ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3235/19 от 05.11.2019 Первомайского районного суда г. Мурманска (Мурманская область)

Дело № 2а-3235/19

Мотивированное решение изготовлено 05 ноября 2019 года.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

30 октября 2019 года город Мурманск

Первомайский районный суд города Мурманска в составе: председательствующего судьи Мильшина С.А.,

при секретаре Желтовой О.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по *** области к Благотворительному фонду помощи животным «Дворянская губерния» о ликвидации и исключении сведений из Единого государственного реестра юридических лиц,

У С Т А Н О В И Л:

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по *** области обратилось в суд с административным иском к Благотворительному фонду помощи животным «Дворянская губерния» о ликвидации и исключении сведений из Единого государственного реестра юридических лиц.

В обоснование заявленных требований указано, что Министерством юстиции Российской Федерации по *** области в адрес Фонда неоднократно были вынесены предупреждения о нарушении законодательства Российской Федерации в связи с непредставлением с *** года в нарушение статьи 19 Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» и статьи 32 ФЗ «О некоммерческих организациях» отчетов о своей деятельности, в том числе сведений о финансово-хозяйственной деятельности, ее содержании и результатах, в орган, принявший решение о его регистрации. Вместе с тем, административным ответчиком до настоящего времени нарушения законодательства не устранены в полной мере.

Ссылаясь на пункт 10 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» административный истец просит суд ликвидировать Благотворительный фонд помощи животным «Дворянская губерния» и исключить сведения о данной некоммерческой организации из Единого государственного реестра юридических лиц, взыскать с административного ответчика государственную пошлину.

Представители административного истца по доверенности ФИО3, ФИО4 заявленные требования поддержали в полном объеме, настаивали на их удовлетворении.

Законный представитель административного ответчика Благотворительный фонд помощи животным «Дворянская губерния» ФИО5 в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований.

Представитель административного ответчика Благотворительный фонд помощи животным «Дворянская губерния» по доверенности ФИО6, *** привлеченная к участию в деле в качестве заинтересованного лица, в судебном заседании возражала против удовлетворения административного иска, поскольку допущенные нарушения не повлекли за собой каких-либо последствий, не являются безусловным основанием для ликвидации юридического лица.

Заинтересованное лицо ФИО7 в судебное заседание не явилась, извещена посредством телефонограммы.

Выслушав лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.

Федеральный закон от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон N 7-ФЗ) определяет правовое положение, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций как юридических лиц, формирования и использования имущества некоммерческих организаций, права и обязанности их учредителей (участников), основы управления некоммерческими организациями и возможные формы их поддержки органами государственной власти и органами местного самоуправления (п. 1 ст. 1).

Согласно ст. 2 Закона N 7-ФЗ некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками (п. 1).

Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ (п. 2).

Некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), общин коренных малочисленных народов Российской Федерации, казачьих обществ, некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами (п. 3).

Некоммерческая организация считается созданной как юридическое лицо с момента ее государственной регистрации в установленном законом порядке.

Из материалов дела следует, что *** Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по *** области зарегистрирован Благотворительный фонд помощи животным «Дворянская губерния».

Установлено, что ***, а также *** уполномоченному лицу Благотворительного фонда помощи животным «Дворянская губерния» были вручены памятки о необходимости представления ежегодной отчетности в установленный законодательством Российской Федерации срок.

Пунктом 3 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» на некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, возложена обязанность представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников.

В силу пункта 3.1 названной статьи некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от иностранных источников, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие настоящему пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности в сроки, которые определяются уполномоченным органом.

Согласно пункту 3.2 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации, указанные в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны ежегодно размещать в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или предоставлять средствам массовой информации для опубликования сообщение о продолжении своей деятельности.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2006 года N 212 «О мерах по реализации отдельных положений Федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» некоммерческая организация, если иной порядок не установлен федеральными законами об отдельных видах некоммерческих организаций, представляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный принимать решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений, или его территориальный орган, к компетенции которого отнесено принятие решения о государственной регистрации этой организации, документы, содержащие отчет о ее деятельности, сведения о персональном составе ее руководящих органов, а также документы, содержащие сведения о расходовании денежных средств и использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.

Формы указанного отчета (ОН0001 и ОН0002) утверждены Приказом Минюста РФ от 29 марта 2010 года N 72 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций».

Порядок размещения в сети Интернет отчетов о деятельности и сообщений о продолжении деятельности некоммерческих организаций утвержден Приказом Минюста РФ от 07 октября 2010 года N 252.

На основании пункта 10 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.

*** в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по *** области поступили отчеты о благотворительной деятельности Благотворительного фонда помощи животным «Дворянская губерния» в *** годах.

По результатам рассмотрения отчетов было установлено, что в нарушение пункта 2 ст.19 Федерального закона от 11 августа 1995 года №135-Ф3 «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» отчеты не содержат сведений о финансово-хозяйственной деятельности, подтверждающих соблюдение требований указанного Федерального закона по использованию имущества и расходованию средств благотворительной организации.

Кроме того, в представленных отчетах было указано, что проводились благотворительные программы: в *** году – мероприятия, в *** году – митинги.

Кроме того, согласно отчету за *** год, *** Фондом был проведен митинг. Однако, согласно информации, имеющейся у административного истца *** мероприятие проводилось группой граждан, а не Благотворительным фондом помощи животным «Дворянская губерния», целью которого была профилактика жестокого обращения с бездомными и домашними животными, популяризация соблюдения законодательства содержания владельческих животных. Иных мероприятий, согласованных с органами власти, *** на территории *** области не проводилось.

Также согласно отчету *** Фондом был проведен митинг в поддержку Всероссийской акции «Закон нужен сейчас», однако данное мероприятие также проводилось группой граждан, а не Благотворительным фондом помощи животным «Дворянская губерния», целью которого была профилактика жестокого обращения с бездомными и домашними животными, популяризация соблюдения законодательства содержания владельческих животных. Иных мероприятий, согласованных с органами власти, *** на территории *** области не проводилось.

Согласно заявлениям за *** гг. указанная информация размещена по электронному адресу *** вместе с тем при мониторинге указанной ссылки на электронный ресурс установлено, что указанная информация не достоверна, отчет о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в уполномоченный орган или его территориальный орган на указанном Интернет-ресурсе не размещен.

Таким образом, информация, указанная в отчетах Благотворительного фонда помощи животным «Дворянская губерния», является недостоверной, содержит существенно искаженные сведения и не может рассматриваться в качестве документа, подтверждающего осуществление деятельности Фондом.

*** Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по *** области в адрес Благотворительного фонда помощи животным «Дворянская губерния» вынесено предупреждение с требованием устранить в срок до *** нарушения законодательства Российской Федерации, указанные в предупреждении.

Нарушения законодательства Фондом в установленный срок устранены не были, в связи с чем *** в отношении Благотворительного фонда помощи животным «Дворянская губерния» был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 ст.19.5 КоАП РФ.

Постановлением мирового судьи судебного участка *** от *** Благотворительный фонд помощи животным «Дворянская губерния» был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 ст.19.5 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде штрафа в размере 10 000 рублей.

*** Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по *** области в адрес Фонда вновь было вынесено предупреждение с требованием устранить в срок до *** нарушения законодательства.

До настоящего времени требование не исполнено.

*** Управлением в отношении Благотворительного фонда помощи животным «Дворянская губерния» за непредставление отчета о благотворительной деятельности в *** году был составлен протокол об административном правонарушении по ст.19.7 КоАП РФ.

Постановлением мирового судьи судебного участка *** от *** благотворительный фонд признан виновным в совершении административного правонарушения и привлечен к административной ответственности по основаниям, предусмотренным ст. 19.7 КоАП РФ с назначением наказания в виде предупреждения.

*** Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по *** области в отношении Благотворительного фонда помощи животным «Дворянская губерния» было вынесено предупреждение о недопустимости нарушения законодательства Российской Федерации с требованием представить в срок до ***: отчет о благотворительной деятельности в *** годах; информацию об осуществлении деятельности по формированию имущества, изыскании финансовых средств, о реализации программ по благотворительной деятельности; документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства по формам ОН0001 и ОН0002, утвержденным Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 29 марта 2010 года №72 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций» (или сообщение о продолжении деятельности и соответствии требованиям п.3.1 ст. 32 Федерального закона от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях»), за *** год; информацию об опубликовании в средствах массовой информации или размещении в сети Интернет сообщений о продолжении деятельности или отчетов о деятельности в *** году в объеме сведений, представляемых в уполномоченный орган, со ссылкой на электронный ресурс или средство массовой информации; пакет документов для внесения изменений в сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ, в части сведений об адресе (месте нахождения) некоммерческой организации, по которому осуществляется связь с юридическим лицом; в случае принятия решения о ликвидации фонда представить в Управление пакет документов для начала процедуры ликвидации.

В ответ на указанное требование административным ответчиком в адрес Управления был представлен отчет о благотворительной деятельности за *** год.

*** Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по *** области в отношении Благотворительного фонда помощи животным «Дворянская губерния» за нарушение сроков представления ежегодной отчетности о благотворительной деятельности был составлен протокол об административном правонарушении по ст.19.7 КоАП РФ.

Постановлением мирового судьи судебного участка *** от *** благотворительный фонд был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.7 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде предупреждения.

Проанализировав установленные обстоятельства, суд приходит к выводу, что привлечение Благотворительного фонда помощи животным «Дворянская губерния» к административной ответственности является адекватной и достаточной мерой реагирования на нарушение юридическим лицом требований закона.

Ликвидация некоммерческой организации является одним из видов ответственности юридических лиц за допущенные нарушения, основания применения которой предусмотрены статьей 61 Гражданского кодекса Российской Федерации.

На основании пункта 3 названной статьи юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов (подпункт 3).

В силу п. 2 ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

По смыслу действующего законодательства, данная санкция не может применяться по одному лишь формальному основанию - в связи с неоднократностью нарушений обязательных для юридических лиц правовых актов. Исходя из общеправовых принципов юридической ответственности (в том числе наличия вины) и установленных статьей 55 Конституции Российской Федерации критериев ограничения прав и свобод, указанная норма предполагает, что неоднократные нарушения закона в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить суду с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных им последствий, принять решение о ликвидации юридического лица в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц.

Ликвидация юридического лица как мера реагирования на нарушение действующего законодательства должна применяться в соответствии с общеправовыми принципами юридической ответственности и быть соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям.

По мнению суда, допущенные административным ответчиком нарушения, не могут служить достаточным основанием для прекращения деятельности организации, поскольку деятельность административного ответчика как юридического лица фактически не прекращалась как на протяжении всего заявленного истцом периода времени, так и в настоящее время.

В судебном заседании установлено, что благотворительным фондом безвозмездно используется нежилое помещение для размещения ***, расположенное по адресу: *** Кроме того, факт осуществления деятельности БФПЖ «Дворянская губерния» находит свое подтверждение в представленных в материалы дела постановления об отказе в возбуждении уголовного дела от ***, вынесенного участковым уполномоченным ОП по обслуживанию ***ФИО1, а также письме начальника *** «Управление по ГОЧС и ПБ *** области» ФИО2 от ***.

С учетом изложенного суда полагает возможным отказать в удовлетворении исковых требований, поскольку материалы дела не содержат доказательств, свидетельствующих о неустранимых нарушениях, допущенных благотворительным фондом, которые с учетом конкретных обстоятельств и наступивших последствий являются достаточным основанием для принятия решения о его ликвидации. При этом суд принимает во внимание возможность устранения допущенных нарушений.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по *** области к Благотворительному фонду помощи животным «Дворянская губерния» о ликвидации и исключении сведений из Единого государственного реестра юридических лиц оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Первомайский районный суд г. Мурманска в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий С.А. Мильшин

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***