему размещения НТО.

Рассматривая заявленные требования, проверив и оценив доводы сторон, суд приходит к следующему.

Административный истец оспаривает три нормативно-правовых акта:

- постановление администрации города Кирова от 09.01.2014 № 22п «Об утверждении Порядка разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «Город Киров»;

- постановление администрации города Кирова от 21.01.2019 № 91-п «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «предоставление права на размещение нестационарного торгового объекта на территории «муниципального образования»;

- постановление администрации города Кирова от 01.11.2019 № 2733-п «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «Город Киров» на период с 01.01.2020 по 31.12.2022».

Данные акты являются нормативно-правовыми, соответствуют признакам, указанным в пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами": изданы в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, имеют правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Порядок разработки и утверждения органами местного самоуправления Кировской области схемы размещения нестационарных торговых объектов (далее - Порядок), устанавливающий процедуру разработки, утверждения и изменения органами местного самоуправления Кировской области, определенными в соответствии с уставом муниципального образования (далее - органы местного самоуправления), схем размещения нестационарных торговых объектов (далее - схема) на территории муниципальных образований Кировской области определен Приказом министерства экономического развития и поддержки предпринимательства Кировской области от 20.09.2019 №117 «Об утверждении Порядка разработки и утверждения органами местного самоуправления Кировской области схемы размещения нестационарных торговых объектов».

В соответствии с пунктом 23 части 6 статьи 29 Устава МО «Город Киров», утвержденного решением Кировской городской Думы от 29.06.2005 № 42/19 администрация г.Кирова обладает компетенцией по разработке и утверждению схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории МО «Город Киров».

Постановление администрации города Кирова от 01.11.2019 № 2733-п «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «Город Киров» на период с 01.01.2020 по 31.12.2022» опубликовано в газете «Наш Город. Газета муниципального образования «Город Киров», № 106(1283), 08.11.2019.

Решением Кировской городской Думы от 30.05.2012 № 3/18 «Об опубликовании (обнародовании) правовых актов органов местного самоуправления муниципального образования «Город Киров» официальным опубликованием (обнародованием) правовых актов органов местного самоуправления муниципального образования «Город Киров» определено считать первую публикацию полного текста в печатных изданиях «Наш Город. Газета муниципального образования «Город Киров» или первое размещение (опубликование) полного текста на официальном портале правовой информации органов местного самоуправления муниципального образования «Город Киров» (право-киров.рф) в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в виде электронной копии бумажного документа в случае регистрации портала в установленном порядке в качестве сетевого издания.

Постановление администрации города Кирова от 09.01.2014 № 22-П «Об утверждении Порядка разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «Город Киров» принято администрацией города Кирова в соответствии со статьями 7, 16, 43 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьями 1 О, 17 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», приказом министерства экономического развития и поддержки предпринимательства Кировской области от 20.09.2019 № 117 «Об утверждении Порядка разработки и утверждения органами местного самоуправления Кировской области схемы размещения нестационарных торговых объектов» и статьей 29 Устава муниципального образования «Город Киров».

Постановление № 22-п опубликовано в газете «Наш город. Газета муниципального образования «Город Киров» № 2(558) от 17.01.2014, все последующие постановления о внесении изменений в постановление № 22-п также опубликованы в официальном издании «Наш город. Газета муниципального образования «Город Киров».

Постановление администрации города Кирова от 21.01.2019 № 91-п «06 утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление права на размещение нестационарного торгового объекта на территории муниципального образования» принято в соответствии со статьей 13 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», Федеральным законом от 28.12.2009 №

381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», постановлением администрации города Кирова от 20.07.2016 № 2256-п «Об административных регламентах муниципальных услуг, предоставляемых администрацией муниципального образования «Город Киров», административных регламентах осуществления муниципального контроля». Данный правовым актом регламентирована процедура оказания муниципальной услуги, в том числе сроки ее предоставления, подарок обращения с заявлением, причины отказа в ее предоставлении. Данное постановление опубликовано в издании «Наш Город. Газета муниципального образования «Город Киров», № 5(1182), 25.01.2019.

Учитывая изложенное, оспариваемые нормативно-правовые акты приняты в рамках компетенции администрации МО «Город Киров», опубликованы в установленном законом порядке, вступили в силу.

В силу пункта 2.1. Порядка разработки и утверждения органами местного самоуправления Кировской области схемы размещения нестационарных торговых объектов, утвержденного Приказом министерства экономического развития и поддержки предпринимательства Кировской области от 20.09.2019 №117, схема размещения НТО разрабатывается органами местного самоуправления с учетом необходимости развития конкуренции и обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.

В соответствии с пунктом 2.2. данного Порядка при разработке схемы размещения орган местного самоуправления должен учитывать требования Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации, земельного, градостроительного законодательства, законодательства в области охраны окружающей среды, в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, в области сохранения, использования, популяризации и использования объектов культурного наследия, в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, законодательства о пожарной безопасности, о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также требования Федерального закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака».

Таким образом, при разработке и утверждении схемы размещения НТО положения федерального законодательства учитываются в обязательном порядке, дублирование их в нормативно-правовых актах органов местного самоуправления не требуется.

Само по себе отсутствие в опарываемых актах положений, что «утверждение схемы размещения НТО, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения НТО, строительство, реконструкция и эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы», не свидетельствует об их несоответствии и противоречии положениям Федерального закона от 28.12.2009 №381-ФЗ.

Воспроизведение в опарываемых актах положений нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, само по себе не свидетельствует о незаконности оспариваемого акта (пункт 28 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами").

Согласно пункту 62 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.

Несоответствие оспариваемых актов Федеральному закону от 28.12.2009 №381-ФЗ судом не установлено, а потому оснований для признания их недействительными не имеется.

В соответствии со статьей 11 Гражданского кодекса РФ суд осуществляет защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав.

Статьей 12 Гражданского кодекса РФ определены способы защиты гражданских прав, в частности защита гражданских прав осуществляется путем признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления. Нормативный акт, не соответствующий закону и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным (статья13 Гражданского кодекса РФ).

Законом не предусматривается такой способ защиты права как приведение муниципальных правовых актов в соответствие с федеральным законодательством, если такие акты не противоречат федеральному закону.

Таким образом, требование административного истца о возложении на администрацию города Кирова обязанности привести названные постановления администрации города Кирова в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» путем включения в текст постановлений нормы части 6 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» удовлетворению не подлежит.

Исследовав и оценив в совокупности собранные по делу доказательства, в силу требований вышеприведенных правовых норм, суд отказывает в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 174, 175-177, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ООО фирма "Арион" к администрации муниципального образования "город Киров" о признании недействительными постановления администрации города Кирова от 09.01.2014 № 22-п «Об утверждении Порядка разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «Грод Киров»;

постановления администрации города Кирова от 21.01.2019 № 91-п «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление права на размещение нестационарного торгового объекта на территории муниципального образования «Город Киров»;

постановления администрации г. Кирова от 01.11.2019 № 2733-П «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «Город Киров» на период с 01.01.2020 по 31.12.2022» и о возложении обязанности привести указанные нормативные правовые акты в соответствие с Федеральным законом от 12.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кировский областной суд через Первомайский районный суд г. Кирова в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий /подпись/ Ю.А. Рогачёва

Мотивированное решение изготовлено 11.12.2020 года.